Статья 6. Права туриста

Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ТУРИСТА

Статья 6. Права туриста

Комментарий к статье 6 Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»

turist1. Статьей 6 комментируемого Закона устанавливаются права туриста при подготовке к путешествию и во время его совершения, включая транзит.

Прежде всего турист имеет право на необходимую и достоверную информацию:

а) о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, в т.ч. и несовершеннолетних туристов. Данная информация включает в себя сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания, о правилах оформления документов, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, а также о таможенных, медицинских и санитарно-эпидемиологических правилах, об ограничениях на въезд в страну для отдельных категорий граждан или групп туристов (в случае, если таковые имеются);

б) об обычаях местного населения. Данная информация включает в себя сведения о правилах поведения туристов в общественных местах, о форме одежды и т.д.

Например, в памятке туристу, планирующему совершить путешествие в Таиланд, указано что в общении с тайцами следует сохранять спокойствие и улыбку. Гнев в Таиланде — выражение грубости и невоспитанности. Недопустимо выражать даже малейшее пренебрежение к тайской монархии или королевской семье. При посещении Королевского Дворца нельзя быть одетым в слишком открытую одежду (с оголенными плечами, коленями, пятками). Перед входом в храмы, где хранятся образы Будды, а также при посещении частного дома тайца необходимо снимать обувь. В Таиланде не принято публично выражать свои чувства между мужчиной и женщиной. Не следует дотрагиваться до головы тайца даже из самых лучших побуждений <42>;

———————————

<42> URL: http://www.tez-tour.com/mem.html?countryId=12695.

 

в) о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды.

Например, в памятке туристу, планирующему совершить путешествие в Индию, указано, что из Индии запрещен вывоз шкур тигров, диких животных и оперения птиц, кож и изделий из кож редких рептилий, живых растений, золота и серебра в слитках, предметов антиквариата и старины, изготовленных более 100 лет назад. Находясь в Индии, турист может посетить самый первый собор, построенный португальцами в Гоа, — собор Святой Екатерины. Это крупнейшая христианская церковь в Азии и яркий образец архитектуры эпохи Возрождения. Также можно посетить Базилику Бом Иисуса, где в серебряном гробу хранятся нетленные мощи Святого Франциска Ксавьера; множество других древних индуистских храмов времен допортугальского владычества; Ворота Индии, Дхоби Гхат, замки Малаксми, множество музеев, а также увидеть знаменитое ожерелье королевы Марине Драйв; Хампи, где в самом сердце плато Декан лежат руины древней столицы Виджаянагарской империи — города Хампи, построенного в XIV веке <43>.

———————————

<43> URL: http://pegast.ru/india/tourist-memo.

 

Максимально полное предоставление информации является одним из признаков качественного предоставления туристской услуги. Непредоставление туристу необходимой информации в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» будет признаваться нарушением, влекущим наложение административной ответственности в соответствии со ст. 14.4 КоАП РФ.

2. При совершении путешествия туристы имеют право на свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер.

Свобода передвижения — важнейший фактор, определяющий туризм, она необходима для участия в путешествиях, гармоничного развития туризма. В то же время любое государство вправе установить ограничение для передвижения туристов с учетом охраны государственных тайн, границ, территорий, в том числе территорий военного назначения, а также территорий, где имеют место опасности для посетителей <44>. Кроме того, ограничение доступа к туристским ресурсам может быть установлено в целях сохранности туристских ресурсов.

———————————

<44> Сирик Н.В. Права туриста в соответствии с законодательством РФ. URL: http://library.shu.ru/pdf/sirik10.pdf.

 

Например, по соображениям безопасности проносить внутрь комплекса Тадж-Махал (Индия) можно только воду в прозрачных бутылках, небольшие видеокамеры, фотоаппараты, мобильные телефоны и небольшие дамские сумочки. Движение транспорта с двигателями внутреннего сгорания вблизи комплекса запрещено, поэтому от автостоянки туристы подходят пешком либо могут подъехать на электрическом автобусе.

3. К правам туриста Законом отнесено обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи.

Под личной безопасностью понимают обеспечиваемое деятельностью государства и общества социальное благо, предоставляющее возможность индивиду беспрепятственно пользоваться своими жизнью, здоровьем и физической свободой <45>.

———————————

<45> Мингес И.А. Юридические гарантии личной безопасности граждан: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. С. 15.

 

Иными словами, личная безопасность туриста — это безопасность его жизни и здоровья.

Специальные меры обеспечения личной безопасности присущи исключительно сфере туризма и тесно связаны с правовым статусом туриста (например, страхование на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев; финансовое обеспечение ответственности туроператоров; оказание услуг инструкторов-проводников при прохождении туристских маршрутов повышенной опасности; предоставление необходимой и достоверной информации о туристском продукте и исполнителях услуг).

К правовым мерам личной безопасности также относятся оказание консульской, правовой, медицинской и иных видов неотложной помощи в стране (месте) временного пребывания; антикриминальные меры безопасности (включая предупреждение, выявление и пресечение преступлений в отношении туристов и их имущества); меры по разрешению потребительских споров между туристами и организациями туристской индустрии; меры по обеспечению сохранности персональной и иной конфиденциальной информации туристов; правовая охрана чести и достоинства, доброго имени туристов; меры в области технического регулирования; меры государственного контроля (надзора), а также общественного контроля, осуществляемые в целях соблюдения организациями туристской индустрии законодательства, регулирующего вопросы обеспечения личной безопасности туристов; меры юридической ответственности за нарушение законодательства в области личной безопасности туристов.

Следует обратить внимание, что оказание медицинской помощи туристам возможно только при наличии медицинской страховки. При планировании путешествия туристу необходимо внимательно ознакомится с перечнем медицинских услуг, покрываемых стандартной медицинской страховкой. В некоторых случаях целесообразно иметь дополнительную медицинскую страховку с расширенным перечнем оплачиваемых медицинских услуг.

Практическое значение имеет также письмо Министерства иностранных дел РФ от 22 июля 2011 г. N 7942-н-4ед, в котором указывается, что, как правило, услуги в сфере здравоохранения иностранным туристам в Турции оказываются в частных клиниках, однако с 13 июня 2011 года данные услуги стали оказывать больницы, подведомственные Министерству здравоохранения Турции. В этой связи иностранные граждане и туристы, нуждающиеся в лечении на территории Турции, могут обращаться на иностранных языках в Центр скорой медицинской помощи по телефону 112, а также по телефону 184 — по вопросам оказания врачебной помощи. В рамках данного нововведения в 6 провинциях Турции (Анкара, Стамбул, Измир, Анталья, Мугла, Айдын) были организованы Координационные районные центры по работе с иностранными гражданами. С более детальной информацией можно ознакомиться в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: URL: www.saglik.gov.tr/saglikturizmi.

К внеправовым мерам личной безопасности относятся меры технического характера (наличие исправного туристского снаряжения и инвентаря, установка защитных устройств и ограждений при пользовании подвижными механизмами (подъемниками, канатными дорогами), прохождении опасных участков территории (осыпей в горах, водоемов, горнолыжных трасс)), а также медицинские меры, связанные с надлежащим обеспечением туристов (вакцинация, индивидуальные аптечки, врачебные осмотры) <46>.

———————————

<46> Писаревский Е.Л. Правовое обеспечение личной безопасности туристов // Журнал российского права. 2011. N 5.

 

Право на обеспечение потребительских прав и сохранности имущества туристов предполагает сохранность их личных денежных средств, в том числе передаваемых туристским организациям в счет оплаты услуг по договорам, предметов личного обихода, туристского снаряжения и инвентаря, сувенирной продукции, драгоценных вещей и других предметов, которые используются и (или) приобретены туристом во время путешествия.

4. Турист имеет право на обеспечение в соответствии с комментируемым Законом экстренной помощи в виде эвакуации туриста из страны временного пребывания (в том числе оплаты услуг по перевозке и (или) размещению) за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Порядок оказания экстренной помощи должен быть утвержден Правительством РФ (см. проект соответствующего постановления на сайте Минкультуры РФ: URL: http://mkrf.ru/dokumenty/3974/detail.php?ID=258443).

5. В случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда.

В частности, в соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом (в частности, комментируемым Законом), суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

6. Законом закреплено право туриста на содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи.

Данное право, вероятнее всего, будет распространяться на туристов, путешествующих на территории РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления иностранных государств осуществляют взаимодействие с туристами в соответствии со своим национальным законодательством.

Однако к этому праву можно также отнести право туриста на получение правовой и иных видов неотложной помощи в консульских представительствах РФ на территориях иностранных государств.

7. Одним из самых сомнительных прав туриста является право на беспрепятственный доступ к средствам связи. В Законе отсутствует какая-либо норма, предусматривающая возможный механизм реализации данного права. Например, отсутствует соответствующая обязанность у органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и иных субъектов обеспечивать туристу беспрепятственный доступ к средствам связи.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code