Статья 6.3. Предоставление социальных услуг

Комментарий к статье 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

1. В ч. 1 комментируемой статьи определено место, где осуществляется учет права гражданина на получение социальных услуг, а также дата установления ему ежемесячной денежной выплаты.

Учет осуществляется по месту жительства гражданина. Местом жительства может считаться жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а именно:

— жилой дом;

— квартира;

— служебное жилое помещение;

— специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие);

— иные помещения.

Учет права гражданина на получение социальных услуг осуществляется с даты установления ему ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты. Указанный документ:

— регулирует процедуру обращения за ежемесячной денежной выплатой отдельных категорий граждан;

— регулирует процедуру рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений;

— определяет перечень документов, рассматриваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой;

— определяет правила установления, начисления и организации доставки ежемесячной денежной выплаты.

Ежемесячная денежная выплата назначается отдельным категориям граждан по основаниям, определенным следующими нормативными правовыми актами:

— ФЗ «О ветеранах»;

— ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

— Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

— ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

— Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ;

— Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».

Следует обратить внимание на то, что гражданину, имеющему одновременно право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную несколькими федеральными законами независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по выбору гражданина. Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, предусмотренным в одном федеральном законе, ежемесячная денежная выплата устанавливается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по одному из них, предусматривающему более высокий размер.

Для назначения и получения ежемесячной денежной выплаты гражданам необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, расположенный:

— по месту жительства гражданина;

— по месту пребывания в случае, если он не имеет подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации;

— по месту фактического проживания гражданина, если он не имеет подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания;

— по месту нахождения исправительного учреждения, в котором гражданин отбывает наказание, если он осужден к лишению свободы;

— по месту нахождения в стационарном учреждении социального обслуживания, если гражданин проживает в этом учреждении;

— по месту нахождения выплатного дела, если гражданин уже получает пенсию в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.

Что касается несовершеннолетних или недееспособных граждан, то заявление подается по месту жительства их родителей (усыновителей, опекунов, попечителей). При этом если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок. Если законным представителем несовершеннолетнего или недееспособного лица является соответствующее учреждение, в котором несовершеннолетнее или недееспособное лицо пребывает, заявление указанного лица подается администрацией данного учреждения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения. Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе обратиться за установлением ежемесячной денежной выплаты самостоятельно.

Обращаем внимание, что перечень документов, рассматриваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой, содержится в приложении N 3 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты. В приложении N 2 этого документа содержится образец заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты.

Ежемесячная денежная выплата назначается на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с законодательством Российской Федерации и начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения набора социальных услуг или о возобновлении предоставления набора социальных услуг.

Например, ежемесячная денежная выплата инвалидам устанавливается в следующем размере:

— инвалидам I группы — 2162 рублей;

— инвалидам II группы, детям-инвалидам — 1544 рублей;

— инвалидам III группы — 1236 рублей.

Федеральный закон «О ветеранах» определяет размер ежемесячных денежных выплат в ч. 4 ст. 23.1. В Законе «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размер денежных выплат устанавливается в ст. 27.1. Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеют право на ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст. 4.1 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». В ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» размер ежемесячной денежной выплаты определен в ст. 8, 9.

При этом часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии со ст. 6.2 комментируемого Закона. Обусловливая возникновение у гражданина права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг установлением ему ежемесячной денежной выплаты и одновременно предусматривая оплату таких услуг посредством удержания части ежемесячной денежной выплаты, законодатель предоставил гражданину право выбора — получать набор социальных услуг или отказаться от его предоставления (полностью или в части) и воспользоваться правом на получение ежемесячной денежной выплаты.

Ежемесячная денежная выплата прекращается по следующим основаниям:

— с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть получателя либо вступило в силу решение об объявлении его умершим или решение о признании его безвестно отсутствующим;

— с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на ежемесячную денежную выплату.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает период предоставления гражданам социальных услуг. Этим периодом является календарный год. То есть если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, то периодом предоставления ему социальных услуг будет являться период с даты приобретения права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. А если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг, то периодом предоставления ему социальных услуг будет являться период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.

Например, право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение сохраняется лишь до конца текущего года и в пределах квоты, выделенной на этот год. Однако суды иногда приходят к другим выводам.

Пример. Ветеран боевых действий обратился в орган социального страхования с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение в ноябре 2009 года, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении. Однако санаторно-курортное лечение ему в 2010 году предоставлено не было из-за значительного числа граждан, имеющих право на данный вид льгот, и недостаточности финансовых средств на указанные цели. В защиту интересов ветерана прокурор обратился в суд с заявлением о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 календарный год в срок до 1 июня 2011 года. Суд пришел к выводу о том, что ветеран боевых действий, своевременно обратившийся в установленном порядке в орган социального страхования с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, не может быть лишен права на получение указанной социальной льготы, и удовлетворил требования прокурора. Но в дальнейшем кассационным определением решение суда первой инстанции было отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований отказано. При этом судебная коллегия указала на то, что своим правом ветеран мог воспользоваться только до 31 декабря 2010 года, на 2011 год право получателей социальных льгот не переходит. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила определение суда кассационной инстанции, оставив в силе решение районного суда. При этом был сделан вывод о том, что гражданину не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг (см. подробнее Определение Верховного Суда РФ от 4 мая 2012 г. N 84-ВПР12-1).

3. Части 3, 4 комментируемой статьи устанавливают порядок отказа граждан от социальных услуг, предусмотренных комментируемым Законом.

Итак, гражданин, имеющий право на получение социальных услуг обладает правом отказаться от получения услуг в пользу денежной компенсации. Такие ситуации встречаются в жизни довольно часто, поскольку многих граждан не устраивает качество оказываемых социальных услуг (нет необходимых бесплатных лекарств в аптеке, не вовремя предоставляется путевка и т.п.). Граждане могут воспользоваться следующими правами:

— отказаться от получения набора социальных услуг полностью;

— отказаться от получения одной из социальных услуг, предусмотренных ст. 6.2 комментируемого Закона;

— отказаться от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных ст. 6.2 комментируемого Закона.

В силу Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается гражданином в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в срок до 1 октября текущего года. Заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления, и действует по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) или об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) соответственно.

Таким образом, граждане, имеющие право на получение социальных услуг, имеют право выбора: получать социальные услуги в натуральной форме или в денежном эквиваленте. При этом законодательство предусматривает замену набора социальных услуг деньгами как полностью, так и частично. На оплату предоставления гражданину набора социальных услуг с 1 апреля 2012 года направлялось 795 рублей 88 копеек в месяц, в том числе:

— обеспечение необходимыми медикаментами — 613 рублей;

— предоставление путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний — 94 рубля 83 копейки;

— бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно — 88 рублей 5 копеек.

С 1 апреля 2013 размер указанных выше сумм повысился с учетом индексации.

Гражданам, планирующим отказаться от получения социальных услуг, необходимо знать следующее:

— если гражданин, получающий набор социальных услуг (социальную услугу), до 1 октября текущего года подал заявление об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги), то с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги), сумма ежемесячной денежной выплаты выплачивается без вычета стоимости набора социальных услуг (социальные услуги);

— если гражданин до 1 октября текущего года не подал заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или подал заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги), то с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), сумма ежемесячной денежной выплаты выплачивается за вычетом стоимости набора социальных услуг (социальные услуги).

Заострим внимание на важном моменте. По нашему мнению, в случае отказа гражданина от получения лекарственных препаратов в рамках набора социальных услуг, предусмотренных комментируемым Законом, он не лишается права получать лекарственные средства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890.

Форма заявления об отказе от получения набора социальных услуг находится на сайте Пенсионного фонда России по адресу: URL: http://www.pfrf.ru/index.php?chapter_id=553&data_id=7423&do=view_single, а также в письме ПФ РФ от 25 октября 2011 г. N ЛЧ-28-25/12290 «О направлении примерных форм заявлений НСУ».

Заявление может быть подано несколькими способами:

— непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

— в форме электронного документа на Едином портале государственных и муниципальных услуг по адресу в сети Интернет: URL: http://www.gosuslugi.ru/;

— иным способом (например, по почте).

Некоторыми федеральными законами устанавливались особенности подачи заявлений об отказе в получении социальных услуг. Так, например, Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 345-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» установил, что гражданин, подавший заявление до 1 октября 2010 года об отказе от получения социальных услуг либо о возобновлении получения социальных услуг в виде обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, может подать заявление до 1 апреля 2011 года о возобновлении предоставления одной или двух одновременно социальных услуг указанной выше и предусматривающей предоставление санаторно-курортного лечения) или заявление об отказе от получения одной или двух одновременно указанных выше социальных услуг. Поданное заявление действует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем его подачи. Кроме того, Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан» устанавливал, что поданное на 2009 год заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) действует в период с 1 января 2009 года и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

4. Срок подачи заявления об отказе в получении социальных услуг: до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

Срок подачи заявления о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги): до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления. Данное заявление подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации теми же способами, что и заявление об отказе в предоставлении социальных услуг (см. комментарий выше).

Напоминаем, что порядок оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов утвержден Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2011 г. N 553.

Если анализируемые нами выше заявления направляются с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, то в силу ч. 4 комментируемой статьи установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются:

— нотариусом или в порядке, установленном ч. 3 ст. 185 ГК РФ;

— органом (организацией), с которым у Пенсионного фонда Российской Федерации заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей;

— при подаче заявления через единый портал государственных и муниципальных услуг или при использовании электронной подписи.

Как следует из ст. 185 ГК РФ, к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

— доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;

— доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

— доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;

— доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Типовая форма соглашения о взаимном удостоверении подписей при приеме заявлений об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги) и заявлений о возобновлении предоставления социальных услуг утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2005 г. N 109.

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулируются ФЗ «Об электронной подписи». Под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

5. В силу ч. 5 комментируемой статьи Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. N 328 был утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан. Этот документ подробно анализировался нами в комментариях к статьям Закона.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code