Статья 17.2. Размер финансового обеспечения

 Комментарий к статье 17.2  Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»

1. Статьей 17.2 комментируемого Закона устанавливается размер финансового обеспечения туроператора. Данная статья претерпела ряд изменений.

Первоначально размер финансового обеспечения устанавливался только исходя из вида туристской деятельности и составлял:

— 10 млн. руб. — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма;

— 500 тыс. руб. — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма;

— 10 млн. руб. — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма.

В связи с принятием в 2009 г. Федерального закона от 28 июня 2009 г. N 123-ФЗ «О внесении изменения в ст. 17.2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» размер финансового обеспечения стал исчисляться не только исходя из вида туристской деятельности, но и исходя из годовой выручки от реализации туристского продукта. Однако данные изменения коснулись только туроператоров, осуществляющих свою деятельность в сфере въездного и выездного туризма. Для них размер финансового обеспечения составил:

— 10 млн. руб. — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма;

— 30 млн. руб. — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют не более 100 млн. руб. по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством РФ, а также для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, применяющих упрощенную систему налогообложения;

— 60 млн. руб. — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют не более 300 млн. руб. по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством РФ;

— 100 млн. руб. для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют свыше 300 млн. руб. по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством РФ.

Данные изменения были вполне обоснованны, т.к. более крупные туроператоры реализовывают большее количество туристских продуктов, и, соответственно, в случае банкротства такого туроператора нарушаются права большего количества туристов. Естественно, для восстановления нарушенных прав большего количества туристов требуется больший размер финансового обеспечения, что и было закреплено в указанных изменениях.

Для туроператоров, осуществляющих свою деятельность в сфере внутреннего туризма, размер финансового обеспечения не изменился и также составил 500 тыс. руб.

На сегодняшний день, после принятия ФЗ от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ, суммы финансовых гарантий, как и прежде, дифференцированы пропорционально масштабам и видам деятельности. Однако шкала финансовых гарантий претерпела серьезные изменения. Для туроператоров, годовой оборот которых не превышает 250 млн. руб., размер финансовых гарантий составил 30 млн. руб. Обороты свыше 250 млн. руб. оценены в 12% объема реализации. Для въездного туризма финансовые гарантии снижены до 500 тыс. руб.

Таким образом, для туроператоров, имеющих относительно небольшие обороты, коих большинство, произошло ощутимое снижение гарантийного бремени — в два раза. По мнению многих экспертов, уменьшение размера финансового обеспечения для подавляющего числа туроператоров негативно отразится на защите интересов российских туристов при наступлении страховых случаев. Такой вывод позволяют сделать элементарные расчеты финансового обеспечения, установленного комментируемым Законом. К примеру, для туроператоров с объемом денежных средств от реализации туристского продукта в размере от 100 до 250 млн. руб. страховая сумма уменьшится на 30 млн. руб., от 250 до 300 млн. руб. — на 24 млн. руб., от 300 до 800 млн. руб. — от 64 до 4 млн. руб.

Только для туроператоров с объемом средств от продаж более 900 млн. руб. (а таких на рынке меньше десяти) страховые суммы начнут увеличиваться. Например:

— 900 млн. руб. на 8 млн. руб. и достигнут 108 млн. руб.;

— 1 млрд. руб. на 20 млн. руб. и составят 120 млн. руб.

И лишь при объеме до 100 млн. руб. страховая сумма останется прежней — 30 млн. руб.

Наиболее проблематичным с точки зрения кризисных ситуаций является выездной туризм. Но здесь есть нюансы. Мелкие туроператоры, которые составляют на рынке большинство, будут платить страховым компаниям меньше, чем сейчас. Так, если у туроператора годовой оборот 60 млн. руб., раньше он должен был оформить гарантию на 30 млн. руб. и страховщик взял бы с него 0,5% этой суммы, то есть 150 тыс. руб. По новой системе финансового обеспечения гарантия для этого туроператора составит 30% оборота, то есть 18 млн. руб. И если страховая компания применит ту же ставку (0,5%), то обеспечение профессиональной ответственности обойдется туроператору уже не в 150 тыс. руб., а в 90 тыс. руб. Но он должен будет еще перечислить 0,1% оборота (то есть 60 тыс. руб.) в федеральный компенсационный фонд. То есть в сумме все выплаты вроде бы составят те же 150 тыс. руб., т.к. минимальный взнос в компенсационный фонд составляет 100 тыс. руб.

С крупными туроператорами ситуация иная. Если подсчитать, финансовая нагрузка на них окажется меньше, чем ранее. К примеру, «Ланта-тур вояж» за 2010 г. показала оборот в 3 млрд. руб. То есть по новой системе она должна была бы оформить договор страхования ответственности не на 100 млн. руб., а на 360 млн. руб. (по ставке 12%). Пострадавшим клиентам этой суммы хватило бы. Но какой страховщик возьмет на себя такие риски? А ведь «Ланта-тур вояж» отнюдь не лидер рынка. На самых массовых направлениях компания не оперировала. У туроператоров первой пятерки масштабы бизнеса в разы больше. Например, кто решится страховать «Пегас Туристик» и других туроператоров, чьи результаты финансовой деятельности за год превышают 23 млрд. руб., по новой шкале финансовых гарантий при объемах на 12% оборота? Таких немного, но именно они составляют «ядро» туррынка. Заплатить по тарифам компании-лидеры будут в состоянии, но велик риск, что страховщики откажутся от таких громадных рисков, и ситуация окажется сложной <87>.

———————————

<87> Забаева М.Н. Указ. соч.

 

Тем не менее, полагаем, работа страховщиков с туроператорами-лидерами, имеющими миллиардный оборот, и для самих страховщиков является весьма выгодной, т.к. такие туроператоры, как правило, осуществляют свою деятельность уже многие годы и являются наиболее надежными партнерами. Да, можно согласиться с тем, что в данном случае риск страховщика очень велик, но также велика и прибыль от работы с такими туроператорами. Полагаем, что страховые договоры с туроператорами-лидерами будут заключать страховые организации, которые сами имеют высокую финансовую стабильность. Такой союз финансово устойчивых организаций не может быть не выгоден туристу, в чьих интересах в конечном итоге и действует законодатель.

2. Туроператоры, в отношении которых законодательством РФ не предусмотрено обязательное опубликование данных бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, т.е. которые созданы в форме иных хозяйственных субъектов, обязаны представить копию указанной отчетности в Федеральное агентство по туризму в установленном им порядке. Данная норма выполняет контрольную функцию, т.к. позволяет определить размер необходимого для данного туроператора финансового обеспечения.

Порядок представления юридическими лицами, осуществляющими туроператорскую деятельность, бухгалтерской отчетности в Федеральное агентство по туризму утвержден Приказом Федерального агентства по туризму от 4 августа 2009 г. N 175.

В частности, в соответствии с указанным Порядком, туроператоры, в отношении которых законодательством РФ не предусмотрено обязательное опубликование данных бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представляют в Федеральное агентство по туризму подписанные руководителем и бухгалтером и заверенные печатью туроператора копии следующих документов:

а) бухгалтерский баланс;

б) отчет о прибылях и убытках;

в) отчет об изменениях капитала;

г) отчет о движении денежных средств;

д) приложения к бухгалтерскому балансу;

е) отчет о целевом использовании полученных средств (для общественных организаций (объединений));

ж) пояснительную записку, в которой содержится существенная информация о туроператоре, его финансовом положении, в том числе о денежных средствах, полученных от реализации туристского продукта;

з) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности туроператора, если он в соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности» подлежит обязательному аудиту.

В случае изменения данных бухгалтерской отчетности, свидетельствующих о необходимости увеличения размера финансового обеспечения, туроператор не позднее 10 дней со дня изменения этих данных обязан уведомить об этом Федеральное агентство по туризму в письменной форме и представить документы, подтверждающие достоверность этих сведений.

Кроме того, туроператоры, применяющие в соответствии с законодательством РФ упрощенную систему налогообложения, представляют в Федеральное агентство по туризму подписанную руководителем и бухгалтером и заверенную печатью туроператора копию поданного в налоговый орган заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения. В случае перехода туроператора на иной режим налогообложения туроператор в письменной форме не позднее 10 дней с даты начала применения такого режима обязан уведомить об этом Федеральное агентство по туризму.

Требование представления каких-либо иных документов недопустимо.

Формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, включая формы необходимых приложений, утверждены Приказом Министерства финансов РФ от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

3. Комментируемой статьей установлено правило, в соответствии с которым туроператоры, не осуществлявшие в отчетном году деятельности в сфере выездного туризма, а также юридические лица, намеренные осуществлять туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма и ранее не осуществлявшие такой деятельности, должны иметь финансовое обеспечение в размере не менее чем 30 миллионов рублей.

Таким образом, для вышеуказанных туроператоров законодатель установил минимальное финансовое обеспечение, необходимое для туроператоров, осуществляющих свою деятельность в сфере выездного туризма. Данное финансовое обеспечение будет подлежать корректировке (при необходимости) после предоставления в Федеральное агентство по туризму либо публикации бухгалтерской отчетности в соответствии с размерами финансового обеспечения, установленными комментируемой статьей.

4. В соответствии с правилом, установленным ч. 4 комментируемой статьи, в случае, если туроператор оказывает услуги в нескольких сферах туроператорской деятельности, финансовое обеспечение по каждому виду туроператорской деятельности не суммируется, а применяется наибольший размер финансового обеспечения.

Например, в случае, если туроператор осуществляет свою деятельность в сфере внутреннего и въездного туризма, его финансовое обеспечение должно составить 500 тыс. руб. Если же туроператор осуществляет свою деятельность во всех сферах и при этом денежные средства, полученные им от реализации в этой сфере туристского продукта, составляют более 250 млн. руб. в год, то финансовое обеспечение такого туроператора должно составить 12% объема денежных средств, полученных им от реализации туристского продукта в сфере выездного туризма.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code