Статья 6.2. Набор социальных услуг

Комментарий к статье 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

1. В статье содержится перечень услуг, который предоставляется в соответствии с комментируемым Законом категориям граждан, перечисленным в ст. 6.1 Закона (см. ст. 6.1 и комментарий к ней). Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. N 328.

Итак, граждане, имеющие право на получение набора социальных услуг, согласно ст. 6.1 комментируемого Закона должны обеспечиваться в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера):

— необходимыми лекарственными препаратами;

— изделиями медицинского назначения;

— специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

С 1 января 2013 года в соответствии со ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, которая в настоящее время утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27 декабря 2011 г. N 1664н, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

— медицинских услуг;

— зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;

— медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;

— компонентов крови;

— видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

— иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Напомним, что 1 января 2008 г. органам государственной власти субъектов РФ были переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг:

— организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

— заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов;

— организация обеспечения населения лекарственными препаратами, закупленными по государственным контрактам.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» утверждены Инструкция о назначении лекарственных препаратов, а также Инструкция о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных.

Согласно указанным выше документам при оказании амбулаторной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в случаях типичного течения болезни назначение лекарственных препаратов осуществляется исходя из тяжести и характера заболевания, согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи и в соответствии с Перечнем лекарственных препаратов, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 «Об утверждении Перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг».

Лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи назначаются непосредственно лечащим врачом, врачом общей практики (семейным врачом), фельдшером исходя из тяжести и характера. Самостоятельно лечащим врачом или врачом-специалистом лечебно-профилактического учреждения выписываются рецепты на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Рецепты на лекарственные препараты (за исключением подлежащих предметно-количественному учету), выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-04 (л) и формы N 148-1/у-06 (л), действительны в течение 1 месяца со дня выписки, а в случае выписки таких рецептов указанным выше категориям граждан, достигшим пенсионного возраста, срок действия рецепта составляет 3 месяца со дня выписки. Для лечения затяжных и хронических заболеваний гражданам пенсионного возраста могут выписываться рецепты на лекарственные препараты на курс лечения до 3-х месяцев.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110 также утверждена Инструкция о порядке назначения и выписывания изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов. В силу положений этой Инструкции изделия медицинского назначения назначаются и выписываются врачами (фельдшерами) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов назначаются врачами медицинских организаций, оказывающих медико-генетическую помощь, и выписываются врачами медицинских организаций, оказывающих медико-генетическую помощь, или врачами-специалистами (в случае их отсутствия лечащим врачом) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

Заметим, что рецепты выписываются на изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, которые включены в Перечень, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 9 января 2007 г. N 1 «Об утверждении Перечня изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи». В перечень изделий медицинского назначения в настоящее время включены:

— иглы инсулиновые;

— тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови;

— шприц-ручка.

В перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов включены:

— специализированные продукты лечебного питания, без фенилаланина, для детей-инвалидов, страдающих фенилкетонурией, согласно возрастным нормам;

— специализированные продукты лечебного питания, без лактозы и галактозы, для детей-инвалидов, страдающих галактоземией, согласно возрастным нормам;

— специализированные продукты лечебного питания, без глютена, для детей-инвалидов, страдающих целиакией, согласно возрастным нормам.

Директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования были утверждены Методические рекомендации по обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан при обязательном медицинском страховании от 30 декабря 2004 г. N 4742/40. Этот документ регулирует отношения при оказании гражданам государственной социальной помощи в виде дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера) при обязательном медицинском страховании. На основании этого документа составим алгоритм взаимодействия участников процесса по обеспечению граждан в соответствии с комментируемым Законом лекарственными препаратами.

Как следует из смысла ст. 4.1 комментируемого Закона, обеспечение лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с фармацевтическими организациями. Финансирование расходов осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Перечисление средств на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами производится со счета Министерства финансов Российской Федерации, открытого в установленном порядке в Федеральном казначействе, централизованно платежными поручениями на отдельный счет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, открытый в установленном порядке в учреждении Центрального банка Российской Федерации на балансовом счете по учету средств ФОМС.

Далее Федеральный фонд обязательного медицинского страхования перечисляет средства в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования платежными поручениями на отдельные счета территориальных фондов обязательного медицинского страхования, открытые им в учреждениях Центрального банка Российской Федерации на балансовом счете по учету средств территориальных фондов.

Отношения между медицинским учреждением и страховой медицинской организацией регулируются Договором на предоставление медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования с обеспечением необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан. В соответствии с договором медицинское учреждение назначает необходимое лекарственное средство согласно Перечню лекарственных средств, выписывает рецепты. При этом страховая медицинская организация передает в медицинское учреждение сведения о гражданах, имеющих право на получение социальных услуг, содержащиеся в федеральном регистре, и контролирует соответствие лечения стандартам медицинской помощи, номенклатуры лекарственных средств Перечню лекарственных средств, а также осуществляет контроль за обеспечением необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан.

Гражданин, имеющий право на получение необходимых лекарственных средств в соответствии с комментируемой статьей, при обращении в медицинское учреждение за получением рецепта должен предъявить следующие документы:

— документ, удостоверяющий личность;

— документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг (удостоверение участника Великой Отечественной войны, справку медико-социальной экспертизы для инвалидов и т.д. — см. комментарий к ст. 6.1);

— страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования (при наличии данного документа у гражданина).

Медицинское учреждение производит выписку рецептов лекарственных средств на рецептурных бланках установленного образца в рамках Перечня лекарственных средств.

В том случае, если в аптеке временно отсутствуют лекарственные средства, необходимые гражданину, то аптечное учреждение обязано:

— сообщить об этом гражданину и в фармацевтическую организацию, которая, в свою очередь, сообщает о данном факте в страховую медицинскую организацию;

— организовать в течение 10 рабочих дней с даты обращения гражданина его отсроченное обслуживание или осуществить отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.

Ранее мы уже говорили о том, что порядок предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов установлен также главой II Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан. В силу этого документа граждане обращаются:

— за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения — в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь;

— за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов — в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь.

В регистратуре лечебно-профилактического учреждения, оказывающего первичную медико-санитарную помощь, или лечебно-профилактического учреждения, оказывающего медико-генетическую помощь, на гражданина заводится Медицинская карта амбулаторного больного или История развития ребенка с маркировкой литерой «Л» и указанием страхового номера индивидуального лицевого счета.

Напомним, что граждане, чьи права были нарушены (например, необоснованно отказано в выписке рецепта, отказано в выдаче аптечным учреждением лекарственного средств), вправе обратиться с жалобой на действия, нарушающие их права, в страховую медицинскую организацию либо непосредственно в суд.

 

Примерный образец искового заявления в суд

 

В ________________________ районный суд

Истец: ________________________________

Ответчик: _____________________________

 

Исковое заявление

об обязании выдать льготный рецепт ребенку-инвалиду

 

Мой ребенок _______________________ (Ф.И.О., год рождения) имеет статус ребенка-инвалида с _____ года. Я обратилась к врачу ___________________________________________ (Ф.И.О. врача, название медицинского учреждения) с просьбой выдать рецепт на получение лекарства __________________ (название лекарства) бесплатно, но получила отказ.

Считаю, что таким образом были нарушены права моего ребенка-инвалида, поскольку согласно ст. 13 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Постановлению Правительства от 30 июля 1994 г. N 890 детям-инвалидам лекарства предоставляются бесплатно по рецептам врачей. Согласно ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» мой ребенок является получателем набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 13 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 1999 г. N 393, в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», Приказом Минздравсоцразвития России от 18 сентября 2006 г. N 665,

 

ПРОШУ:

 

Обязать медицинское учреждение (название медицинского учреждения) ____________________________________________ выписать моему ребенку льготный рецепт на приобретение лекарства ___________________________ (название лекарства).

Приложение:

— копия жалобы;

— копия справки об инвалидности ребенка;

— копия свидетельства о рождении ребенка;

— выписка из истории болезни ребенка;

— копия медицинской карточки ребенка;

 

Дата

Подпись законного представителя ребенка

 

Взаимоотношения между фармацевтической организацией и страховой медицинской организацией строятся на основе договора на обеспечение необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан при обязательном медицинском страховании, в соответствии с которым фармацевтическая организация обеспечивает отпуск гражданам необходимых лекарственных средств бесплатно при предъявлении рецепта, оформленного в соответствии с установленными требованиями, а страховая медицинская организация обязуется возместить расходы фармацевтической организации в размере стоимости отпущенных лекарственных средств. В ряде случаев страховая медицинская организация имеет право не возмещать фармацевтическим организациям оплату расходов по предоставлению лекарственных средств. Перечислим эти случаи:

— если лекарственные средства предоставлялись лицам, не включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на государственную социальную помощь;

— если лекарственные препараты не входят в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи;

— если рецепты на лекарственные препараты были оформлены с нарушением установленного порядка;

— если лекарственные препараты выдавались по рецептам с истекшим сроком действия или имеющим дату выписки, которая предшествует дате начала действия договора, заключенного между страховой медицинской и фармацевтической организациями;

— если лекарственные препараты выдавались по рецепту неустановленного образца.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования на основе сегмента федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, формируют регистры граждан, имеющих право на дополнительную бесплатную медицинскую помощь, предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами, и передают их в страховые медицинские организации. А страховые медицинские организации, в свою очередь, передают полученные регистры граждан в медицинские учреждения.

К сожалению, граждане, имеющие право на получение бесплатных лекарств в соответствии с комментируемым Законом, нередко сталкиваются с отсутствием необходимых лекарств в аптеках и бывают вынуждены приобретать лекарства на собственные деньги. Есть ли выход в данной ситуации? Конечно. За защитой своих прав граждане вправе обратиться в суд или прокуратуру (если гражданин не в состоянии самостоятельно защищать свои права).

Надо заметить, что в последние годы органы прокуратуры часто встают на защиту детей-инвалидов, для которых родители не могут приобрести необходимые лекарственные препараты по рецептам врачей. Примеры этого можно встретить во многих регионах Российской Федерации. Рассмотрим некоторые из них.

Пример 1. Прокуратура г. Костромы по обращению местной жительницы провела проверку соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов. Установлено, что малолетняя девочка, 2010 г.р., является ребенком-инвалидом в связи с имеющимся у нее заболеванием — цирроз печени и по медицинским показаниям специалистов ФГУ «Российская детская клиническая больница» нуждается в постоянном приеме следующих лекарственных средств: урсофальк (урсосан), сумамед, АЦЦ, одестон, креон, силимарин, эссенциале форте Н, хофитол, фосфоглив, натрия фторид, нормофлорины L и B или биовестин, вобэнзим, омез, кудесан, элькар, магне B6. Согласно ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды в соответствии с медицинскими стандартами имеют право на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами по рецептам врача. Как показала проверка, девочка из положенных ей лекарств получает только два и то не в полном объеме. В итоге жизнь ребенка находится под угрозой. Прокурор обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с иском к Департаменту здравоохранения Костромской области и потребовал обязать чиновников обеспечить бесплатное лечение ребенка в соответствии с заключением врачей. Суд полностью удовлетворил требования прокурора <8>.

———————————

<8> URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-80332/.

 

Пример 2. Прокуратура г. Калуги провела проверку по обращению 64-летнего жителя областного центра, являющегося инвалидом 2 группы, о нарушении его прав на обеспечение лекарственными средствами. Установлено, что мужчина пользуется правом на льготное обеспечение необходимыми лекарствами. В связи с имеющимся заболеванием бронхиальной астмой тяжелой степени 24 сентября т.г. врач выписал ему рецепт на получение льготного лекарственного препарата. Рецепт в тот же день был предоставлен в аптечный пункт Государственного предприятия «Калугафармация» для обеспечения лекарственным препаратом. Однако выяснилось, что лекарство с требуемой дозировкой в аптечном пункте отсутствует. Учитывая медицинские показания, замена лекарственного препарата, выписанного врачом, на препарат с меньшей дозировкой инвалиду противопоказана. В результате нарушения установленных требований закона по необеспечению инвалида жизненно необходимыми лекарственными средствами его жизнь и здоровье были поставлены под угрозу. По результатам проверки прокурор города Калуги направил в суд исковое заявление об обязании Министерства здравоохранения Калужской области обеспечить гражданина — инвалида 2 группы лекарственным препаратом. Исковые требования прокурора судом удовлетворены в полном объеме. Исполнение решения суда находится на контроле прокуратуры города Калуги <9>.

———————————

<9> URL: http://prokuror.kaluga.ru/news/3796/.

 

Здесь хотелось бы подробнее остановиться на следующем важном моменте.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», на основании которого отдельные группы населения получают лекарственное обеспечение бесплатно либо со скидкой в порядке, установленном субъектами Российской Федерации. Этим Постановлением утверждены:

— Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно;

— Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

При этом органам исполнительной власти субъектов РФ в силу указанного Постановления поручено обеспечивать своевременную оплату лекарственных средств, отпускаемых населению в установленном порядке. То есть финансирование расходов по оплате лекарственных средств группам населения, указанным в соответствующем Перечне, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 94 г. N 890, осуществляется за счет средств субъекта РФ и иных источников, привлекаемых им на эти цели. Из изложенного следует, что при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта РФ, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям. Такой вывод содержится в письме Минздравсоцразвития РФ от 3 февраля 2006 г. N 489-ВС «Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой». О том, как обеспечиваются лекарственными препаратами лица, отказавшиеся от получения набора социальных услуг, см. комментарий к ст. 6.3 Закона.

В судебной практике имеются прецеденты того, как истцы добивались в судебном порядке обеспечения детей-инвалидов льготными препаратами, не входящими ни в один из утвержденных в установленном законом порядке перечень лекарственных препаратов. Суды приходили к выводу о том, что обеспечение ребенка-инвалида необходимыми лекарственными средствами должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта РФ и не может ставиться в зависимость от наличия либо отсутствия лекарственного препарата в каком-либо перечне лекарственных средств.

Так, например, в Сыктывкарском городском суде Республики Коми было рассмотрено дело об отказе в обеспечении больного необходимым лекарственным препаратом. По итогам рассмотрения суд обязал Минздрав Республики организовать пожизненное обеспечение лекарственным препаратом «Альдуразим» ребенка, больного редким генетическим заболеванием — мукополисахаридозом 1 типа. Стоимость курса указанного препарата составляет 9 млн. руб. в год. Иск был подан прокурором в связи с результатами проведенной проверки. В ходе ее было установлено, что 4-летнему жителю г. Сыктывкара было показано проведение терапии препаратом «Альдуразим», но по месту жительства родителям ребенка отказались выписать рецепт на бесплатное предоставление лекарства. Врачи обосновали отказ тем, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление указанного препарата за счет средств федерального бюджета. Из-за этого ребенок длительное время не получал лечения. А по данным статистики, в отсутствие лечения больные мукополисахаридозом редко доживают до подросткового возраста. Обратившись в суд за защитой прав ребенка, прокурор потребовал от Министерства здравоохранения Республики Коми пожизненно бесплатно обеспечить мальчика необходимым лекарственным препаратом за счет средств республиканского бюджета. Требования прокурора были удовлетворены в полном объеме <10>.

———————————

<10> URL: http://www.garant.ru/news/318747.

 

Как привлечь к своей защите органы прокуратуры в подобных ситуациях? Заявление в органы прокуратуру можно отнести как лично, так и отправить на адрес органов прокуратуры заказным письмом с уведомлением, четко указав свой обратный адрес и другие реквизиты для связи (телефон, электронная почта). К заявлению следует приложить копии всех писем, выписок, упоминаемых в заявлении. В том случае, если по каким-то причинам прокурор откажет в защите прав гражданина, можно поступить двумя способами:

— обжаловать действия (бездействие) прокурора города (района) в областную прокуратуру, если отказ был неправомерным;

— самостоятельно направить иск об обеспечении лекарственными препаратами в суд.

 

Примерный образец заявления в органы прокуратуры

о защите прав ребенка-инвалида

 

Прокурору ____________________________

(город, район)

_____________________________ (Ф.И.О.)

От _________________________ (Ф.И.О.),

законной представительницы (матери)

несовершеннолетнего __________ (Ф.И.О.

ребенка) ____ г.р. (инвалида детства),

Адрес проживания: ____________________

Тел. _________________________________

 

Заявление

о защите прав ребенка-инвалида и содействии в обеспечении

его лекарственными препаратами по жизненным показаниям

 

Мой сын, _____________________ Ф.И.О. (дата рождения: _________), является инвалидом детства с ________ года (копии документов о наличии инвалидности прилагаются). Ребенок наблюдается в ____________________________.

Диагноз ребенка: ______________________________.

Согласно выписке из истории болезни (копия выписки прилагается) ребенку назначен препарат ________________, который необходимо вводить инъекционно в строго обозначенные дни по жизненным показаниям (подтверждающий документ о необходимости введения препарата прилагается).

Препарат __________________ выделялся моему ребенку _________________ (даты выдачи) в количестве ___ упаковок на общую сумму: ____________ рублей. После этого фармацевтическим отделом г. ________________ данный препарат не выделялся. Необходимые документы, включая рецепты лечащего врача детской поликлиники г. _______________, регулярно оформлялись и своевременно передавались в фармацевтический отдел ________________.

Ввиду отсутствия препарата у ребенка возобновлялся болевой синдром, а также _______________________ (указать симптомы). Ребенок находится на домашнем обучении, лишен общения со сверстниками и прогулок. Препарат приобретался из личных средств, которых не всегда хватало на необходимый курс лечение, и вводился ребенку с опозданием, что пагубно отразилось на состоянии здоровья ребенка. На настоящий момент на закупку препарата израсходовано _________ рублей из личных средств семьи ребенка (платежные документы прилагаются).

Препарат «_______________» ребенок-инвалид в настоящее время по-прежнему не получает.

Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (статья 2); каждый имеет право на жизнь (статья 20, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1). В части 1 статьи 1 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья. В соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение инвалидов, в том числе детей-инвалидов, лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи». В силу ст. 6.1, 6.2 данного Закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды. В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», набора социальных услуг включаются в том числе следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.

Таким образом, несовершеннолетний _______________ (Ф.И.О.) относится к льготной категории граждан, имеющих право на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами в соответствии со ст. 6.1, 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи». Обеспечение необходимыми лекарственными препаратами осуществляется в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 сентября 2006 г. N 665.

Письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 февраля 2006 г. N 489-ВС «Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно или с 50-процентной скидкой» разъяснено, что Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 предусматривает финансирование расходов по оплате лекарственных средств определенным группам населения за счет средств субъектов РФ и иных источников, привлекаемых на эти цели. Согласно п. 4 указанного Постановления Правительства РФ органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Обеспечение ребенка-инвалида необходимыми лекарственными средствами должно осуществляться за счет средств субъекта РФ и не может ставиться в зависимость от наличия либо отсутствия лекарственного препарата в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи.

На основании изложенного, в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом «О государственной социальной помощи», ст. 45 ГПК РФ, ст. 10, ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»

 

ПРОШУ:

 

1) провести проверку по факту нарушения прав ребенка-инвалида, предусмотренных Конституцией РФ, Федеральным законом «О государственной социальной помощи», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в связи с необеспечением лекарственными препаратами по жизненным показаниям и о результатах сообщить заявителю;

2) в силу ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд в интересах ребенка-инвалида с заявлением о ежемесячном обеспечении ребенка-инвалида ________________ (Ф.И.О.) _______ года рождения препаратом «__________________» в количестве, указанном лечащим врачом, а также взыскать в судебном порядке в пользу ребенка-инвалида ___________________ с виновных лиц денежные средства в размере ___________ рублей, потраченные из семейного бюджета на приобретение препарата «________________» и моральный ущерб в связи с несвоевременным обеспечением ребенка-инвалида лекарственными препаратами в размере ____________ рублей.

Приложения:

— копия свидетельства о рождении ребенка-инвалида;

— копия паспорта законного представителя (матери) ребенка-инвалида;

— копии документов о наличии инвалидности ребенка;

— копия выписки из истории болезни ребенка-инвалида;

— копия документа о необходимости введения;

— копии рецептов лечащего врача;

— платежные документы на приобретенный из личных средств препарат.

 

Дата

Подпись

 

В случае самостоятельного обращения в суд нужно учитывать, что поскольку обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с фармацевтическими организациями, то надлежащим ответчиком по делам о компенсации расходов, произведенных гражданами в связи с приобретением необходимых для лечения детей-инвалидов лекарственных средств, указанных в рецепте, выписанном врачом (фельдшером) на бесплатной основе, в случае отсутствия этих лекарственных средств в аптеках, являются соответствующие уполномоченные фармацевтические организации, выигравшие конкурс на заключение этих контрактов в каждом конкретном субъекте РФ либо иным способом уполномоченные субъектом РФ на реализацию этих лекарственных средств (см. подробнее Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17 сентября 2008 г.).

2. В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 комментируемого Закона, набора социальных услуг также входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.

Порядок предоставления гражданам путевок на санаторно-курортное лечение регламентируется главой III Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан. Согласно п. 3.1 указанного документа обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который в настоящее время утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11 октября 2010 г. N 873н «Об утверждении Перечня санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи». Санаторно-курортная путевка выдается в заполненном виде с печатью территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации или уполномоченного органа с отметкой «Оплачена за счет средств федерального бюджета и продаже не подлежит».

Граждане после получения санаторно-курортной путевки, но не ранее чем за 2 месяца до начала срока ее действия, обязаны получить санаторно-курортную карту (учетная форма N 072/у-04, для детей — N 076/у-04, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256) в лечебно-профилактическом учреждении, выдавшем справку для получения путевки. В случае отказа от санаторно-курортной путевки граждане обязаны возвратить ее в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации или орган социальной защиты населения, а также уполномоченный орган по месту жительства, выдавший санаторно-курортную путевку, не позднее 7 дней до начала срока ее действия.

Здесь следует обратить внимание на разъяснения, содержащиеся в письме Минздравсоцразвития России от 20 мая 2012 г. N 14-6/10/2-5307 «О разъяснении изменений, внесенных Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 345-ФЗ в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В письме указывается, что предоставление путевки на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний осуществляется в целях профилактики основных заболеваний. Это связано с тем, что, по мнению законодателей, проведение санаторно-курортного лечения как профилактической меры (оздоровления), направленной на предупреждение возникновения обострения основного заболевания, позволит улучшить общее состояние здоровья гражданина, признанного инвалидом, и приведет к предупреждению утяжеления его состояния. Поэтому именно профилактика основных заболеваний, а также последствия основных заболеваний, приведших к инвалидности, являются показанием для направления гражданина на санаторно-курортное лечение.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 г. N 256 утвержден Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение. Остановимся на основных этапах этого процесса. В силу этого документа медицинский отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляют лечащий врач и врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения по месту жительства. При наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки по форме N 070/у-04 с рекомендацией санаторно-курортного лечения. При этом гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, справка для получения путевки выдается на основании заключения врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения. Срок действия такой справки составляет шесть месяцев. Указанная справка подлежит заполнению лечащим врачом по всем обязательным разделам с использованием информации на обратной стороне справки. Гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, также заполняется и маркируется литерой «Л» затемненное поле справки в организационно-методическом кабинете лечебно-профилактического учреждения.

Медицинский отбор детей на лечение в санаторно-курортные организации осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями, которые должны обеспечивать:

— учет детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении;

— контроль полноты обследования больных перед направлением на санаторно-курортное лечение и качества оформления медицинской документации;

— учет дефектов отбора, направления детей на санаторно-курортное лечение и анализ его эффективности.

Необходимость направления детей, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, на санаторно-курортное лечение определяется лечащим врачом и врачебной комиссией лечебно-профилактического учреждения по месту жительства с оформлением справки для получения путевки на ребенка (для предоставления по месту требования) и санаторно-курортной карты для детей по форме N 076/у-04. Для этой категории детей также в организационно-методическом кабинете лечебно-профилактического учреждения маркируется литерой «Л» и заполняется затемненное поле справки для получения путевки и санаторно-курортной карты. Направление детей на санаторно-курортное лечение осуществляется в порядке, аналогичном для взрослых больных. При направлении на санаторно-курортное лечение ребенка необходимо иметь следующие документы:

— путевку;

— санаторно-курортную карту для детей;

— полис обязательного медицинского страхования;

— анализ на энтеробиоз;

— заключение врача-дерматолога об отсутствии заразных заболеваний кожи;

— справку врача-педиатра или врача-эпидемиолога об отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными по месту жительства, в детском саду или школе.

Думается, здесь необходимо обратить внимание на особенности направления на санаторно-курортное лечение граждан, получивших повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания и признанных в установленном порядке инвалидами. В отношении таких граждан ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» определены виды обеспечения по страхованию, в перечень которых входит, в частности, оплата расходов на медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного. Кроме того, указанная категория граждан-инвалидов имеет права на получение путевки на санаторно-курортное лечение в рамках комментируемого Закона. В этой связи нужно руководствоваться разъяснениями, содержащимися в письме Минздравсоцразвития РФ от 17 февраля 2006 г. N 780-АЛ «О предоставлении гражданам санаторно-курортного лечения», где указывается, что гражданину в подобном случае предоставляется право выбора санаторно-курортного лечения по одному из указанных выше Федеральных законов.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления путевок на санаторно-курортное лечение. Согласно указанному документу предоставление государственной услуги осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации через свои территориальные органы. Результатом предоставления государственной услуги является предоставление заявителю:

— при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;

— бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении заявителю путевки на санаторно-курортное лечение территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают заявителю о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера. Предоставление путевки осуществляется заблаговременно, но не позднее, чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга — за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение. Одновременно с получением путевки заявитель обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования и (или) именными направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте.

Для получения путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации территориальным органом Фонда заявителю необходимо представить следующие документы:

— заявление о предоставлении государственной услуги (рекомендуемая форма заявления приведена в приложении N 4 к Административному регламенту предоставления путевок на санаторно-курортное лечение);

— справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденную Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 г. N 256 «О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение», выданную заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения.

Следует обратить особое внимание на то, что заявление о предоставлении государственной услуги и иные документы могут быть поданы заявителем одним из следующих способов:

— на личном приеме;

— по почте;

— в форме электронного документа.

Отдельно рассмотрим порядок представления документов в электронной форме. Это можно сделать несколькими способами:

— через единый портал государственных и муниципальных услуг: URL: http://www.gosuslugi.ru — путем заполнения специальной интерактивной формы (с предоставлением возможности автоматической идентификации (нумерации) обращений; использования личного кабинета для обеспечения однозначной и конфиденциальной доставки промежуточных сообщений и ответа заявителю в электронном виде);

— через веб-сайт Фонда социального страхования Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: URL: http://www.fss.ru;

— через веб-сайты территориальных органов Фонда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (официальные электронные адреса веб-сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет указаны в приложении N 1 к Административному регламенту предоставления путевок на санаторно-курортное лечение).

Заявители вправе обжаловать в досудебном (внесудебном) порядке решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги (на любом этапе), действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации. Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

— нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;

— нарушение срока предоставления государственной услуги;

— требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

— отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у заявителя;

— отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— отказ территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации, должностного лица территориального органа Фонда, ответственного за предоставление государственной услуги, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, предусмотренных пунктами 64, 75 Административного регламента предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Такая жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа:

— руководителю территориального органа Фонда — на решение (действие, бездействие) должностного лица территориального органа Фонда, ответственного за предоставление государственной услуги;

— в Фонд социального страхования Российской Федерации — на решение территориального органа этого Фонда, действие (бездействие) руководителя территориального органа Фонда, ответственного за предоставление государственной услуги.

Кроме того, заявители вправе обжаловать решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги, действия или бездействие должностных лиц в суд общей юрисдикции.

3. В силу п. 2 ч. 1 комментируемой статьи в состав набора социальных услуг также включается бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. О порядке предоставления бесплатного проезда одновременно с выдачей путевки на санаторно-курортное лечение мы уже немного говорили выше. Согласно гл. IV Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться:

— железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности);

— авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных выше, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга;

— водным транспортом (третьей категории);

— автомобильным транспортом (общего пользования).

В письме Фонда социального страхования РФ от 22 декабря 2004 г. N 02-18/01-9530 содержатся Рекомендации по организации проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно. Согласно этим Рекомендациям Фонд социального страхования Российской Федерации для обеспечения бесплатного проезда граждан на железнодорожном транспорте в целях комментируемой статьи заключает государственный контракт с ОАО «Российские железные дороги». При этом Фонд представляет в ОАО «РЖД» заявку на изготовление номерных талонов на право бесплатного проезда в поездах дальнего следования к месту лечения и обратно в соответствии с количеством граждан — получателей социальных услуг, которые воспользуются проездом железнодорожным транспортом.

Можно порекомендовать гражданам, осуществляющим бесплатный проезд на железнодорожном транспорте, ознакомиться с Памяткой гражданину-получателю социальной услуги по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, утвержденной Росздравом, Пенсионным фондом РФ, ОАО «РЖД». Добавим также, что пассажиры, пользующиеся правом бесплатного проезда, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового тарифа. При наличии доплаты к бесплатному проездному документу (билету) с пассажира взимается страховой тариф.

В отношении предоставления бесплатного проезда на автомобильном транспорте заметим, что Фонд социального страхования Российской Федерации оплачивает исключительно междугородный автомобильный проезд гражданина к месту санаторно-курортного лечения и обратно. Если гражданин пользуется местным транспортом для того, чтобы добраться до места посадки на междугородный автотранспорт, то этот проезд не оплачивается. Кроме того, проезд на автомобильном транспорте осуществляется только на транспорте организаций, с которыми заключены государственные контракты. Региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации выдают заполненные именные направления на бесплатный проезд гражданам в двух экземплярах (на оформление проезда в прямом и обратном сообщении) и ведут их учет.

Фонд социального страхования Российской Федерации также заключает государственные контракты с авиакомпаниями, обеспечивающими проезд граждан авиационным транспортом на межрегиональных маршрутах. Для обеспечения проезда граждан авиационным транспортом в пределах региона государственные контракты с местными авиакомпаниями заключают региональные отделения по письменному разрешению Фонда. В этом случае именные направления на бесплатный проезд изготавливаются исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации с помощью компьютерной или множительной техники.

Поскольку граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды нуждаются в сопровождении, когда отправляются к месту лечения и обратно, то в этом случае сопровождающее их лицо на тех же условиях, что были нами перечислены выше, получает вторую путевку на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте.

4. В ч. 2 комментируемой статьи установлено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, утверждаются:

— перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений;

— перечень изделий медицинского назначения;

— перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

— перечень санаторно-курортных учреждений.

В комментариях к предыдущим статьям Закона мы разъясняли, что органом, упомянутым выше, сейчас является Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России). Ранее эти функции осуществляло Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время применяются следующие нормативные правовые акты:

— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11 октября 2010 г. N 873н «Об утверждении Перечня санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи»;

— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 9 января 2007 г. N 1 «Об утверждении Перечня изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи»;

— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 18 сентября 2006 г. N 665 «Об утверждении Перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг».

5. Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 345-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» установил с 1 января 2011 года длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении:

— для детей-инвалидов — 21 день;

— для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга — от 24 до 42 дней;

— для иных граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, — 18 дней.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code