Статья 10. Особенности реализации туристского продукта

 Комментарий к статье 10 Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»

turist1. Статьей 10 комментируемого Закона установлены особенности реализации туристского продукта.

В первоначальной редакции Закона туристский продукт трактовался как право на тур. Такая формулировка порождала проблемы в правоприменительной практике при определении правовой природы договора о реализации туристского продукта. В действующей редакции Закона под туристским продуктом понимается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену экскурсионного обслуживания и (или) других услуг). Таким образом, договор, регулирующий отношения по поводу предоставления комплекса туристских услуг, является договором возмездного оказания услуг.

Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных комментируемым Законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком.

Особенностью данного договора является его обязательное соответствие как законодательству РФ в общем, так и законодательству о защите прав потребителей в частности. Так, защите прав потребителей (в нашем случае — туристов и (или) иных заказчиков) при выполнении работ (оказании услуг) посвящена глава III Закона РФ «О защите прав потребителей».

Заключение договора о реализации туристского продукта в письменной форме предполагает и влечет соблюдение сторонами требований, установленных ст. 160 ГК РФ, прежде всего в части обязательного подписания договора лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. В соответствии с п. 12 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452, договор о реализации туристского продукта между исполнителем и потребителем считается заключенным, если между сторонами в письменной форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям этого договора. Отсутствие на договоре подписи лиц лишает права туроператора и турагента ссылаться на факт достижения указанного соглашения по существенным условиям договора, а также на факт ознакомления потребителя с условиями договора. Основания полномочий лиц, совершающих сделку в интересах гражданина, должны быть указаны в договоре (письмо Роспотребнадзора от 31 августа 2007 г. N 0100/8935-07-32 «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания»).

2. Частью 2 комментируемой статьи устанавливается исчерпывающий перечень существенных условий договора о реализации туристского продукта.

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся:

1) полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора.

При этом под адресом (местом нахождения) понимается адрес регистрации (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (туроператором), указанный в Едином государственном реестре юридических лиц в соответствии со ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Под почтовым адресом туроператора понимается адрес фактического местонахождения туроператора.

Реестровый номер туроператора представляет собой номер, под которым туроператор был внесен в единый федеральный реестр туроператоров в соответствии со ст. 4.1 комментируемого Закона;

2) размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение.

Указанные сведения также содержатся в едином федеральном реестре туроператоров. В целях дополнительной защиты туристов указанные в договоре сведения о финансовом обеспечении туроператора можно проверить на официальном сайте Федерального агентства по туризму (URL: http://reestr.russiatourism.ru/);

3) сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта.

Данные сведения должны содержать информацию о фамилии, имени, отчестве туриста, его месте жительства, паспортные данные. В случае если договор заключается иным заказчиком, должны быть указаны сведения, позволяющие идентифицировать заказчика, а также реквизиты документа, удостоверяющие полномочия заказчика (например, реквизиты доверенности);

4) общая цена туристского продукта в рублях.

Следует отметить, что до недавнего времени отсутствие общей цены туристского продукта в договоре не являлось изначально нарушением права потребителя на информацию, так как туристская путевка, также содержащая такую цену, являлась неотъемлемой частью договора.

Однако в связи с принятием ФЗ от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ, исключившего понятие «туристская путевка» из текста Закона, отсутствие общей цены туристского продукта в рублях в договоре может быть квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (письмо Роспотребнадзора от 31 августа 2007 г. N 0100/8935-07-32 «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания»);

5) информация о потребительских свойствах туристского продукта, о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах. Непредоставление данной информации или предоставление недостоверной информации об указанных потребительских свойствах туристского продукта (целиком или в части) может составлять объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ.

Туристам важно обратить внимание, что туроператор не вправе самостоятельно, без согласования с туристом, изменять потребительские свойства туристского продукта, например, условия проживания. Данное согласование должно осуществляться заблаговременно, в разумный срок до начала тура (см. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 12 марта 2012 г. N 33-2434/12);

6) права, обязанности и ответственность сторон;

7) условия изменения и расторжения договора.

В соответствии со ст. 782 ГК РФ заказчик услуг вправе в любое время в одностороннем порядке отказаться от договора при условии оплаты фактически понесенных исполнителем расходов. Однако туристский продукт, определяемый как комплексная услуга, готовая (предлагаемая) к реализации, не предусматривает возможности отказа от одной или нескольких составляющих ее услуг по воле потребителя (с точки зрения безусловной обязанности удовлетворения такого волеизъявления) и не предусматривает возможности уменьшения цены договора, кроме случаев, предусмотренных законом, в том числе вследствие некачественно оказанной услуги (письмо Роспотребнадзора от 31 августа 2007 г. N 0100/8935-07-32 «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания»).

Например, турист, не пожелав пользоваться услугой трехразового питания, потребовал пересмотреть стоимость турпутевки. Получив отрицательный ответ, он отказался от туристского продукта целиком и обратился в суд с заявлением о возмещении убытков. Суд не удовлетворил его требования, отметив, что туристский продукт (круиз на теплоходе), определяемый как комплексная услуга, предлагаемая к реализации, не предусматривает возможности отказа от одной или нескольких составляющих ее услуг (услуг по питанию и экскурсионному обслуживанию) по воле потребителя и уменьшения цены договора (см. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 16 марта 2011 г. N 3611) <55>;

———————————

<55> Бычков А. Особенности договора о реализации туристского продукта // ЭЖ-Юрист. 2011. N 37.

 

8) сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора. Данные сведения указываются в соответствии с порядком и сроками предъявления претензий, установленными комментируемой статьей;

9) сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

Таким образом, условно все названные Законом существенные условия можно разделить на следующие:

а) условия, содержание которых можно определить только посредством согласования сторонами условий договора;

б) условия, содержание которых определяются иными нормами Закона и (или) иных нормативных правовых актов;

в) условия, содержание которых может быть определено одной из сторон договора <56>.

———————————

<56> Вольвач Я.В. Существенные условия договора оказания услуг по туристскому обслуживанию // Адвокат. 2010. N 2.

 

3. Помимо существенных условий, договор о реализации туристского продукта может содержать и иные условия, которые определяются по соглашению сторон.

Таким условием может быть, например, срок оказания входящих в туристский продукт услуг (даты и время начала и окончания путешествия, его продолжительность).

При этом следует учитывать, что включение в договор условий, ущемляющих установленные законом или иными нормативными правовыми актами права потребителей, является административным правонарушением, влекущим ответственность по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

С учетом правоприменительной практики Роспотребнадзора необходимо отметить, что причиной указанного правонарушения чаще всего является отсутствие выбора у потребителя условий договора, не отнесенных в установленном законом порядке к существенным (обязательным), что рассматривается как нарушение права потребителя на своевременное получение информации, обеспечивающей правильный выбор услуги, с соответствующими санкциями для виновного лица (письмо Роспотребнадзора от 31 августа 2007 г. N 0100/8935-07-32 «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания»).

4. В соответствии с комментируемой статьей каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

Понятие существенного изменения обстоятельств появилось в российском гражданском законодательстве только в 1994 г., когда была принята первая часть ГК РФ, в которой российский законодатель урегулировал прекращение договорных обязательств посредством расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК) <57>.

———————————

<57> Соменков С.А. Прекращение договорных обязательств в связи с существенным изменением обстоятельств // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 12.

 

Применительно к туристской сфере к существенным изменениям обстоятельств относятся:

1) ухудшение условий путешествия, указанных в договоре (например, изменение категории гостиницы, ее места расположения);

2) изменение сроков совершения путешествия. Возможность изменения или расторжения договора в данном случае имеет важное значение для защиты прав туриста, т.к. изменение сроков совершения путешествия может привести к невозможности совершения туристом данного путешествия в силу объективных причин (окончание отпуска, необходимость обучения в учебном заведении и др.);

3) непредвиденный рост транспортных тарифов. Непредвиденный рост транспортных тарифов также может повлечь невозможность совершения туристом путешествия в силу отсутствия необходимых финансовых средств. Однако и в случае наличия средств турист вправе инициировать изменение и расторжение договора о реализации туристского продукта в связи с его удорожанием. Представляется, что данное условие также направлено на защиту туристов;

4) невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

В случае расторжения договора по указанному обстоятельству туроператор обязан возвратить туристу уплаченные по договору денежные средства, за вычетом оплаты фактически понесенных туроператором расходов. В случае отказа в возврате указанных средств, турист, чьи права были нарушены, вправе обратиться в суд с иском о взыскании уплаченных средств, оплате неустойки и возмещении морального вреда (см. Определение Верховного суда Республики Коми от 16 июля 2012 г. по делу N 33-2889АП/2012).

Ввиду того что законом определено только право требования, а не безусловное основание изменения или расторжения договора, то очень часто при реализации такого права распределение расходов происходит не в пользу потребителя.

Для защиты своих прав в случае отказа туроператора в возврате внесенных в счет договора денежных средств потребитель имеет право потребовать предоставления ему информации о реальных расходах исполнителя, понесенных им в интересах конкретного лица — стороны расторгнутого (измененного) договора. Непредставление такой информации, равно как представление недостоверной и (или) необоснованной информации, означает нарушение соответствующих прав потребителя и возможность наступления имущественной ответственности туроператора.

Например, согласно Определению Санкт-Петербургского городского суда от 28 февраля 2012 г. N 33-2895/2012 исковые требования о расторжении договора на оказание туристских услуг, взыскании денежных средств и неустойки были признаны обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, поскольку ответчик (турагент) не понес расходы в счет еще не оказанных услуг после отказа истца от указанного договора, так как фактически денежные средства были перечислены принимающей стороне уже после того, как заказчик поставил туроператора в известность о невозможности воспользоваться туром по независящим от него обстоятельствам.

Включение в договор положений об удержании с потребителя в пользу туроператора при расторжении договора части денежной суммы, внесенной в счет договора в виде фиксированных сумм, в том числе в процентном отношении к цене услуги, не основано на нормах права и определяет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ (письмо Роспотребнадзора от 31 августа 2007 г. N 0100/8935-07-32 «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания»).

5. Частью 7 комментируемой статьи установлены порядок и сроки предъявления претензии к качеству туристского продукта.

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

Таким образом, установлен обязательный досудебный претензионный порядок урегулирования споров по качеству туристского продукта. Несоблюдение такого порядка при предъявлении гражданского иска туроператору является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения согласно положениям ст. 222 ГПК РФ.

Следует отметить, что срок для предъявления претензии к качеству туристского продукта является весьма ограниченным. В случае пропуска срока претензия не удовлетворяется. Восстановить пропущенный срок возможно в случае наличия доказательств, подтверждающих невозможность предъявить претензию в установленные законом сроки по независящим от заказчика обстоятельствам (например, в случае наличия справки из лечебного учреждения, подтверждающей факт нахождения заказчика в данном учреждении в период, отведенный для предъявления претензии).

Содержание претензии может быть изложено в свободной форме, главное, чтобы присутствовало наименование туроператора, ФИО туриста, содержались основные причины вашего недовольства и факты, которыми это подтверждается, и четко указывались те требования, на удовлетворение которых вы рассчитываете. Только в этом случае можно надеяться на то, что претензия будет рассмотрена туроператором и не вызовет дополнительных потерь времени на выяснение отсутствующих обстоятельств.

Претензия должна быть составлена в двух экземплярах, один из которых вручается представителю туроператора или направляется по почте в его адрес, а на втором делается отметка о его получении с указанием ФИО и должности лица, ее получившего, и даты получения (а в случае необходимости — и времени получения) или сохраняется почтовая квитанция об отправлении претензии.

Если по каким-либо причинам туроператор отказывается принять письменную претензию, вы можете сделать об этом отметку в самой претензии и в тот же день отправить ее заказным письмом с уведомлением по адресу указанного туроператора.

Если по истечении 10 дней туроператор не предоставил ответ на заявленную претензию или в удовлетворении претензии было отказано, турист, иной заказчик вправе обратиться за защитой своих интересов в суд.

Так как законодателем ничего особо не оговорено, сроки, указанные в комментируемой норме, исчисляются в календарных днях. Следует, однако, учитывать положение ч. 2 ст. 108 ГПК РФ, в соответствии с которой в случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code