Статья 12.1. Социальные доплаты к пенсии

Комментарий к статье 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

1. Комментируемая статья определяет условия выплаты социальной доплаты к пенсии. Социальные доплаты к пенсии появились с 1 января 2010 года.

Анализ ч. 1 комментируемой статьи позволяет выделить следующие основные моменты:

— социальные доплаты к пенсии предназначены для граждан, не работающих в тот период, в который они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

— социальные доплаты к пенсиям предусмотрены для граждан, проживающих на территории Российской Федерации;

— социальные доплаты к пенсии предназначены для граждан, которым уже назначена пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— социальная доплата к пенсии необходима для того, чтобы общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не была ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ, в котором гражданин проживает.

Для того чтобы лучше разобраться в том, для чего и кому может быть назначена социальная доплата к пенсии, проанализируем основные положения ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Указанный Закон:

— устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

— регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования;

— определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Под обязательным пенсионным страхованием понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации страховщиками могут выступать негосударственные пенсионные фонды.

В силу ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

— лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели и физические лица;

— индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года:

— работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

— самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

— являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

— работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 вышеуказанного Закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

— являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

— священнослужители;

— иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Здесь под иными категориями граждан нужно понимать категорию лиц, добровольно вступивших в отношения по обязательному пенсионному страхованию, т.е. самостоятельно вносящих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Эту актуальную тему рассмотрим детальнее, т.к. в настоящее время немало граждан Российской Федерации самостоятельно делают страховые взносы. Итак, добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:

— граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя;

— физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов;

— застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер;

— физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;

— физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10 сентября 2008 г. N 476н утверждены Правила подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Согласно данным Правилам лицо, добровольно вступающее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, подает заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего жительства. Одновременно с заявлением гражданами Российской Федерации, работающими за пределами территории Российской Федерации, в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя представляются следующие документы:

— документ, удостоверяющий личность и место жительства (пребывания);

— страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при наличии);

— документы или заверенные в установленном порядке их копии, подтверждающие факт работы за пределами Российской Федерации или факт приглашения на работу или дающие право на осуществление деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Физическими лицами в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» представляются вместе с заявлением:

— документ, удостоверяющий личность и место жительства (пребывания) заявителя;

— документ, удостоверяющий личность физического лица, за которое будут уплачиваться страховые взносы, и подтверждающий место его жительства (пребывания);

— страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования физического лица, за которое будут уплачиваться страховые взносы (при наличии).

Застрахованными лицами, уплачивающими страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в части, превышающей сумму установленного минимального размера фиксированного платежа, вместе с заявлением представляются:

— документ, удостоверяющий личность;

— страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

— уведомление о регистрации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.

Физическими лицами в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, постоянно или временно проживающими на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» вместе с заявлением представляются:

— документ, удостоверяющий личность;

— документы, подтверждающие сведения, предусмотренные подп. 2 — 7 п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Необходимо обратить особое внимание на то, что застрахованные лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года, имеют также право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений предоставляется в текущем календарном году застрахованным лицам, уплатившим в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме не менее 2 000 рублей.

Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12 000 рублей в год. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, достигших пенсионного возраста и не обратившихся за установлением ни одной из частей трудовой пенсии, определяется исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 48 000 рублей в год. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений рассчитывается Пенсионным фондом Российской Федерации с учетом условий предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, определенных настоящим Федеральным законом, в отношении каждого застрахованного лица на основании данных индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования. Взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц.

Теперь рассмотрим виды пенсий.

Согласно ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» правом на пенсию по государственному пенсионному обеспечению обладают:

— федеральные государственные гражданские служащие;

— военнослужащие;

— участники Великой Отечественной войны;

— граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

— граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

— граждане из числа космонавтов;

— граждане из числа работников летно-испытательного состава;

— нетрудоспособные граждане.

При этом назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

— пенсия за выслугу лет;

— пенсия по старости;

— пенсия по инвалидности;

— пенсия по случаю потери кормильца;

— социальная пенсия.

Трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.

В силу ст. 5 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» существуют следующие виды трудовых пенсий:

— трудовая пенсия по старости;

— трудовая пенсия по инвалидности;

— трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Остановимся подробнее на трудовой пенсии по старости, т.к. эту пенсию получает большинство граждан Российской Федерации. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации этими лицами, но при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты добровольных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В страховой стаж также засчитываются:

— период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

— период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

— период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

— период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

— период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

— период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

— период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

— период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности.

Эти периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные выше.

Средства страховых взносов распределяются между двумя частями пенсии: страховой и накопительной.

Страховая часть формируется за счет страховых взносов, поступивших после 1 января 2002 года. В состав страховой части также входит фиксированный базовый размер. Следует учитывать, что с 1 апреля 2013 года фиксированный базовый размер пенсии по старости составил 3 610 руб. 31 коп. Средства страховой части пенсии фиксируются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица и ежегодно индексируются государством в соответствии с ростом средней заработной платы и ростом доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, но не свыше роста доходов Пенсионного фонда.

Накопительная часть пенсии формируется двумя способами:

— в обязательном порядке у работающих граждан 1967 года рождения и моложе за счет уплаты работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов;

— в добровольном порядке за счет собственных добровольных страховых взносов, средств государственного софинансирования и взносов работодателей, о чем мы говорили ранее.

Как мы разъясняли выше, социальные доплаты к пенсии предусмотрены для того, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера (о ней мы будем говорить далее), проживающего на территории Российской Федерации, не была ниже величины прожиточного минимума пенсионера.

Величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте РФ в целях установления социальной доплаты к пенсии на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно законом субъекта РФ. Эта информация доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 1 ноября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.

Так, например, Постановлением Губернатора Челябинской области от 25 января 2013 г. N 18 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Челябинской области в IV квартале 2012 года» величина прожиточного минимума пенсионеров установлена в размере 4750 рублей. А значит, социальные доплаты должны увеличивать пенсии до размера этой суммы.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает перечень денежных выплат, которые учитываются при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера. Такими выплатами являются:

— пенсии (здесь также учитывается сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения в соответствии с п. 4 ст. 17 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»);

— дополнительное материальное (социальное) обеспечение;

— ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг);

— иные меры социальной поддержки (помощи), установленные законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Проанализируем этот перечень.

Во-первых, учитываются все виды пенсий, получаемых гражданином.

Во-вторых, согласно разъяснениям Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2009 г. «По вопросам определения общей суммы материального обеспечения пенсионера при установлении социальных доплат» (см. URL: http://www.rosminzdrav.ru/social/living-standard/1) не включаются в состав материального обеспечения пенсионера при установлении социальной доплаты следующие выплаты:

— ежегодная денежная выплата гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» и «Почетный донор СССР», установленная в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 9 июня 1993 г. N 1542-1 «О донорстве крови и ее компонентов»;

— компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

— ежемесячная денежная выплата в соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

— ежемесячная денежная компенсация нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации и имеющим детей в возрасте до 3-х лет.

В отношении «иных мер социальной поддержки (помощи)» укажем, что основанием для включения в состав общей суммы материального обеспечения пенсионера конкретных выплат, установленных законодательством субъекта РФ, является наличие у выплаты одновременно трех характерных признаков:

— принадлежность к мерам социальной поддержки (помощи),

— регулярность,

— денежная форма, включая денежный эквивалент натуральной формы.

Отсутствие одного из признаков исключает возможность включить такую выплату в состав материального обеспечения пенсионера. О нерегулярном характере свидетельствует предоставление различных мер социальной поддержки (помощи), основанное на учете нуждаемости (назначаемое с учетом дохода) получателя. Такие меры поддержки и виды помощи не должны включаться в состав материального обеспечения.

Не подлежат включению по этой причине, к примеру, установленное региональным законодательством ежемесячное социальное пособие отдельным категориям малоимущих граждан и ежемесячное пособие на диетическое питание малоимущим учащимся государственных учреждений начального профессионального образования и студентам государственных учреждений среднего и высшего профессионального образования. Подобными характерными свойствами обладают субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также ежемесячное пособие на детей и т.п.

3. Что касается денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, то порядок их расчета определен в Правилах, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 29 сентября 2009 г. N 804н, и предусматривает возможность пересмотра, в том числе по заявлению гражданина.

Согласно разъяснениям Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2009 г. «По вопросам определения общей суммы материального обеспечения пенсионера при установлении социальных доплат» определение денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате проезда на некоторых видах пассажирского транспорта возможно только в том случае, если как таковая мера социальной поддержки (в натуральном виде или в стоимостном выражении) установлена действующим законодательством. Если гражданам из числа «региональных» льготных категорий мера социальной поддержки по проезду на городском транспорте заменена денежной компенсацией (к примеру, в размере 110 рублей), то именно эта сумма и должна быть учтена при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера. Однако если гражданину предоставлено право только на приобретение единого социального проездного билета по фиксированной цене (к примеру, по 100 рублей), то в этом случае предоставление ему меры социальной поддержки не происходит, а лишь определяется его преимущественное право в приобретении такого проездного документа по сниженной цене. Финансовые средства, направляемые в предприятия транспорта как возмещение сумм выпадающих доходов, не являются мерой социальной поддержки конкретного пенсионера и не подлежат учету в составе его материального обеспечения.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 сентября 2009 г. N 804н утверждены Правила преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых пенсионерам в натуральной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), в денежные эквиваленты для подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера. Денежные эквиваленты определяются уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ один раз в год и доводятся до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по каждому конкретному пенсионеру.

Преобразование (оценка) меры социальной поддержки, предоставляемой пенсионеру-абоненту в виде скидки по оплате пользования телефоном, осуществляется по формуле:

 

ДЭ = ПТ x СКт, где:

 

ДЭ — денежный эквивалент;

ПТ — плата за пользование услугами местной телефонной связи при абонентской системе оплаты, предусматривающей неограниченный объем местных телефонных соединений (разговоров), с учетом платы за предоставление в пользование абонентской линии независимо от ее типа, без скидки (в рублях);

СКт — скидка с оплаты пользования телефоном (в процентах).

Преобразование (оценка) меры социальной поддержки, предоставляемой пенсионеру в виде скидки с оплаты жилых помещений и коммунальных услуг, осуществляется по формуле:

 

ДЭ = СКжку x ССЖКУ, где:

 

ДЭ — денежный эквивалент (в рублях);

СКжку — скидка с оплаты жилых помещений и коммунальных услуг (в процентах);

ССЖКУ — региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленный органом государственной власти субъекта РФ (в рублях).

Мера социальной поддержки по оплате проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте для преобразования (оценки) в денежный эквивалент определяется исходя из стоимости месячного проездного билета (единого или отдельно по каждому виду транспорта), выдаваемого льготным категориям граждан субъекта РФ, на территории которого проживает указанный пенсионер.

Мера социальной поддержки по оплате проезда на междугородных видах транспорта для преобразования (оценки) в денежный эквивалент определяется исходя из стоимости за оказанные гражданину услуги по тарифам, ставкам платы и сборам за услуги, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не превышающей стоимости проезда:

— на железнодорожном транспорте — в купейном вагоне скорого фирменного поезда (за исключением вагонов повышенной комфортности), включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы по предоставлению в поездах постельных принадлежностей;

— на водном транспорте — на местах III категории;

— на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси);

— на воздушном транспорте — в салоне экономического класса.

Денежный эквивалент меры социальной поддержки, предоставляемой гражданину с определенной периодичностью (один раз в квартал, один раз в 6 месяцев, один раз в год, один раз в два года), учитывается в структуре общей суммы денежных эквивалентов в размере, рассчитанном пропорционально числу месяцев, приходящихся на период, в котором пенсионеру предоставляется мера социальной поддержки.

4. Анализ комментируемой статьи позволяет выделить два вида социальной доплаты к пенсии:

— федеральная социальная доплата;

— региональная социальная доплата.

Федеральная социальная доплата устанавливается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в том случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. При этом федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 сентября 2009 г. N 805н утверждены Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты. В целях осуществления федеральной социальной доплаты к пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

— разъясняет гражданам нормы законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения по предоставлению федеральных социальных доплат к пенсии;

— принимает заявление об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии;

— принимает решение об установлении (об отказе в установлении) федеральной социальной доплаты к пенсии, выносит распоряжение о пересмотре размера федеральной социальной доплаты к пенсии;

— производит начисление и выплату федеральных социальных доплат к пенсии.

Подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера осуществляется за календарный месяц, в котором поступило обращение в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Рассмотрим, куда следует обращаться пенсионерам за получением федеральной пенсии.

Пенсионеры, проживающие на территории Российской Федерации, получающие пенсию в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, обращаются за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий их пенсионное обеспечение.

Пенсионеры, проживающие на территории Российской Федерации, получающие пенсию в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, обращаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего их пенсионное обеспечение.

Пенсионеры, проживающие в стационарном учреждении социального обслуживания, обращаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.

Пенсионеры, осужденные к лишению свободы, обращаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.

Законные представители недееспособных лиц обращаются за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии от имени этих лиц в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий пенсионное обеспечение недееспособного лица.

За установлением федеральной социальной доплаты к пенсии недееспособного лица, законным представителем которого является учреждение, в котором недееспособное лицо пребывает, обращается администрация данного учреждения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.

В заявлении о предоставлении федеральной социальной пенсии должна содержаться следующая информация:

— фамилия, имя, отчество заявителя;

— номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;

— принадлежность к гражданству;

— адрес места жительства или пребывания;

— реквизиты документа, удостоверяющего личность;

— сведения о законном представителе лица либо о его представителе по доверенности (фамилия, имя, отчество законного представителя, почтовый адрес места жительства, места пребывания, реквизиты документа, удостоверяющего личность законного представителя, реквизиты документа, подтверждающего полномочия законного представителя) в случае обращения через представителя;

— сведения о том, что заявитель не осуществляет трудовую и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию;

— наименование и местонахождение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение;

— обязательство заявителя безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, и наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты;

— дата заполнения заявления;

— организация, через которую будет осуществляться доставка федеральной социальной доплаты к пенсии. Если для доставки федеральной социальной доплаты к пенсии заявителем выбрана кредитная организация, указывается полное ее название и номер счета, открытый пенсионером в этой организации.

Кроме того, при обращении за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии пенсионером предъявляется документ, удостоверяющий личность, место жительства (место пребывания), а также страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

5. Согласно ч. 5 комментируемой статьи региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру в том случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте РФ.

Приведем пример из регионального законодательства.

Так, в силу Закона ХМАО — Югры от 24 декабря 2007 г. N 197-оз «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа» право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют пенсионеры при соблюдении следующих условий:

— проживание пенсионера на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;

— отсутствие у пенсионера работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

— получение пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;

— общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены Федеральным законом «О государственной социальной помощи», иными федеральными законами, законодательством Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии со ст. 5.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О потребительской корзине и порядке установления величины прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре».

6. В ч. 6 комментируемой статьи определен порядок обращения за социальной доплатой к пенсии.

Доплата устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия.

Отметим, что заявитель может направить заявление в форме электронного документа через Единый портал государственных и муниципальных услуг путем заполнения соответствующей интерактивной формы заявления.

В силу п. 18 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 сентября 2009 г. N 805н, федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с заявлением и со всеми необходимыми документами на срок, на который установлена пенсия в соответствии с действующим законодательством. В случае если пенсионеру установлены две пенсии, федеральная социальная доплата устанавливается к той пенсии, которая установлена на более длительный срок. Размеры федеральных социальных доплат к пенсии пересматриваются при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и (или) в соответствующем субъекте РФ, при изменении (индексации) размеров денежных выплат, а также при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций.

Приказом Минтруда России от 22 октября 2012 г. N 330н утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению федеральной социальной доплаты к пенсии.

7. Частью 7 комментируемой статьи предусмотрены особенности предоставления социальной доплаты к пенсии детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Для более полного понимания смысла комментируемого положения следует рассмотреть условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца согласно законам, указанным выше.

Согласно ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). При этом нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

— дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами;

— один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери, и не работают;

— родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;

— дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые обязаны их содержать.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. При этом иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

В силу ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца.

Лицам, указанным в ч. 7 комментируемой статьи, социальная доплата к пенсии устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату.

8. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает порядок пересмотра размера социальных доплат к пенсии:

— при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и (или) в соответствующем субъекте РФ;

— при изменении (индексации) размеров денежных выплат;

— при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций.

Согласно Правилам обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 сентября 2009 г. N 805н, пересмотр размера федеральной социальной доплаты к пенсии при изменении величины прожиточного минимума (размеров соответствующих выплат, денежных эквивалентов мер социальной поддержки), влекущем увеличение размера федеральной социальной доплаты к пенсии, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором установлено (определено) указанное изменение.

Пересмотр размера федеральной социальной доплаты к пенсии при изменении величины прожиточного минимума в субъекте РФ (размеров соответствующих выплат, денежных эквивалентов мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ), влекущем уменьшение размера федеральной социальной доплаты к пенсии, производится с 1-го числа месяца, в котором территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации получено извещение об изменениях (индексациях) размеров денежных выплат.

Распоряжение о пересмотре размера федеральной социальной доплаты к пенсии принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления извещения от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ о произведенных изменениях (индексациях) размеров денежных выплат и произведенных изменениях денежных эквивалентов мер социальной поддержки, денежных компенсаций.

Частью 8 комментируемой статьи установлено, что пересмотр размера региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с комментируемой статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта РФ.

9. В силу ч. 9 комментируемой статьи денежные эквиваленты мер социальной поддержки определяются уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ и доводятся до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по каждому конкретному пенсионеру. В комментарии к ч. 3 данной статьи мы указывали на то, что Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 сентября 2009 г. N 804н были утверждены Правила преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых пенсионерам в натуральной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), в денежные эквиваленты для подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера.

10. Согласно ч. 10 комментируемой статьи социальная доплата к пенсии не выплачивается гражданам, если они выполняют работы или занимаются иной деятельностью, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. То есть пенсионеры, работающие по официальным договорам, не имеют право на получение социальных доплат к пенсии.

11. Частью 11 комментируемой статьи установлено, что орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития, должен утвердить правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты. В настоящее время указанным органом является Министерство здравоохранения Российской Федерации. Раньше это было Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Поэтому Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 сентября 2009 г. N 805н были утверждены Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, которые мы уже анализировали в комментарии к данной статье Закона.

В порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта РФ, устанавливается региональная социальная доплата к пенсии.

12. Поскольку работающий пенсионер не имеет права на получение социальной доплаты к пенсии, то с целью предотвращения незаконного получения доплаты законодатель возложил на пенсионеров обязанность извещать соответствующий орган о следующих обстоятельствах:

— о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию;

— о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты (например, об увеличении общей суммы материального обеспечения пенсионера за счет каких-либо компенсаций).

В том случае, если выяснится, что пенсионеру были выплачены излишние суммы, на которые он не имел права в соответствии с комментируемой статьей, такие суммы удерживаются в порядке, предусмотренном ст. 26 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Так, согласно упомянутой статье удержания из трудовой пенсии производятся на основании:

— исполнительных документов;

— решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру;

— решений судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

При этом удержано может быть не более 50%. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов трудовой пенсии. В случае прекращения выплаты трудовой пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии, удерживаемым на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

13. В комментарии к ч. 8 мы уже упоминали о том, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ обязан извещать соответствующие территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о произведенных изменениях (индексациях) размеров денежных выплат и о произведенных изменениях денежных эквивалентов мер социальной поддержки, денежных компенсаций. Добавим, что территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, в свою очередь, в силу ч. 9 комментируемой статьи обязаны извещать об индексациях уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ. Такое извещение направляется не позднее 10 дней со дня, с которого произошли соответствующие изменения.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 20 ноября 2009 г. N 917н утвержден Порядок обмена информацией между территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти в субъекте РФ в целях установления социальных доплат к пенсии. На основании этих правил осуществляется обмен информацией между территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти в субъекте РФ в отношении следующих категорий граждан:

— имеющих право на установление федеральной (региональной) социальной доплаты к пенсии в беззаявительном порядке;

— подавших заявление об установлении федеральной (региональной) социальной доплаты к пенсии;

— которым установлена федеральная (региональная) социальная доплата к пенсии.

В целях осуществления обмена информацией уполномоченными органами исполнительной власти в субъекте РФ ведется учет получателей социальных доплат к пенсии по следующим параметрам:

— страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);

— фамилия, имя, отчество, а также фамилия, которая была при рождении;

— дата рождения;

— место рождения;

— пол;

— адрес места жительства;

— серия и номер паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, дата выдачи указанных документов, наименование выдавшего их органа;

— категория гражданина;

— сведения о законном представителе (опекуне, попечителе, родителе) лица или его представителе по доверенности (фамилия, имя, отчество, почтовый адрес места жительства, места пребывания, дата рождения);

— информация о способе доставки пенсии и сведения об организации, через которую осуществляется выплата.

Уполномоченный орган исполнительной власти в субъекте РФ ежемесячно, в срок до 5 числа текущего месяца, направляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации информацию о гражданах, которым установлена (изменена) региональная социальная доплата к пенсии, включая информацию о размере региональной социальной доплаты к пенсии, дате и сроке, на которые установлена региональная социальная доплата к пенсии, а также информацию о дате изменения, приостановления, прекращения выплаты региональной социальной доплаты к пенсии по состоянию на 1 число текущего месяца.

Передача информации о гражданах, которым прекращена выплата региональной социальной доплаты к пенсии, осуществляется один раз в месяце, следующем за месяцем прекращения ее выплаты. В последующие месяцы информация об этих гражданах в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не направляется.

Обмен информацией между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченным органом исполнительной власти в субъекте РФ в электронной форме осуществляется с применением средств криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи. Защита информации (электронная цифровая подпись и шифрование) осуществляется с использованием типов криптографических средств, применяемых в Пенсионном фонде Российской Федерации. При отсутствии возможности передачи информации по каналам связи обмен информацией может осуществляться на машинных носителях в виде электронных файлов, заверенных электронной цифровой подписью. При обработке персональных данных должны быть приняты необходимые организационные и технические меры защиты от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий. При организации взаимодействия между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченным органом исполнительной власти в субъекте РФ с использованием криптографических средств на территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации возлагаются функции координатора работы по обеспечению криптографической защиты информации.

14. В ч. 14 комментируемой статьи определены условия обмена информацией в целях установления социальных доплат к пенсии между:

— Пенсионным фондом Российской Федерации и уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими пенсионное обеспечение в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1;

— территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ.

Перечень лиц, которые получают пенсионное обеспечение в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, определен в ст. 1 указанного Закона.

Обмен информацией между перечисленными выше органами осуществляется в электронной форме, на бумажном носителе с учетом положений следующих законов:

— ФЗ «Об электронной цифровой подписи»;

— ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

— ФЗ «О персональных данных».

Выделим основные положения указанных Законов, которые необходимо учитывать при обмене информацией.

Электронным документом называется документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. Электронная цифровая подпись — это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

— сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;

— подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;

— электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

Обращаем внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ Закон «Об электронной цифровой подписи» был признан утратившим силу с 1 июля 2012 года. Однако Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 108-ФЗ дата утраты силы перенесена на 1 июля 2013 года.

В силу ст. 14 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях создаются государственные информационные системы. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

— предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

— своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

— предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

— недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

— возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

— постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

Согласно ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных указанным Законом, и допускается в следующих случаях:

— обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

— обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

— обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — исполнение судебного акта);

— обработка персональных данных необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», для обеспечения предоставления такой услуги, для регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг;

— обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

— обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

— обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

— обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;

— обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, при условии обязательного обезличивания персональных данных;

— осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе;

— осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

Кроме того, согласно ФЗ «О персональных данных» оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее — поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные указанным Законом. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 20 ноября 2009 г. N 918н утвержден Порядок обмена информацией между Пенсионным фондом Российской Федерации и уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Указанный Порядок аналогичен Порядку обмена информацией, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 20 ноября 2009 г. N 917н, о котором упоминалось в комментарии к ч. 13 комментария к ст. 12.1 Закона.

15. Часть 15 комментируемой статьи регламентирует порядок финансового обеспечения расходов на выплату федеральных и региональных социальных доплат к пенсии. Финансовое обеспечение расходов на выплату федеральных социальных доплат к пенсии осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2009 г. N 915 «О предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату региональных социальных доплат к пенсии» утверждены:

— Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату региональных социальных доплат к пенсии;

— Методика распределения иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату региональных социальных доплат к пенсии.

Иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов РФ в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации. Распределение иных межбюджетных трансфертов между субъектами РФ утверждается указанным Министерством.

Условиями предоставления иных межбюджетных трансфертов являются:

— наличие нормативного правового акта субъекта РФ, определяющего порядок установления и пересмотра размера региональной социальной доплаты к пенсии;

— определение уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ объема расходных обязательств субъекта РФ по выплате региональной социальной доплаты к пенсии исходя из численности получателей региональной социальной доплаты к пенсии и размеров этих доплат, включая расходы на доставку;

— наличие предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на финансирование выплаты региональной социальной доплаты к пенсии;

— отсутствие 2-кратного превышения уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ, определяемого в соответствии с Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2004 г. N 670, по отношению к среднему по Российской Федерации уровню расчетной бюджетной обеспеченности.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет в установленном порядке перечисление иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ на счета территориальных органов федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ.

Показателем эффективности использования иных межбюджетных трансфертов является отсутствие просроченной кредиторской задолженности по расходным обязательствам субъекта РФ по выплате региональной социальной доплаты к пенсии.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации предоставляет ежеквартально бюджетам субъектов РФ иные межбюджетные трансферты на выплату региональных социальных доплат к пенсии, исходя из следующего расчета:

— в I квартале — в размере одной четвертой годового объема иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных субъекту Российской Федерации;

— в последующих кварталах — в размере квартальной суммы произведенных расходов, отраженной в отчете, но не более одной четвертой годового объема иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных субъекту Российской Федерации. Указанная сумма уменьшается на объем предоставленных в предыдущем квартале иных межбюджетных трансфертов, превышающий сумму, отраженную в отчете.

Контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. В силу ч. 16 комментируемой статьи, если субъект РФ осуществляет финансовое обеспечение региональной социальной доплаты исключительно за счет собственных средств (за исключением межбюджетных трансфертов), он вправе определять условия ее установления и выплаты, включая меры социальной поддержки, учитываемые при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера, а также размер этой доплаты, превышающий установленный указанным Законом размер региональной социальной доплаты к пенсии, и правила обращения за ней в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ. Указанное положение, на наш взгляд, предоставляет субъектам РФ право исключать из расчета некоторые эквиваленты стоимости мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме. Не исключено также, что на уровне субъектов РФ будет сокращаться количество мер социальной поддержки пенсионеров и их размер в пользу увеличения размера социальных доплат к пенсии.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code