Статья 17.5. Порядок выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии

 Комментарий к статье 17.5 Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»

1. Статьей 17.5 комментируемого Закона устанавливается порядок выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Частью 1 комментируемой статьи устанавливается общая норма, согласно которой в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта перед туристом и (или) иным заказчиком и наличия оснований для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии турист и (или) иной заказчик или его законный представитель вправе в пределах суммы финансового обеспечения предъявить письменное требование о выплате страхового возмещения или об уплате денежной суммы непосредственно организации, предоставившей финансовое обеспечение, т.е. страховой организации либо кредитной организации.

Ряд авторов отмечают некорректность изложения нормы в части наличия оснований для выплаты страхового возмещения, поскольку данный вопрос решается страховщиком или (в случае спора) судом, но никак не выгодоприобретателем. Потребитель туристической услуги может лишь констатировать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором или турагентом своих обязательств по договору о реализации туристского продукта и наличия у себя убытков в виде реального ущерба. Вряд ли хотя бы один выгодоприобретатель добровольно признает допущенные контрагентом нарушения несущественными или согласится с тем, что существуют законные основания освобождения страховщика от страховой выплаты <96>. В данном случае более правильным было бы говорить о наступлении страхового случая, как, например, в п. 1 ст. 961 ГК РФ.

———————————

<96> Дедиков С.В. Указ. соч.

 

2. Частями 2 — 4 комментируемой статьи устанавливаются требования к содержанию письменного требования о выплате страхового возмещения или об уплате денежной суммы.

В частности, в требовании туриста и (или) иного заказчика должны быть указаны:

а) фамилия, имя и отчество туриста, а также сведения об ином заказчике (если договор о реализации туристского продукта заключался заказчиком). Данные сведения должны соответствовать сведениям, указанным в документах об удостоверении личности. Кроме того, сведения об ином заказчике должны включать в себя реквизиты доверенности (в случае, если она имеется), указание на то, что заказчик является законным представителем туриста (в случае, если турист является несовершеннолетним лицом);

б) дата выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финансового обеспечения ответственности туроператора. Указанные сведения можно получить на сайте Федерального агентства по туризму (URL: htpp//reestr.russiatourism.ru). Кроме того, в соответствии со ст. 10 комментируемого Закона данные сведения должны содержаться в договоре о реализации туристского продукта;

в) номер договора о реализации туристского продукта и дата его заключения. Датой заключения договора о реализации туристского продукта является дата его подписания, если самим договором не установлено иное;

г) наименование туроператора, которому предоставлено финансовое обеспечение. Если договор о реализации туристского продукта заключался непосредственно с туроператором либо с турагентом, действующим от имени туроператора, то наименование туроператора будет указано в качестве стороны договора. Если договор о реализации туристского продукта заключен с турагентом, то в соответствии с требованиями ст. 10.1 комментируемого Закона в таком договоре должно содержаться указание на туроператора, сформировавшего туристский продукт;

д) наименование турагента (если договор о реализации туристского продукта заключался между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, действующим по поручению туроператора, но от своего имени). Данные сведения указаны в договоре в качестве стороны договора;

е) информация об обстоятельствах (фактах), свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении туроператором (турагентом) обязательств по договору о реализации туристского продукта. В связи с отсутствием каких-либо специальных требований можно говорить о том, что указанная информация представляется в свободной повествовательной форме. Вместе с тем желательно, чтобы данная информация содержала в себе как можно больше конкретных данных в виде дат, цифр, наименований перевозчиков, средств перевозки и размещения и др.;

ж) ссылка на обстоятельства, предусмотренные ст. 17.4 комментируемого Закона, послужившие причиной обращения туриста и (или) иного заказчика к страховщику или гаранту; к данным обстоятельствам относятся сведения о существенном нарушении туроператором договора о реализации туристского продукта. Остается неясным, должен ли турист и (или) иной заказчик в данном случае представлять сведения, доказывающие факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта. Если анализировать нормы в совокупности, то получается, что турист и (или) иной заказчик должен самостоятельно позаботиться об установлении данного факта;

з) размер денежных средств, подлежащих уплате туристу и (или) иному заказчику в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе размер реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в связи с его расходами по эвакуации. Предполагается, что расчет указанного размера денежных средств должен производиться на основании документов, имеющихся у туриста и (или) иного заказчика и подтверждающих факты невыполнения туроператором своих обязательств. Отсутствие таких документов значительно усложнит расчеты и может привести в конечном итоге к необходимости обращения туриста и (или) его заказчика в суд для подтверждения факта причинения такому туристу (заказчику) туроператором ущерба и определения его размера.

Следует обратить внимание, что законодатель отдельно выделил из суммы, подлежащей выплате туристу и (или) его заказчику, сумму реального ущерба, понесенного данным туристом и (или) его заказчиком в связи с расходами по эвакуации. Такое выделение, полагаем, необходимо в случае, если расходы по эвакуации были произведены за счет компенсационного фонда;

и) в случае, если требование об уплате денежной суммы предъявляется по банковской гарантии гаранту, также должны быть указаны реквизиты документа, свидетельствующего об отказе туроператора в добровольном порядке удовлетворить требование о возмещении реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, и (или) номер и дата вступившего в законную силу судебного решения о возмещении туроператором указанного реального ущерба. Как видно, в случае необходимости предъявления требования о возмещении ущерба, в более выгодном положении оказываются туристы, заключившие договор о реализации туристского продукта с туроператорами, чье финансовое обеспечение гарантируется страховыми организациями, т.к. вышеуказанные документы им предъявлять не надо.

3. К требованию турист и (или) иной заказчик обязан приложить следующие документы:

а) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством РФ (с предъявлением оригинала указанных документов).

Единый документ, позволяющий установить перечень документов, удостоверяющих личность, отсутствует. Рассматривая в совокупности ч. 7 ст. 4, ч. 7 ст. 7, ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах», Указ Президента РФ от 21 декабря 1996 г. N 1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации», письмо Банка России от 5 марта 1998 г. N 18-2-6/382 «О документах, удостоверяющих личность», можно сделать вывод, что документами, удостоверяющими личность, помимо паспорта гражданина РФ являются:

— общегражданский заграничный паспорт;

— временное удостоверение личности гражданина РФ;

— паспорт моряка (удостоверение личности моряка) (до 1 января 2014 г.);

— дипломатический паспорт;

— служебный паспорт;

— удостоверение личности военнослужащего или военный билет гражданина РФ;

— паспорт иностранного гражданина;

— вид на жительство в РФ;

— разрешение на временное проживание в РФ;

— удостоверение беженца;

— свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ;

б) копию договора о реализации туристского продукта (с предъявлением его оригинала). Копия договора позволяет проверить указанные в требовании сведения о туроператоре, его финансовом обеспечении, существенных условиях договора;

в) документы, подтверждающие реальный ущерб, понесенный туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором (турагентом) обязательств по договору о реализации туристского продукта. Законодателем не определено, какие именно документы могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих реальный ущерб. Полагаем, это могут быть, например, документы из гостиниц и иных средств размещения, билеты и др. документы транспортных компаний. Однако также неясно, должны ли быть представлены оригиналы или копии данных документов.

Например, п. 12.4.3 Стандартных правил гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта к таким документам также отнесены документы из компетентных органов, экспертных организаций; если дело рассматривалось в суде (арбитражном суде), также копия судебного решения, и т.д. <97>.

———————————

<97> URL: http://www.anextour.ru/tpl0381.html.

 

Представляется, что турист и (или) иной заказчик обязаны представлять также копии указанных документов с предъявлением их оригиналов.

4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи к требованию туриста и (или) иного заказчика к гаранту прикладываются также копия документа, свидетельствующего об отказе туроператора в добровольном порядке удовлетворить требование о возмещении реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по договору о реализации туристского продукта, и (или) копия судебного решения о возмещении туроператором указанного реального ущерба.

Данное требование обусловлено установлением ч. 2 ст. 17.4 комментируемого Закона условия, согласно которому уплата денежной суммы по банковской гарантии возможна исключительно в случае отказа туроператора добровольно возместить реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

В случае если туроператор не реагирует на обоснованные и законные претензии туриста и (или) его заказчика, а также в случае, если туроператор отсутствует, турист и (или) его заказчик будут вынуждены обращаться в суд за подтверждением своих прав на уплату денежной суммы по банковской гарантии.

5. Частью 5 комментируемой статьи установлено, что не подлежат возмещению страховщиком или гарантом расходы, произведенные туристом и не обусловленные требованиями к качеству туристского продукта, обычно предъявляемыми к туристскому продукту такого рода.

Указанная норма вызывает большие сомнения с точки зрения защиты прав туриста и (или) его заказчика.

В связи с тем что в туристской сфере отсутствует лицензирование туристского продукта, отсутствуют какие-либо нормативные акты, устанавливающие критерии качества данного продукта, возникает вопрос, к чьей компетенции законодатель причисляет решение вопроса об отнесении расходов туриста к расходам, обусловленным требованиями к качеству туристского продукта или не обусловленным такими требованиями.

К тому же, помимо отсутствия самих требований к качеству туристского продукта, неясно, кем данные требования обычно к такому туристскому продукту предъявляются.

Ясно только то, что в случае, если указанные вопросы будут решаться страховщиком или гарантом самостоятельно, неизбежны злоупотребления таких страховщиков или гарантов в целях принятия решения об отказе в выплате туристу страхового возмещения или уплате денежной суммы по банковской гарантии.

Для того чтобы минимизировать такие злоупотребления, туристу необходимо внимательно следить за тем, чтобы в договоре о реализации туристского продукта как можно более четко были прописаны требования к его качеству. Закрепление в договоре о реализации туристского продукта требований к качеству туристского продукта позволит туристу отстаивать свои права в случае, если туроператор не выполнит свои обязательства.

6. Важной гарантией защиты прав туриста, полагаем, является ч. 6 комментируемой статьи, согласно которой для исполнения своих обязательств по финансовому обеспечению страховщик или гарант не вправе требовать представления иных документов, за исключением вышеуказанных документов.

Данная норма обеспечивает защиту туриста от волокиты при решении вопроса о выплате страхового возмещения или об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также от необоснованного отказа в таком страховом возмещении или уплате денежной суммы по банковской гарантии.

Следует отметить, что п. 12.5.1 Стандартных правил гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта закреплено дополнительное требование, согласно которому все документы, которые представляет страховщику страхователь или выгодоприобретатель, должны иметь нотариально удостоверенный перевод на русский язык. Прежде всего подчеркнем, что здесь нет нарушения запрета на требование дополнительных документов, потому что перевод не является самостоятельным документом. Возложение же на страховщиков обязанности по переводу на русский язык необходимых документов означало бы существенное увеличение расходов на ведение дел, что неизбежно привело бы к увеличению и страховых тарифов <98>.

———————————

<98> Дедиков С.В. Указ. соч.

 

7. Согласно ч. 7 комментируемой статьи письменное требование туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть предъявлено страховщику или гаранту в течение срока действия финансового обеспечения.

Данная норма также вызывает множество вопросов.

Во-первых, в силу установленного Законом принципа непрерывности финансового обеспечения туроператора, неясно, какой именно срок действия финансового обеспечения подразумевает законодатель.

Во вторых, буквальное толкование нормы приводит к выводу о том, что без защиты остаются туристы, заключившие договор о реализации туристского продукта с туроператором, прекратившим свою деятельность и, естественно, не приобретшим финансовое обеспечение на будущее. Судя по тексту комментируемой нормы, те туристы, которые даже успели установить факт неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором или турагентом своих обязательств в период действия страхового договора, в т.ч. и в последний день его действия, не смогут защитить свои права в случае, если не успеют предъявить требование страховщику (гаранту) в период действия финансового обеспечения.

Это значит, что те туристы, которые имели несчастье купить тур у компании, намеренной завершить свою деятельность или признанной после этого банкротом, и у которых действующий договор страхования (банковской гарантии) их ответственности заканчивается в это же время, рискуют ничего не получить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором условий договора о реализации туристского продукта, поскольку такие компании, естественно, не будут покупать финансовое обеспечение на новый срок <99>.

———————————

<99> Дедиков С.В. Правовые проблемы страхования ответственности туроператоров // Юридическая и правовая работа в страховании. 2007. N 4.

 

В третьих, комментируемая норма не согласуется с ч. 4 ст. 17.6 Закона, в соответствии с которой требование о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора должно быть предъявлено туристом и (или) иным заказчиком, а в установленных случаях также объединением туроператоров в сфере выездного туризма страховщику в течение срока исковой давности, который согласно ст. 196 ГК РФ составляет 3 года.

8. Частью 8 комментируемой статьи установлен срок рассмотрения требования туриста о возмещении реального ущерба.

В частности, страховщик или гарант обязан удовлетворить требование туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии не позднее 30 календарных дней после дня получения указанного требования с приложением всех необходимых документов.

Можно предположить, что в силу ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Следует отметить, что по отношению к страховщикам указанная норма изложена не совсем корректно.

Конструкция нормы предполагает безусловное удовлетворение в установленный срок предъявленных туристом требований.

С одной стороны, установление такой обязанности безусловного удовлетворения требований туриста весьма логично, т.к. предъявление страховщику или гаранту соответствующих требований в силу требования ч. 3 ст. 17.4 Закона уже предполагает установление обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора.

Однако поскольку в вышеуказанной норме не определено, кем должен быть установлен данный факт — судом или страховщиком (гарантом), то можно предположить, что у страховщика (гаранта) при определенных обстоятельствах есть право отказать в страховой выплате (уплате денежной суммы по банковской гарантии).

9. Помимо индивидуальных случаев неисполнения туроператором своих обязанностей по договору о реализации туристского продукта, возникают случаи, когда от недобросовестных действий туроператора страдают двое и более туристов и (или) их заказчиков.

По правилу, установленному ч. 9 комментируемой статьи, в случаях, если с требованиями о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии к страховщику или гаранту обратились одновременно более одного туриста и (или) иного заказчика и общий размер денежных средств, подлежащих выплате, превышает сумму финансового обеспечения, удовлетворение таких требований осуществляется пропорционально суммам денежных средств, указанным в требованиях к сумме финансового обеспечения.

На первый взгляд норма выглядит вполне логично. Однако законодателем не установлен срок, в течение которого страховщик (гарант) может или должен ожидать подачи туристом и (или) иным заказчиком требования о выплате страхового возмещения (уплаты денежной суммы по банковской гарантии). Кроме того, не установлен принцип равенства выплат за одинаковый ущерб в одном и том же случае. Отсутствие данных норм может привести к следующим негативным последствиям, нарушающим права туристов и (или) иных заказчиков.

Во-первых, в случае возникновения общеизвестного (например, через СМИ) факта неисполнения либо ненадлежащего исполнения туроператором своих обязанностей по договору о реализации туристского продукта, страховщик (гарант) может намеренно затягивать срок выплаты страхового возмещения (уплаты денежной суммы по банковской гарантии) до тех пор, пока соответствующие требования подадут все пострадавшие туристы и (или) иные заказчики. Следовательно, процесс возмещения туристам и (или) иным заказчикам убытков может значительно растянуться во времени.

Во-вторых, даже если страховщик (гарант) поступит так, как указано выше, некоторые туристы могут подать свое требование о возмещении ущерба после произведения страховщиком (гарантом) основной массы выплат. А поскольку размер страховой суммы по договору страхования ответственности туроператора подлежит восстановлению после осуществления страховой выплаты, то, следовательно, тот турист и (или) иной заказчик, который предъявит страховщику требование позже, сможет получить большую сумму страховой выплаты. Если уж законодатель намеревался ввести такое же правило, как в Федеральном законе от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», то надо иметь в виду, что там страховая выплата жестко привязана к конкретному страховому случаю, а кроме того, установлен лимит страховой суммы применительно к одному страховому случаю. В комментируемой же норме такая привязка к одному страховому случаю отсутствует. Это означает, что правило комментируемого абзаца при его формальном толковании распространяется на требования туристов и (или) иных заказчиков, пострадавших как в рамках одного страхового события, так и в рамках разных страховых событий, при условии, что они заявлены одновременно.

Если законодатель хотел ограничить размер страховых выплат по одному и тому же страховому случаю, где ущерб был причинен нескольким туристам и (или) иным заказчикам, то следовало бы на это указать отдельно <100>.

———————————

<100> Дедиков С.В. Комментарий законодательства, регулирующего договоры страхования ответственности туроператоров // Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии. 2008. N 2.

 

Таким образом, неконкретность нормы в конечном итоге приведет к росту судебных дел, в рамках которых будут рассмотрены конкретные случаи возмещения убытков и будет выработана определенная судебная практика.

10. Частью 10 комментируемой статьи установлено требование, в соответствии с которым туроператор не позднее 30 календарных дней со дня выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплаты денежной суммы по банковской гарантии обязан представить в Федеральное агентство по туризму документ, подтверждающий увеличение размера финансового обеспечения туроператора до установленных Законом размеров.

Таким образом, что бы ни случилось, какие бы выплаты за счет финансового обеспечения ни производились, данное финансовое обеспечение должно оставаться на уровне, требуемом Законом для осуществления того или иного вида туристской деятельности. На восстановление израсходованного финансового обеспечения, а также на уведомление о таком восстановлении Федерального агентства по туризму законодатель предусматривает тридцатидневный срок.

В случае если вышеуказанное требование в установленный срок выполнено не будет, Федеральное агентство по туризму исключает сведения о туроператоре из реестра туроператоров не позднее 30 календарных дней со дня, следующего за днем, когда истек срок представления туроператором указанного документа.

Однако следует отметить, что данная норма не лишает туроператоров права в дальнейшем снова увеличить размер своего обеспечения и подать заявление в Федеральное агентство по туризму о внесении его в реестр туроператоров.

11. Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ комментируемая статья была дополнена новой частью (12), регулирующей порядок возмещения произведенных объединением туроператоров в сфере выездного туризма выплат за счет компенсационного фонда в случае оказания туристу экстренной помощи.

В частности, установлено, что в случае получения туристом экстренной помощи, оказанной объединением туроператоров в сфере выездного туризма, страховщик или гарант по требованию данного объединения возмещает ему понесенные расходы на эвакуацию за счет финансового обеспечения туроператора.

При этом, в отличие от отношений «турист — страховщик (гарант)», при возникновении вышеуказанного случая законодатель не требует от объединения туроператоров в сфере выездного туризма какого-либо подтверждения о недобросовестности туроператора, и, соответственно, все выплаты здесь осуществляются значительно быстрее. Это важно учитывать туристу при решении вопроса о том, воспользоваться ли экстренной помощью, оказываемой объединением туроператоров в сфере выездного туризма, или нет.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code