Статья 13. Туристские ресурсы Российской Федерации

Глава VI. ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 13. Туристские ресурсы Российской Федерации

Комментарий к статье 13 Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»

turist1. Статьей 13 комментируемого Закона регулируются вопросы, связанные с туристскими ресурсами РФ.

Туристскими ресурсами являются природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.

Таким образом, речь идет о ресурсах, бесконтрольное использование которых может привести к их истощению или даже к их полному исчезновению. Удовлетворение туристских потребностей не должно наносить ущерб социальным и экономическим интересам населения туристских районов, окружающей среде и в особенности природным ресурсам, являющимся основным фактором, привлекающим туристов, а также историческим и культурным местам. Все туристские ресурсы являются достоянием человечества. Национальные общества и международное сообщество в целом должны принимать необходимые меры по их защите. Защита исторических, культурных и религиозных мест при любых обстоятельствах, особенно во время конфликтов, должна представлять собой одну из основных обязанностей государства (п. 18 Манильской декларации по мировому туризму, 10 октября 1980 г.).

По всему миру известны египетские пирамиды, французские Эйфелева башня, Версальский дворец, Лувр, итальянские Рим (в т.ч. и его Колизей) и Венеция, индийский Тадж-Махал, Великая китайская стена, норвежские фьорды и т.д.

Фактически на использовании туристских ресурсов в той или иной степени и формируется туристский продукт.

Наличие туристских ресурсов в стране, их количество определяются множеством факторов: природно-климатическими, историческими, культурными. Отсутствие туристских ресурсов препятствует развитию массового туризма. Однако значительное количество туристских ресурсов создает лишь предпосылки развития массового туризма, но не гарантирует его без соответствующих организационных мероприятий. Так, наша страна традиционно богата туристскими ресурсами различного вида. Однако отсутствие целенаправленной политики по развитию туризма на территории нашего государства, отсутствие достойных средств размещения и перемещения, инфраструктуры приводит к тому, что потенциал туристских ресурсов нашей страны используется крайне мало.

2. В соответствии с комментируемой статьей классификация и оценка туристских ресурсов РФ, режим их охраны, порядок сохранения целостности туристских ресурсов РФ и меры по их восстановлению, порядок использования туристских ресурсов РФ с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую среду должны определяться в соответствии с законодательством РФ. В данном случае, полагаем, имеется в виду отраслевое законодательство, касающееся использования каждого конкретного вида туристских ресурсов.

Однако отсутствие четкой классификации и регламентации туристских ресурсов в Законе приводит, на наш взгляд, к размытости понятия туристских ресурсов и фактически декларативной роли комментируемой нормы. Применение нормы порождает необходимость долгого поиска и изучения значительного количества нормативных правовых актов.

Вместе с тем туристские ресурсы условно можно разделить на естественные (природные, климатические, географические) ресурсы и искусственные ресурсы, т.е. ресурсы, созданные человеком в процессе его жизнедеятельности (исторические ресурсы, антропогенные ресурсы, в т.ч. памятники, сооружения, музеи).

Одним из способов формирования, использования и сохранения естественных природных туристских ресурсов является создание особо охраняемых природных территорий в соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Согласно преамбуле указанного Федерального закона особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории отнесены к объектам общенационального достояния.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные. В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Цель государственных природных заповедников — сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. Государственные природные заповедники используются для экологического просвещения и развития познавательного туризма;

2) национальные парки, которые являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма (ст. 12 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:

а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;

б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;

в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;

г) зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности (в т.ч. туризма);

д) зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования природоохранного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;

е) зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов РФ и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования;

3) природные парки, которые являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях (ст. 18 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). Природные парки могут активно использоваться в качестве туристских ресурсов;

4) государственные природные заказники. В соответствии со ст. 22 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы;

е) памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения (ст. 25 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»);

5) дендрологические парки и ботанические сады, являющиеся природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:

а) экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов. Именно эта зона используется в целях познавательного туризма;

б) научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;

в) административную;

6) лечебно-оздоровительные местности и курорты. В соответствии со ст. 31 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами, могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. А освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами. Лечебно-оздоровительные местности и курорты активно используются для лечебно-оздоровительного и рекреационного туризма. В России особой популярностью среди туристов пользуются курорты Краснодарского края.

Режим охраны природных туристских ресурсов устанавливается как ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», так и ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

3. Помимо природных территорий, туристскими ресурсами являются искусственные туристские ресурсы, к которым в т.ч. относятся и различные объекты культурного наследия (памятники истории и культуры).

В частности, в соответствии со ст. 3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:

— памятники, под которым понимаются отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки;

— ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

— достопримечательные места, являющиеся творениями, созданными человеком, или совместными творениями человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории РФ, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

В России ведется Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию (ст. 15 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»). Указанный реестр имеет большое значение и для туристской деятельности, т.к. позволяет использовать информацию, содержащуюся в нем, при формировании туристского продукта.

Регулирование вопросов, связанных с народными промыслами, осуществляется ФЗ «О народных художественных промыслах». В частности, под народным художественным промыслом понимается одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.

При этом местом традиционного бытования народного художественного промысла будет являться территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.

К народным промыслам относятся:

а) художественная обработка дерева и других растительных материалов;

б) производство художественной керамики;

в) художественная обработка металлов;

г) производство ювелирных изделий народных художественных промыслов;

д) миниатюрная лаковая живопись;

е) художественная обработка камня;

ж) художественная обработка кости и рога;

з) производство строчевышитых изделий народных художественных промыслов;

и) художественное ручное кружево;

к) художественное ручное ткачество;

л) художественное ручное вязание;

м) художественное ручное ковроткачество и ковроделие;

н) художественная ручная роспись, набойка тканей;

о) художественная обработка кожи и меха;

п) прочие виды производств изделий народных художественных промыслов, а именно:

— изделия из стекла, выполненные методом формования изделий совокупностью ряда приемов обработки горячего стекла непосредственно возле стекловаренной печи: выдувания (в формы или без форм), лепки, сплавления различных деталей, горячей отделки края, рифления, кракле, накладных цветных слоев (нацветов), узоров из цветных пятен, нитей и лент; из стеклянных трубок и стержней способами свободного и формового выдувания, ручного формования и лепки (в том числе с последующим ручным декорированием);

— изделия из бисера, выполненные в традициях народного искусства определенной местности;

— куклы в национальных костюмах народов России, изготовленные ручным способом с применением традиционных видов вышивки, ткачества, аппликаций;

— изделия лоскутного шитья, выполненные путем ручной подборки составляющих элементов в традициях народного искусства определенной местности;

— изделия платочные, изготовленные путем переноса на ткань авторского рисунка посредством печати по шаблону в сочетании с ручным и механизированным способами декорирования, в соответствии с самобытными традициями народного художественного промысла определенной местности;

— музыкальные инструменты, изготовленные в традициях местной локальной художественной культуры с применением ручного труда и методов творческого варьирования (инкрустация металлом, деревом, перламутром, резьба и роспись по дереву) (Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 15 апреля 2009 г. N 274 «Об утверждении Перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов»).

Кроме того, к искусственным туристским ресурсам относятся также и музеи. В соответствии с ФЗ «О Музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации» музеи в России создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера. С перечнем музеев не только РФ, но и мира можно ознакомиться на сайте: URL: http://www.museum.ru.

Существуют также и музеи-заповедники, представляющие собой музей, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями. Например, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» и др.

Целями создания музеев в РФ являются:

— осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности;

— хранение музейных предметов и музейных коллекций;

— выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;

— изучение музейных предметов и музейных коллекций;

— публикация музейных предметов и музейных коллекций.

Целями создания музеев-заповедников в России наряду с указанными целями являются обеспечение сохранности переданных музею-заповеднику объектов культурного наследия и доступа к ним граждан, осуществление сохранения, изучения и популяризации указанных объектов, а также обеспечение режима содержания достопримечательного места, отнесенного к историко-культурному заповеднику, или ансамбля, сохранение в границах территории музея-заповедника исторически сложившихся видов деятельности (в том числе поддержание традиционного образа жизни и природопользования), осуществляемых сложившимися, характерными для данной территории способами, народных художественных промыслов и ремесел, осуществление экскурсионного обслуживания, предоставление информационных услуг, а также создание условий для туристской деятельности.

4. Как уже было отмечено, развитие туризма невозможно без использования туристских ресурсов. Большое многообразие туристских ресурсов в нашей стране порождает необходимость их систематизации для целей туризма. На сегодняшний день работа по систематизации туристских ресурсов в России не проводится. Существуют реестры отдельных видов туристских ресурсов (например, объектов культурного наследия). Однако полагаем, что этого не достаточно. Осуществление стратегии развития туризма в нашей стране невозможно без проведения работы по формированию единого реестра туристских ресурсов, который бы включал в себя информацию о каждом туристском ресурсе и режиме его охраны. Такой реестр способствовал бы активному развитию сети туристских направлений, привлечению инвестиций для развития туризма, стимулировал бы развитие самодеятельного и внутреннего туризма.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code