Статья 8.1. Государственная социальная помощь на основании социального контракта

Комментарий к статье 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

1. Комментируемая статья является относительно новой. Она была введена в рассматриваемый Закон от 25 декабря 2012 г. N 258-ФЗ, который вступил в силу 6 января 2013 года. Понятие «социальный контракт» появилось в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 мая 2010 г. N 399 «О проведении в ряде субъектов РФ эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта». Этим Приказом были утверждены:

— Перечень субъектов РФ, участвующих в эксперименте по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта;

— форма отчетности о ходе эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта в субъекте РФ.

В эксперименте участвовало более 15 регионов, в том числе: Республика Карелия; Республика Коми; Республика Саха (Якутия); Республика Татарстан; Республика Тыва; Камчатский край; Астраханская область; Белгородская область; г. Москва и др.

В связи с этим на региональном уровне принимаются законы и иные нормативные акты, отражающие оказание государственной помощи на основании социального контракта.

Например, согласно Социальному кодексу Белгородской области, утвержденному Законом Белгородской области от 28 декабря 2004 г. N 165, правом на получение пособия на основе социального контракта обладают малоимущие семьи, имеющие в составе трудоспособных безработных членов семьи, а также малоимущие одиноко проживающие безработные граждане. Порядок и условия заключения социального контракта определяются Правительством Белгородской области. Пособие на условиях социального контракта назначается на период до шести месяцев и выплачивается единовременно или частями в течение срока действия социального контракта. Размер пособия определяется в порядке, установленном Правительством Белгородской области с учетом мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, и не может быть менее 100 рублей в месяц.

Социальный контракт представляет собой трехсторонний договор о взаимных обязательствах между малоимущей семьей (или человеком), органами соцзащиты населения и администрацией муниципального образования. Часть 1 комментируемой статьи называет цель оказания социальной помощи на основании социального контракта — стимулирование их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Для заключения социального контракта необходимо обратиться с соответствующим заявлением (в письменной или электронной форме) в органы социальной защиты по месту своего жительства (пребывания). К заявлению следует приложить соответствующие документы:

— о составе семьи;

— о доходах;

— о принадлежащем на праве собственности гражданину (его семье) имуществе;

— сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг.

Как правило, решение о заключении (об отказе в заключении) социального контракта направляется в письменной форме заявителю в течение 10 дней с момента подачи им заявки и документов.

2. Понятие социального контракта раскрывается в ст. 1 комментируемого Закона. Об этом мы уже говорили в комментарии к предыдущей статье. Часть 2 комментируемой статьи определяет существенные условия социального контракта. Ими являются:

— предмет социального контракта;

— права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи;

— виды и размер государственной социальной помощи;

— порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;

— срок действия социального контракта;

— порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

На региональном уровне утверждается порядок предоставления социальной помощи на основании социального контракта. Рассмотрим это на примере Порядка назначения и выплаты социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам Самарской области, утвержденного Приказом Министерства гуманитарного и социального развития Самарской области от 31 января 2006 г. N 7.

Итак, в силу указанного нормативного правового акта основанием для назначения социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту является заявление-декларация гражданина от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявление опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина. Заявление подается в центр по месту жительства (месту пребывания) заявителя в письменной либо в электронной форме. Для назначения социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту необходимы также следующие документы и (или) информация:

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя;

— о составе семьи, степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства (свидетельство о браке (расторжении брака), свидетельство о рождении (смерти), свидетельство об опеке, об установлении отцовства и иные документы, свидетельствующие о степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании);

— о принадлежности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) к категориям лиц, имеющим право на получение социальной помощи (справка учебного заведения, пенсионное удостоверение, трудовая книжка, справка об инвалидности и иные документы, удостоверяющие принадлежность к категории);

— о доходах, получаемых каждым членом семьи (одиноко проживающим гражданином) в денежной и натуральной форме (справки о доходах).

При этом сведения о размерах пенсий, пособий, компенсаций и других видов выплат, получаемых каждым членом семьи (одиноко проживающим гражданином) через министерство или отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области, заявителем представляются декларативно.

Документы и (или) информация, указанные в абзаце пятом настоящего пункта, необходимые для назначения социальной помощи, если они не были представлены заявителем самостоятельно, запрашиваются центром в рамках межведомственного взаимодействия в органах государственной власти, государственных внебюджетных фондах и органах местного самоуправления, в подведомственных указанным органам организациях, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в которых находятся указанные документы и (или) информация.

Далее центр формирует дело и выдает заявителю уведомление о принятии документов и основаниях проведения проверки представленных сведений. Центр в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту или со дня окончания проведения проверки представленных заявителем сведений совместно с заявителем разрабатывает программу социальной адаптации и определяет сумму денежных выплат по социальному контракту в соответствии с Методикой расчета социальной помощи в виде денежной выплаты по социальному контракту. Отметим, что форма программы социальной адаптации и методика расчета утверждены вышеупомянутым Приказом.

Подтверждение сведений о наличии и размерах пенсий, пособий, компенсаций и других видов выплат, получаемых заявителем и членами его семьи (одиноко проживающим гражданином), осуществляется с использованием информационной базы данных получателей социальных выплат. Результат определения суммы денежных выплат по социальному контракту оформляется в виде протокола, который утверждается руководителем центра. Центр в течение 3 рабочих дней после утверждения протокола направляет программу социальной адаптации с указанием суммы денежной выплаты по социальному контракту в межведомственную комиссию по назначению социальной помощи при Министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области. Решение о назначении социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту либо об отказе в ее назначении оформляется в виде протокола, в котором отражается результат рассмотрения каждой программы социальной адаптации с указанием суммы денежных выплат семье (одиноко проживающему гражданину) или причины отказа в назначении социальной помощи.

Комиссия принимает решение об отказе в назначении социальной помощи в виде денежной выплаты и социальных услуг по социальному контракту в случаях:

— несоответствия приобретаемых товаров и услуг мероприятиям программы социальной адаптации;

— невозможности достижения цели программы социальной адаптации за счет реализации указанных в ней мероприятий;

— недостаточности имеющихся трудовых и материальных ресурсов для выполнения мероприятий программы социальной адаптации в полном объеме.

Комиссия направляет в центр в письменной форме уведомление о назначении заявителю социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту либо об отказе в ее назначении и возвращает программу социальной адаптации не позднее чем через 30 дней со дня подачи заявителем заявления. Решение Комиссии является основанием для заключения социального контракта между центром и заявителем. Социальный контракт заключается по форме, которая также утверждена вышеупомянутым Приказом, не позднее 5 рабочих дней со дня получения заявителем уведомления центра.

Социальный контракт заключается на срок от трех до шести месяцев с учетом программы социальной адаптации. Денежные выплаты по социальному контракту по решению Комиссии подлежат возврату в доход областного бюджета в установленные Комиссией сроки в случаях:

— нецелевого расходования (расходование на цели, не предусмотренные программой социальной адаптации);

— несоблюдения сроков предоставления отчетов о выполнении программы социальной адаптации и иных отчетных документов, указанных в социальном контракте;

— расторжения социального контракта по инициативе заявителя при отсутствии объективных причин.

3. Социальная помощь на основании социального контракта может быть выделена и не в денежной форме. Возможно оказание помощи с оплатой ремонта, лечением, устройством ребенка в детский сад и т.п. Согласно ч. 3 комментируемой статьи к социальному контракту должна прилагаться программа социальной адаптации, смысл которой раскрывается в ст. 1 Закона. В программе социальной адаптации предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия, а именно:

— поиск работы;

— прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

— осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

— ведение личного подсобного хозяйства;

— осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

4. В силу ч. 4 комментируемой статьи в целях содействия в реализации получателями государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, орган социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта должен взаимодействовать со следующими органами:

— с органами службы занятости населения;

— с органами исполнительной власти субъекта РФ;

— с органами местного самоуправления.

Выше мы говорили о том, что помощь по социальному контракту можно получить в виде:

— денежных выплат;

— необходимых товаров (топливо, продукты, одежда, обувь, лекарства и т.д.).

При этом размер пособия определяется в пределах разницы между величиной прожиточного минимума малоимущей семьи или одинокого человека и совокупным доходом малоимущей семьи или одинокого человека. Кроме того, размер единовременной выплаты не может превышать максимальный размер единовременной выплаты, установленной в субъекте РФ для малоимущих граждан. Следует учитывать, что денежная сумма может быть использована только на мероприятия, предусмотренные социальным контрактом. Также эти средства в соответствии с законами субъектов РФ и социальным контрактом можно использовать следующим образом, например:

— направить на развитие своего подсобного хозяйства и на открытие собственного бизнеса;

— сделать ремонт;

— пройти лечение;

— направить на приобретение и установку приборов учета воды и газа;

— направить на обучение по специальности и трудоустройству, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование.

5. Частью 5 комментируемой статьи установлено, что программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.

Форма программы социальной адаптации утверждается органами социальной защиты субъектов РФ. Например, форма программы социальной адаптации утверждена руководителем государственного учреждения Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов городского округа (муниципального района)».

6. Согласно ч. 6 комментируемой статьи социальный контракт с прилагаемой к нему программой социальной адаптации подписывается сторонами контракта, а именно:

— заявителем;

— руководителем органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина.

Как разъяснялось в комментарии к ст. 8, форма социального контракта утверждается органами государственной власти субъектов РФ. В качестве образца приведем типовой социальный контракт, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 27 августа 2010 г. N 1742 (приложение N 4).

 

Типовой социальный контракт

 

Государственное учреждение Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов _________________________» (далее — Центр) в лице директора Центра _________________, действующего на основании Устава, и гражданин _________________________ (далее — получатель социальной помощи), на основании протокола межведомственной комиссии по назначению социальной помощи в виде денежной выплаты и социальных услуг по социальному контракту при Министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области от _________ г. N _____ и руководствуясь Законом Самарской области от 30 июля 2010 г. N 86-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О социальной помощи в Самарской области», заключили настоящий социальный контракт о нижеследующем.

 

1. Предмет контракта

 

Центр и получатель социальной помощи (семья получателя социальной помощи) осуществляют сотрудничество по реализации программы социальной адаптации (далее — Программа).

 

2. Права и обязанности сторон

 

2.1. Центр обязан:

— в соответствии с Программой организовать выплату получателю социальной помощи денежной выплаты по социальному контракту;

— организовать предоставление социальных услуг согласно разработанной Программе;

— осуществлять взаимодействие с органами службы занятости населения, учреждениями здравоохранения, образования и иными учреждениями, действующими на территории муниципального образования, участие которых необходимо для реализации Программы;

— оказывать консультационную помощь при реализации Программы.

2.2. Центр имеет право:

— вносить предложения в межведомственную комиссию по назначению социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту при Министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области:

— о продлении срока действия социального контракта в случае невыполнения Программы по независящим от получателя социальной помощи причинам (болезнь, несчастный случай, стихийное бедствие, иные заслуживающие внимания обстоятельства);

— о расторжении социального контракта и возврате получателем социальной помощи суммы денежных выплат по социальному контракту в случаях нецелевого расходования, несоблюдения сроков предоставления отчетов о выполнении Программы и иных отчетных документов, указанных в пункте 4.1 социального контракта, инициативы получателя социальной помощи;

— об изменении мероприятий Программы.

 

3. Права и обязанности получателя социальной помощи

 

3.1. Получатель социальной помощи обязан:

— неукоснительно выполнять мероприятия Программы;

— расходовать денежную выплату по социальному контракту по целевому назначению в соответствии с Программой;

— предоставлять в Центр:

— ежемесячные отчеты о выполнении мероприятий Программы;

— чеки, счета, квитанции, договоры и другие документы, подтверждающие расходование денежной выплаты по социальному контракту до 3-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были произведены расходы;

— итоговый отчет о расходовании денежной выплаты по социальному контракту в течение 10 календарных дней после даты окончания реализации Программы;

— иные сведения, необходимые для определения эффективности оказания социальной помощи в виде денежной выплаты и социальных услуг по социальному контракту, по запросу Центра;

— извещать Центр об изменении семейного положения, состава семьи, доходов, имущества в течение 7 дней с даты наступления указанных изменений;

— в случае утраты, порчи или гибели имущества, приобретенного на средства денежной выплаты по социальному контракту, а также в случае возникновения иных препятствий для реализации Программы информировать об этом Центр в течение 3 календарных дней со дня возникновения непредвиденной ситуации;

— возвратить полученную денежную выплату по социальному контракту в областной бюджет в случае ее нецелевого расходования, несоблюдения сроков предоставления отчетов о выполнении мероприятий Программы и иных отчетных документов, расторжения социального контракта по инициативе получателя социальной помощи;

— оказывать содействие специалистам Центра в осуществлении контроля за выполнением мероприятий Программы и целевым расходованием денежной выплаты по социальному контракту;

— содействовать осуществлению мониторинга своего социально-экономического положения в течение последующих 6 месяцев после окончания реализации Программы.

3.2. Получатель социальной помощи имеет право:

— вносить в Центр предложения:

— о продлении срока действия социального контракта в случае невыполнения Программы по независящим от получателя социальной помощи причинам (болезнь, несчастный случай, стихийное бедствие, иные заслуживающие внимания обстоятельства);

— об изменении мероприятий Программы;

— о расторжении социального контракта.

 

4. Размер и выплата предоставляемой получателю

денежной выплаты по социальному контракту

 

4.1. Размер денежных выплат по социальному контракту составляет ___________ рублей.

4.2. Выплата производится ежемесячно с ___ по ___ равными частями в период действия социального контракта (либо единовременно в течение 20 дней со дня подписания социального контракта) посредством перечисления на лицевой счет получателя социальной помощи _______________, открытый в кредитной организации _____________________.

 

5. Ответственность сторон

 

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий социального контракта стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

 

6. Порядок разрешения споров

 

6.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении социального контракта, разрешаются сторонами путем переговоров.

6.2. При невозможности урегулирования споров путем переговоров споры решаются в судебном порядке.

 

7. Срок действия социального контракта

 

Социальный контракт действует с ______ до __________ 20__ г.

 

8. Заключительные положения

 

8.1. Любые изменения и дополнения к социальному контракту действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны сторонами.

8.2. Социальный контракт составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.

 

9. Реквизиты и подписи сторон

 

7. В ч. 7 комментируемой статьи установлен срок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта. Этот срок составляет от трех месяцев до одного года и определяется содержанием программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ.

На региональном уровне также устанавливается порядок расчета размера социальной помощи, предоставляемой на основании социального контракта.

Например, согласно Закону Самарской области от 6 мая 2000 г. N 16-ГД «О социальной помощи в Самарской области» размер денежной выплаты по социальному контракту рассчитывается по формуле:

 

П = (ВПМ — СД) x t,

 

где:

— П — размер денежной выплаты;

— ВПМ — величина прожиточного минимума малоимущей семьи (одиноко проживающего гражданина), определяемая с учетом величин прожиточных минимумов, установленных в Самарской области для соответствующих социально-демографических групп населения;

— СД — совокупный доход малоимущей семьи, одиноко проживающего гражданина;

— t — срок действия социального контракта.

8. Важное положение содержится в ч. 8 комментируемой статьи. В силу него оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта не влечет за собой прекращение оказания государственной социальной помощи в соответствии с гл. 3 анализируемого Закона без социального контракта. Также это не влечет отказа в назначении государственной социальной помощи.

Еще раз обратимся к законодательству субъектов РФ.

Согласно Постановлению Правительства Москвы от 5 апреля 2011 г. N 100-ПП «Об организации проведения эксперимента в городе Москве по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта» государственная социальная помощь на основе социального контракта назначается управлением социальной защиты населения района города Москвы (по месту жительства заявителя) на основании заявления установленной формы и заполненной анкеты о семейном и материально-бытовом положении. Такое заявление должно содержать письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи трудоспособного возраста на заключение социального контракта и на проверку представленных заявителем сведений.

Гражданин, обратившийся в управление социальной защиты населения района города Москвы с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основе социального контракта, предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность. Управление социальной защиты населения района города Москвы обязано проверить представленные гражданином сведения не позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявления. Затем управление социальной защиты населения района города Москвы не позднее 10 рабочих дней со дня подачи заявления в управление социальной защиты населения района города Москвы проводит с заявителем собеседование. В лист собеседования со слов заявителя вносится информация о проблемах семьи, ее возможностях по выходу из трудной жизненной ситуации. Управление социальной защиты населения района города Москвы с участием заявителя не позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявления в управление социальной защиты населения района города Москвы разрабатывает программу социальной адаптации (малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина).

Решение об оказании государственной социальной помощи на основе социального контракта или отказе в ее предоставлении принимается Межведомственной комиссией в течение 25 рабочих дней со дня подачи заявления.

В оказании государственной социальной помощи малоимущей семье, малоимущему одиноко проживающему гражданину на условиях социального контракта может быть отказано по следующим основаниям:

— отсутствие оснований на получение государственной социальной помощи;

— представление неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, ее доходах, жилищных условиях и принадлежащем членам семьи на праве собственности имуществе;

— получение безработным членом семьи субсидии, предоставляемой в соответствии с нормативно-правовыми актами города Москвы на организацию самозанятости.

Социальный контракт между получателем государственной социальной помощи и управлением социальной защиты населения района города Москвы заключается в течение 10 рабочих дней после принятия Межведомственной комиссией решения об оказании заявителю государственной социальной помощи на основе социального контракта. Оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта управлением социальной защиты населения района города Москвы может быть прекращено в случаях:

— изменения материального положения семьи;

— изменения состава семьи;

— снятия с регистрационного учета по месту жительства в городе Москве;

— несвоевременного оповещения управления социальной защиты населения района города Москвы об изменении сведений, являющихся основанием для оказания государственной социальной помощи;

— невыполнения условий социального контракта.

9. В силу распоряжения Правительства РФ от 28 января 2013 г. N 64-р Минтруду России совместно с Росстатом было поручено до 1 октября 2013 года утвердить Методику оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта. Указанная Методика должна предусматривать:

— Перечень показателей для оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и порядок их расчета;

— критерии эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, порядок определения их значений и порядок применения указанных критериев.

Кроме того, Минтруду России совместно с Росстатом было поручено до 1 апреля 2013 года разработать форму федерального статистического наблюдения за оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта, устанавливаемую для организаций, на которые возложено исполнение указанной функции, а Росстату до 1 августа 2013 г. поручено утвердить указанную форму федерального статистического наблюдения.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code