Статья 10. Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи

Комментарий к статье 10 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

1. Частью 1 комментируемой статьи законодатель возлагает на заявителя обязанность известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях сведений, на основании которых ему назначалась государственная социальная помощь:

— о составе семьи;

— о доходах;

— о принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Эта обязанность должна быть выполнена в течение двух недель со дня наступления указанных изменений. То есть в случае изменения материального положение семьи или одиноко проживающего гражданина таким образом, что их среднедушевой доход будет на уровне величины прожиточного минимума или превысит его, указанные лица потеряют статус малоимущих и государственную социальную помощь больше получать не будут.

2. Частью 2 комментируемой статьи установлено, что гражданин может быть лишен права на государственную социальную помощь в следующих случаях:

— в случае представления недостоверных сведений, о которых говорилось выше;

— в случае несвоевременного извещения об изменении указанных сведений.

При этом лишение права на получение государственной социальной помощи осуществляется на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта РФ, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

У многих граждан может возникнуть вопрос: как органы социальной защиты определят, что представленные сведения недостоверны? Дело в том, что орган социальной защиты может осуществить проверку благодаря взаимодействию с другими органами и организациями и получению от них соответствующей информации (из службы занятости, налоговых органов, Пенсионного фонда и т.п.).

3. По нашему мнению, в статье не указано еще одно условие, при возникновении которого прекращается оказание государственной социальной помощи, — это смерть гражданина (граждан), которому(ым) эта помощь оказывалась. В этом случае в силу ст. 1183 ГК РФ право на получение подлежавших выплате умершему гражданину сумм, но не полученных им при жизни по какой-либо причине принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали. Требования о выплате таких сумм должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства. При отсутствии лиц, имеющих указанное выше право на получение сумм, не выплаченных умершему гражданину, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных ГК РФ о наследовании.

Аналогичные нормы можно отследить и в других нормативных правовых актах.

Например, в Приказе Минюста РФ от 30 декабря 2005 г. N 258 «Об утверждении Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе» устанавливается, что суммы дополнительного материального обеспечения, причитающиеся его получателю и недополученные им в связи со смертью, выплачиваются его наследникам на общих основаниях. При этом сумма ежемесячного социального пособия, выплачивавшегося уволенному со службы сотруднику, которая осталась недополученной в связи с его смертью, выплачивается за время до дня смерти членам семьи умершего, если они производили его похороны, без включения этих сумм в состав наследства. При назначении пенсии по случаю потери кормильца семье уволенного со службы сотрудника, умершего в период получения ежемесячного социального пособия, пенсия семье выплачивается с соответствующего срока, предусмотренного подп. 4.8.3 данной Инструкции.

4. Часть 2.1 комментируемой статьи была введена ФЗ от 25 декабря 2012 г. N 258-ФЗ в связи с появлением в анализируемом нами Законе понятия социального контракта. Согласно поправкам орган социальной защиты населения в одностороннем порядке имеет право прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случаях:

— невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации;

— в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта РФ.

О мероприятиях, предусмотренных программой социальной адаптации, см. комментарий к ст. 8.1 Закона.

5. В силу ч. 3 комментируемой статьи заявитель имеет право обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд решение органа социальной защиты о прекращении оказания государственной социальной помощи. Порядок обжалования аналогичен порядку обжалования решения об отказе в назначении государственной социальной помощи и рассматривался нами в комментарии к ст. 9 Закона.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code