Статья 4.1. Условия осуществления туроператорской деятельности. Единый федеральный реестр туроператоров

 Комментарий к статье 4.1 Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»

turist1. Статьей 4.1 комментируемого Закона определяются условия осуществления туроператорской деятельности.

Туроператоры являются основными участниками туристского бизнеса, т.к. именно туроператоры занимаются формированием туристского продукта, несут ответственность за предоставление туристских услуг туристу.

Специальные условия осуществления туроператорской деятельности были введены в 2007 году в связи с участившимися случаями банкротства туроператоров, влекущими за собой причинение ущерба туристам.

В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц на сегодняшний день установлено, что осуществление туроператорской деятельности на территории РФ допускается только при одновременном выполнении двух условий:

1) туроператорская деятельность может осуществляться только юридическим лицом.

В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Данное условие позволяет обеспечить большую стабильность в деятельности туроператора, т.к. юридические лица являются более экономически устойчивыми и их отличает более высокая степень ответственности по своим обязательствам;

2) юридическое лицо, осуществляющее туроператорскую деятельность, должно иметь финансовое обеспечение.

Финансовое обеспечение туроператора может выражаться в двух видах:

1) в виде наличия у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта;

2) в виде банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Наличие финансового обеспечения позволяет обеспечить выполнение обязательств туроператора перед туристами в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, в т.ч. и в случае объявления туроператора банкротом.

Таким образом, финансовое обеспечение должны иметь все зарегистрированные на территории РФ туроператоры. Регистрация туроператоров осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации юридических лиц, в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

2. В соответствии с изменениями, внесенными ФЗ от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ, туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, должны быть также членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма.

Объединение туроператоров в сфере выездного туризма создается в целях оказания экстренной помощи туристам в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, формируемого туроператорами — членами данного объединения.

Создание указанного объединения является дополнительной гарантией безопасности туристов, дополнительным инструментом защиты их прав в стране (месте) временного пребывания.

3. Комментируемой статьей устанавливаются исключения для туроператоров в части обязанности иметь финансовое обеспечение.

Финансовое обеспечение не требуется для организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание на территории РФ в течение не более 24 часов подряд. Льготные условия деятельности указанных организаций обусловлены краткосрочностью предоставления услуг. Как правило, такие услуги не требуют значительных финансовых затрат.

Кроме того, финансовое обеспечение не требуется для государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по организации путешествий в пределах территории РФ по установленным государством ценам в целях решения социальных задач.

В отличие от первого, данное исключение порождает множество вопросов. В соответствии со ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Вместе с тем Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Таким образом, отсутствие обязанности у государственных и муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих свою деятельность в туристской сфере, иметь финансовое обеспечение может быть обусловлено тем, что собственник имущества унитарного предприятия (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование) является фактически финансовым гарантом такого предприятия.

Более сложной ситуация выглядит с государственными и муниципальными учреждениями.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Таким образом, государство или муниципальное образование может являться финансовым гарантом только по отношению к казенному учреждению.

Оценивая данную норму, полагаем, что, закрепляя особое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений на рынке предоставления туристских услуг, законодатель наделяет данную норму коррупциогенностью. В частности, в соответствии с подп. «в» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96, коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является в т.ч. выборочное изменение объема прав, т.е. возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

4. Комментируемой статьей также устанавливаются особенности реализации туристского продукта, сформированного иностранным туроператором.

Под иностранным туроператором законодатель понимает иностранное юридическое лицо, индивидуального предпринимателя либо организацию, не являющуюся юридическим лицом в соответствии с законодательством иностранного государства, которые осуществляют туристскую деятельность.

На территории РФ реализацию туристского продукта, сформированного иностранным туроператором, вправе осуществлять юридические лица, имеющие финансовое обеспечение, полученное в порядке и на условиях, которые предусмотрены комментируемым Законом. Требования к осуществлению туроператорской деятельности также применяются в отношении юридических лиц, реализующих на территории РФ туристский продукт, сформированный иностранным туроператором.

Данная норма обусловлена тем, что требование о наличии у туроператора финансового обеспечения закреплено в целях защиты прав и законных интересов российских граждан при оказании им туристских услуг. В этой связи не важно, является ли туроператор российским юридическим лицом или иностранным. Цель нормы — защитить российских граждан, обеспечить им гарантированное финансовое возмещение в случае непредоставления или некачественного предоставления туристских услуг.

5. В целях оперативного информирования граждан сведения о туроператоре, имеющем финансовое обеспечение, вносятся в реестр.

Единый федеральный реестр туроператоров является федеральной государственной информационной системой, содержащей зафиксированные на материальном носителе сведения о туроператоре в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации (письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27 августа 2012 г. N 01/9610-12-32 «О применении территориальными органами Роспотребнадзора положений статьи 14.51 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Реестр позволяет гражданам ознакомиться со сведениями о конкретном туроператоре.

В реестре должны содержаться следующие сведения о туроператоре:

1) полное и сокращенное наименования на русском языке; если в учредительных документах туроператора его наименование указано на одном из языков народов РФ и (или) на иностранном языке — также наименование туроператора на этом языке.

Согласно ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях (см. ФЗ «О банках и банковской деятельности», Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ «О ломбардах») наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Наименование (наименования) должно (должны) соответствовать наименованию (наименованиям), указанному (указанным) в учредительных документах;

2) адрес (место нахождения) и почтовый адрес.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (ст. 54 ГК РФ). Место нахождения юридического лица указано в учредительных документах.

Почтовый адрес — адрес фактического местонахождения юридического лица;

3) сведения об учредителях туроператора. Учредители указываются в учредительных документах;

4) серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в Единый государственный реестр юридических лиц.

Таким документом является Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, форма которого утверждена приложением 12 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439;

5) серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, идентификационный номер налогоплательщика;

6) фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность;

7) размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение.

Указанная информация является наиболее значимой для туристов, т.к. позволяет оценить не только размер финансового обеспечения, но и срок действия договора страхования исходя из периода своего путешествия;

8) сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм).

Как правило, для туроператоров, имеющих большой размер финансового обеспечения, характерна деятельность в нескольких сферах туроператорской деятельности. Соответственно, туроператоры, имеющие наименьшее финансовое обеспечение, осуществляют свою деятельность, как правило, в одной сфере (например, в сфере внутреннего туризма);

9) адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.

Данная информация также имеет практическое значение для туристов, желающих осуществлять свое взаимодействие непосредственно с туроператором и находящихся вне места расположения центрального офиса туроператора;

10) адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Данная информация позволяет туристам получить наиболее полные сведения об интересующем их туроператоре.

Согласно изменениям, внесенным в комментируемую статью ФЗ от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ, в отношении туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в реестр также включаются сведения:

а) об общем объеме денежных средств, полученных туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, от реализации в этой сфере туристского продукта за предыдущий год (по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством РФ);

б) о членстве туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, в объединении туроператоров в сфере выездного туризма. В данном случае в целях защиты интересов туристов целесообразно указывать не только сведения о членстве туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма, но и сведения об исключении его из данного объединения (в случае, если таковое имело место);

в) о размере уплаченного взноса в компенсационный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма. Указание размера уплаченного взноса в совокупности со сведениями об общем объеме денежных средств, полученных туроператором от реализации туристского продукта в сфере выездного туризма, позволяет оценить, насколько туроператор выполняет требования закона. Это, в свою очередь, может характеризовать туроператора с точки зрения ответственности и законопослушности.

Все вышеуказанные сведения позволяют оценить финансовую стабильность туроператора и являются важным инструментом защиты прав и законных интересов граждан, совершающих путешествия за пределы РФ.

Здесь возникает неопределенность по поводу сроков внесения вышеуказанных дополнительных сведений в реестр. Не ясно, должны ли дополнительные сведения о туроператорах, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, быть внесены в реестр уже со дня вступления в силу ФЗ от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ, т.е. с 1 ноября 2012 г., либо начиная с 1 ноября 2012 г. туроператоры должны начать работу по предоставлению указанных сведений в уполномоченный орган. В связи с неопределенностью срока целесообразно опираться на мнение заместителя руководителя Федерального агентства по туризму Е.Л. Писаревского, согласно которому «к ноябрю 2012 г. Единый федеральный реестр туроператоров должен быть дополнен вышеуказанными сведениями об операторах, работающих в сфере выездного туризма» <36>.

———————————

<36> Писаревский Е.Л. Изменение сведений о туроператоре в Едином реестре // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. N 4.

 

6. Комментируемой статьей ведение реестра возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Согласно Положению о Федеральном агентстве по туризму, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 901, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма, является Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Руководство деятельностью Федерального агентства по туризму осуществляет Министерство культуры РФ.

Ведение реестра на электронном носителе осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие этого реестра с иными федеральными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями. Законодатель не раскрывает понятий организационных, методологических и программно-технических принципов, обеспечивающих совместимость и взаимодействие с иными федеральными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями. Под организационными принципами, полагаем, можно понимать совокупность единых подходов к организации информации о туроператорах (например, стандартный набор сведений), а под программно-техническими принципами — единые формы и методы ввода, обработки и отображения информации, позволяющие разные базы данных накладывать друг на друга. Однако остается совершенно неясным, что законодатель вкладывал в понятие единых методологических принципов ведения реестра и как эти принципы применять на практике.

7. Ведение единого федерального реестра туроператоров осуществляется Федеральным агентством по туризму в соответствии с комментируемой статьей, а также Административным регламентом по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по формированию и ведению единого федерального реестра туроператоров, утвержденным Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 26 сентября 2011 г. N 1117 (далее — Административный регламент по ведению реестра).

Сведения о туроператоре вносятся в реестр на основании письменного заявления туроператора, представляемого в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и содержащего сведения, подлежащие внесению в реестр. Указанное заявление составляется в письменной форме и удостоверяется подписью руководителя туроператора или иного лица, уполномоченного представлять туроператора. При этом руководитель туроператора или иное лицо, уполномоченное представлять туроператора, указывает данные своего паспорта, а при его отсутствии — иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством РФ (к таким документам, например, относятся дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка и др.), удостоверение личности военнослужащего или военный билет гражданина РФ). Форма заявления о внесении сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров утвержден приложением 2 Административного регламента по ведению реестра.

Кроме того, туроператор должен предоставить договор страхования ответственности туроператора или банковскую гарантию либо нотариально заверенную копию соответствующего документа, а в случае осуществления деятельности в сфере выездного туризма также документ, подтверждающий уплату взноса в компенсационный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма.

Законодателем предоставляется право представлять заявление туроператора, а также иные указанные в настоящей статье документы в форме электронных документов. Порядок представления электронных документов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В частности, согласно порядку оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2011 г. N 553, установить, что заявления и иные документы, необходимые для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, представляемые в форме электронных документов:

а) оформляются в соответствии с требованиями к форматам заявлений и иных документов, установленными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (в частности, с требованиями к форме заявления, установленной приложением 2 к Административному регламенту по ведению реестра);

б) подписываются в соответствии с требованиями ФЗ «Об электронной подписи» <37> и ст. ст. 21.1 и 21.2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

———————————

<37> Писаревский Е.Л. Изменение сведений о туроператоре в Едином реестре // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. N 4.

 

в) представляются в органы и организации, предоставляющие государственные и (или) муниципальные услуги, с использованием электронных носителей и (или) информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет:

— лично или через законного представителя при посещении органа или организации;

— посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

— посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (без использования электронных носителей);

— иным способом, позволяющим передать в электронном виде заявления и иные документы.

Следует отметить, что основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги и представленных в соответствии с установленными требованиями, в комментируемом Законе не предусмотрены.

8. Все представленные в Федеральное агентство по туризму сведения о туроператорах подлежат проверке. Сведения проверяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти посредством направления соответствующего межведомственного запроса в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, является Федеральная налоговая служба.

Федеральная налоговая служба предоставляет Федеральному агентству по туризму необходимые для предоставления государственной услуги открытые и общедоступные сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Сведения из ЕГРЮЛ в течение одного рабочего дня с момента обращения заявителя запрашиваются Федеральным агентством по туризму в рамках межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (в случае отсутствия технической возможности прямого и удаленного доступа к имеющимся в Федеральном агентстве по туризму сведениям из ЕГРЮЛ либо отсутствия в имеющихся в Федеральном агентстве по туризму сведениях из ЕГРЮЛ необходимых для предоставления государственной услуги сведений) в Федеральной налоговой службе путем направления межведомственного запроса о представлении содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

При отсутствии технической возможности направления межведомственного запроса о представлении содержащихся в ЕГРЮЛ сведений с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия соответствующий межведомственный запрос на бумажном носителе направляется в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения заявителя по почте, курьером или по факсу с одновременным его направлением по почте или курьером.

Межведомственный запрос о представлении содержащихся в ЕГРЮЛ сведений подписывается начальником Правового управления Федерального агентства по туризму, а в его отсутствие — временно исполняющим обязанности начальника Правового управления.

9. По итогам рассмотрения заявления и с учетом полученных из Федеральной налоговой службы сведений Федеральным агентством по туризму принимается решение о внесении сведений о туроператоре в реестр либо об отказе во внесении в реестр таких сведений. Данное решение принимается не позднее пяти дней со дня поступления заявления туроператора с приложением всех необходимых документов. Указанные решения оформляются соответствующим приказом Федерального агентства по туризму. За рассмотрение заявления туроператора о внесении сведений о нем в реестр и за внесение этих сведений в реестр плата не взимается.

10. Сведения о туроператоре, внесенные в единый федеральный реестр туроператоров, могут быть изменены. Внесение изменений в реестр осуществляется в случае изменения исходных сведений о туроператоре.

Для внесения изменений туроператор не позднее 10 дней со дня изменения сведений обязан уведомить об этом в письменной форме уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

В этих целях заявитель представляет в Федеральное агентство по туризму следующие документы:

а) письменное заявление о внесении изменений в сведения о туроператоре в реестр, содержащее сведения, подлежащие внесению в реестр, удостоверенное подписью руководителя туроператора или иного лица, уполномоченного представлять туроператора. При этом руководитель туроператора или иное лицо, уполномоченное представлять туроператора, указывает данные своего паспорта, а при его отсутствии иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством РФ. Форма заявления утверждена приложением 3 к Административному регламенту по ведению реестра;

б) договор страхования ответственности туроператора или банковскую гарантию либо нотариально заверенную копию соответствующего документа (п. 2.6 Административного регламента по ведению реестра);

в) документ, подтверждающий уплату взноса в компенсационный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма (в случае осуществления деятельности в сфере выездного туризма).

Указанные документы также могут быть представлены в форме электронных документов. Порядок представления электронных документов аналогичен порядку представления электронных документов для внесения сведений в единый федеральный реестр туроператоров.

В качестве примера можно рассматривать Приказ Федерального агентства по туризму от 29 августа 2011 г. N 235 «О внесении изменений в Единый федеральный реестр туроператоров».

11. Отказ во внесении сведений о туроператоре в реестр обязательно должен быть мотивирован. Принятие немотивированного решения не допускается, в случае обжалования такого решения оно подлежит отмене.

Заверенная должностным лицом уполномоченного федерального органа исполнительной власти копия указанного решения, содержащего основания для отказа во внесении сведений о туроператоре в реестр, не позднее дня, следующего за днем принятия решения, должна быть направлена туроператору с уведомлением о ее вручении либо вручена под расписку руководителю туроператора или иному лицу, уполномоченному представлять туроператора.

В целях исключения возможности принятия произвольного решения, в т.ч. немотивированного, законодателем установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа во внесении сведений о туроператоре в реестр.

Такими основаниями являются:

— представление недостоверных сведений о туроператоре (недостоверность сведения может быть выявлена, например, в ходе проверки Федеральной налоговой службой представленных туроператором сведений);

— несоответствие имеющегося у туроператора финансового обеспечения установленным требованиям (например, недостаточный размер финансового обеспечения, предусмотренного для конкретного вида туризма);

— непредставление сведений о членстве туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, в объединении туроператоров в сфере выездного туризма (только для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма).

12. На Федеральное агентство по туризму также возлагается обязанность размещать на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведения о туроператоре, содержащиеся в реестре. Указанная информация размещена по адресу: URL: http://reestr.russiatourism.ru/.

К сведениям о туроператоре, подлежащим размещению на сайте, относятся:

— полное и сокращенное наименования;

— адрес (место нахождения) и почтовый адрес;

— идентификационный номер налогоплательщика;

— размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

— адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность;

— адрес официального сайта туроператора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Кроме того, в отношении туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, размещению на официальном сайте Федерального агентства по туризму в информационно-телекоммуникационной сети Интернет подлежат содержащиеся в реестре сведения:

а) об общем объеме денежных средств, полученных туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, от реализации в этой сфере туристского продукта за предыдущий год (по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством РФ);

б) о членстве туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, в объединении туроператоров в сфере выездного туризма.

Также Федеральное агентство по туризму обязано разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведения об объединении туроператоров в сфере выездного туризма (адрес (место нахождения, т.е. юридический адрес) и почтовый адрес данного объединения, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, способы связи с данным объединением (номера телефонов, факсов, адрес электронной почты и другие сведения). На сегодняшний день данная информация не размещена в связи с отсутствием объединения туроператоров в сфере выездного туризма.

При изменении сведений о туроператоре они размещаются Федеральным агентством по туризму на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений.

По мнению заместителя руководителя Федерального агентства по туризму Е.Л. Писаревского, данная информация позволяет туристам, организациям туристской индустрии, а также субъектам обеспечения личной безопасности оперативно воздействовать на туроператоров, нарушающих права и законные интересы туристов, и принимать иные необходимые меры в области обеспечения личной безопасности туристов как в России, так и за рубежом <38>.

———————————

<38> Интернет-интервью с заместителем руководителя Федерального агентства по туризму Е.Л. Писаревским «О государственной политике в области обеспечения безопасности туризма». URL: http://www.turismo.ru/nus_4.htm?id=333.

 

13. Сведения о туроператоре, не размещенные на официальном сайте Федерального агентства по туризму в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, могут быть получены по отдельному запросу. При этом такой запрос не может быть направлен любым физическим или юридическим лицом. Правом запрашивать сведения о туроператоре, включенные в единый федеральный реестр туроператоров, наделены лишь государственные органы и органы местного самоуправления.

Предоставление сведений о туроператорах, содержащихся в реестре, осуществляется в течение 30 (тридцати) календарных дней после регистрации запроса, если в запросе не указан иной срок в соответствии с законодательством РФ (п. 3.2.4 Административного регламента по ведению реестра).

14. Факт внесения сведений в единый федеральный реестр туроператоров подтверждается свидетельством о внесении сведений о туроператоре в реестр.

Указанное свидетельство выдается исключительно по заявлению туроператора, сведения о котором внесены в реестр, не позднее тридцати календарных дней со дня получения данного заявления (п. 3.2.1 Административного регламента по ведению реестра).

По заявлению туроператора, сведения о котором внесены в реестр, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти может быть выдано свидетельство о внесении сведений о туроператоре в реестр. Форма свидетельства и порядок его выдачи определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Следует отметить, что форма свидетельства о внесении сведений о туроператоре в реестр до настоящего времени не утверждена каким-либо нормативным правовым актом. Порядок выдачи свидетельства частично установлен Административным регламентом по ведению реестра в части указания на срок выдачи свидетельства.

15. Кроме того, комментируемой статьей устанавливаются основания и порядок исключения сведений о туроператоре из реестра.

Федеральное агентство по туризму исключает сведения о туроператоре из реестра в случае:

а) ликвидации туроператора — со дня, следующего за днем, когда Федеральному агентству по туризму стало известно о внесении в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении туроператора в процессе ликвидации, либо со дня, следующего за днем опубликования решения о предстоящем исключении туроператора из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии со ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. На основании данного уведомления Федеральная налоговая служба вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

б) прекращения деятельности туроператора в результате его реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования, со дня, следующего за днем, когда уполномоченному федеральному органу исполнительной власти стало известно о завершении в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» реорганизации туроператора.

В соответствии со ст. 13.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации;

в) непредставления туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения на новый срок — со дня, следующего за днем истечения установленного ст. 17.3 Закона срока представления сведений о наличии финансового обеспечения на новый срок. В частности, указанной нормой установлено, что сведения о наличии у туроператора финансового обеспечения на новый срок должны быть представлены в Федеральное агентство по туризму не позднее трех месяцев до истечения срока действующего финансового обеспечения по форме, утвержденной приложением 7 к Административному регламенту по ведению реестра;

г) представления туроператором заявления о прекращении туроператорской деятельности — со дня, следующего за днем представления соответствующего заявления;

д) исключения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, из членов объединения туроператоров в сфере выездного туризма (в отношении туроператоров, осуществляющих деятельность исключительно в сфере выездного туризма) — со дня, следующего за днем представления объединением туроператоров в сфере выездного туризма соответствующей информации. Так, в соответствии со ст. 11.1 комментируемого Закона в случае прекращения членства туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма оно обязано уведомить об этом Федеральное агентство по туризму в форме электронного документа.

Все основания исключения сведений о туроператоре из единого федерального реестра туроператоров, по сути, основываются на необходимости соответствия юридических лиц, осуществляющих деятельность в туристской сфере, установленным требованиям. В случае если юридической лицо перестает отвечать данным требованиям, оно лишается права осуществлять туристскую деятельность и, соответственно, исключается из реестра.

Решение об исключении сведений о туроператоре из реестра оформляется Приказом Федерального агентства по туризму. Указанное решение обязательно должно быть мотивировано. В тексте приказа должна быть указана норма, на основании которой производится исключение сведений о туроператоре их реестра. Соблюдение данного требования позволяет реализовать право туроператора на защиту нарушенных прав.

В качестве примера можно рассматривать Приказы Федерального агентства по туризму об исключении сведений о туроператорах из единого федерального реестра туроператоров: от 24 сентября 2012 г. N 260, от 8 октября 2012 г. N 277, от 1 октября 2012 г. N 272 и др.

Заверенная должностным лицом Федерального агентства по туризму копия решения, содержащего основания для исключения сведений о туроператоре из реестра, не позднее дня, следующего за днем принятия решения, должна быть направлена туроператору с уведомлением о ее вручении либо вручена под расписку руководителю туроператора или иному лицу, уполномоченному представлять туроператора. Решение об исключении сведений о туроператоре из реестра вступает в силу со дня его принятия. Дополнительно Федеральное агентство по туризму обязано не позднее трех дней со дня принятия указанного решения разместить его на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет www.russiatourism.ru.

Как и любое решение органов государственной власти, их должностных лиц, решение об исключении сведений о туроператоре из реестра может быть обжаловано в суд. В данном случае обжалование осуществляется в порядке, установленном гл. 25 ГК РФ, устанавливающего порядок осуществления производства по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code