Статья 6.4. Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи

Комментарий к статье 6.4 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

1. Комментируемая статья устанавливает особенности ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее по тексту — Федеральный регистр). Законодатель определяет следующие цели ведения Федерального регистра:

— обеспечение реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат;

— обеспечение реализации прав граждан на получение социальных услуг;

— обеспечение реализации прав граждан на получение социальных доплат к пенсии;

— обеспечение качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг.

По своей сути Федеральный регистр представляет собой базу данных, содержащую сведения о лицах, имеющих право на получение ряда социальных услуг. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16 ноября 2004 г. N 195 был утвержден Порядок ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Указанный нормативный правовой акт регулирует ведение Федерального регистра и определяет порядок, сроки и форму представления в него сведений.

2. Как отмечалось выше, Федеральный регистр содержит сведения о гражданах, которые имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты, набора социальных услуг или социальной пенсии. Перечень этих сведений перечислен в ч. 2 комментируемой статьи. Анализ указанной нормы права позволяет нам прийти к выводу о том, что в Федеральный регистр вносятся персональные сведения граждан. Порядок работы с персональными данными граждан регулируется ФЗ «О персональных данных».

Персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными, называется оператором персональных данных. Согласно ст. 13 ФЗ «О персональных данных» государственные органы, муниципальные органы создают в пределах своих полномочий, установленных в соответствии с федеральными законами, государственные или муниципальные информационные системы персональных данных. При этом федеральными законами могут быть установлены особенности учета персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных, в том числе использование различных способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в соответствующей государственной или муниципальной информационной системе персональных данных, конкретному субъекту персональных данных. В целях обеспечения реализации прав субъектов персональных данных в связи с обработкой их персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных может быть создан государственный регистр населения, правовой статус которого и порядок работы с которым устанавливаются федеральным законом.

Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая:

— сбор;

— запись;

— систематизацию;

— накопление;

— хранение;

— уточнение (обновление, изменение);

— извлечение;

— использование;

— передачу (распространение, предоставление, доступ);

— обезличивание;

— блокирование;

— удаление;

— уничтожение персональных данных.

Таким образом, по нашему мнению, орган, осуществляющий ведение Федерального регистра, будет являться оператором персональных данных.

Здесь надо обратить внимание на то, что комментируемая статья была изменена Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ. В связи с изменениями в комментируемой статье сведения, составляющие Федеральный регистр, стали официально называться персональными данными.

В силу ч. 2 комментируемой статьи Федеральный регистр содержит следующие сведения о гражданах:

— страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

— фамилия, имя, отчество, а также фамилия, которая была у лица при рождении;

— дата рождения;

— пол;

— адрес места жительства;

— серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

— дата включения в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;

— категория, к которой относится гражданин;

— реквизиты документа, подтверждающего отнесение гражданина к соответствующей категории;

— иные сведения, которые могут быть определены Правительством РФ.

Проанализируем суть некоторых сведений, входящих в указанный выше перечень.

Страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования. Этот номер является частью индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Обязательное пенсионное страхование — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Страховой номер содержит контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.

Адрес места жительства. К сведениям о месте жительства гражданина можно отнести данные о:

— субъекте РФ;

— районе;

— городе;

— ином населенном пункте;

— улице;

— номере дома, квартиры.

Эти данные заносятся в Федеральный регистр на основании данных о регистрации гражданина по месту жительства. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713.

Данные паспорта или удостоверения личности. Напоминаем, что документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации, необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

— паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории РФ;

— паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина РФ, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина РФ;

— свидетельство о рождении — для лиц, не достигших 14-летнего возраста;

— паспорт, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами Российской Федерации, — для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

При этом паспорт гражданина РФ обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ.

Категория, к которой относится гражданин. В данном случае имеются в виду категории граждан, имеющие право на ежемесячные денежные выплаты, социальные услуги и социальные доплаты к пенсиям, указанные в ст. 6.1, 6.7, 12.1 комментируемого Закона.

Реквизиты документа, подтверждающего отнесение гражданина к соответствующей категории. В комментарии к ст. 6.1 нами указывалось, что для получения социальных услуг граждане представляют в уполномоченный орган документ, подтверждающий их отнесение к соответствующей категории граждан. Это может быть удостоверение ветерана или участника войны, справка об инвалидности, другие документы о праве на льготы (подробнее см. в комментариях к ст. 6.1, 6.7, 12.1).

3. В силу ч. 3 комментируемой статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации), утверждается:

— орган, осуществляющий ведение Федерального регистра;

— порядок ведения Федерального регистра.

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России). Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:

— демографии;

— труда;

— уровня жизни и доходов;

— оплаты труда;

— пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение;

— социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования);

— условий и охраны труда;

— социального партнерства и трудовых отношений;

— занятости населения и безработицы;

— трудовой миграции;

— альтернативной гражданской службы;

— государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда);

— социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций;

— опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;

— социального обслуживания населения;

— оказания протезно-ортопедической помощи;

— реабилитации инвалидов;

— проведения медико-социальной экспертизы;

— по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

Минтруда России осуществляет:

— координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости;

— руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий;

— координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Минтруда России самостоятельно принимает нормативные правовые акты. Перечислим некоторые из них, имеющие отношение к социальной защите и обслуживанию населения:

— порядок финансирования мероприятий по социальной поддержке безработных граждан;

— нормативы доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, целевые прогнозные показатели в области содействия занятости населения и осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

— формы отчетности, требования к содержанию отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

— форма акта медико-социальной экспертизы гражданина и порядок его составления;

— примерный перечень и нормы выдачи специальной одежды, обуви и инвентаря социальным работникам государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания;

— формы документов, связанных с проведением медико-социальной экспертизы, в том числе протокола, а также справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

— форма примерного договора о стационарном обслуживании, заключаемого между учреждениями социального обслуживания, предоставляющими платные социальные услуги, и гражданами пожилого возраста и инвалидами или их законными представителями;

— классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

— порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы;

— порядок осуществления научно-методического обеспечения социальных служб;

— примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

— правила ведения федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки;

— правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты;

— порядок установления правил преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, в денежный эквивалент;

— порядок обмена информацией в электронной форме и (или) на бумажном носителе в целях установления социальных доплат к пенсии;

— условия и порядок проведения Всероссийского конкурса на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания»;

— порядок выплаты денежного поощрения призерам конкурса «Лучший работник учреждения социального обслуживания»;

— порядок составления и представления сведений по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;

— порядок составления и представления сведений о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан;

— форма отчета о расходах бюджетов субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату региональных социальных доплат к пенсии;

— порядок обеспечения финансирования расходов на выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией;

— перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией (по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации);

— порядок ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;

— порядок предоставления гражданам социальных услуг;

— порядок предоставления отчетных данных о расходах бюджетов субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

— форма соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, заявки на перечисление указанной субсидии и отчета об эффективности использования субсидии, а также о достижении значения показателя результативности предоставления этой субсидии;

— формы заявки на получение иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение расходов бюджета субъекта РФ по выплате единовременного денежного поощрения родителям (усыновителям), награжденным орденом «Родительская слава», и отчета об осуществлении расходов бюджета субъекта РФ на выплату указанного единовременного денежного поощрения, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета (по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации).

Часть 3 комментируемой статьи была изменена ФЗ от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ, о котором мы уже говорили выше. Ранее правом утверждения органа, осуществляющего ведение Федерального регистра, и порядка его ведения обладал орган, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (сейчас это Министерство здравоохранения Российской Федерации, ранее было Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации).

В связи с этим Минздравсоцразвития РФ издало Приказ от 30 сентября 2004 г. N 143 «Об органе, осуществляющем ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи». Согласно этому Приказу органом, осуществляющим ведение Федерального регистра, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Сведения о территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации содержатся в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 21 декабря 2011 г. N 1596н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по бесплатному информированию плательщиков страховых взносов о законодательстве Российской Федерации о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях Пенсионного фонда Российской Федерации, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и их должностных лиц, а также предоставлению форм расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснению порядка их заполнения».

Как уже отмечалось выше, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16 ноября 2004 г. N 195 был утвержден Порядок ведения Федерального регистра.

Представляется необходимым заострить внимание на еще одном важном документе. Это Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20 декабря 2004 г. N 317 «Об утверждении Порядка ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи». Указанный документ регулирует процедуру формирования и ведения специального сегмента Федерального регистра в отношении граждан, проходящих военную или приравненную к ней службу в федеральных органах исполнительной власти (далее по тексту — граждане специальной категории). В перечень таких органов входят:

— Министерство внутренних дел Российской Федерации;

— Министерство обороны Российской Федерации;

— Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

— Федеральная служба охраны Российской Федерации;

— Служба внешней разведки Российской Федерации;

— Федеральная служба исполнения наказаний;

— Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Исключение здесь составляют участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Формирование, ведение и обеспечение достоверности сегмента регистра, содержащего сведения, предусмотренные Порядком ведения Федерального регистра, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба.

Граждане специальной категории по вопросам предоставления им государственной социальной помощи обращаются в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба. Исключение составляют граждане, проходящие военную или приравненную к ней службу в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Эти граждане могут самостоятельно обращаться в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации. В этом случае информация о названных гражданах, проходящих военную или приравненную к ней службу в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, не включается в сегмент регистра.

Заметим, что каждый федеральный орган исполнительной власти, в котором законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба, формирует и ведет свою (отраслевую) часть сегмента регистра в соответствии с порядком, определяемым этим органом.

4. Частью 4 комментируемой статьи законодатель обязывает органы исполнительной власти субъектов РФ передавать в Пенсионный фонд Российской Федерации персональные данные лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, необходимые для ведения Федерального регистра. Указанные данные передаются на основании соглашений о проведении совместных мероприятий по обмену информацией. Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов РФ проводят работу по обмену информацией, содержащейся в базах данных, необходимой для формирования и ведения регистра в отношении граждан, в сроки, установленные соглашением, а также обеспечивают конфиденциальность передаваемой информации. Кроме того, упомянутые нами органы:

— проводят сверку информации, поступившей от органов исполнительной власти субъектов РФ, с базой данных Пенсионного фонда Российской Федерации;

— при выявлении расхождений в информации осуществляют ее проверку, необходимую корректировку и проводят повторную сверку информации;

— после окончания работ по сверке информации (включая изменения в случае необходимости баз данных) составляют акт приема-передачи.

Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации после окончания работ по сверке информации, поступившей от органов исполнительной власти субъектов РФ, с базой данных Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют формирование регистра в отношении граждан на уровне субъекта РФ и направляют данные регионального сегмента регистра в Пенсионный фонд Российской Федерации. После сверки информации, поступившей от органов исполнительной власти субъектов РФ, с базой данных Пенсионного фонда Российской Федерации территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации в городах (районах) уточняют информацию о гражданах, содержащуюся в регистре, заносят сведения о суммах установленной ежемесячной денежной выплаты и направляют уточненные сведения в отделения Пенсионного фонда Российской Федерации. Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации на основании полученной от территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в городах (районах) информации о гражданах направляют уточненные данные регионального сегмента регистра в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Также важно знать, что территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации в городах (районах) осуществляют следующие действия:

— осуществляют по месту жительства граждан учет их права на получение социальных услуг с даты установления гражданам ежемесячной денежной выплаты и на получение федеральной социальной доплаты к пенсии с даты установления федеральной социальной доплаты к пенсии;

— в случае установления (прекращения) ежемесячной денежной выплаты, приобретения (утраты) гражданином права на получение социальных услуг либо изменения сведений о гражданах, содержащихся в регистре, в течение 5 дней направляют соответствующую информацию в отделения Пенсионного фонда Российской Федерации;

— в случае отказа граждан от получения социальных услуг либо возобновления предоставления социальных услуг ежегодно в срок до 31 октября направляют соответствующую информацию в отделения Пенсионного фонда Российской Федерации;

— в случае установления (прекращения) федеральной социальной доплаты к пенсии либо изменения сведений о гражданах, которым установлена федеральная социальная доплата к пенсии, содержащихся в регистре, в течение 3 рабочих дней с даты установления (прекращения), направляют в отделения Пенсионного фонда Российской Федерации информацию о гражданине в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи, о размере установленной федеральной социальной доплаты к пенсии, а также информацию об общей сумме материального обеспечения.

Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют следующие действия:

— после получения информации от территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в городах (районах) вносят ее в региональный сегмент регистра;

— после получения информации от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ об установлении (изменении, прекращении) региональной социальной доплаты к пенсии вносят ее в региональный сегмент регистра;

— после получения информации от территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в городах (районах) о приобретении права граждан на получение социальных услуг в течение 10 дней направляют ее в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;

— в срок до 10 числа каждого месяца осуществляют передачу информации регионального сегмента регистра (или вносимых в него изменений) в Пенсионный фонд Российской Федерации, а информации регионального сегмента регистра (или вносимых в него изменений) о гражданах, имеющих право на получение социальных услуг, в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;

— ежегодно, в срок до 10 ноября, в составе регионального сегмента регистра направляют в Фонд социального страхования Российской Федерации и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ сведения о праве граждан на получение набора социальных услуг на следующий год;

— в срок до 10 числа каждого месяца осуществляют передачу информации регионального сегмента регистра (или вносимых в него изменений) о гражданах, которым установлена федеральная социальная доплата к пенсии, в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.

5. Информационное взаимодействие Пенсионного фонда Российской Федерации с Фондом социального страхования Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в части обмена информацией о гражданах, имеющих право на получение социальных услуг, осуществляется в соответствии с заключенными между ними соглашениями.

В силу ч. 5 комментируемой статьи персональные данные лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, содержащиеся в Федеральном регистре, предоставляются органам исполнительной власти субъектов РФ безвозмездно. Выше мы уже говорили о том, что комментируемая статья была изменена ФЗ от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ. Таким образом, законодатель подтвердил, что сведения, составляющие Федеральный регистр, являются персональными данными, а значит, должны охраняться в порядке, предусмотренном ФЗ «О персональных данных». То есть органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны соблюдать конфиденциальность полученных персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при обработке.

Конфиденциальность здесь подразумевает обязанность операторов и иных лиц, получивших доступ к персональным данным, не раскрывать их третьим лицам и не распространять без согласия субъекта данных. Исключения из этого правила могут предусматриваться федеральным законом. Согласно ч. 4, 5 комментируемой статьи с целью ведения Федерального регистра осуществляется передача сведений, являющихся персональными данными, между органами исполнительной власти субъектов РФ и Пенсионным фондом Российской Федерации.

Согласно ст. 19 ФЗ «О персональных данных» оператор персональных данных при обработке персональных данных обязан принимать необходимые меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от:

— неправомерного или случайного доступа к ним;

— уничтожения;

— изменения;

— блокирования;

— копирования;

— предоставления;

— распространения;

— иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

— определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;

— применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством РФ уровни защищенности персональных данных;

— применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;

— оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;

— учетом машинных носителей персональных данных;

— обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;

— восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;

— установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;

— контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code