Статья 11.3. Имущество объединения туроператоров в сфере выездного туризма

 Комментарий к статье 11.3 Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»

turist1. Статьей 11.3 комментируемого Закона регулируются вопросы формирования имущества объединения туроператоров в сфере выездного туризма, его использования.

Комментируемой статьей установлено, что имущество объединения туроператоров в сфере выездного туризма образуется за счет:

а) имущества, передаваемого данному объединению его учредителями в соответствии с учредительным договором объединения. В частности, учредителями «Ростурпомощи» выступили 31 туроператор, которые должны передать объединению имущество, необходимое для начала его деятельности. Например, такое имущество может включать в себя помещение, мебель и оргтехнику, финансовые средства, необходимые для организации текущей деятельности на начальном этапе;

б) взносов, уплачиваемых в компенсационный фонд. Указанные взносы уплачиваются ежегодно туроператорами — членами объединения в установленном Законом размере;

в) взносов на финансирование расходов, связанных с текущей деятельностью данного объединения. Указанные взносы также уплачиваются ежегодно туроператорами — членами объединения в размере, установленном общим собранием участников объединения. Указанный размер взносов значительно меньший по сравнению с размером взносов в компенсационный фонд;

г) доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда на счетах или депозитах в кредитных организациях;

д) денежных средств, полученных от реализации права требования страховой выплаты или выплаты по банковской гарантии. Указанные денежные средства являются средствами возмещения расходов, произведенных за счет компенсационного фонда;

е) добровольных взносов. Законодателем не определен круг субъектов, имеющих право вносить добровольные взносы, а также порядок из внесения. Представляется, что указанные добровольные взносы вправе осуществлять любой из участников общества. В связи с тем что компенсационный фонд состоит из равных взносов всех участников объединения, вероятнее всего, добровольные взносы могут расходоваться только на текущую деятельность объединения.

2. Законодателем установлен запрет на использование имущества объединения туроператоров в сфере выездного туризма в целях, не связанных с целями создания данного объединения.

Такой запрет обусловлен социальной направленностью создания объединения туроператоров в сфере выездного туризма. Объединение туроператоров создается для оказания экстренной помощи туристам, т.е. для защиты их прав при совершении путешествия (в т.ч. прав на безопасность их жизни, здоровья). Использование имущества в иных, не связанных с оказанием экстренной помощи туристам, целях не позволит обеспечить эффективного достижения постановленных перед объединением целей защиты прав туриста, приведет к распылению интересов объединения.

3. В связи с тем что средства компенсационного фонда могут расходоваться исключительно на оказание экстренной помощи туристам, законодателем было установлено требование, в соответствии с которым средства компенсационного фонда должны быть размещены на отдельном банковском счете объединения туроператоров в сфере выездного туризма и по ним должен вестись отдельный учет.

По тем же основаниям, а также в целях защиты средств компенсационного фонда при недобросовестной деятельности объединения на средства компенсационного фонда не может быть обращено взыскание по обязательствам объединения туроператоров в сфере выездного туризма, если такие обязательства не связаны с финансированием расходов на оказание экстренной помощи туристам, т.е. по обязательствам, связанным с текущей хозяйственной деятельностью объединения.

Данную норму надо учитывать ввиду того, что объединение туроператоров создается в порядке, предусмотренном для ассоциаций и союзов, а в соответствии с ч. 4 ст. 11 ФЗ «О некоммерческих организациях» члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами.

4. Для финансирования расходов, связанных с текущей деятельностью объединения туроператоров в сфере выездного туризма, предусматривается уплата членами данного объединения специальных взносов.

Размер указанных взносов должен быть пропорционален объему денежных средств, полученных каждым туроператором от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта, но не более чем 0,05% объема денежных средств, полученных каждым туроператором от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года.

Конкретный размер взносов и порядок их уплаты определяются общим собранием участников данного объединения при утверждении или изменении бюджета на очередной финансовый год. Представляется, что указанный конкретный размер взносов зависит от числа туроператоров — членов объединения.

В связи с тем что 0,05% объема полученных туроператором в отчетном году денежных средств представляет собой значительную сумму, особенно у крупных туроператоров, представляется, что при большом количестве участников объединения конкретная величина указанного процента должна устанавливаться исходя из минимально возможной суммы.

Средства, предназначенные для финансирования расходов, связанных с деятельностью объединения туроператоров в сфере выездного туризма, обособляются от средств компенсационного фонда. Это позволяет отделить текущие хозяйственные расходы объединения и расходы на оказание экстренной помощи туристам.

Указанные средства перечисляются на иные банковские счета объединения. Таким образом, объединение туроператоров в сфере выездного туризма должно иметь как минимум два банковских счета. При этом средства компенсационного фонда могут размещаться как на расчетном счету, так и на депозитном счету, а средства на текущие расходы объединения могут размещаться только на расчетном счету.

5. Как уже было отмечено, средства компенсационного фонда обособляются от средств объединения туроператоров в сфере выездного туризма, предназначенных для финансирования текущей деятельности объединения.

Размещение средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма допускается как в рублях, так и в иностранной валюте по выбору объединения. При этом указанные средства могут размещаться только в рублях, только в валюте, а также и в рублях и в валюте.

Средства компенсационного фонда размещаются в кредитных организациях.

Согласно ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

В соответствии с п. 2.1 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» банки открывают в валюте РФ и иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).

Применительно к комментируемой норме объединением туроператоров в сфере выездного туризма для размещения средств компенсационного фонда могут использоваться:

а) расчетные счета, которые открываются некоммерческим организациям для совершения расчетов, связанных с достижением целей, для которых некоммерческие организации созданы;

б) счета по вкладам (депозитам), которые открываются юридическим лицам для учета денежных средств, размещаемых в банках с целью получения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму размещенных денежных средств.

Требования к критериям отбора кредитных организаций, в которых допускается размещение средств компенсационного фонда, должны быть установлены Правительством РФ.

Представляется, что одним из наиболее важных критериев отбора указанных кредитных организаций должен являться критерий финансовой стабильности и устойчивости кредитной организации. Средства компенсационного фонда должны быть размещены с наименьшими финансовыми рисками.

Помимо кредитных организаций, Правительством РФ могут быть определены дополнительные объекты инвестирования средств компенсационного фонда, а также требования к инвестированию денежных средств в соответствующие объекты и условия их инвестирования. Данное полномочие также должно осуществляться Правительством РФ исходя из принципа максимальной финансовой защиты средств компенсационного фонда. Представляется, что рассматривать возможность внедрения дополнительных объектов инвестирования средств компенсационного фонда целесообразно только после анализа практики размещения указанных средств в кредитных организациях.

6. Кроме того, на Правительство РФ возлагается обязанность установить порядок передачи средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма и особенности осуществления финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам при ликвидации объединения туроператоров в сфере выездного туризма.

Представляется, что затягивание принятия указанного постановления Правительства РФ приведет к обесцениванию идеи создания компенсационного фонда, т.к. без данного нормативного правового акта экстренная помощь туристам объединением туроператоров в сфере выездного туризма оказываться не будет.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code