Статья 6.7. Предоставление социальных услуг отдельным категориям граждан

Комментарий к статье 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

1. Статья 6.7 расширяет перечень лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг, предусмотренных ст. 6.2 комментируемого Закона, и перечисленных в ст. 6.1. В силу абз. 1 комментируемой статьи имеют право обратиться за предоставлением набора социальных услуг также следующие граждане:

— граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

— граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

— приравненные к ним категории граждан.

Ранее мы уже говорили о том, что порядок социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регламентирован Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В силу ст. 3 этого Закона гражданам Российской Федерации гарантируются:

— возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

— возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы;

— предоставление мер социальной поддержки.

При этом нужно учитывать, что при наличии у гражданина права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные указанным выше Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. Но одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.

Однако если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по указанному выше Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, то в таком случае возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, могут быть предоставлены по выбору гражданина:

— либо по Закону «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

— либо по иному нормативному правовому акту, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

В комментарии к ст. 6.1 упоминалось, что лица, претендующие на получение набора социальных услуг, должны иметь документ, подтверждающий отнесение их к категории лиц, перечисленных в упомянутой статье (удостоверение, справку и т.п.). В отношении граждан, перечисленных в комментируемой статье, действует аналогичное правило. Например, меры социальной поддержки предоставляются гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, при наличии у них удостоверения, порядок и условия оформления и выдачи которого определены Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 818 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска».

Порядок обеспечения мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, установлен ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигон». Порядок отнесения граждан к указанной категории лиц определен Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. N 634 «О Правилах отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». При наличии у гражданина, относящегося к данной категории, права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», по различным основаниям ему предоставляются меры социальной поддержки по всем имеющимся основаниям.

При этом одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину только по одному из оснований по его выбору в соответствии с указанным выше Законом и другими федеральными законами. Пострадавшим от радиации гражданам выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Добавим, что такие же удостоверения выдаются также гражданам, принимавшим в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах. Порядок выдачи удостоверений определен в Приказе МЧС России от 18 сентября 2009 г. N 540 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Действие комментируемой статьи распространяется в том числе и на граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Нами ранее отмечалось, что порядок социальной защиты таких граждан регламентирован ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча». В силу ст. 14 указанного Закона при наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных этим Законом, по различным основаниям ему гарантируется предоставление мер социальной поддержки по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину только по одному из оснований по его выбору. Таким гражданам выдаются удостоверения единого образца, которые с момента их предъявления гарантируют меры социальной поддержки. Приказом МЧС РФ от 24 апреля 2000 г. N 229 утверждено Положение о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

2. Согласно абз. 2 комментируемой статьи в отношении лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан Правительством РФ устанавливается:

— порядок обращения за предоставлением набора социальных услуг;

— плата за предоставление набора социальных услуг;

— порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам набора социальных услуг.

В связи с этим Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. N 862 были утверждены Правила обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг. Надо отметить, что эти Правила во многом сходны с правилами, содержащимися в Порядке предоставления набора социальных услуг.

В силу упомянутого документа заявление о предоставлении набора социальных услуг подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий гражданину ежемесячную денежную выплату, до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги). Датой обращения за предоставлением набора социальных услуг (социальной услуги) будет считаться дата подачи соответствующего заявления либо дата его отправления через организацию федеральной почтовой связи.

Заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года и действует с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления.

В том случае, если гражданин, проживающий в стационарном учреждении социального обслуживания, по определенным причинам не может самостоятельно обратиться с заявлением в территориальный орган, администрация указанного учреждения должна оказать ему содействие в подаче заявления. Граждане, осужденные к лишению свободы, а также подозреваемые и обвиняемые, заключенные под стражу, подают соответствующее заявление через администрацию исправительного учреждения, следственного изолятора.

Следует обратить внимание еще на некоторые важные нормативные правовые акты, определяющие меры социальной поддержки граждан, перечисленных в комментируемой статье.

Во-первых, это Постановление Правительства РФ от 3 марта 2007 г. N 136 «О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой». Данным Постановлением утверждены следующие документы:

— Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

— Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности);

— Правила сохранения среднего заработка на период обучения новым профессиям и трудоустройства гражданам, эвакуированным и переселенным (переселяемым), а также выехавшим в добровольном порядке на новое место жительства с территории отдельных зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

— Правила выплаты дополнительного пособия гражданам, постоянно проживающим на территории зоны радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и зарегистрированным в установленном порядке в качестве безработных;

— Правила выплаты пособия на погребение членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также умерших граждан из числа инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы;

— Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Во-вторых, это Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2004 г. N 882 «О мерах социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», которым утверждены Правила выплаты гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

3. О плате за предоставление социальных услуг лицами, перечисленными в комментируемой статье, говорится в Постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. N 864, в соответствии с которым эта плата равна сумме оплаты предоставления гражданину социальных услуг, указанной в ст. 6.5 комментируемого Закона. Однако плата не должна превышать размера ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой указанным гражданам в соответствии с соответствующими законами (в случае осуществления одной ежемесячной денежной выплаты):

— размер ежемесячной выплаты для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, определен в ст. 27.1 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

— размер ежемесячной денежной выплаты для граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен в ст. 4.1 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигон»;

— размер ежемесячной выплаты для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, определен в ст. 2 — 10 ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

4. Порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным в комментируемой статье лицам набора социальных услуг, определен в Постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. N 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан» (см. комментарий к ч. 3 ст. 6.5).

Заканчивая анализ данной статьи, отметим, что законодательством не предусмотрено право указанных в комментируемой статье лиц на внеочередное получение социальных услуг, перечисленных в ст. 6.2.

Приведем пример из судебной практики. Гражданину было отказано во внеочередном приобретении санаторно-курортной путевки. Он обратился в суд с заявлением об обязании ежегодно предоставлять ему путевку вне очереди в санаторно-курортное учреждение. В процессе судебных разбирательств суд указал на то, что ссылка истца на положения п. 9 ст. 14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которым гарантируется внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках, по мнению судебной коллегии, несостоятельна, поскольку указанная норма не регулирует предоставление санаторно-курортного лечения льготной категории граждан в соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи». Суды также указали на то, что законодательством не предусмотрено приоритетного либо внеочередного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. Также законодательством Российской Федерации не предусмотрено приоритетного либо внеочередного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в рамках Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В результате в удовлетворении требований истца было отказано (см. подробнее Определение Санкт-Петербургского городского суда от 9 сентября 2010 по делу N 33-12488).

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code