Статья 9. Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта

Глава IV. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ, ПРОДВИЖЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА

Статья 9. Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта

Комментарий к статье 9 Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»

turist1. В комментируемой статье закрепляются общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта, а также регулируется порядок взаимоотношений между туроператором и турагентом.

Как указано в ст. 1 комментируемого Закона, туристский продукт представляет собой комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Если обратиться к этимологическому значению слова «формировать», то оно означает «создавать, составлять, организовывать». Таким образом, основной отличительной функцией туроператора является организаторская работа, которая состоит в подборе, комбинировании туристских услуг, оказываемых различными исполнителями в зависимости от целей, сроков и маршрута путешествия, в совершении сделок им с третьими лицами, в силу которых последние обязуются исполнить полностью или частично обязательство организатора путешествий перед туристом. Помимо этого, туроператор осуществляет постоянный контроль за надлежащим исполнением третьими лицами своих обязательств по договорам, заключенным с ним. Контроль этот проводится через руководителей групп, назначаемых для поездки с группой туристов <50>.

———————————

<50> Внуков Н.А. Правовая природа договора о реализации туристского продукта // Право и экономика. 2011. N 3.

 

Туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта. Здесь говориться о том, что туроператором может быть сформирован туристский продукт, включающий в себя заранее сформированный пакет туристских услуг, который затем предлагается туристу. Именно такой туристский продукт формируется на основе анализа конъюнктуры рынка. Иной случай представляет собой формирование туристского продукта по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (так называемые индивидуальные туры). В данном случае туристский продукт формируется исходя из требований заказчика.

Туроператор обязан обеспечить оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками.

Таким образом, в целях формирования туристского продукта туроператор осуществляет деятельность по налаживанию связей и заключению договоров с третьими лицами, которые оказывают услуги, необходимые для обеспечения реализации данного туристского продукта. В частности, в случае необходимости туроператор заключает договоры:

1) непосредственно с перевозчиками, организациями, оказывающими гостиничные и экскурсионные услуги. Необходимость привлечения третьих лиц может отсутствовать в случае, если туроператор имеет в собственности необходимые транспортные средства, гостиницы, позволяющие ему самостоятельно оказывать услуги туристу и (или) иному заказчику. Так, по мнению В. Семенихина, в гостиничном бизнесе в настоящее время наблюдается явная тенденция покупки туроператорами собственных гостиниц и отелей <51>. Такое вложение средств туроператора, полагаем, целесообразно по направлениям, имеющим традиционно высокий потребительский спрос;

———————————

<51> Семенихин В. Турфирмы & гостиницы // Аудит и налогообложение. 2011. N 6.

 

2) с иностранными туроператорами, формирующими туристский продукт в стране приема. Такие договоры целесообразно заключать в случаях, если для туроператора выгоднее заказать у иностранного туроператора уже сформированный данным иностранным туроператором пакет услуг, чем заключать отдельные договоры с организациями, непосредственно оказывающими транспортные, гостиничные и экскурсионные услуги;

3) с оптовыми поставщиками услуг, которые фактически являются посредниками на туристическом рынке между туроператором и фактическими исполнителями гостиничных, транспортных услуг <52>.

———————————

<52> Денисова М.О. Закон сырой, но это закон // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. N 3.

 

2. Части 3 — 5 комментируемой статьи устанавливают ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.

По общему правилу ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта несет туроператор.

Особенностями ответственности туроператора в туристской сфере являются следующие:

1) туроператор несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.

Данное положение имеет большое значение для защиты туристов, особенно в случае, если организация, непосредственно оказывающая услуги туристу, находится за пределами РФ.

При этом следует иметь ввиду, что туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Как указано в письме Роспотребнадзора от 31 августа 2007 г. N 0100/8935-07-32 «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания», сложный состав туристского продукта, формируемого туроператором, сам по себе для туриста не должен иметь значение с точки зрения механизма защиты его прав как потребителя, поскольку ответственность туроператора устанавливается за нарушение качества и безопасности соответствующей услуги в целом. Однако такой подход не исключает возможности наступления гражданской, административной и уголовной ответственности иных лиц, задействованных в туристской индустрии, в установленном законом порядке.

Как правило, турист заключает два договора:

а) договор о реализации туристского продукта с туроператором;

б) прямое соглашение с услугодателем, который предусматривает его прямую ответственность. В частности, согласно ст. 426 ГК РФ договор на гостиничное обслуживание считается публичным договором. Публичным договором является, например, и договор авиаперевозки.

В большинстве случаев ответственность несет именно услугодатель, а взыскать возмещение ущерба с туроператора невозможно, иначе турист имел бы право дважды получить компенсацию за один и тот же ущерб, что противоречит принципу соразмерности размера вреда и его компенсации <53>. Так, ответственность авиаперевозчика установлена Регламентом ЕС N 2027/97 Совета ЕС «Об ответственности авиаперевозчиков случае происшествий» в редакции Регламента ЕС г. N 889/2002 Европейского парламента и Совета ЕС, гл. XVII Воздушного кодекса РФ.

———————————

<53> Семенихин В. Указ. соч.

 

При этом следует учитывать, что прямые правоотношения между перевозчиками и потребителями-туристами не исчерпывают ответственности туроператора за надлежащее исполнение договора о реализации туристского продукта.

Туроператор не вправе ссылаться на положения п. 1 ст. 401 ГК РФ без учета взаимосвязанной нормы п. 5 ст. 13 Закон РФ «О защите прав потребителей», согласно которой исполнитель изначально несет полную ответственность за надлежащее исполнение обязательств. Например, при задержке вылета туроператор обязан предоставить клиенту размещение на время ожидания рейса, связаться с иностранным партнером и перенести сроки проживания в гостиницах по маршруту, изменить даты экскурсий и т.п. (письмо Роспотребнадзора от 31 августа 2007 г. N 0100/8935-07-32 «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания»).

Представляется, что туристу законодательно должно быть предоставлено право взыскать причиненный вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта вред с туроператора в случае, если взыскать данный ущерб с гостиницы или перевозчика не представляется возможным (даже в случае, если прямая ответственность услугодателя установлена законодательством РФ);

2) туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени. Данное положение обусловлено правовым статусом туроператора как субъекта, формирующего туристский продукт, и субъекта, на который возлагается обязанность надлежащего оказания туристских услуг. Кроме того, в силу агентского договора турагент, даже в случае реализации туристского продукта от своего имени, представляет интересы туроператора.

3. Продвижение туристского продукта представляет собой комплекс мер, направленных на популяризацию турпродукта, в т.ч. реклама (включая рекламную печатную продукцию), участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, которые в дальнейшем будут способствовать реализации данного туристского продукта.

Реализация туристского продукта является кульминацией деятельности туроператора. Реализацию туристского продукта в узком смысле можно рассматривать как заключение с туристом договора о предоставлении туристских услуг. В широком смысле реализация туристского продукта представляет собой не только заключение с туристом договора о предоставлении услуг, но и само предоставление данных услуг заказчику, т.е. исполнение договора. В отличие от договора возмездного оказания услуг, реализуемого в соответствии со ст. 779 ГК РФ, в соответствии с которой исполнитель самостоятельно оказывает услуги, особенностью реализации туристского продукта является предоставление туристских услуг как самим туроператором, так и третьими лицами по поручению туроператора.

Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, — от своего имени.

По сути, данный договор подпадает под действие ст. 1005 ГК РФ и является агентским договором с особенностями, установленными комментируемым Законом, в туристской сфере. Так, в соответствии с указанной нормой по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. А по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

В то же время, как уже было указано выше, обязанность по надлежащему исполнению туристских услуг возлагается исключительно на туроператора.

Выгодность заключения подобных договоров для турагента обосновывается двумя основными причинами:

1) процент выплачиваемого вознаграждения субагенту меньше, чем процент, получаемый от туроператора (дополнительный доход);

2) от туроператора можно получить дополнительные бонусы и повышенный процент вознаграждения за увеличение объема продаж <54>.

———————————

<54> Шабров Р. Правовой статус турагента // Корпоративный юрист. 2009. N 1.

 

4. Комментируемой статьей установлены требования к договору, заключаемому между туроператором и турагентом. В договоре должны содержаться:

а) условия продвижения и реализации турагентом туристского продукта. В договоре, например, могут быть указаны условия рекламной деятельности турагента. В качестве условий реализации туристского продукта может выступать порядок ценообразования, порядок и перечень информации, которую турагент обязан предоставлять туристу и (или) иному заказчику;

б) полномочия турагента на совершение сделок с туристами и (или) иными заказчиками от имени туроператора. В данном случае устанавливается, действует турагент от имени туроператора или от своего имени;

в) условие, предусматривающее возможность (невозможность) заключения турагентом субагентских договоров. В соответствии со ст. 1009 ГК РФ, если иное не предусмотрено агентским договором, агент вправе в целях исполнения договора заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед принципалом. В туристской сфере особенностью является обязанность указания возможности (невозможности) заключения турагентом субагентских договоров;

г) порядок взаимодействия туроператора и турагента в случае предъявления им претензий туристов или иных заказчиков по договору о реализации туристского продукта. В данном случае, например, могут закрепляться порядок и сроки уведомления туроператора о подаче претензий туристом и (или) иным заказчиком.

С 1 ноября 2012 г. вступила в силу норма, введенная ФЗ от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ, согласно которой договор между туроператором и турагентом также должен содержать порядок взаимодействия туроператора и турагента в случае необходимости оказания экстренной помощи туристу. Это может быть экстренная медицинская помощь, консульская помощь, помощь при чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях;

д) условие, предусматривающее возможность осуществления выплат туристам и (или) иным заказчикам страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии в случае заключения договора о реализации туристского продукта между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом. То есть устанавливается порядок действий в случае наступления страхового случая. Например, п. 7.1.4 образца агентского договора, размещенного на сайте: URL: www.teztour.com, устанавливается, что «страховой полис и любые иные документы, подтверждающие наступление страхового случая и размер понесенных туристом расходов в связи с наступлением страхового случая, необходимо сохранить до предъявления требований в страховую компанию. Одно из основных обязательств застрахованного лица при наступлении страхового случая — незамедлительное уведомление об этом страховой компании и неуклонное следование ее указаниям (средства связи со страховой компанией указаны в страховом полисе). Следует иметь в виду, что такое уведомление, как правило, происходит по телефону, поэтому если застрахованный (турист) находится в отеле и звонит из номера, то отель выставит счет за услуги международной телефонной связи, который обязана будет оплатить страховая компания»;

е) взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта. Указанная ответственность, например, может выражаться в установлении размеров неустоек в различных случаях нарушений.

5. Новеллой является введение ФЗ от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ обязанности туроператора размещать информацию о турагентах, осуществляющих продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Во исполнение данной нормы указанная информация, например, размещена на сайтах: URL: http://www.teztour.com/whereToBuy.html?id=3000001; URL: http://www.pegast.ru/where-to-buy?region=moscow&point=&show-franch=all.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code