Статья 8. Порядок назначения государственной социальной помощи

Комментарий к статье 8 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет орган, которым назначается социальная помощь для малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, предусмотренная гл. 3 Закона. Это орган социальной защиты населения, находящийся по месту жительства либо месту пребывания гражданина (семьи). Анализируемое нами положение было изменено ФЗ от 25 декабря 2012 г. N 258-ФЗ в связи с введением в комментируемый Закон понятия социального контракта. Таким образом, орган социальной защиты населения, находящийся по месту жительства либо месту пребывания гражданина (семьи), назначает социальную помощь также и на основании социального контракта (см. комментарий к ст. 8.1).

Понятие социального контракта раскрывается в ст. 1 комментируемого Закона. Это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин обязуется реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. При этом программой социальной адаптации являются разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, и включают в себя виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

Законодатель позволил гражданам обращаться за социальной помощью не только по месту своего жительства, но и по месту пребывания. Местом пребывания Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» называет гостиницу, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристскую базу, больницу, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно. Также напоминаем, что место жительства — это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

Думается, что здесь необходимо остановиться на еще одном важном положении, содержащемся в ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В силу ст. 9 указанного Закона социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг. Но согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных недееспособными, дается их законными представителями. При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимается органами опеки и попечительства.

В ч. 1.1 комментируемой статьи установлено, что сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются по межведомственному запросу уполномоченного органа. Требования к межведомственному информационному взаимодействию закреплены в ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Под межведомственным информационным взаимодействием следует понимать осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между:

— органами, предоставляющими государственные услуги;

— органами, предоставляющими муниципальные услуги;

— подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг;

— иными государственными органами;

— органами местного самоуправления;

— органами государственных внебюджетных фондов;

— многофункциональными центрами.

Межведомственным запросом называется документ на бумажном носителе или в форме электронного документа о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, направленный органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо многофункциональным центром в государственный орган, орган местного самоуправления, подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию, участвующую в предоставлении государственных или муниципальных услуг, на основании запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги и соответствующий требованиям, установленным ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

2. В ч. 2 комментируемой статьи определен порядок подачи заявления о предоставлении социальной помощи. Указанное положение было также изменено ФЗ от 25 декабря 2012 г. N 258-ФЗ. Ныне содержащееся в нем правило также распространяется на порядок подачи заявления о предоставлении услуг на основании социального контракта.

Итак, заявление подается в электронной либо письменной форме. Заявление может быть подано как в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, так и через многофункциональный центр. Заявление предоставляется гражданином:

— от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан);

— от имени своей семьи;

— от имени опекуна, попечителя или другого законного представителя (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта).

Согласно ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

В заявлении о предоставлении государственных услуг указываются:

— сведения о составе семьи;

— сведения о доходах и принадлежащем гражданину (его семье) имуществе на праве собственности;

— сведения о получении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (см. комментарий к ст. 6.2).

Заявление может быть подано через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее по тексту — многофункциональный центр). На наш взгляд, это современный, быстрый и удобный способ получения услуг. Поэтому рассмотрим основные положения, касающиеся деятельности многофункционального центра.

Многофункциональный центр — это российская организация независимо от организационно-правовой формы (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг» и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна». Принцип «одного окна» означает, что предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.

В настоящее время требования к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и другими органами установлены Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. N 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления». Методическое обеспечение деятельности многофункциональных центров (в том числе разработка методических рекомендаций по созданию таких центров и обеспечению их деятельности, типового регламента многофункционального центра, форм отчетности и порядка ее представления) и мониторинг деятельности многофункциональных центров осуществляются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Назовем основные функции многофункциональных центров:

— прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;

— представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры;

— представление интересов органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями;

— информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;

— взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе посредством направления межведомственного запроса с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры;

— выдача заявителям документов органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

— прием, обработка информации из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, и выдача заявителям на основании такой информации документов, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, если это предусмотрено соглашением о взаимодействии и иное не предусмотрено федеральным законом;

— иные функции, установленные нормативными правовыми актами и соглашениями о взаимодействии.

Отметим, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе определить один многофункциональный центр, расположенный на территории данного субъекта РФ, уполномоченный на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти. В этом случае в целях предоставления государственных услуг, которые должны предоставляться федеральными органами исполнительной власти, уполномоченный многофункциональный центр заключает с данными федеральными органами исполнительной власти соглашения о взаимодействии и организует взаимодействие с иными многофункциональными центрами, находящимися на территории субъекта РФ.

При реализации своих функций многофункциональные центры вправе:

— запрашивать документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, организациях, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

— получать от указанных органов такие документы и информацию.

Перечислим основные обязанности многофункциональных центров. Итак, многофункциональный центр обязан:

— предоставлять на основании запросов необходимые сведения по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности многофункционального центра, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры;

— обеспечивать защиту информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом, а также соблюдать режим обработки и использования персональных данных;

— соблюдать требования соглашений о взаимодействии;

— осуществлять взаимодействие с органами и организациями в соответствии с соглашениями о взаимодействии, нормативными правовыми актами, регламентом деятельности многофункционального центра.

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, при предоставлении государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах должны обеспечивать:

предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах при условии соответствия многофункциональных центров требованиям, установленным в ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг»;

доступ многофункциональных центров к информационным системам, содержащим необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг сведения, если иное не предусмотрено федеральным законом, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры;

предоставление на основании запросов многофункциональных центров необходимых сведений по вопросам, относящимся к предоставлению государственных и муниципальных услуг, в том числе на основании межведомственных запросов с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры;

осуществление иных обязанностей, указанных в соглашении о взаимодействии.

Выше нами уже упоминалось о том, что предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется на основании соглашений о взаимодействии. Соглашение о взаимодействии должно содержать:

— наименование сторон соглашения о взаимодействии;

— предмет соглашения о взаимодействии;

— перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре;

— права и обязанности органа, предоставляющего государственные услуги, и органа, предоставляющего муниципальные услуги;

— права и обязанности многофункционального центра;

— порядок информационного обмена, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры;

— ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей;

— срок действия соглашения о взаимодействии;

— материально-техническое и финансовое обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре;

— иные функции многофункционального центра.

В качестве примера того, как многофункциональные центы обеспечивают оказание социальной помощи, можно указать на распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 2 июля 2012 г. N 146-р «О реализации Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 6 июня 2012 г. N 595», в силу которого Городской информационно-расчетный центр утвержден как учреждение, обеспечивающее выплату государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге. Этим же документом утверждена форма заявления о предоставлении государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге.

Особое внимание следует обратить на то, что в силу ч. 2 комментируемой статьи орган социальной защиты населения вправе провести дополнительную проверку (комиссионное обследование) представленных заявителем сведений.

Проиллюстрируем указанное положение примером из судебной практики. Гражданин-инвалид обратился в суд с заявлением об оспаривании действий органов соцзащиты по проведению выхода по его месту жительства с целью удостовериться в наличии технических средств реабилитации (телевизора и телефона). Проверка была произведена в связи с тем, что инвалид обратился в орган соцзащиты с требованием о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации. В ходе судебных разбирательств ответчик указал на то, что решение о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации должно приниматься после комплексного анализа представленных документов, ввиду того, что такие средства реабилитации, как телевизор и телефон, предоставляются инвалидам бесплатно. В случае если стоимость телевизора превышает определенную сумму, необходимо удостовериться в наличии указанных технических средств непосредственно у инвалида, т.к. выплаты производятся из федерального бюджета и примерно указанные суммы тратятся государством на приобретение указанных технических средств для бесплатного их предоставления инвалидам. В связи с этим рекомендовано проводить обследования с выходом на дом к инвалиду для проверки наличия технического средства во избежание необоснованного расходования бюджетных средств. Суд пришел к выводу, что указанные рекомендации являются разумными и не нарушающими прав граждан (см. Определение Московского городского суда от 8 февраля 2011 по делу N 33-477).

Получив заявление о предоставлении социальной помощи, орган социальной защиты населения вправе проверить также следующие сведения, указанные гражданином в заявлении:

— о месте жительства или пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина;

— о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина;

— о степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства;

— о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности.

Гражданин, обратившийся с заявлением об оказании ему государственной социальной помощи, представляет паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность. Орган социальной защиты населения направляет межведомственный запрос о представлении документов, копий документов или сведений, необходимых для решения вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи, в органы, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения.

Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ. В силу упомянутой статьи непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

3. Частью 2 комментируемой статьи также установлено, что органами государственной власти субъектов РФ устанавливается:

— порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта РФ;

— форма социального контракта.

Приведем примеры из регионов.

Пример 1. Законом Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. N 728-132 утвержден Социальный кодекс Санкт-Петербурга. В соответствии с упомянутым Кодексом государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, имеющим место жительства или пребывания на территории Санкт-Петербурга, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге, в виде социальных пособий. Государственная социальная помощь предоставляется единовременно или на период три месяца. Случаи, в которых государственная социальная помощь оказывается единовременно, устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга. При этом размер государственной социальной помощи определяется как разница между суммой величин прожиточных минимумов, установленных в Санкт-Петербурге для соответствующих социально-демографических групп населения на дату обращения, и общим доходом членов малоимущей семьи или как разница между величиной прожиточного минимума малоимущего одиноко проживающего гражданина и его доходом. Условия и порядок предоставления государственной социальной помощи определяются Правительством Санкт-Петербурга.

Пример 2. Законом Белгородской области от 28 декабря 2004 г. N 165 утвержден Социальный кодекс Белгородской области, в силу которого для определения нуждаемости в предоставлении мер социальной защиты и для их предоставления используются следующие показатели:

— величина прожиточного минимума — стоимостная оценка потребительской корзины, а также расходов по обязательным платежам и сборам на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Белгородской области, устанавливаемая в соответствии с ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и Законом Белгородской области от 23 июля 2001 г. N 154 «О прожиточном минимуме в Белгородской области»;

— среднедушевой доход семьи — совокупная сумма доходов каждого члена семьи, исчисленная в соответствии с ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и деленная на число всех членов семьи;

— доход одиноко проживающего гражданина — совокупная сумма доходов одиноко проживающего гражданина, исчисленная в соответствии с ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»;

— региональный стандарт нормативной площади жилого помещения — устанавливаемая правительством Белгородской области нормативная величина общей площади жилого помещения, используемая для расчета размера предусмотренных упомянутым выше Кодексом мер социальной защиты, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг;

— нормативы потребления коммунальных услуг — нормативы потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемые органами государственной власти Белгородской области, по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению, утверждаемые органами местного самоуправления муниципальных образований;

— региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг — устанавливаемая правительством Белгородской области отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу нормативная величина стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемая для расчета размера предусмотренных Кодексом мер социальной защиты, связанных с оплатой указанных услуг, и определяемая исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в соответствующем муниципальном образовании.

Пример 3. Согласно Закону Самарской области от 6 мая 2000 г. N 16-ГД «О социальной помощи в Самарской области» право на получение социальной помощи имеют:

— семьи с детьми в возрасте до шестнадцати лет (учащимися общеобразовательных учреждений — до окончания обучения, но не старше восемнадцати лет);

— семьи с детьми (учащимися профтехучилищ, техникумов, вузов до окончания обучения, но не старше двадцати трех лет), у которых один из родителей является неработающим инвалидом или оба — неработающие пенсионеры;

— семьи с неработающими пенсионерами или инвалидами;

— одиноко проживающие пенсионеры и инвалиды.

Социальная помощь оказывается, если среднедушевой доход (доход) семьи (одиноко проживающего гражданина) ниже установленной в Самарской области величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам на первое число текущего квартала. Семьи, в которых неработающие граждане трудоспособного возраста не зарегистрированы в службе занятости, права на социальную помощь не имеют. В случае получения членом семьи, признанным в установленном порядке безработным, выплат на содействие самозанятости и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан социальная помощь не оказывается.

Социальная помощь в виде денежных выплат (социальных пособий), денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту, денежных выплат — 50% от назначенной суммы (социальное пособие) и 50% в натуральной форме назначается на основании заявления-декларации гражданина от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления законного представителя гражданина, в котором заявителем определяется вид социальной помощи, указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. При этом заявление на получение социальной помощи в виде денежных выплат (социальных пособий), в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту, в виде денежных выплат — 50% от назначенной суммы (социальное пособие) и 50% в натуральной форме может подаваться в письменной или электронной форме. В письменной форме заявление на получение социальной помощи в виде денежных выплат (социальных пособий), а также в виде денежных выплат — 50% от назначенной суммы (социальное пособие) и 50% в натуральной форме подается в орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя.

В письменной форме заявление на получение социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту подается в центр социального обслуживания по месту жительства или месту пребывания заявителя.

В электронной форме заявление на получение социальной помощи в виде денежных выплат (социальных пособий), денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту, денежных выплат — 50% от назначенной суммы (социальное пособие) и 50% в натуральной форме подается гражданином через:

— федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;

— региональную систему единого портала государственных и муниципальных услуг «Портал государственных и муниципальных услуг Самарской области»;

— социальный портал государственных и муниципальных услуг органа исполнительной власти Самарской области, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения.

Приказом Министерства гуманитарного и социального развития Самарской области от 31 января 2006 г. N 7 утвержден Порядок назначения и выплаты социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам Самарской области.

Пример 4. В силу Закона ХМАО — Югры от 24 декабря 2007 г. N 197-оз «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа» получателями государственной социальной помощи за счет средств бюджета автономного округа являются малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, проживающие на территории автономного округа, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, действующего на момент обращения малоимущих граждан в органы социальной защиты населения. Государственная социальная помощь оказывается в виде денежной выплаты (социального пособия) и назначается на период не более трех, шести либо девяти месяцев в течение календарного года.

Получателями государственной социальной помощи в течение трех месяцев являются:

— одиноко проживающие граждане трудоспособного возраста;

— семьи, состоящие только из трудоспособных членов семьи;

— семьи, имеющие двух и более трудоспособных членов семьи;

— семьи с одним трудоспособным членом семьи, не имеющие несовершеннолетних детей.

Получателями государственной социальной помощи в течение шести месяцев являются:

— семьи с несовершеннолетними детьми, имеющие одного трудоспособного члена семьи;

— многодетные семьи.

Получателями государственной помощи в течение девяти месяцев являются:

— одиноко проживающие пенсионеры;

— супружеские пары пенсионеров;

— семьи, не имеющие трудоспособных членов семьи.

4. Часть 3 комментируемой статьи регламентирует порядок уведомления гражданина о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении.

Уведомление направляется в письменной форме по месту жительства или месту пребывания заявителя. Срок направления — не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов.

В том случае, если возникает необходимость в проведении дополнительной проверки (комиссионного обследования) представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина), то орган социальной защиты должен дать в указанный выше срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В данном случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

5. В комментариях к предыдущим статьям Закона мы уже говорили о том, что Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ утвержден порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи. Напомним, что расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем. Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.

Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи. В силу указанного нормативного правового акта при данном расчете учитываются все виды доходов, полученных каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе:

— все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»;

— средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;

— компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;

— выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников;

— социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников;

— доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину;

— другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина.

В «другие доходы» включаются:

— денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и других органов правоохранительной службы, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение, установленные законодательством Российской Федерации;

— единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, других органов правоохранительной службы;

— оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;

— материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

— авторские вознаграждения, получаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования;

— доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе хозяйства без образования юридического лица;

— доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации;

— алименты, получаемые членами семьи;

— проценты по банковским вкладам;

— наследуемые и подаренные денежные средства;

— денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями.

Однако в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются:

— государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи;

— единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.

Кроме того, из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code