Статья 7. Получатели государственной социальной помощи

Глава 3. ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 7. Получатели государственной социальной помощи

Комментарий к статье 7 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

1. Статья 7 комментируемого Закона устанавливает конкретный перечень получателей государственной социальной помощи, который не может быть сужен законами субъектов РФ.

Рассмотрим пример из судебной практики. Прокурор Приморского края обратился в Приморский краевой суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 статьи 5 в части слов «…пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф, понесшие расходы на приобретение жизненно необходимых товаров, лекарственных средств по рецептам врача (фельдшера), в связи со смертью члена семьи, с рождением ребенка, а также направляемые на лечение или консультирование за пределы Приморского края органом управления здравоохранением Приморского края». В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что положения пункта 1 статьи 5 Закона Приморского края противоречат ч. 1 комментируемой статьи, поскольку ими сужается круг лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по сравнению с федеральным законодательством. Между тем субъект Российской Федерации не наделен правом изменять установленный федеральным законом перечень лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Решением Приморского краевого суда от 24 ноября 2009 года признано не соответствующим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу указанное выше положение Закона Приморского края. Определением Верховного Суда РФ от 17 февраля 2010 г. N 56-Г09-40 указанное решение суда оставлено без изменения. При этом суд указал на то, что определение круга лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, отнесено федеральным законодателем к полномочиям федеральных органов государственной власти.

Таким образом, получателями государственной социальной помощи, предусмотренной главой 3 комментируемого Закона, являются:

— малоимущие семьи;

— малоимущие одиноко проживающие граждане;

— иные категории граждан, предусмотренные комментируемым Законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Согласно ст. 7 Закона «основным критерием для получения государственной социальной помощи, помимо величины среднедушевого дохода ниже прожиточного минимума, является такой фактор, как «независящие причины». Что понимается под «независящими от граждан причинами»? К таким причинам следует относить объективные обстоятельства, наступление которых не зависит от лиц, обратившихся за государственной социальной помощью, например инвалидность, смерть кормильца, безработица, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные действия. Оценка конкретных обстоятельств нуждаемости и обращения за помощью производится органом социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина» <13>.

———————————

<13> Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: Научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2009.

 

Согласно ст. 6 ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки. Как упоминалось нами ранее, порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (см. комментарий к ст. 5).

Малоимущие семьи и малоимущие одинокие граждане могут получать материальную поддержку как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

2. Чтобы определить, являются ли семья или одиноко проживающий гражданин малоимущими, необходимо сравнить среднедушевой доход этой семьи и установленный в регионе прожиточный минимум. Порядок расчета среднедушевого дохода рассматривался в комментарии к ст. 5 Закона. Добавим, что Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода, установлен Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».

В ч. 2 комментируемой статьи указывается, что порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом РФ. При этом учитывается величина прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. Основными социально-демографическими группами населения являются трудоспособное население, пенсионеры и дети.

Кроме как для оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам прожиточный минимум в субъектах РФ предназначается для:

— оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ;

— формирования бюджетов субъектов РФ;

— других установленных федеральными законами целей.

Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ публикуются ежеквартально в официальных изданиях Правительства РФ и официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ.

Так, например, Закон г. Москвы от 15 мая 2002 г. N 23 «О прожиточном минимуме в городе Москве» устанавливает порядок определения прожиточного минимума в городе Москве и его использования при разработке и реализации социальных программ. В силу указанного Закона величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения ежеквартально устанавливается Правительством Москвы на основании потребительской корзины и ежемесячных данных Московского городского комитета государственной статистики об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. При этом получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в городе Москве.

Постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2012 г. N 695-ПП установлена следующая величина прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2012 г.:

— в расчете на душу населения — 9719 руб.;

— для трудоспособного населения — 10 973 руб.;

— для пенсионеров — 6721 руб.;

— для детей — 8382 руб.

За IV квартал 2012 года Постановлением Правительства Москвы от 19 февраля 2013 г. N 84-ПП установлена следующая величина прожиточного минимума в городе Москве:

— в расчете на душу населения — 9747 руб.;

— для трудоспособного населения — 10 998 руб.;

— для пенсионеров — 6752 руб.;

— для детей — 8424 руб.

3. В том случае, если в субъекте РФ не установлены величины прожиточных минимумов, то используются величины прожиточных минимумов, установленные Правительством РФ.

В настоящее время в Российской Федерации действует ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Прожиточным минимумом в этом Законе называется стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина — это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

— оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

— обоснования устанавливаемого на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

— формирования федерального бюджета;

— других установленных федеральным законом целей.

За IV квартал 2012 года Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2013 г. N 227 установлена следующая величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации:

— на душу населения — 6705 рублей;

— для трудоспособного населения — 7263 рубля;

— для пенсионеров — 5281 рубль;

— для детей — 6432 рубля.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code