Статья 16. Защита интересов российских туристов за пределами Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций

 Комментарий к статье 16 Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»

1. Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданам РФ, находящимся за пределами РФ, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации.

Защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом является также одним из направлений международной политики РФ (п. 2 ст. 7 ФЗ «О безопасности»).

В свою очередь, комментируемая статья закрепляет обязанность государства по обеспечению защиты интересов российских туристов за пределами РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

К чрезвычайным ситуациям относятся различные стихийные бедствия, например наводнения, землетрясения, пожары, а также иные бедствия: вспышки опасных инфекционных заболеваний, террористические акты, аварии и т.д., которые ставят под угрозу жизнь и здоровье туристов (экскурсантов) и (или) делают невозможным продолжение путешествия.

При возникновении чрезвычайных ситуаций государство в лице уполномоченных на то органов власти принимает меры по защите интересов российских туристов за пределами Российской Федерации. К таким мерам, например, можно отнести:

— размещение туристов в гостинице, обеспечение водой и пищей;

— обеспечение туриста необходимой скорой медицинской помощью;

— обеспечение туристов необходимыми средствами связи;

— эвакуация туристов из страны временного пребывания.

2. Деятельность ведомств, уполномоченных на принятие мер по защите интересов российских туристов за пределами Российской Федерации, определяется Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1994 г. N 1451 «О комплексе мер по обеспечению эвакуации российских граждан из зарубежных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций».

В указанном нормативно-правовом акте закреплены полномочия различных министерств и ведомств по вопросам реализации мер по эвакуации российских граждан из стран, в которых возникли чрезвычайные ситуации.

Меры по эвакуации российских граждан осуществляются с момента принятия Президентом РФ решения об эвакуации российских граждан с территории зарубежного государства в связи с возникновением там чрезвычайной ситуации до ее полного окончания, но, как правило, в срок не более 10 суток.

Предложения об эвакуации российских граждан вносятся Министерством иностранных дел РФ на основе оценки развития чрезвычайной ситуации в зарубежном государстве.

Непосредственно руководство всеми эвакуационными мероприятиями осуществляет создаваемая Правительственная комиссия по проведению эвакуации российских граждан из соответствующего зарубежного государства в связи с возникновением чрезвычайной ситуации.

Решение об эвакуации российских граждан доводится до министерств и ведомств, перечисленных в прилагаемом к Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 1994 г. N 1451 перечне, а также до Правительства Москвы и загранучреждений РФ, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.

В соответствии с указанным перечнем министерств и ведомств, с учетом Указа Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», определяющего структуру федеральных органов исполнительной власти, эвакуацию российских граждан обеспечивают:

— Министерство иностранных дел РФ;

— Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);

— Министерство обороны РФ;

— Министерство экономического развития РФ;

— Министерство транспорта РФ;

— Министерство внутренних дел РФ;

— Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству;

— Министерство юстиции РФ;

— Министерство энергетики РФ;

— Министерство здравоохранения РФ;

— Федеральная таможенная служба РФ;

— Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

— Федеральная служба безопасности РФ;

— Федеральная миграционная служба России.

В целях подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в указанных учреждениях РФ заблаговременно создаются оперативные группы.

В посольствах РФ разрабатываются общие планы, предусматривающие мероприятия и действия всех загранучреждений РФ при возникновении чрезвычайной ситуации в стране пребывания.

Для решения вопроса об эвакуации туристы, оказавшиеся в подобной ситуации в стране временного пребывания, должны обращаться в консульское учреждение РФ или в Министерство иностранных дел РФ.

В случае резкого обострения обстановки в стране пребывания и необходимости принятия оперативных мер посол РФ, не ожидая указаний из Министерства иностранных дел РФ, в условиях чрезвычайных ситуаций по согласованию с торговым представителем (торговым советником) РФ, военным атташе, помощником посла по вопросам безопасности с привлечением представителей других министерств и ведомств или иной уполномоченный представитель РФ имеет право принять решение о проведении неотложных мероприятий по обеспечению защиты интересов РФ, ее загранучреждений и граждан, находящихся в данной стране, и сообщает в Министерство иностранных дел РФ о принятых мерах и причинах, вызвавших их принятие.

Следует обратить внимание на то, что правила, устанавливающие конкретные процедуры по оказанию экстренной помощи российским туристам, в том числе по организации эвакуации, за счет средств создаваемого объединениями туроператоров компенсационного фонда, не будут применяться к отношениям, возникшим при реализации комплекса мер, применяемых органами государственной власти РФ по решению Президента РФ и связанных с экстренным возвращением (эвакуацией) российских туристов с территории иностранного государства на основании комментируемой статьи (см. проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания экстренной помощи туристам и Правил финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из компенсационного фонда» <73>).

———————————

<73> URL: http://mkrf.ru/dokumenty/3974/detail.php?ID=258443.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code