Статья 19.1. Государственный надзор в сфере туристской деятельности

Глава VIII.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 19.1. Государственный надзор в сфере туристской деятельности

Комментарий к статье 19.1 Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»

1. Статья 19.1 комментируемого Закона, устанавливающая порядок осуществления государственного надзора в сфере туризма, была введена ФЗ от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ.

Законодателем определены два вида государственного надзора:

а) государственный надзор за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма;

б) государственный надзор в области защиты прав потребителей при осуществлении туристской деятельности.

Государственный надзор в туристской сфере призван обеспечить соблюдение законодательства РФ всеми участниками туристской деятельности, защиту прав и законных интересов туристов и (или) иных заказчиков. Однако, в целях недопущения вмешательства органов государственной власти в деятельность субъектов, участвующих в формировании туристского продукта, его реализации, законодателем установлены жесткие рамки, ограничивающие произвол органов государственной власти при осуществлении государственного надзора в сфере туризма.

Государственный надзор за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок осуществления данного вида государственного надзора устанавливается ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ. В соответствии со ст. 2 указанного Закона применительно к деятельности туроператоров под государственным надзором за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, требований, установленных ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами.

Основными принципами защиты прав туроператоров, объединения туроператоров в сфере выездного туризма при осуществлении государственного надзора являются:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция добросовестности юридических лиц;

3) открытость и доступность для юридических лиц нормативных правовых актов РФ, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного надзора, а также информации об организации и осуществлении государственного надзора, о правах и об обязанностях органов государственного надзора, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ;

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного надзора, их должностных лиц;

5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица несколькими органами государственного контроля (надзора) проверок исполнения одних и тех же обязательных требований;

6) недопустимость требования о получении юридическими лицами разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) ответственность органов государственного надзора, их должностных лиц за нарушение законодательства РФ при осуществлении государственного надзора;

8) недопустимость взимания органами государственного надзора с юридических лиц платы за проведение мероприятий по контролю;

9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного надзора проверок, в том числе мероприятий по контролю;

10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов РФ в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов РФ (ст. 3).

Определение федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных федеральных органов исполнительной власти и их полномочий должны осуществляться Президентом РФ и Правительством РФ. На сегодняшний день федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма, не определен. Данные функции могут быть возложены как на Федеральное агентство по туризму, так и на иной орган исполнительной власти.

2. Помимо государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма, должен осуществляться федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.

Согласно комментируемой статье при осуществлении туристской деятельности федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей.

В соответствии с п. 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 мая 2012 г. N 412, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором).

На основании ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя:

1) организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, предписаний должностных лиц органа государственного надзора;

2) организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

3) применение в порядке, установленном законодательством РФ, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;

4) систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности;

5) статистическое наблюдение в области обеспечения защиты прав потребителей, учет и анализ случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу потребителей, связанных с приобретением и использованием товаров (работ, услуг) с недостатками, опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах);

6) ежегодное проведение анализа и оценки эффективности федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;

7) ежегодную подготовку на основании результатов вышеуказанной деятельности государственных докладов о защите прав потребителей в РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

При осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей проводятся следующие мероприятия:

а) оценка соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей;

б) рассмотрение, анализ и оценка сведений (информации), содержащихся в документах, устанавливающих организационно-правовую форму, права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, правоотношения с гражданами (потребителями) или используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности и связанных с исполнением ими обязательных требований, в том числе сведений, содержащихся на их сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

в) рассмотрение, анализ и оценка сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

г) рассмотрение, анализ и оценка условий договоров, заключенных с потребителями, в части их соответствия правилам, установленным законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей;

д) проверка соблюдения правил продажи отдельных видов товаров, оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ;

е) осмотр и обследование помещений, зданий, сооружений, транспортных средств и иных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг;

ж) отбор образцов (проб) товаров, результатов работ (услуг) и проведение их исследований, измерений, испытаний;

з) проведение экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственных связей выявленных нарушений обязательных требований с фактами причинения вреда жизни, здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу потребителей (п. 7 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей).

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code