Статья 11.4. Компенсационный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма

 Комментарий к статье 11.4 Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»

turist1. Статьей 11.4 комментируемого Закона регулируются вопросы формирования и расходования компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма.

В связи с изменениями, внесенными ФЗ от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ, оказание экстренной помощи туристам возлагается на объединение туроператоров в сфере выездного туризма.

Финансирование расходов на оказание туристам экстренной помощи осуществляется за счет средств компенсационного фонда.

За границей накоплен существенный опыт по созданию подобных фондов. Во многих европейских странах, где туристская отрасль развивается давно и успешно, действуют различные схемы защиты туристов именно с помощью государственных фондов.

В июне 2009 г. в Париже прошел саммит европейских государств по вопросам сотрудничества в сфере организации государственных фондов по защите прав туристов, на котором обсуждались вопросы функционирования таких фондов в разных странах Европы с целью обмена опытом в решении проблем туристов. Такие фонды успешно работают во многих странах Европы, при этом, как правило, отсутствует обязательное участие в них, действуют альтернативные механизмы защиты (резервирование средств и др.). Так, в Великобритании туроператор должен гарантировать возврат средств и репатриацию в случае своего банкротства. Предусмотрено несколько вариантов гарантий обеспечения интересов туристов: страховой полис, доверительный счет и так называемый бонд, который вносится на счет уполномоченного государственного органа. В Португалии государственный фонд поддержки туристов формируется путем отчисления 5% годового оборота турфирмы, но не может быть меньше 25000 евро португальских эскудо и больше 250000 евро.

Ключевыми предпосылками для создания государственного фонда защиты прав туристов в России являются:

— отсутствие механизмов возмещения средств туристам для обеспечения продолжения отдыха (при необходимости возвращение на родину), гарантий от третьих лиц, страховщика или государства в случае неплатежеспособности (банкротства) туроператора и нахождения туристов за рубежом;

— фонд некоммерческая структура взаимного страхования (страховые компании работают за прибыль, государство — нет);

— профессиональная обработка претензий;

— полный контроль со стороны государства;

— стопроцентная защита туристов;

— единый проект всего туристского бизнеса — значительные резервы при сокращении стоимости платежей (средства находятся в общем фонде, основанном на взаимной ответственности);

— целевое расходование и сохранение финансовых средств;

— нейтральная политика принятия новых членов: условия равны для всех;

— повышение доверия к государству и туристскому бизнесу;

— возможность межведомственного взаимодействия МИД, Ростуризма, МЧС и других структур;

— возможность сотрудничества по вопросу защиты прав туристов за рубежом с другими государствами и фондами защиты прав туристов <61>.

———————————

<61> Забаева М.Н. Новые условия страхования гражданской ответственности туроператоров // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. N 3.

 

Компенсационный фонд является обособленным имуществом, принадлежащим объединению туроператоров в сфере выездного туризма на праве собственности, которое формируется за счет средств туроператоров — участников данного объединения. Таким образом, посредством компенсационного фонда все участники объединения несут субсидиарную ответственность за деятельность любого члена объединения. Однако следует учитывать, что такая субсидиарная ответственность возникает только в случае необходимости обеспечения проживания туристов и их эвакуации из страны (места) временного пребывания.

Взносы туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, перечисляются в денежной форме в размере 0,1% объема денежных средств, полученных каждым туроператором от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, но не менее чем в размере 100 тысяч рублей.

Указанный взнос подлежит перечислению в этот компенсационный фонд ежегодно в течение 15 дней с даты опубликования или представления бухгалтерской отчетности, но не позднее 15 апреля текущего года.

При этом в целях урегулирования вопросов, связанных с порядком уплаты первого взноса, законодателем установлено, что туроператор, осуществляющий деятельность в сфере выездного туризма, а равно и туроператор или юридическое лицо, ранее не осуществлявшие туроператорской деятельности в сфере выездного туризма, при вступлении в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма уплачивают взнос в компенсационный фонд в размере, составляющем 100 тысяч рублей. Данная норма также будет применяться при исчислении размера первого взноса, подлежащего уплате после создания объединения туроператоров в сфере выездного туризма.

Помимо взносов туроператоров, компенсационный фонд формируется за счет денежных средств, полученных при использовании компенсационного фонда, а именно за счет:

а) доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда (например, на депозитах);

б) денежных средств, полученных от реализации права требования о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора к страховщику либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

2. Законодателем Правительству РФ предоставлено право уменьшить размер взноса в компенсационный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма на очередной финансовый год в случае отсутствия выплат из компенсационного фонда за предшествующий год. Однако данное право может быть реализовано лишь по истечении трех лет и шести месяцев после дня официального опубликования ФЗ от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ. Указанный Закон впервые был опубликован 4 мая 2012 г. Таким образом, уменьшение размера взноса возможно не ранее 1 ноября 2015 г.

Представляется, что указанный временной люфт был установлен для того, чтобы на практике провести анализ эффективности работы компенсационного фонда, а также для того, чтобы в компенсационный фонд за указанный период было внесено как можно больше денежных средств.

Данная норма очень важна, поскольку стимулирует туроператоров работать без сбоев. Нечто подобное введено у операторов связи, которые также платят процент с выручки от оказания услуг в свой фонд — резерв универсального обслуживания. Операторы уже свыклись с этим, и никто не пытается никого обмануть, все прекрасно понимают, что общедоступные услуги нужно финансировать из выручки от оказания «коммерческих» услуг. В противном случае лицензия на оказание услуг связи может быть потеряна для оператора навсегда. Подобные меры могут быть приняты и в отношении туроператора, который может быть исключен из реестра туроператора со всеми вытекающими для него неблагоприятными последствиями <62>.

———————————

<62> Васильев Ю.А. Знакомимся с поправками к Закону // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. N 3.

 

3. Комментируемой статьей установлен запрет на освобождение члена объединения туроператоров в сфере выездного туризма от обязанности внесения взносов в компенсационный фонд, в том числе путем зачета его требований к объединению туроператоров в сфере выездного туризма. Данное требование обусловлено целями создания компенсационного фонда. Компенсационный фонд не сможет выполнять свою функцию по оказанию экстренной помощи туристам в случае, если в нем не будет содержаться необходимое количество денежных средств.

4. Обязанность установить порядок и условия финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из компенсационного фонда возложена на Правительство РФ.

Как уже было отмечено, затягивание принятия указанного постановления Правительства РФ не допустимо. Без данного нормативного правового акта экстренная помощь туристам объединением туроператоров в сфере выездного туризма оказываться не может. Таким образом, отсутствие указанного нормативного правового акта приведет к ситуации, когда у туристов уже возникнет право на получение экстренной помощи, у объединения туроператоров в сфере выездного туризма возникнет обязанность оказать такую экстренную помощь, однако ни указанное право, ни указанная обязанность не смогут быть осуществлены в связи с отсутствием порядка финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из компенсационного фонда (см. проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания экстренной помощи туристам и Правил финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из компенсационного фонда» (URL: http://mkrf.ru/dokumenty/3974/detail.php?ID=258443).

5. В соответствии с комментируемой статьей размер выплаты из компенсационного фонда определяется исходя из фактических расходов на оказание экстренной помощи туристам.

Экстренная помощь туристам подразумевает эвакуацию туристов из страны (места) временного пребывания. В рамках эвакуации туристов оплачиваются их расходы по проживанию (размещению) в случае, когда такое проживание (размещение) необходимо, а также расходы на перевозку. Все указанные расходы суммируются и выводится итоговая сумма фактических расходов на оказание экстренной помощи туристам.

При этом пока не ясно, будут ли компенсации перечисляться пострадавшим туристам, чтобы они расплатились за номер и смогли купить билет на самолет (на поезд), либо деньги будут перечисляться напрямую тем, кто предоставит услуги туристу, оказавшемуся в экстренной ситуации. В любом случае вопрос важный, и его решение в подзаконном нормативном акте — за Правительством РФ <63>.

———————————

<63> Васильев Ю.А. Указ. соч.

 

6. Законодателем особо оговорено, что средства компенсационного фонда могут расходоваться исключительно для оказания экстренной помощи туристам.

Расходование средств компенсационного фонда на иные цели, в том числе на выплату или возврат взносов членам объединения туроператоров в сфере выездного туризма, не допускается.

Прекращение членства туроператора в данном объединении не является основанием для прекращения расходования средств на оказание экстренной помощи туристам. Данная норма дополняет норму ст. 11.1 Закона, в соответствии с которой при прекращении членства туроператора взносы, уплаченные в компенсационный фонд, не возвращаются.

Однако пока не утвержден список случаев принятия экстренных решений о помощи туристам за счет средств фонда. Ясно одно: фонд не предусматривает оплату помощи при форс-мажорах стихийные бедствия, политические волнения в стране пребывания и т.п. В этом случае должны быть задействованы средства федерального бюджета страны <64>.

———————————

<64> Забаева М.Н. Указ. соч.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code