Статья 11.1. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма

 Комментарий к статье 11.1 Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»

turist1. Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ комментируемый Закон дополнен новой статьей, регулирующей порядок образования и деятельности объединения туроператоров в сфере выездного туризма. Нормы данной статьи вступили в силу с 1 ноября 2012 г.

В частности, комментируемой статьей установлено, что объединение туроператоров в сфере выездного туризма является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское объединение, которое основано на принципе обязательного членства юридических лиц, осуществляющих на территории РФ туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма, и действует в целях оказания экстренной помощи туристам.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. В данном случае некоммерческая организация создается в целях оказания экстренной помощи туристам.

Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации данного объединения устанавливается главой III ФЗ «О некоммерческих организациях» с учетом положений комментируемого Закона и аналогичен порядку создания, деятельности, реорганизации и ликвидации ассоциаций (союзов).

Особенностью такой некоммерческой организации является то, что она, помимо общеобязательной государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», приобретает статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма исключительно на основании решения Правительства РФ. До издания соответствующего постановления Правительства РФ такое объединение не может осуществлять свою деятельность.

Фактически объединение туроператоров в сфере выездного туризма создается по типу саморегулируемой организации (СРО) с последующим обязательным членством в нем всех туроператоров, занимающихся инициативным туроперейтингом <58>.

———————————

<58> Кусков А.С. Компенсационный фонд как способ обеспечения исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта // Право и экономика. 2012. N 7.

 

Согласно данным Федерального агентства по туризму на сегодняшний день деятельность в сфере выездного туризма осуществляют 2304 туроператора. И, как было указано в комментарии к ст. 11, все туроператоры обязаны вступить в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма до 4 мая 2013 г. Таким образом, видно, что законодателем установлены весьма сжатые сроки для создания объединения туроператоров в соответствии с требованиями комментируемой статьи, а также для вступления в данное объединение всех туроператоров, осуществляющих свою деятельность в сфере выездного туризма.

24 августа 2012 г. в Федеральном агентстве по туризму прошло учредительное собрание объединения туроператоров в сфере выездного туризма по оказанию экстренной помощи туристам «Ростурпомощь». В работе учредительного собрания приняли участие руководители и представители 31 российского туроператора, крупнейших отраслевых объединений туроператоров и туристской индустрии, а также региональных органов управления в сфере туризма.

2. В соответствии с комментируемой статьей объединение туроператоров в сфере выездного туризма является открытым для вступления новых членов.

Единственным требованием к членству туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма является своевременная уплата взносов в компенсационный фонд в установленном размере. Установление иных требований к членству туроператора в объединении туроператоров не допускается.

Такая система приема в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма не исключает возможности включения в данное объединение недобросовестных туроператоров. Участники общества вынуждены будут нести субсидиарную ответственность по обязательствам таких недобросовестных туроператоров.

3. В качестве основания для прекращения членства туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма предусматривается:

а) заявление туроператора о выходе из членов данного объединения в случае прекращения туроператором деятельности в сфере выездного туризма. В данном случае прекращение членства туроператора, прекратившего деятельность в сфере выездного туризма, ставится в зависимость от подачи таким туроператором соответствующего заявления. Представляется, что данная норма может породить ситуацию, в соответствии с которой отсутствие заявления о прекращении членства туроператора, фактически прекратившего деятельность в сфере выездного туризма, будет являться формальным основанием, препятствующим исключению такого туроператора из объединения;

б) неуплата взносов в компенсационный фонд в установленные сроки (т.е. не позднее 15 апреля текущего года) и в установленном размере. Прекращение членства туроператора по данному основанию в соответствии со ст. 11 комментируемого Закона фактически означает запрет на осуществление таким туроператором деятельности в сфере выездного туризма. В данном случае также следует обратить внимание на то, что законодатель не устанавливает запрет на повторное членство туроператора. Однако, представляется, что в этом случае повторное вхождение туроператора в объединение будет осуществляться в порядке, установленном для новых участников;

в) ликвидация туроператора в соответствии с законодательством РФ. Ликвидация туроператора влечет за собой автоматическое прекращение членства туроператора в объединении. Изъявление воли туроператора каким-либо образом при этом не требуется.

Особо оговорено, что установление иных оснований для прекращения членства туроператора в данном объединении не допускается.

При этом в случае прекращения членства туроператора взносы, уплаченные в компенсационный фонд, не возвращаются.

4. В случае прекращения членства туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма данное объединение уведомляет об этом Федеральное агентство по туризму в форме электронного документа. Порядок такого уведомления также должен быть разработан Федеральным агентством по туризму. На сегодняшний день такой документ отсутствует.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об электронной подписи» электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается информация в электронной форме, подписанная электронной подписью.

Под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Электронные подписи бываю следующих видов:

а) простая электронная подпись — электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом;

б) усиленная неквалифицированная электронная подпись — электронная подпись, которая:

— получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

— позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;

— позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;

— создается с использованием средств электронной подписи;

в) усиленная квалифицированная электронная подпись — электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:

— ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

— для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия установленным требованиям (ст. 5 ФЗ «Об электронной подписи»).

Представляется, что конкретный вид электронной подписи, которым должно быть подписано уведомление о прекращении членства туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма, должен быть определен Федеральным агентством по туризму.

5. В целях оперативного информирования граждан не позднее чем в течение одного дня после дня изменения сведений о туроператоре либо дня принятия решения о приеме туроператора в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма или прекращении членства в данном объединении на официальном сайте данного объединения в информационно-коммуникационной сети Интернет должна быть размещена следующая информация:

— полное и сокращенное наименования туроператора;

— адрес (место нахождения) и почтовый адрес туроператора;

— идентификационный номер налогоплательщика;

— размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

— адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность;

— адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

— об общем объеме денежных средств, полученных туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, от реализации в этой сфере туристского продукта за предыдущий год (по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством РФ);

— о членстве туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, в объединении туроператоров в сфере выездного туризма;

— об изменении сведений о туроператоре — члене объединения туроператоров в сфере выездного туризма;

— о туроператорах, исключенных из членов объединения туроператоров в сфере выездного туризма, в т.ч. и об основаниях их исключения.

6. В целях оказания экстренной помощи туристам при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору о реализации туристского продукта, формируемого туроператорами, членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма данным объединением формируется компенсационный фонд.

Необходимость формирования такого фонда была актуализирована серией банкротств крупных туристских фирм (Лужники Тревел, Скайтур, Детур, ДЕО-трэвел, Сизонс, ITC, Идеальный мир, Магазин хороших путевок, Альфа Вояж, Аврора Интур, Капитал тур, Аватур, Ланта-тур и др.), отмечающихся и в последнее время.

Совсем недавно ликвидация туроператора «Ланта-тур», стабильно входившего в пятерку лучших туристских фирм России, повлекла возникновение ситуации, в которой за рубежом оказались более 3 тыс. туристов. Это ситуация еще сильнее актуализировала проблему защиты интересов туристов на межгосударственном уровне, тем более что вызволение «застрявших» туристов в таких случаях фактически ложится на плечи государства, так как действующего финансового обеспечения зачастую не хватает.

Главная цель компенсационного фонда — оказание экстренной помощи туристам, которая предполагает эвакуацию туристов из стран временного пребывания, т.е. оплату их расходов по размещению (если это необходимо) и перевозке.

Для использования компенсационного фонда необходимо возникновение ситуации, связанной преимущественно с неисполнением туроператором своих обязательств, что чаще всего актуализируется в связи с их банкротством. Невозможность исполнения туроператорами своих обязательств приводит к необходимости оказания туристам экстренной помощи, предполагающей действия по организации эвакуации туриста из страны временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма. Иные проблемы — ненадлежащее исполнение обязательств (снижение качества услуг, непредоставление отдельных услуг и т.д.), не приводящее к серьезным сбоям в программе обслуживания, появление форс-мажорных ситуаций в стране временного пребывания, необходимость возмещения морального вреда — должны разрешаться не за счет средств компенсационного фонда, а с использованием действующего финансового обеспечения или при участии компетентных государственных органов (в случае форс-мажорных ситуаций) <59>.

———————————

<59> Кусков А.С. Указ. соч.

 

7. В соответствии с требованием комментируемой статьи финансовая деятельность объединения туроператоров в сфере выездного туризма подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.

Согласно ст. 1 ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудитом (аудиторской проверкой) применительно к комментируемому Закону является независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности объединения туроператоров в сфере выездного туризма в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

При этом под бухгалтерской (финансовой) отчетностью понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с 1 января 2013 г. — Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Для проведения аудита объединение туроператоров в сфере выездного туризма обязано заключить договор с аудиторской организацией. Аудиторской организацией признается коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов, которая приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (ст. 3 ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Выбор аудиторской организации и определение условий договора о проведении аудиторской проверки осуществляются на общем собрании членов объединения туроператоров в сфере выездного туризма или постоянно действующим коллегиальным органом управления, если учредительными документами данного объединения решение данного вопроса отнесено к его компетенции.

По итогам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение, которое должно содержать:

1) наименование «Аудиторское заключение»;

2) указание адресата (лица, в интересах которого проводится аудит). Следует отметить, что законодатель, установив обязанность проводить ежегодный аудит, не установил, в чьих интересах данный аудит проводится. Представляется, что результаты аудита должны направляться всем туроператорам — членам объединения туроператоров в сфере выездного туризма в целях осуществления ими контроля за финансовой деятельностью объединения;

3) сведения об объединении туроператоров в сфере выездного туризма: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;

4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;

5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между объединением и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;

6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности объединения (объем аудита);

7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности объединения с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;

8) указание даты заключения.

8. В целях обеспечения дополнительной прозрачности финансовой деятельности объединения туроператоров в сфере выездного туризма законодателем установлено требование, в соответствии с которым годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс объединения после их утверждения общим собранием членов данного объединения или постоянно действующим коллегиальным органом управления, если учредительными документами данного объединения такое утверждение отнесено к его компетенции, подлежат размещению на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Представляется, что в данном случае необходимо было также установить срок, в течение которого указанные годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс должны быть размещены на сайте объединения.

На сегодняшний день официальный сайт объединения туроператоров в сфере выездного туризма «Ростурпомощь» не создан.

9. На вновь созданное объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Ростурпомощь» возлагается также обязанность разработать правила профессиональной деятельности, обязательные для данного объединения и его членов и регулирующие порядок осуществления им и его членами функций, связанных с формированием и использованием компенсационного фонда.

Представляется, что правила должны описывать механизм непосредственной деятельности объединения, его взаимодействия с туроператорами, осуществляющими деятельность в сфере выездного туризма, туристами, Федеральным агентством по туризму, устанавливать порядок действий в случае возникновения экстренной ситуации, при которой необходимо задействовать средства компенсационного фонда, и др.

Обязанность по утверждению правила профессиональной деятельности объединения возложена на Федеральное агентство по туризму.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code