Статья 12. Виды оказания государственной социальной помощи

Комментарий к статье 12 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

1. Комментируемая статья выделяет два основных вида государственной социальной помощи:

— денежные выплаты;

— натуральная помощь.

Рассмотрим сначала государственную социальную помощь в виде денежных выплат. Это могут быть:

— субсидии;

— социальные пособия;

— иные денежные выплаты.

Например, Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утвержден порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации. В силу названного нормативного правового акта субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Таким образом, право на данные субсидии имеют:

— пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

— наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

— члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;

— собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Субсидии предоставляются указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

В случае если наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения проходят военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо осуждены к лишению свободы, либо признаны безвестно отсутствующими, либо умерли или объявлены умершими, либо находятся на принудительном лечении по решению суда, субсидии предоставляются членам их семей при условии, что данные члены семей продолжают постоянно проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях.

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта РФ или управомоченным им государственным учреждением. Органы государственной власти субъекта РФ вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.

Для получения субсидии необходимо представить в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии, приложив к нему следующий пакет документов:

а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, — в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения;

б) документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;

в) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

г) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя — иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

д) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения;

е) копии судебных актов о признании лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, членами его семьи — в случае наличия разногласий между заявителем и проживающими совместно с заявителем по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье. В этом случае уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке.

Уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, следующие документы (сведения), необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии:

а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, — в случае, если заявитель является пользователем жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов, а также собственником жилого помещения;

б) копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (за отдельным исключением);

в) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации;

г) документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства.

Уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

Следует обратить внимание, что с недавнего времени все необходимые документы для назначения субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг могут представляться в уполномоченные органы не только в письменном виде лично или почтовым отправлением, но и в виде электронного документа (пакета документов), подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями ФЗ «Об электронной подписи» и ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) (в случае, если в субъекте РФ создан такой портал) или федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом днем обращения за субсидией считается дата получения документов уполномоченным органом. Обязанность подтверждения факта отправки документов лежит на заявителе.

Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Расходы, связанные с предоставлением субсидий, включают в себя расходы непосредственно на предоставление субсидий и расходы на обеспечение их предоставления. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов РФ. Порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

2. Порядок предоставление субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг может быть конкретизирован нормативными правовыми актами субъектов РФ. Например, согласно Закону Республики Адыгея от 8 апреля 2008 г. N 167 «Об организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг организуют уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Адыгея в сфере труда и социального развития и его территориальные органы. Территориальные органы уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея в сфере труда и социального развития осуществляют деятельность по предоставлению гражданам субсидий на территории административно-территориальных единиц — городов и районов Республики Адыгея. Кабинет Министров Республики Адыгея устанавливает размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Адыгея в сфере труда и социального развития осуществляет следующие полномочия по организации предоставления гражданам субсидий:

— организация работы территориальных органов по предоставлению гражданам субсидий и оказание им методической помощи;

— издание в пределах своей компетенции приказов, обязательных для исполнения работниками исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея в сфере труда и социального развития, территориальных органов, осуществление контроля за их исполнением;

— контроль за соблюдением федерального законодательства и законодательства Республики Адыгея по вопросам предоставления гражданам субсидий;

— взаимодействие с органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти Республики Адыгея, федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти других субъектов РФ, другими органами и организациями по вопросам, связанным с предоставлением гражданам субсидий;

— рассмотрение обращений по вопросам предоставления гражданам субсидий;

— иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея.

Кроме того, территориальные органы осуществляют следующие полномочия:

— предоставление гражданам субсидий в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством;

— обращение в установленном порядке в суд с исками о взыскании необоснованно полученных в качестве субсидий средств в случаях, предусмотренных законодательством;

— иные полномочия в установленной сфере деятельности, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея.

3. Теперь рассмотрим на основе законодательства субъектов РФ, как осуществляется оказание государственной социальной помощи в виде предоставления пособий.

Согласно Закону г. Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 «О ежемесячном пособии на ребенка» право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы в целях реализации указанного Закона. При этом данная величина не может быть ниже установленной Правительством Москвы величины прожиточного минимума в расчете на душу населения. Ежемесячное пособие на ребенка назначается на основании заявления, которое граждане, имеющие детей, подают в управление социальной защиты по месту жительства. В заявлении о назначении ежемесячного пособия на ребенка указываются:

— сведения о составе семьи;

— сведения о месте проживания семьи;

— сведения о размере доходов каждого члена семьи.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем сведения, а также дается согласие на их проверку в установленном порядке. Такое заявление рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня его приема. Управление социальной защиты вправе проверять достоверность представленных заявителем сведений.

Пособие, о котором мы ведем речь, назначается начиная с месяца рождения ребенка, если обращение последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка. При обращении за назначением ежемесячного пособия на ребенка по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка пособие назначается и выплачивается за прошедшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление. Днем обращения за назначением ежемесячного пособия на ребенка считается день приема управлением социальной защиты заявления со всеми необходимыми документами. Если заявление пересылается по почте, то днем обращения за назначением ежемесячного пособия на ребенка считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления заявления.

Закон г. Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 «О ежемесячном пособии на ребенка» предусматривает следующие основания для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка:

— превышение среднедушевым доходом семьи величины, ежегодно устанавливаемой Правительством Москвы;

— помещение ребенка на полное государственное обеспечение;

— получение в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке опекуном (попечителем) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством);

— лишение граждан родительских прав или ограничение их в родительских правах;

— назначение одному из родителей (усыновителю, опекуну, попечителю) аналогичной денежной выплаты на этого же ребенка в другом субъекте РФ;

— отсутствие у одного или обоих родителей (усыновителей) доходов без уважительной причины.

Финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка является расходным обязательством города Москвы.

Кроме того, Постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2004 г. N 911-ПП утверждено Положение о порядке учета, исчисления величины среднедушевого дохода в целях получения ежемесячного пособия на ребенка и подтверждения доходов членов семьи. Согласно этому Положению в состав семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются:

— состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети;

— одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

При этом расчете в состав семьи не включаются:

— дети, достигшие совершеннолетия;

— дети в возрасте до 18 лет при приобретении ими полной дееспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— дети, в отношении которых родители лишены родительских прав;

— дети, находящиеся под опекой (попечительством), на содержание которых выплачиваются денежные средства в соответствии с федеральным законодательством, законодательством города Москвы;

— дети, находящиеся на полном государственном обеспечении;

— супруг (родитель, усыновитель), проходящий военную службу по призыву в качестве сержанта, старшины, солдата или матроса либо обучающийся в военном образовательном учреждении профессионального образования, до заключения контракта о прохождении военной службы;

— супруг (родитель, усыновитель), отсутствующий в семье в связи с его розыском органами внутренних дел, судебными приставами-исполнителями, осуждением к лишению свободы или нахождением под арестом, на принудительном лечении по решению суда, в связи с прохождением судебно-медицинской экспертизы на основании постановления следственных органов или суда.

В доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются следующие виды доходов:

— заработная плата;

— выплаты военнослужащим;

— социальные выплаты;

— другие выплаты (например, комиссионное вознаграждение штатным страховым агентам и штатным брокерам, оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, суммы авторского вознаграждения, в том числе выплачиваемого штатным работникам редакций газет, журналов и иных средств массовой информации и т.п.).

Доход семьи для исчисления величины среднедушевого дохода определяется как общая сумма доходов семьи за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении пособия, исходя из состава семьи на дату подачи заявления о назначении пособия. Исчисление величины среднедушевого дохода семьи производится управлением социальной защиты населения, назначающим и выплачивающим ежемесячное пособие на ребенка, на основании документов о составе семьи и размере доходов каждого члена семьи, представленных одним из родителей (усыновителем, опекуном, попечителем), имеющим право на получение ежемесячного пособия на ребенка, одновременно с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка. Величина среднедушевого дохода определяется делением общей суммы дохода семьи за расчетный период на 6 и на число членов семьи.

4. Вторым видом государственной социальной помощи, о которой говорится в гл. 3 комментируемого Закона, является натуральная помощь. Она может предоставляться в виде:

— топлива;

— продуктов питания;

— одежды;

— обуви;

— медикаментов;

— школьных принадлежностей;

— предоставления в безвозмездное пользование автотранспорта;

— предоставления бытовых приборов и техники;

— бесплатного горячего питания в учебных учреждениях;

— бесплатного посещения культурных мероприятий;

— бесплатного проезда на общественном транспорте;

— иных видов натуральной помощи.

Так, например, Законом Московской области от 21 января 2005 г. N 31/2005-ОЗ «О социальном обслуживании населения в Московской области» утвержден Перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания. Перечислим некоторые из них:

— покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;

— помощь в приготовлении пищи;

— покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;

— доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом (для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения);

— сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;

— содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений;

— содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;

— содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению;

— оказание помощи в написании писем;

— содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами;

— содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий;

— обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;

— содействие в оказании медицинской помощи в объеме территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

— содействие в проведении медико-социальной экспертизы;

— содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации;

— содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения;

— оказание психологической помощи;

— содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;

— посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;

— помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение;

— содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации;

— содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями;

— содействие в трудоустройстве;

— помощь в оформлении документов;

— содействие в получении установленных законодательством мер социальной поддержки;

— оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат;

— содействие в получении юридической помощи и иных правовых услуг;

— содействие в организации ритуальных услуг;

— наблюдение за состоянием здоровья;

— оказание экстренной доврачебной помощи;

— выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначению лечащего врача;

— оказание санитарно-гигиенических услуг;

— кормление ослабленных больных;

— проведение санитарно-просветительной работы и другие услуги.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code