Статья 17.6. Договор страхования ответственности туроператора

 Комментарий к статье 17.6 Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»

1. Статьей 17.6 комментируемого Закона регулируются вопросы, связанные с заключением туроператором договора страхования своей ответственности со страховой организацией.

В соответствии с частью первой комментируемой статьи туроператор в порядке и на условиях, которые установлены комментируемым Законом, за свой счет осуществляет страхование риска своей ответственности, которая может наступить вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

В научной литературе часто рассматривается вопрос, добровольным или обязательным является страхование ответственности туроператора.

Раскрывая понятие обязательного страхования, п. 1 ст. 935 ГК РФ устанавливает, что законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать:

а) жизнь, здоровье или имущество других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу;

б) риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами.

Согласно ст. 936 ГК РФ обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком. Кроме того, данной нормой установлено, что обязательное страхование осуществляется за счет страхователя.

Фактически можно говорить о том, что комментируемый Закон обязывает туроператоров страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта. То есть налицо признаки обязательного страхования.

Однако туроператор вправе выбирать формы такого страхования — он может заключить договор страхования со страховой организацией, а может заключить договор банковской гарантии с кредитной организацией. Такая конструкция не вписывается в понятие обязательного страхования, приведенного выше, и может рассматриваться как признак добровольного страхования.

Все же полагаем, что страхование ответственности туроператора ближе к обязательному страхованию, т.к. изначально страхование осуществляется не по доброй воле туроператора, а в силу необходимости исполнить требования комментируемого Закона.

Таким образом, полагаем, что договор страхования ответственности туроператора является договором обязательного страхования с учетом особенностей, установленных комментируемым Законом.

2. Согласно п. 3 ст. 936 ГК РФ законом должны быть определены объекты, подлежащие обязательному страхованию.

Перечень возможных объектов страхования установлен ст. 4 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». К ним относятся:

1) имущественные интересы, связанные:

а) с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);

б) с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).

2) имущественные интересы, связанные, в частности, с:

а) владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);

б) обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);

в) осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).

Применительно к туристской сфере объектом страхования ответственности туроператора являются имущественные интересы туроператора, связанные с риском возникновения обязанности возместить туристам и (или) иным заказчикам реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

3. Помимо объекта страхования, в соответствии с п. 3 ст. 936 ГК РФ законом должны быть установлены также риски, от которых туроператоры должны быть застрахованы, т.е. страховые случаи.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. При этом событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.

Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

Согласно части третьей комментируемой статьи страховым случаем по договору страхования ответственности туроператора является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, при условии, что это произошло в течение срока действия договора страхования ответственности туроператора.

Не совсем удачная конструкция нормы породила в научной литературе множество споров по поводу того, что именно должно произойти в течение срока действия договора страхования ответственности туроператора — факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, либо само событие, повлекшее причинение туристу и (или) иному заказчику реального ущерба.

Представляется, что комментируемую норму следует рассматривать в совокупности со ст. 17.3 Закона, в соответствии с которой требование о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора может быть предъявлено туристом и (или) иным заказчиком страховщику или гаранту по основаниям, возникшим как в течение срока действия финансового обеспечения, так и до начала срока действия финансового обеспечения, а также с учетом принципа непрерывности финансового обеспечения.

Исходя из комплексного анализа указанных норм, можно сделать вывод о том, что страховым случаем по договору страхования ответственности туроператора является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, при условии, что установление этого факта произошло в течение срока действия договора страхования ответственности туроператора.

Данный вывод подтверждается п. 3.2 Стандартных правил гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, положением, согласно которому страховым случаем при страховании риска ответственности туроператора является факт возникновения его ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора о реализации туристского продукта, то есть факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику туристского продукта реальный ущерб, при условии, что это произошло в течение срока действия договора страхования.

4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи требование о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора должно быть предъявлено туристом и (или) иным заказчиком, а в установленных случаях также объединением туроператоров в сфере выездного туризма страховщику в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ.

Как уже отмечалось, данная норма вступает в противоречие с ч. 7 ст. 17.5 Закона, в соответствии с которой письменное требование туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть предъявлено страховщику или гаранту в течение срока действия финансового обеспечения.

Основываясь на нормах гражданского законодательства, на практике следует применять комментируемую норму.

Особенности применения срока исковой давности установлены ГК РФ. В частности, ст. 196 ГК РФ устанавливается общий срок исковой давности, который составляет три года.

Однако следует учитывать, что требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности (ст. 199 ГК РФ). Исковая давность в данном случае применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Пропущенный срок исковой давности может быть восстановлен в соответствии со ст. 205 ГК РФ, которой установлено, что в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. В этом случае причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев — в течение срока давности.

5. Частью 5 комментируемой статьи установлено, что страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения туристу и (или) иному заказчику, если турист и (или) иной заказчик обратились к страховщику с требованием о возмещении упущенной выгоды и (или) компенсации морального вреда, возникших в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Данная норма фактически не несет в себе какой-либо правовой нагрузки, т.к. ст. 17.1 комментируемого Закона уже закреплено, что финансовое обеспечение туроператора покрывает только реальные убытки туриста и (или) его заказчика. Соответственно, имущественные интересы туроператора, связанные с риском возникновения обязанности возместить туристам и (или) иным заказчикам упущенную выгоду и (или) компенсировать моральный вред, возникшие в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, не являются объектами страхового возмещения.

Однако если рассматривать Закон как основной инструмент защиты туристов от действий недобросовестных туроператоров, то комментируемую норму можно рассматривать в качестве способа максимально конкретизировать отношения между туристом и (или) иным заказчиком в целях минимизации злоупотреблений различного рода.

6. Много возражений вызывает норма ч. 6 комментируемой статьи, согласно которой страховщик не освобождается от выплаты страхового возмещения туристу и (или) иному заказчику по договору страхования ответственности туроператора, если страховой случай наступил вследствие умысла туроператора.

Действительно, данная норма вступает в прямое противоречие с п. 1 ст. 963 ГК РФ, в соответствии с которой страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица.

Цель законодателя в данном случае ясна — обеспечить максимальную защиту туристов. Однако, с правовой точки зрения, даже в самых благих целях недопустимо устанавливать нормы, противоречащие основополагающим правилам поведения.

Первой туристической компанией, которая умышленно прекратила свою работу и не смогла отправить на отдых туристов, купивших путевки, стала компания «Алеа». За ней последовала компания «Детур».

Страховщики оплачивали убытки туристов, связанные с неисполнением обязательств данными туроператорами, несмотря на то, что здесь налицо прямое мошенничество фирм.

В ситуации с «Детуром», в свою очередь, ГУВД Москвы отказало в возбуждении уголовного дела в отношении руководителей этого туроператора. Инициировать уголовное разбирательство требовали Федеральное агентство по туризму и Ассоциация туроператоров России. Представители ассоциации надеялись, что если в рамках уголовного дела будет расследована финансовая деятельность турфирмы, то, возможно, появятся средства на возмещение ущерба всем пострадавшим туристам.

Ясно, что доказать умысел туроператора можно будет только в судебном порядке, однако, поскольку в типовых правилах страхования не предусмотрена процедура страховой выплаты в случае отсутствия (исчезновения, ухода с рынка и т.п.) страхователя, до внесения соответствующих изменений в правила страхования существует опасность признания налоговыми органами выплат потерпевшим в данном случае нестраховыми.

Главный недостаток существующей системы взаимоотношений между туроператором и потребителем туристических услуг заключается в том, что на практике судебные разбирательства между клиентом и недобросовестными турфирмами могут длиться не один месяц и, как правило, заканчиваются ничем: денег на счету проблемных турфирм не оказывается, а их учредители внезапно исчезают <101>.

———————————

<101> Овчинникова А.Л. Страхование гражданской ответственности туроператоров: опыт, вопросы, проблемы реализации // Юридическая и правовая работа в страховании. 2009. N 3. С. 21 — 28.

 

Тем не менее при внесении в комментируемый Закон изменений противоречие устранено не было. Законодатель, полагаем, сознательно отказывается от приведения нормы в соответствие с гражданским законодательством, т.к. опасается, и весьма справедливо, что недобросовестные туроператоры будут заведомо не исполнять обязательства по договорам о реализации туристского продукта ввиду отсутствия какой-либо ответственности за такое неисполнение, и признавать себя банкротами, тем самым выводя из оборота значительные суммы денежных средств.

Вместе с тем с целью минимизировать указанное противоречие, а также в целях недопущения того, чтобы страховщики оказывались заложниками такой недобросовестности туроператоров, законодатель, приняв ФЗ от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ, включил в комментируемую норму положение, согласно которому в случае наличия умысла туроператора страховщик имеет право предъявлять к нему регрессное требование в размере выплаченного страхового возмещения.

7. Кроме того, ФЗ от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ введена норма, устанавливающая право страховщика предъявлять регрессное требование к учредителям (участникам) должника, его руководителю, членам органов управления туроператора в размере выплаченного страхового возмещения в случае, если неисполнение или ненадлежащее исполнение таким туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта вызвано умышленными противоправными действиями (бездействием) соответственно учредителей (участников) должника, его руководителя, членов органов управления туроператора.

Нельзя не согласиться с мнением М.Н. Забаевой, что установление возможности предъявлять виновным лицам финансовые претензии позволит страховщикам перестраховывать туроператорские гарантии за рубежом, появится возможность страховать реальные риски даже самых крупных туроператоров. В результате всего этого появится возможность снижения стоимости страховок, потому что до настоящего момента риск мошенничества также закладывался в цену. Правда, доказать умысел в действиях руководства турфирмы будет крайне сложно, еще труднее в данном случае что-то взыскать. Страховщик страхует ответственность юридического лица, а умышленные мошеннические действия можно инкриминировать только физическим лицам — руководителям или учредителям предприятия. Вероятнее всего, умышленные противоправные действия (бездействием) соответственно учредителей (участников) должника, его руководителя, членов органов управления туроператора будут доказываться в рамках уголовного судопроизводства. Это лишь одно из массы противоречий, которые могут возникнуть. Другой нюанс: крупные страховые компании, заинтересованные в уголовном преследовании руководителей турфирм, вполне смогут мотивировать на это правоохранительные органы. То есть возникнут новые предпосылки для коррупции <102>. Но здесь уже вопрос законности и добросовестности применения нормы.

———————————

<102> Забаева М.Н. Указ. соч.

 

8. В ч. 8 комментируемой статьи законодателем особо оговорено, что в договоре страхования ответственности туроператора не может быть предусмотрено условие о частичном освобождении страховщика от выплаты страхового возмещения (условие о франшизе) при наступлении страхового случая.

Общие правила страхования предусматривают возможность установления в договоре страхования франшизы (условной или безусловной).

Франшиза определяется в денежном выражении или в процентах от страховой суммы и подлежит учету при расчете страхового возмещения при каждом страховом случае.

Например, если при страховой сумме 100 руб. установлена условная франшиза 15 руб., то в случае, если размер убытка составляет 10 руб., такой убыток не подлежит возмещению (так как сумма убытка меньше условной франшизы). Однако, если при тех же исходных условиях размер убытка составит 20 руб., возмещению страховщиком будет подлежать вся сумма в 20 руб.

Если же при страховой сумме 100 руб. установлена безусловная франшиза 15 руб., в случае, если размер убытка составляет 10 руб., то такой убыток не подлежит возмещению (так как сумма убытка меньше безусловной франшизы).

Однако, если при тех же исходных условиях размер убытка составит 20 руб., возмещению страховщиком будет подлежать сумма 5 руб. (то есть 20 руб. — 15 руб. = 5 руб.).

Если размер безусловной франшизы определяется как пропорциональная доля убытка, то установленный размер безусловной франшизы в любом случае вычитается из суммы страхового возмещения.

Например, при страховой сумме 100 руб. установлена безусловная франшиза 15% от страхового убытка. В таком случае если размер убытка составляет 20 руб., то размер страхового возмещения составит 17 руб. (т.е. 20 руб. x (100% — 15%) = 17 руб.).

Запрет на установление франшизы в договоре страхования ответственности туроператора обусловлен обязанностью в случае неисполнения или недобросовестного исполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб в полном размере.

9. Частью 9 комментируемой статьи регулируются вопросы, связанные со страховой суммой.

В соответствии со ст. 947 ГК РФ под страховой суммой понимается сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору страхования.

По общему правилу страховая сумма по договору страхования ответственности туроператора определяется туроператором и страховщиком самостоятельно по соглашению. Однако данная страховая сумма не может быть менее установленного ст. 17.2 Закона размера финансового обеспечения, предусмотренного для туроператоров, осуществляющих различные виды деятельности.

Вместе с тем по договоренности между туроператором и страховщиком страховая сумма может быть выше установленного размера финансового обеспечения. Представляется, что устанавливать страховую сумму в размере, превышающем размер финансового обеспечения, учитывая уровень развития туризма в нашей стране, могут позволить себе только очень крупные туроператоры.

10. Помимо страховой суммы туроператор уплачивает страховщику страховую премию.

В соответствии со ст. 954 ГК РФ под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования.

Страховщик при определении размера страховой премии, подлежащей уплате по договору страхования, вправе применять разработанные им страховые тарифы, определяющие премию, взимаемую с единицы страховой суммы, с учетом объекта страхования и характера страхового риска.

Исходя из положений ст. 11 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», страховой тариф — это ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска.

Согласно требованиям ч. 10 комментируемой статьи страховой тариф по договору страхования ответственности туроператора определяется страховщиком исходя из сроков действия договора страхования и с учетом факторов, влияющих на степень страхового риска.

Пунктом 6.3 Стандартных правил страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта страховая премия уплачивается единовременно в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором страхования.

11. Договор страхования ответственности туроператора заключается на срок не менее одного года. Срок действия договора страхования ответственности туроператора считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если ни туроператор, ни страховщик за три месяца до окончания срока его действия не заявят о прекращении или изменении данного договора либо о заключении нового договора страхования ответственности туроператора.

Данное положение вполне согласуется с ч. 1 ст. 17.3 комментируемого Закона. Не позднее чем за три месяца до окончания срока действия договора страхования туроператор может либо продлить действие существующего договора страхования на тот же срок и на тех же условиях, либо заключить новый договор страхования на иных условиях. При этом новый договор страхования может быть заключен как с той же страховой организацией, так и с другой страховой организацией.

Как указано в п. 8.2 Стандартных правил страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, начало срока действия продленного договора страхования исчисляется со дня, следующего за днем истечения срока действующего договора, при условии оплаты туроператором страховой премии в порядке, установленном продленным договором страхования.

12. Частями 12 — 13 комментируемой статьи устанавливаются требования к содержанию договора страхования ответственности туроператора.

В частности, договор страхования ответственности туроператора должен включать:

1) определение объекта страхования. То есть в договоре страхования ответственности туроператора должна содержаться норма, согласно которой объектом страхования ответственности туроператора являются имущественные интересы туроператора, связанные с риском возникновения обязанности возместить туристам и (или) иным заказчикам реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта;

2) определение страхового случая, которым по договору страхования ответственности туроператора является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, при условии, что это произошло в течение срока действия договора страхования ответственности туроператора.

Пунктом 3.3 Стандартных правил страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта случай признается страховым, если:

а) факт установления обязанности туроператора по возмещению реального ущерба туристу и (или) иному заказчику подтверждается:

— вступившим в законную силу судебным актом;

— добровольным решением туроператора, принятого по согласованию со страховщиком;

б) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта является существенным нарушением условий такого договора.

Существенным нарушением условий договора о реализации туристского продукта признается нарушение, которое влечет для туриста и (или) заказчика туристского продукта такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.

К существенным нарушениям туроператором договора о реализации туристского продукта относятся:

— неисполнение обязательств по оказанию туристу входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению;

— наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований законодательства к качеству и безопасности туристского продукта;

3) размер страховой суммы. Как уже отмечалось, конкретный размер страховой суммы устанавливается по соглашению сторон, но не может быть меньше установленного ст. 17.2 Закона размера финансового обеспечения. Как правило, размер страховой суммы не превышает размер финансового обеспечения;

4) срок действия договора страхования. Как правило, срок действия договора страхования устанавливается равным одному году;

5) порядок и сроки уплаты страховой премии. Например, страховая премия может уплачиваться в течение определенного количества дней со дня подписания договора;

6) порядок и сроки уведомления туристом и (или) иным заказчиком страховщика о наступлении страхового случая. Например, в соответствии с п. п. 11.1.2 и 11.1.3 Стандартных правил страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта при наступлении обстоятельств, повлекших или могущих повлечь предъявление требований туриста и (или) иного заказчика о возмещении причиненных убытков, туроператор обязан незамедлительно, но в любом случае не позднее трех рабочих дней со дня, когда туроператору стало известно о произошедшем, уведомить страховщика по телефону, телефонограммой, телеграммой или факсимильной связью, сообщив следующие сведения:

— номер и дату договора страхования;

— краткие сведения об обстоятельствах, приведших к причинению ущерба, с указанием по возможности всех лиц, вовлеченных в данное событие, дат, причин и характера возникновения ущерба;

— имеющиеся сведения о характере и размере причиненного ущерба.

Также туроператор обязан уведомить страховщика незамедлительно, но в любом случае не позднее трех рабочих дней после получения письменного требования от туриста и (или) иного заказчика о возмещении причиненного ущерба по телефону, телефонограммой, телеграммой или факсимильной связью, а также своевременно сообщить страховщику о начале действий компетентных органов по факту причинения ущерба (расследование, вызов в суд и т.д.), информировать его о ходе расследования, судебного разбирательства и т.п.;

7) порядок и сроки предъявления туристом и (или) иным заказчиком или их законными представителями заявления о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора непосредственно страховщику. Например, в соответствии с п. 11.7 Стандартных правил страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта турист и (или) иной заказчик, принявший решение обратиться к страховщику за страховым возмещением в течение 20 (двадцати) календарных дней со дня окончания договора о реализации туристского продукта, одновременно с направлением претензии туроператору уведомляет страховщика о наступлении обстоятельств, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением туроператором свои обязательств по договору о реализации туристского продукта, а также представляет страховщику письменное требование (заявление) о выплате страхового возмещения, а также все необходимые, надлежаще оформленные документы;

8) перечень документов, которые обязаны представить турист и (или) иной заказчик либо объединение туроператоров в сфере выездного туризма в обоснование своих требований к страхователю о возмещении реального ущерба. Например, согласно п. 12.4 Стандартных правил страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта к требованию (заявлению) о выплате страхового возмещения турист и (или) иной заказчик прилагает следующие документы:

— копию паспорта туриста и (или) иного заказчика или иного документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательством РФ (с предъявлением оригинала указанных документов);

— копию договора о реализации туристского продукта, включая все приложения и дополнительные соглашения к нему (с предъявлением его оригинала);

— документы, подтверждающие реальный ущерб, понесенный туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта. В число таких документов могут, в частности, входить документы (счета, квитанции, платежные документы, справки, заключения и т.д.), выданные компетентными органами, экспертными организациями, организациями — перевозчиками, отелями (гостиницами) и т.п. Если дело рассматривалось в суде, представляется также надлежащим образом заверенная копия судебного акта, вступившего в законную силу;

9) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования, т.е. ответственность сторон за соблюдение договора.

Указанный перечень требований не является закрытым. Законодателем устанавливается возможность определения в договоре страхования ответственности туроператора по соглашению сторон иных прав и обязанностей.

13. Частью 14 комментируемой статьи закрепляется право туроператора для защиты своих имущественных интересов по отдельному договору страхования, заключаемому со страховщиком, страховать свою ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта с учетом выплаты страхового возмещения туристам и (или) иным заказчикам по дополнительным основаниям, за исключением оснований, указанных в ст. 17.4 Закона.

Тем самым законодатель не ограничивает свободу страхования туроператора, предоставляя ему право страховать любые свои риски. Такой договор страхования может заключаться как с тем же страховщиком, что и договор обязательного страхования, так и с любой иной страховой организацией. Страховая сумма по такому договору не ограничивается требованиями комментируемого Закона и может иметь любой размер в зависимости от достигнутого сторонами соглашения.

14. В ч. 15 комментируемой статьи законодателем особо оговаривается, что к отношениям по договору страхования ответственности туроператора применяются положения иных статей о финансовом обеспечении, если иное не установлено комментируемой статьей.

Непосредственное применение данная норма будет иметь при исчислении срока предъявления туристом и (или) иным заказчиком, а в установленных случаях также объединением туроператоров в сфере выездного туризма требования о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора.

Как уже было указано, в соответствии с комментируемой статьей требование о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора должно быть предъявлено туристом и (или) иным заказчиком, а в установленных случаях также объединением туроператоров в сфере выездного туризма страховщику в течение срока исковой давности.

В то же время согласно ст. 17.5 комментируемого Закона письменное требование туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть предъявлено страховщику или гаранту в течение срока действия финансового обеспечения.

Следуя логике исследуемой нормы, применению подлежит норма комментируемой статьи. Однако тогда возникает вопрос о необходимости закрепления противоречащих друг другу норм, касающихся регулирования одних и тех же правоотношений, в одном законе. Логика законодателя в данном случае остается неясной.

Представляется, что логично было бы разделить нормы, касающиеся вопросов уплаты денежной суммы по банковской гарантии и выплаты страхового возмещения по договору страхования.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code