Статья 5. Стандартизация и классификация объектов туристской индустрии

 Комментарий к статье 5 Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»

turist1. Статьей 5 комментируемого Закона регулируются вопросы стандартизации и классификации объектов туристской индустрии.

Стандартизация объектов туристской индустрии осуществляется в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании».

В международном аспекте под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов. Такая дефиниция сформулирована органами Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссией и отражена в Руководстве ИСО/МЭК 2 <39>.

———————————

<39> Агешкина Н.А., Коржов В.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (постатейный). 2012.

 

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании» стандартизацией признается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Целями стандартизации являются:

а) повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

б) обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

в) содействие соблюдению требований технических регламентов;

г) создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации (ст. 11 ФЗ «О техническом регулировании»).

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

а) добровольного применения документов в области стандартизации;

б) максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

в) применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо РФ в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

г) недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;

д) недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

е) обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Применительно к туристской сфере действуют:

— ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 518-ст);

— ГОСТ Р 50644-2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 773-ст);

— ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 565-ст) и др.

2. Одной из вышеуказанных целей стандартизации является создание систем классификации.

Основным предназначением системы классификации являются стандартизация и гармонизация критериев обслуживания и работы гостиниц и средств размещения в России с советами Всемирной туристской организации (ВТО). Также эта система помогает приблизить уровень обслуживания в нашей стране к международному. Благодаря совершенствованию данной системы, различия между отдыхом в стране и за границей становятся все меньше, а иностранные гости отмечают высокий уровень развитости туристской сферы <40>.

———————————

<40> URL: http://www.kukiani.ru/index.php?page=content&subpage=s&r=13&p=43&s=266.

 

Классификация объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, осуществляется аккредитованными организациями в Порядке, установленном Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 25 января 2011 г. N 35 (далее — Порядок классификации).

Аккредитация организаций, осуществляющих указанную классификацию, проводится органами государственной власти субъектов РФ в Порядке, установленном Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 15 декабря 2010 г. N 1351 (далее — Порядок аккредитации).

Целью аккредитации является определение организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, направленной на обеспечение баланса интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повышение конкурентоспособности российского туристского рынка, создание условий для развития предпринимательства на основе повышения качества туристских услуг, а также признание результатов аккредитации за рубежом.

Аккредитация включает в себя:

а) представление в уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ заявки (форма заявки утверждена приложением 1 к порядку аккредитации) от заявителей. В качестве заявителей могут выступать юридические лица, претендующие на аккредитацию для классификации объектов туристской индустрии и имеющие опыт работы в указанной сфере;

б) рассмотрение органом по аккредитации заявки на аккредитацию и документов, представленных заявителем, включая анализ информации на предмет ее соответствия данным, указанным в заявке на аккредитацию, в течение 10 календарных дней с момента их поступления в орган по аккредитации;

в) принятие решения об аккредитации (или об отказе в аккредитации);

г) оформление аттестата аккредитации. Аттестат содержит следующую информацию: наименование органа по аккредитации; номер и дату выдачи; полное наименование аккредитованной организации, включая организационно-правовую форму; место нахождения организации; срок аккредитации; должность, фамилию, имя и отчество (при наличии) руководителя органа по аккредитации. Аттестат аккредитации оформляется и выдается заявителю в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об аккредитации и действует 5 лет.

Основными целями классификации объектов туристской индустрии являются:

— обеспечение качества туристских услуг, соответствующего требованиям систем классификации, разработанным в соответствии с международными стандартами, рекомендациями Всемирной туристской организации при Организации Объединенных Наций (ЮНВТО) и существующей зарубежной практикой;

— предоставление потребителям необходимой и достоверной информации, обеспечивающей компетентный выбор, о соответствии объекта туристской индустрии категории, предусмотренной в системах классификации;

— повышение конкурентоспособности туристских услуг и привлекательности объектов туристской индустрии, направленных на увеличение туристского потока и рост доходов от въездного и внутреннего туризма;

— укрепление доверия российских и иностранных потребителей к объективности оценки категории объектов туристской индустрии и качества туристских услуг.

Классификация включает в себя:

а) рассмотрение аккредитованной организацией заявления и документов, предусмотренных соответствующей системой классификации, и представленных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, являющихся собственниками объекта туристской индустрии или осуществляющими его эксплуатацию, в течение 10 календарных дней с момента их поступления в аккредитованную организацию; принятие решения о проведении классификации не позднее чем через 10 календарных дней с момента поступления документов от заявителя;

б) оценку соответствия объекта туристской индустрии требованиям, установленным для категории в соответствующей системе классификации.

В частности, система классификации гостиниц и иных средств размещения устанавливает организационную структуру и порядок проведения работ по оценке соответствия и присвоению гостиницам и иным средствам размещения категорий — «пять звезд», «четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда», «мини-отель».

Классификация гостиниц и средств размещения существует для того, чтобы клиент мог ориентироваться в многообразии предоставляемых туристских и гостиничных услуг. Благодаря классификатору человек может с легкостью подобрать именно тот комплекс услуг, который хочет и может себе позволить. Стоит отметить, что на данный момент этот показатель является реальной оценкой качества, в то время как до 2003 года в России не было обязательной классификации гостиниц и средств размещения. Это означало, что, не получив звезд в одном органе по сертификации, учреждение обращалось в другой и решало свой вопрос там, что чаще всего приводило к несоответствию качества обслуживания ценам и, следовательно, неудовлетворенности потребителя <41>.

———————————

<41> URL: http://www.kukiani.ru/index.php?page=content&subpage=s&r=13&p=43&s=266.

 

Классификация горнолыжных трасс включает проведение аккредитованными организациями оценки соответствия горнолыжных трасс минимальным обязательным требованиям по безопасности, информационному обеспечению, сложности горнолыжных трасс, доступа к соответствующему участку, предоставлению туристских услуг на горнолыжных трассах и присвоение трассам категорий в зависимости от уровня сложности: «зеленая» — для начинающих, «синяя» — низкой степени сложности, «красная» — среднего уровня сложности, «черная» — высокого уровня сложности.

Классификация пляжей включает в себя проведение оценки их соответствия требованиям по безопасности, информационному обеспечению и предоставлению дополнительных услуг на пляжах, присвоение пляжам одной из трех категорий: высшая категория пляжа — I, низшая — III;

в) оформление результатов оценки объектов туристской индустрии актами, протоколами и предписаниями;

г) принятие аккредитованной организацией по результатам оценки решения о присвоении объекту туристской индустрии категории, предусмотренной соответствующей системой классификации, и оформление свидетельства. В случае принятия отрицательного решения о присвоении объекту туристской индустрии категории аккредитованная организация направляет заявителю соответствующую информацию с обоснованием принятого решения в течение 10 дней с даты его принятия.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code