Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности

Комментарий к статье 3 Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»

turist1. Статьей 3 комментируемого Закона устанавливаются основополагающие принципы государственного регулирования туристской деятельности.

Как справедливо отмечено в Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. N 644 (далее — Программа), туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов РФ.

Россия обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов. Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов страны позволяет развивать практически все виды туризма, в том числе рекреационный (пляжный), культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический туризм, а также морские и речные круизы, сельский туризм и др.

Основными факторами, сдерживающими рост конкурентоспособности РФ на международном рынке туристских услуг и, как результат, препятствующими реализации ее туристского потенциала, являются:

— слабо развитая, а в ряде регионов отсутствующая обеспечивающая инфраструктура туристских объектов, что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу;

— низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность, а в ряде регионов отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры практически на всех автомагистралях страны);

— отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;

— невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;

— недостаточное продвижение туристского продукта РФ на мировом и внутреннем туристских рынках.

Преодоление указанных отраслевых ограничений невозможно только за счет использования действующих рыночных механизмов без активного координирующего участия со стороны государства.

При этом участие государства не должно быть хаотичным, оно должно быть системным и опираться на определенные принципы.

В частности, одним из таких принципов, закрепленных в комментируемой статье, является принцип содействия туристской деятельности и создания благоприятных условий для ее развития.

Реализация данного принципа возможна двумя путями.

Во-первых, развитию туристской деятельности в России содействуют активные действия государства. К таким действиям можно отнести привлечение дополнительных инвестиций в туристскую сферу, предоставление налоговых льгот, государственных гарантий организациям, осуществляющим туристскую деятельность, частичное возмещение затрат на оплату процентов по инвестиционным кредитам, строительство и реконструкцию социально значимых объектов туристской индустрии, формирование актуальных реестров туристских реестров и др.

Во-вторых, развитию туристской деятельности способствует отсутствие административных препон для осуществления туристской деятельности, излишнего ее государственного регулирования.

Также принципами государственного регулирования туристской деятельности являются определение и поддержка приоритетных направлений туристской деятельности.

Проведенный в рамках Программы анализ реализованных и потенциальных возможностей российской туристской индустрии позволил сделать вывод о том, что имеющийся значительный туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. Например, в 2009 году РФ посетили 21,3 млн. иностранных граждан, из которых около 15 процентов прибыли с туристскими целями, тогда как согласно прогнозу Всемирной туристской организации, являющейся специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, РФ при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры способна принимать в год до 40 млн. иностранных туристов.

В то же время в международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристском секторе за 2011 год, опубликованном Всемирным экономическим форумом, Россия заняла лишь 59 место из 133 стран. При этом с 2008 года положение РФ в данном рейтинге не изменилось.

Таким образом, государством ставится цель развить прежде всего въездной и внутренний туризм. При выборе программного механизма государственного финансирования и осуществления государственных инвестиций для обеспечения развития внутреннего и въездного туризма в РФ до 2018 г., было принято решение о развитии туристской инфраструктуры ограниченного числа субъектов РФ, наиболее перспективных с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма, с использованием кластерного подхода, а также реализации проектов федерального масштаба, направленных на ускоренное развитие межрегиональных туристских возможностей (маршрутов) и повышение качества услуг.

Кластерный подход предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров на основе научно обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства предполагается создание необходимых и достаточных условий для скорейшего развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг.

Успешные технологии, примененные в нескольких пилотных туристско-рекреационных кластерах, планируется распространить на все перспективные с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма регионы страны, тем самым обеспечивая ускоренный возврат как государственных, так и частных инвестиций.

Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кадров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики, кластерный подход позволит активизировать деятельность региональных предприятий различных отраслей экономики для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах при увеличении региональных туристских потоков (раздел I Программы).

2. Еще одним принципом государственного регулирования туристской деятельности является формирование представления о России как стране, благоприятной для туризма. Реализация данного принципа возможна путем развертывания информационно-пропагандистских кампаний, создания сетей информационных центров и пунктов, организации и проведения межрегиональных, общероссийских и международных выставок, форумов и иных мероприятий, направленных на создание положительного имиджа РФ как привлекательного направления для туристов, участие в аналогичных международных мероприятиях с целью информирования мировой общественности о развитии туристской сферы в России.

Также государственное регулирование туристской деятельности основывается на принципе поддержки и защиты российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Поддержка и защита туристов осуществляются путем предоставления информационной, правовой, консультативной, консульской, а также экстренной медицинской помощи.

Поддержка и защита туроператоров и турагентов и их объединений могут заключаться в их правовой защите, экономической поддержке деятельности данных организаций.

Проведение государственными органами систематической и эффективной работы по реализации всех основополагающих принципов государственного регулирования туристской деятельности несомненно повысит туристический рейтинг Российской Федерации, будет способствовать всестороннему развитию туристской инфраструктуры, расширению количества привлекательных для туристов туристских маршрутов, повышению качества предоставления туристских услуг.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code