Статья 6.6. Взаимодействие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Комментарий к статье 6.6 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) может заключать с исполнительными органами субъектов РФ соглашения, предусмотренные комментируемой статьей.

В силу ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Первоначальная практика заключения соглашений несколько расходилась с конституционными положениями. Поскольку «по своему содержанию и назначению оно далеко выходило за рамки, установленные ст. 78 Конституции РФ. Следует не забывать о том, что ст. 11 Конституции РФ предусматривает лишь три правовые формы разграничения предметов ведения и полномочий — Конституция РФ, Федеративный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. Тем самым соглашением нельзя разграничивать ни предметы ведения, ни полномочия. Возможно, сложившаяся ситуация обусловливалась отсутствием законодательных основ, определявших механизм взаимодействия России с ее субъектами в части заключения подобного рода соглашений» <11>. И лишь в середине 1999 г. принимается Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (утратил силу), а в последующем — Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «положившие правовую основу в развитие договорных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами» <12>.

———————————

<11> Тихомирова Л.А. Роль соглашений в разграничительном процессе Российской Федерации и ее субъектов // Российская юстиция. 2010. N 7.

<12> Тихомирова Л.А. Указ. соч.

 

В настоящее время заключение соглашений осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 924 «О порядке заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий», которым утверждены Правила заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий. Этот документ определяет порядок заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий.

Подготовка проекта соглашения осуществляется федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, являющимися сторонами соглашения. Проект соглашения направляется стороной — инициатором заключения соглашения другой стороне соглашения. При этом срок согласования указанного проекта составляет 2 недели и может быть продлен по соглашению сторон на 1 месяц. Соглашение утверждается распоряжением Правительства РФ и вступает в силу с даты вступления в силу распоряжения Правительства РФ о его утверждении. Копия соглашения направляется федеральным органом исполнительной власти, являющимся стороной соглашения, в Министерство регионального развития Российской Федерации.

2. В комментируемой статье устанавливается, что Министерство здравоохранения Российской Федерации может заключать с исполнительными органами субъектов РФ соглашения о включении граждан, которые не указаны в ст. 6.1 комментируемого Закона в качестве получателей набора социальных услуг и проживают на территории соответствующего субъекта РФ, в число получателей набора социальных услуг. Напоминаем, что состав набора социальных услуг определен в ст. 6.2 комментируемого Закона.

Кроме того, Министерство здравоохранения Российской Федерации может заключать с исполнительными органами субъектов РФ соглашения об оказании за счет средств бюджета субъекта РФ дополнительных социальных услуг (мер социальной поддержки) гражданам из числа перечисленных в ст. 6.1 и 6.7 комментируемого Закона (см. комментарии к ст. 6.1, 6.7 Закона).

Таким образом, в результате соглашений между Министерством здравоохранения Российской Федерации и исполнительными органами субъектов РФ может быть:

— расширен перечень лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг, предусмотренных ст. 6.2 настоящего Закона;

— расширен перечень социальных услуг, предназначенных для лиц, указанных в ст. 6.1, 6.7 комментируемого Закона.

Можно выделить две основные категории лиц, получающих социальную помощь:

— федеральные льготники — льготы предоставляются в порядке, предусмотренном федеральным законодательством;

— региональные льготники — льготы устанавливаются нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code