Статья 1. Основные понятия

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Комментарий к статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»

turist1. Статьей 1 комментируемого Закона раскрываются основные понятия, используемые в Законе. Установление понятийного аппарата способствует унификации использования терминов при регулировании соответствующих общественных отношений, исключает неопределенность их толкования.

К понятию «туризм» комментируемый Закон относит временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.

Как совершенно верно отмечено Т.В. Борисенковой, точность дефиниции понятия «туризм» предопределяет понимание природы складывающихся правовых отношений, природы туристских услуг и признаков их отграничения от санаторно-курортных, пансионных услуг, услуг, направленных на временное проживание и размещение, а также иных смежных услуг <1>.

———————————

<1> Борисенкова Т.В. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: проблемы терминологии // Законодательство. 2010. N 7.

 

В мировой практике понятие «туризм» определяется по-разному. В частности, Манильская декларация по мировому туризму 1980 года определяет его как деятельность, имеющую важное значение в жизни народов. В Рекомендациях по статистике туризма Всемирной туристской организации под туризмом понимается «деятельность лиц, которые путешествуют…». Гаагская межпарламентская декларация по мировому туризму 1989 года определяет туризм как явление, которое включает все свободные перемещения людей, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений <2>.

———————————

<2> Стригунова Д.П. Понятие международного туризма. URL: http://www.lawmix.ru/comm.php?id=9077.

 

Неоднозначность трактовки понятия «туризм» приводит к тому, что туризм сложно отделить от сходных общественных отношений.

Исходя из законодательного определения туризма, А.Ю. Романова выделяет следующие признаки, характеризующие понятие «туризм»:

— наличие особого субъекта, совершающего выезд или путешествие;

— временный выезд или путешествие с места постоянного жительства;

— соответствующие цели выезда или путешествия в зависимости от вида туризма;

— наличие свободного времени;

— запрет на осуществление любой деятельности, связанной с получением доходов во время выездов или путешествий <3>.

———————————

<3> Романова Ю.А. Правовые основы туристской деятельности в РФ // Гражданин и право. 2010. N 3.

 

При этом анализ указанных признаков показывает наличие ряда проблем при отделении туризма с иными общественными отношениями.

В соответствии с комментируемой статьей, под туризмом понимаются временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания. Однако, чтобы указанные выезды приобрели признаки туризма, они должны быть соответствующе оформлены, т.е. должен быть заключен договор на реализацию туристского продукта. В случае отсутствия соответствующего документального оформления, выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, даже если они осуществляются и в указанных в Законе лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях, туризмом признаваться не будут.

Кроме того, законодателем определено, что вышеуказанные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства для признания их туризмом должны осуществляться с места постоянного жительства.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу РФ, ведущему кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющему места, где он постоянно или преимущественно проживает, может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

Факт наличия определенного места жительства подтверждается органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

Однако на практике гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства могут осуществлять туристические выезды не только с места своего жительства, но и с места пребывания. Получается, что в строгом соответствии с Законом такие выезды туризмом считаться не могут.

Исходя из изложенного, полагаем, что понятие «туризм» требует дальнейшего изучения и корректировки на законодательном уровне.

2. Под туристской деятельностью понимается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

Туристская деятельность предполагает под собой деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта.

Анализируя понятие туристской деятельности, можно предположить, что помимо основной деятельности туроператоров и турагентов, к туристской деятельности можно отнести и лицензирование, стандартизацию туристской деятельности, сертификацию туристских услуг, а также деятельность перевозчиков, гостиниц, экскурсионных бюро и т.д., которая способствует формированию туристского продукта.

Туристская деятельность является одной из разновидностей предпринимательской деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством. Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

3. Закон предусматривает несколько видов туризма. Одним из них является туризм внутренний, а именно туризм в пределах территории РФ лиц, постоянно проживающих в РФ.

Благодаря развитию транспорта сегодня есть возможность в кратчайшие сроки добраться практически в любую точку мира, но, несмотря на это, внутренний туризм приобретает все большую популярность.

Преимуществами внутреннего туризма являются: отсутствие необходимости оформлять документы для выезда за границу, меньшие временные затраты на дорогу, отсутствие проблем с акклиматизацией. Кроме того, есть возможность лучше познакомиться с историей собственной страны, осмотреть природные и исторические достопримечательности. Безусловно, в первую очередь такой туризм выбирают жители тех стран, которые привлекают большое количество туристов из других государств.

В России существует целый ряд регионов, которые потенциально способны стать туристическими центрами, но из-за серьезных проблем с финансированием не могут реализовать свои возможности. Зачастую просто недооцениваются возможности, которые предоставляются региону в случае увеличения туристического потока. Также серьезной проблемой, с которой сталкивается внутренний туризм в России, являются большие расстояния между регионами и невозможность быстро и комфортно добраться до основных достопримечательностей. Решение этого вопроса возможно только в том случае, если будут строиться аэропорты в наиболее привлекательных для туристов местах, а также будет снижаться цена билетов. Дело в том, что на сегодняшний день нередко значительно проще и дешевле добраться из многих точек России в Европу, нежели к российским достопримечательностям, расположенным в глубине страны <4>.

———————————

<4> URL: http://biznestoday.ru/turizm/1304-vnutrennij-turizm.html.

 

Следует отметить, что развитие внутреннего туризма значительно способствует развитию въездного туризма. Высокий уровень внутреннего туризма является оценкой привлекательности страны для иностранных туристов.

С основными видами туризма в России можно ознакомиться на сайте Федерального агентства по туризму (URL: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140243/).

4. Под выездным туризмом в Законе понимается туризм лиц, постоянно проживающих в РФ, в другую страну.

Выездной туризм в РФ динамично развивается. Растет круг популярных туристических направлений. В частности, на росте числа российских туристов в Европу сильно сказывается облегченная процедура выдачи виз в Испанию и Францию.

Например, заместителем руководителя Федерального агентства по туризму Александром Радьковым было отмечено, что, по данным на июнь в 2010 г., рост числа туристов по сравнению с первым полугодием прошлого года на Кубу составил 50%, на Мальдивы — 80%, в Таиланд — 70%. Лидеры по популярности за первые полгода 2010 г. — Турция, Египет, Испания, Греция, Таиланд, Кипр, Болгария, Тунис, Черногория, Хорватия, Доминикана и Чехия.

5. Соответственно туризм въездной — это туризм в пределах территории РФ лиц, не проживающих постоянно в РФ.

По данным союза туристической индустрии, въездной туризм в Россию в первом квартале 2011 года уменьшился по сравнению с прошлым.

В общем, поток туристов в нашу страну увеличился на пять процентов, но из ведущих стран наметился спад. Из Финляндии, по сравнению с прошлым годом, проехало туристов меньше на 24 процента, на 20 процентов из Германии, на 17 процентов из Нидерландов, на 16 процентов из Испании, на 14 процентов из Франции и Норвегии и на 13 процентов из Австрии <5>.

———————————

<5> URL: http://biznestoday.ru/turizm/1338-vyezdnoj-turizm.html.

 

Проблемными зонами отечественного въездного туризма являются:

— образ России как страны неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;

— сложный визовый режим;

— недостаточный уровень рекламной кампании в российском туризме;

— проблемы недостаточно развитой инфраструктуры: значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2 — 3 звезды), имеющих современный уровень комфорта, несоответствие соотношения «цена/качество» в гостиницах и других средствах размещения;

— дефицит современных автобусов, предназначенных для групповых туристских пассажироперевозок, круизных судов;

— дефицит необходимой для зарубежных туристов информации на иностранных языках в самой России (карт, буклетов, уличных указателей и т.д.);

— неразвитость индустрии развлечений;

— неадекватное поведение и злоупотребления в отношении иностранных туристов со стороны сотрудников милиции, таможни, пограничников;

— низкое качество обслуживания иностранных туристов в российских гостиницах;

— недостаток ресторанов, баров и других предприятий общественного питания, отвечающих требованиям к обслуживанию иностранных туристов;

— проблемы с организацией посещения музеев и других объектов показа, пользующихся спросом у иностранных туристов (очереди на вход, удаленность мест парковки автобусов, графики работы объектов и т.д.);

— рост стоимости основных составляющих турпакета <6>.

———————————

<6> URL: http://gendocs.ru/v11897/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_-_%D0%B2%D1%8A%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC.

 

Для развития въездного туризма Правительство РФ выделяет более 350 миллиардов рублей. Эту сумму планируют выделять в течение пяти лет для модернизации инфраструктуры. Кроме того, на эти деньги планируется обучать персонал и реклама за рубежом. По мнению Правительства РФ, это позволит увеличить потоки туристов в Россию в двадцать раз и достичь показателя 40 миллионов туристов в год.

Однако для увеличения количества туристов одного вложения денежных средств недостаточно. Необходим безвизовый въезд, это поможет снизить очереди за визами и уменьшить стоимость поездки. Кроме того, это позволит рассчитывать на ответные шаги в лице тех государств, на которые будет распространяться режим без виз. Россия не имеет офисов туроператоров за рубежом и ограничивается лишь участием в международных выставках. А между тем это весьма действенный способ продвижения круизов <7>.

———————————

<7> URL: http://biznestoday.ru/turizm/1338-vyezdnoj-turizm.html.

 

6. Международный туризм включает себя въездной и выездной туризм.

Термин «международный туризм» впервые появился в 1937 году, но окончательно утвердился только в 1950 году на заседании Международного союза официальных туристских организаций, проходившего в городе Дублине.

Само понятие «международный туризм» было сформулировано в 1993 году Статистической комиссией ООН как деятельность лиц, которые отправляются в путешествие за границы своего места проживания и пребывают там в течение двенадцати месяцев с целью проведения досуга, деловой или другой целью, кроме деятельности, оплачиваемой посещаемой страной <8>.

———————————

<8> URL: http://biznestoday.ru/turizm/142-mezhdunarodnyjturizm.html.

 

Согласно последним данным Барометра международного туризма ЮНВТО, в 2011 г. число международных туристских прибытий взросло на 4,4%, до 981 млн. по сравнению с 940 млн. в 2010 г., когда застопорилось восстановление мировой экономики, произошли коренные политические перемены на Ближнем Востоке и Северной Африке, а также стихийные бедствия в Японии. Среди регионов наилучших результатов добилась Европа (+6%), а среди субрегионов список возглавляют Южная Америка и Южная Азия (+10% каждый). В отличие от предыдущих лет, темпы роста развитых экономик (+5,0%) превысили темпы роста растущих экономик (+3,7%), в основном за счет высоких результатов Европы и вследствие проблем, возникших на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Доходы России за 2011 год от международного туризма возросли на 21 процент <9>.

———————————

<9> URL: http://media.unwto.org/ru/press-release/2012-01-18/v-2012-godu-mezhdunarodnyi-turizm-dostignet-milliardnyi-rubezh.

 

Первые результаты 2012 года свидетельствуют о том, что международный туризм продолжал демонстрировать устойчивый рост, несмотря на трудные экономические условия. В течение первых двух месяцев 2012 года число международных туристских прибытий увеличилось приблизительно на 5,7% по сравнению с тем же самым периодом 2011 года, согласно данным майского Барометра международного туризма ЮНВТО, выпущенного в Батуми, Грузия, по случаю проведения 54-го заседания Комиссии ЮНВТО для Европы.

Результаты Европы (+5%) оказались выше ожидаемых благодаря активному росту прибытий в Центральную и Восточную Европу (+8%), а также в турнаправления Северной и Западной Европы (+6% в каждой). В первые месяцы 2012 года позитивный рост был отмечен во всех регионах, за исключением Ближнего Востока (-1%), где тем не менее наблюдались обнадеживающие признаки восстановления, как, например, в Египте (+32% в первом квартале). Лидерами по темпам роста в субрегионе были Юго-Восточная Азия и Южная Азия (+10% каждая) <10>.

———————————

<10> URL: http://media.unwto.org/ru/press-release/2012-05-15/mezhdunarodnyi-turizm-uverenno-nachinaet-2012-god.

 

Если говорить об участии России на международных рынках бизнес-туризма, то в настоящее время они почти не освоены. На данный момент полностью отсутствуют структуры, которые целенаправленно занимались бы развитием и продвижением России в туристическом бизнесе. Лидирующее место в международном туризме занимают европейские страны, среди которых основными источниками туристских потоков являются высокоразвитые страны: Великобритания, Германия, Скандинавия, Швейцария. В число стран, которые уже завоевали свое место на международном рынке, входят Франция, Испания и Италия, располагающие превосходной инфраструктурой и здоровой природой. Активной деятельностью по развитию туризма стали заниматься Венгрия, Болгария, Греция и Югославия. Второе место по приему туристов занимает Америка, особенно Карибский регион, благодаря уникальной природе, близости к крупным туристическим рынкам и поддержке государства. Самым быстрорастущим регионом туризма считается Азиатско-Тихоокеанский.

7. Социальным туризмом признается туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей.

На участников этого вида туризма распространяются льготы по размещению, питанию и отдыху. Исходя из смысла социального туризма, субъекты этого туризма — физические лица. В некоторых странах этот туризм применяется к военнослужащим, госслужащим, а священнослужители получают дотации не от государства, а от своих общин.

Социальный туризм появился официально после Манильской декларации в 1981 году. Путевки раздаются либо бесплатно, либо со значительными скидками, до 90% от стоимости. Льготные категории населения, ветераны и инвалиды, работники зон риска являются наиболее частыми социальными туристами. Кроме того, дети пользуются при перевозках льготами в большинстве случаев. Во всем мире существует специально для молодежи специальная система хостелей. В нашей стране этот вид туризма контролирует ассоциация РАСТ. Существует практика обмена туристами. Правом преимущества участники данного вида туризма не пользуются.

Однако социальный туризм имеет и негативные стороны. Все эти туристы не могут требовать высокого качества обслуживания. Эта группа отдыхающих не может тратить суммы на дополнительные услуги и товары так, как остальные отдыхающие, а это негативно сказывается на уровне профессионализма персонала, который теряет квалификацию. Чтобы не допустить этого, целесообразно оказывать услуги таким туристам одновременно с туристами, осуществляющими иные виды туризма. Кроме того, для людей с низким уровнем доходов это зачастую единственный шанс побывать в интересном месте и отдохнуть так, как они не могут себе позволить постоянно. В европейских странах это явление давно стало обыденным. Например, в Германии все места досуга оборудованы всем необходимым для людей с ограниченными физическими возможностями <11>.

———————————

<11> URL: http://biznestoday.ru/turizm/1343-socialnyj-turizm.html.

 

Для туристов, интересующихся социальным туризмом, информация о туристских организациях (индивидуальных предпринимателях), осуществляющих туристическое, гостиничное, экскурсионное обслуживание школьников, студентов и пожилых граждан на территории субъектов РФ, представлена на сайте Федерального агентства по туризму (URL: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140836/).

8. Туризм, организуемый туристами самостоятельно, является туризмом самодеятельным.

До 1990 г. самодеятельный туризм существовал как общественное движение и реализовывался через разнообразную систему туристских клубов Советов по туризму и экскурсиям Центрального Совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, в структуре которого существовало Управление самодеятельного туризма, а также через клубы туристов и туристские секции, существовавшие на крупных предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях.

В 1989 г. число клубов достигало в РСФСР более 700. При клубах функционировало более 80 региональных федераций спортивного туризма. На предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях на общественных началах работало более 30 тыс. туристских секций и комиссий. В самодеятельный туризм было вовлечено около 7 млн. человек, включая всех участников туристских походов: оздоровительных, выходного дня, спортивных и т.д. При этом численность участников спортивных категорийных походов, дающих право на присвоение спортивных разрядов и званий по туризму, составила около 140 тыс. человек. Все мероприятия самодеятельного туризма финансировались из средств советов профсоюзов.

Походы и маршруты самодеятельного туризма разрабатываются самими туристами или рекомендуются туристскими клубами.

Как правило, данный туризм характеризуется активными способами передвижения. При этом маршрут, состав туристской группы, снаряжение, обеспечение продуктами питания, способов передвижения и финансирование организуются самостоятельно либо при поддержке туристскими клубами, секциями, общественными организациями.

Самодеятельный туризм подразделяется:

— по форме проведения: прогулки, походы, путешествия, слеты, экспедиции, соревнования.

— по видам маршрутов: пешеходные, лыжные, горные, водные, спелео, альпинизм, велосипедные маршруты, мотоциклетные, воздушные, комбинированные.

— по сложности: категорийные и некатегорийные маршруты.

— по организационным принадлежностям: туристские клубы станции юных туристов, туристские секции, спортивные организации <12>.

———————————

<12> URL: http://www.misterbond.ru/articles/127-samodeyatelnyy-turizm.html.

 

9. Одним из ключевых понятий комментируемого Закона является понятие «турист».

Туристом признается лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.

Термин «турист» прошел довольно длительную эволюцию, которая к настоящему времени еще не закончена.

Начало ей положили рекомендации Комитета экспертов Лиги Наций в 1937 г., по которым принято «считать туристом всякого, кто находится не менее 24 часов в стране, в которой он не живет». Данное определение иностранного туриста является довольно расплывчатым, и его можно применять к любым иностранцам, находящимся в другой стране более 24 ч (эмигрант, транзитный пассажир, преступник, наемник, беженец, путешественник).

Организация Объединенных Наций (ООН) неоднократно рассматривала определение «иностранный турист».

В статье I Международной конвенции о таможенных льготах для туристов, принятой ООН в 1954 г., дается следующее определение: «…турист означает любое лицо независимо от его расы, пола, языка и религии, которое вступает на территорию какого-либо договаривающегося государства, кроме того государства, в котором это лицо обычно проживает, и остается там не менее 24 часов и не более 6 месяцев с дозволенной целью (кроме цели эмигрировать), как-то: с целью туризма, развлечения, спорта или лечения, или по семейным обстоятельствам, или для учения, религиозного паломничества, или с деловыми целями».

В зависимости от целей исследования могут применяться различные типологии туристов.

Так, например, в зависимости от вида предъявляемого спроса на туристский продукт туристов можно разделить на три группы:

— люди с туристскими потребностями и желанием путешествовать;

— люди с высокой покупательной способностью, спрос которых направлен на элитные и самые престижные туры, оригинальные путешествия, высокий уровень туристского обслуживания (комфорт, особое внимание обслуживающего персонала, предоставление индивидуального гида-переводчика и автотранспорта и т.п.);

— люди с покупательским поведением. Покупательское поведение туриста касается всех тех природных, психологических, социальных и других причин, которые заставляют его реагировать определенным образом на рекламу.

Немецкий исследователь Г. Ган выделяет следующие типы туристов <13>:

———————————

<13> URL: http://www.kukiani.ru/index.php?page=content&subpage=s&r=5&p=5&s=6.

 

— S-mun (нем. Sonne, Sand, See — солнце, песчаный пляж, море) — типичный отпускник, предпочитающий пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт; избегает суету, но приветствует контакты с приятными людьми;

— F-mun (нем. Ferme und Flirtorientierter Erlebnisur Lauber — отпускник, предпочитающий поездки на дальние расстояния и флирт) — этому типу свойственна тяга к беспрестанной смене лиц, событий, впечатлений; он будет проводить свой отпуск только там, где что-то происходит, так как медленное «прожаривание» на пляже в кругу семьи или в одиночку не для него; кредо такого туриста — общество, удовольствие, смена впечатлений;

— W-1-mun (нем. Wald und Wanderorientiert — любитель лесных прогулок и походов) — отпускник, предпочитающий активный отдых, пешие походы и т.п. Его кредо — физическая активность на свежем воздухе независимо от погоды. На отдыхе он стремится к поддержанию хорошей физической формы, но профессионально спортом не занимается;

— W-2-mun — скорее, спортсмен, чем любитель. Выдерживает длительные и большие, вплоть до экстремальных, нагрузки. При выборе тура доминирует критерий «наличие условий для занятий хобби». Такие критерии выбора, как «ландшафт, культура, история», вторичны (например, летчик-любитель, страстный альпинист и т.д.);

— A-mun (нем. Abentener — приключение) — любитель приключений. Риск, новые ощущения, испытание своих сил в неожиданных ситуациях, опасность — вот то, что определяет выбор цели путешествия у данного типа туриста;

— B-mun (нем. Bildung und Besichtigung — образование и осмотр достопримечательностей) — любознательные туристы. Данный тип подразделяется на три подгруппы: а) «эксперты», «коллекционирующие» посещаемые ими достопримечательности; б) «эмоциональные любители культуры и природы»; в) «специалисты», которые углубляют свои знания в определенных областях культуры, истории, искусства и т.д.

10. Туризм неразрывно связан с туристскими ресурсами. Именно наличие таких туристских ресурсов и определяет привлекательность местности, страны для туристов.

В Законе под туристскими ресурсами понимаются природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.

Количественная ограниченность и качественная дифференцированность туристских ресурсов в условиях рыночной экономики порождают различия в затратах и результатах их хозяйственного использования <14>.

———————————

<14> URL: http://www.mrcpk.tsure.ru/docs/liter/turism/turism7/Untitled/page026.html.

 

Туристские ресурсы могут быть как воспроизводимыми (например, природные условия), так и невоспроизводимыми (например, античные постройки), что значительно определяет их ценность (подробнее о туристских ресурсах см. комментарий к гл. VI Закона).

11. Организация туризма предполагает использование туристской индустрии, в которую входит совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.

Целью туристской индустрии является обеспечение условий, необходимых для осуществления туризма, его практической реализации. Безусловно, что при отсутствии, например, гостиниц и иных средств размещения, транспорта, объектов питания ни о каком туризме речи идти не может.

Одна из первых дефиниций туристской индустрии была дана Конференцией ООН по торговле и развитию в 1971 г. Согласно ей туристская индустрия — это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц <15>.

———————————

<15> URL: http://tourlib.net/books_tourism/aleks51.htm.

 

Фактически в Законе предпринята попытка конкретизировать указанные производственные и непроизводственные виды деятельности.

12. В туристской сфере результатом деятельности туроператоров и турагентов является туристский продукт.

В соответствии с Законом туристский продукт — это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

По сути, туристский продукт — это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны. К таким услугам относятся гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и другие услуги.

Туристский продукт рассматривается в узком и широком смысле. В узком смысле туристский продукт — это услуги каждого конкретного сектора туристской индустрии (например, гостиничный продукт, туристский продукт туроператора, транспортного предприятия и т.д.). В широком смысле туристский продукт — это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристскую поездку (тур) или имеющий к ней непосредственное отношение <16>.

———————————

<16> URL: http://www.kukiani.ru/index.php?page=content&subpage=s&r=5&p=7&s=13.

 

Из представленной дефиниции видно, что туристский продукт одновременно представляет собой совокупность весьма сложных разнородных элементов, которые включают в себя:

— природные ресурсы (воздух, вода, солнце, ландшафт и пр.), исторические, культурные, архитектурные достопримечательности, которые могут привлечь туристов и побудить его совершить путешествие;

— оборудование (средства размещения туристов, рестораны, оборудование для отдыха, занятий спортом и т.д.), которое само по себе не является фактором, влияющим на мотивацию путешествия, но при его отсутствии возникают многочисленные препятствия возможному путешествию;

— возможности передвижения, которые в определенной мере зависят от моды на различные виды транспорта, используемые туристами. Такие возможности оцениваются, скорее всего, с точки зрения их экономической доступности, чем с точки зрения быстроты передвижения <17>.

———————————

<17> URL: http://kurs.ido.tpu.ru/courses/tourism%20and%20hotel/module2.htm.

 

Кроме того, туристскому продукту присущи свои особенности:

— как уже было отмечено, туристский продукт — это комплекс услуг, характеризуемый сложной системой взаимоотношений между различными компонентами;

— спрос на туристский продукт чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит от политических и социальных условий;

— как правило, потребитель не может увидеть туристский продукт до его потребления, а само потребление в большинстве случаев осуществляется непосредственно на месте производства туристской услуги;

— потребитель преодолевает расстояние, отделяющее его от услуги и места потребления, а не наоборот, то есть турист осуществляет самостоятельное волеизъявление в целях приобретения туристского продукта;

— туристский продукт зависит от таких переменных, как пространство и время, для него характерны колебания спроса;

— предложение туристского продукта отличается негибким производством. Он может потребляться только непосредственно на месте. Гостиница, аэропорт, база отдыха не могут быть перенесены в конец сезона или в другой регион. Они не могут приспособиться во времени и пространстве к изменению спроса;

— туристский продукт создается усилиями многих предприятий, каждое из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели;

— высокое качество туристского продукта не может быть достигнуто при наличии даже незначительных недостатков, поскольку обслуживание туристов состоит из этих самых «мелочей», по которым судят о сервисе в целом;

— оценка качества туристского продукта отличается значительной субъективностью: большое влияние на оценку потребителя оказывают лица, не имеющие прямого отношения к пакету приобретенных услуг (например, местные жители, члены туристской группы и т.д.);

— на качество туристского продукта оказывают воздействие внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер (природные условия, погода, политика в области туризма, международные события и т.д.).

13. Основными участниками туристского бизнеса являются туроператоры и турагенты. Именно данные субъекты осуществляют деятельность в сфере туризма.

Под туроператорской деятельностью в Законе понимается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом.

Соответственно турагентская деятельность — это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Таким образом, формирование туристского продукта вправе осуществлять исключительно туроператор, который может осуществлять свою деятельность только в форме юридического лица.

Турагентская деятельность в большей части связана с непосредственным общением с потребителем туристских услуг — туристом.

Функции туроператора на рынке практически совпадают с деятельностью предприятий оптовой торговли. Он закупает в значительных объемах услуги предприятий туристской индустрии (гостиниц, ресторанов и т.д.), комплектует из них собственные программы туров и осуществляет их реализацию через посредников (турагентов) или напрямую потребителям.

Интенсивное развитие индустрии туризма, возникновение и усиление конкуренции повлияли на структуру туроператоров и предопределили их дальнейшую специализацию.

В литературе имеется ряд классификаций туроператоров.

В частности, по виду деятельности различают:

— операторов массового рынка, продающих большое число турпакетов, в которых часто используются чартерные авиарейсы в определенные места назначения (главным образом в места назначения массового туризма);

— специализированных операторов, которые специализируются на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и т.д.).

По месту деятельности различают:

— местных (внутренних) операторов, ориентирующих турпакеты в пределах страны происхождения;

— выездных операторов, ориентирующих турпакеты на зарубежные страны;

— операторов на приеме, базирующихся в месте назначения (стране назначения) и обслуживающих прибывающих иностранных туристов в пользу других операторов и агентов.

В отличие от туроператора, основными задачами турагента являются:

— полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристским центрам и др.;

— продвижение этой информации с помощью рекламы;

— организация продажи туристского продукта в соответствии с современными методами торговли, а также используя специфику и особенности туристского рынка.

Туристские агентства могут иметь разнообразные формы:

— туристские агентства по продаже туров, сформированных туроператорами, на условиях комиссионного вознаграждения;

— транспортно-туристские агентства по организации транстуров, создающие совместные предприятия с авиационно-транзитными предприятиями, авиакомпаниями, железными дорогами и другими транспортными организациями. Вариантом взаимодействия с перевозчиками также являются агентские соглашения по реализации транспортных билетов;

— турагентства (бюро реализации) при туроператоре, реализующие в основном собственные продукты, но продающие и приобретенные туры.

С точки зрения специализации турагентства могут быть:

— многопрофильными, то есть осуществляющими комплексное обслуживание любых видов клиентов, включая отпускников, командированных (в том числе группы клиентов);

— специализированными, наиболее распространенными из которых являются коммерческие турагентства, специализирующиеся на организации деловых поездок для крупных компаний, включая конгрессное обслуживание, а также агентства, специализирующиеся на поездках на отдых. Именно последние, как правило, предлагают наиболее широкий выбор туров, круизов и пакетных поездок на курорты, в популярные места отдыха и развлечений <18>.

———————————

<18> URL: http://www.kukiani.ru/index.php?page=content&subpage=s&r=6&p=12&s=39.

 

14. Также в Законе раскрывается понятие заказчика туристского продукта, под которым понимается турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста.

Турист может самостоятельно выступать в роли заказчика туристского продукта, а может действовать через своего представителя.

В случае если турист является совершеннолетним дееспособным лицом, представление его интересов осуществляется в соответствии с гл. 10 ГК РФ.

В случае если турист является недееспособным, представление его интересов осуществляет опекун (ст. 29 ГК РФ). Представление интересов ограниченно дееспособного туриста вправе осуществлять попечитель (ст. 30 ГК РФ).

В соответствии со ст. 28 ГК РФ законными представителями несовершеннолетнего туриста являются их родители, усыновители или опекуны.

15. Как уже было отмечено, туроператорская и турагентская деятельность связана с формированием, продвижением и реализацией туристского продукта.

Формирование туристского продукта предполагает деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие).

При формировании туристского продукта очень важен правильный выбор третьих лиц, оказывающих отдельные услуги в туристской сфере, основанный на профессиональных знаниях туристского рынка (например, знаниях о потребительском спросе, потребительских предпочтениях, владение информацией об имеющихся предложениях со стороны поставщиков туристских услуг), туристского бизнеса, особенностей и рычагов его управления.

Продвижением туристского продукта является комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое).

Цель продвижения туристского продукта — проинформировать потребителя о туристском продукте, обеспечить его максимальную привлекательность для потребителя в целях дальнейшей его реализации.

Под реализацией туристского продукта понимается деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.

Реализация туристского продукта является конечной целью деятельности туроператоров и турагентов. Особенностью реализации туристского продукта является то, что в данное понятие включается не только факт заключения договора на оказание туристских услуг, но и непосредственное оказание этих услуг потребителю, т.е. исполнение договора. При этом следует учитывать, что субъекты, заключающие договор реализации туристского продукта с потребителем, и субъекты, обеспечивающие оказание этих услуг, могут не совпадать. Такое возможно в случае, если договор заключается турагентом, в то время как обеспечение оказания туристских услуг возлагается на туроператора.

16. Помимо понятия «турист», которое предусматривает посещение страны (места) временного пребывания на период более 24 часов, Законом вводится понятие «экскурсант». Экскурсантом признается лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика.

Таким образом, экскурсант, в отличие от туриста, осуществляет только кратковременные (менее 24 часов) выезды (экскурсии) с обязательным использованием услуг экскурсовода (гида), гида-переводчика. Цель выездов экскурсанта также может быть только одна — познавательная, которая предполагает посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятников культуры, музеев, предприятий, местности и т.д.).

В свою очередь, экскурсовод (гид) — это профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания. Тот, кто руководит экскурсией, показывает экскурсантам выставленные для обозрения экспонаты или ведет их по достопримечательным местам, сопровождая показ необходимыми пояснениями <19>.

———————————

<19> URL: http://www.slovopedia.com/15/221/1606773.html.

 

Задача экскурсовода (гида) расширить кругозор людей, вызвать у них интерес к объекту показа. Экскурсовод (гид) должен обладать специальными знаниями обо всех объектах показа, которые встречаются на пути следования группы, истории страны (места) временного пребывания в целом, владеть знаниями основ психологии для того, чтобы удерживать внимание экскурсантов на протяжении длительного времени, или рассказывать те факты, которые интересны разным возрастным группам.

Экскурсовод, который обязан также свободно владеть иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания, признается гидом-переводчиком.

17. При прохождении туристских маршрутов туристам обеспечивается помощь инструктора-проводника. В качестве инструктора-проводника может выступать профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов. Инструктор-проводник обязан владеть навыками обеспечения безопасности людей, способами преодоления препятствий, приемами ориентирования на местности, навыками выживания в сложных и экстремальных условиях. Инструктор-проводник необходим при осуществлении спортивного и экстремального туризма.

18. В связи с принятием ФЗ от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ комментируемая статья была дополнена понятием «экстренная помощь».

Необходимость введения данного понятия появилась вследствие участившихся случаев травматизации российских туристов в стране временного пребывания и сложностей в оказании им медицинской помощи в стране временного пребывания (в т.ч. в связи с отсутствием необходимых финансовых средств).

Экстренная помощь определяется законодателем как действия по организации эвакуации туриста из страны временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code