Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи

Комментарий к статье 5 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

1. Комментируемая статья определяет полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области оказания государственной социальной помощи.

Частью 1 комментируемой статьи законодатель наделяет органы государственной власти субъектов РФ правом принимать законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи:

– малоимущим семьям;

– малоимущим одиноко проживающим гражданам;

– реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий;

– иным категориям граждан, предусмотренным комментируемым Законом.

Такие законы принимаются органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с целями, установленными комментируемым Законом.

Комментируемая статья была изменена Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 258-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной социальной помощи”. Указанные изменения вступили в силу 6 января 2013 года. Появилось понятие социального контракта, которое раскрывается в ст. 1 комментируемого Закона. Таким образом, органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.

Согласно ст. 2 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” систему органов государственной власти субъекта РФ составляют:

– законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

– высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

При этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ.

Напомним, что в Российской Федерации нормативные правовые акты подразделяются на:

– законы (законы РФ и законы субъектов РФ);

– подзаконные акты;

– международные договоры и соглашения;

– внутригосударственные договоры.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не могут противоречить Конституции РФ. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В силу ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится, кроме прочего, координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Законы субъекта РФ, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, направляются указанным органом для обнародования высшему должностному лицу субъекта РФ в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ обязано обнародовать закон субъекта РФ, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта РФ и не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента поступления указанного закона.

Итак, в целях комментируемого Закона органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи. Понятие государственной социальной помощи раскрывается в ст. 1 комментируемого Закона. Для признания одиноко проживающего гражданина или семьи малоимущими осуществляется учет доходов и расчет среднедушевого дохода в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ “О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи” (см. комментарий к ст. 3 комментируемого Закона).

Закон “О реабилитации жертв политических репрессий” определяет перечень лиц, которые признаются подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации. Ими являются:

– дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;

– дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

Также пострадавшими от политических репрессий признаются дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно. Кроме того, подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были:

– осуждены за государственные и иные преступления;

– подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ – ОГПУ, УНКВД – НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, “особых совещаний”, “двоек”, “троек” и иных органов, осуществлявших судебные функции;

– подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в “рабочих колоннах НКВД”, а также иным ограничениям прав и свобод;

– необоснованно помещены по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение;

– необоснованно привлечены к уголовной ответственности и дела на них прекращены по нереабилитирующим основаниям;

– признаны социально опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления.

Отметим, что политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде:

– лишения жизни или свободы;

– помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения;

– выдворения из страны и лишения гражданства;

– выселения групп населения из мест проживания;

– направления в ссылку, высылку и на спецпоселение;

– привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы;

– иного лишения или ограничения прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшегося по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

На основании комментируемого Закона субъекты РФ принимают законы или иные нормативные правовые акты по вопросам, указанным в ч. 1 комментируемой статьи. Так, например, в Московской области принят Закон от 16 мая 2002 г. N 39/2002-ОЗ “О размере государственной социальной помощи в Московской области”. В Челябинской области принят Закон от 25 октября 2012 г. N 393-ЗО “О величине прожиточного минимума пенсионера в Челябинской области на 2013 год”. Подобные законы и иные нормативные правовые акты принимаются всеми субъектами Российской Федерации. Однако, как отмечалось выше, положения законов субъектов РФ не могут противоречить комментируемому Закону. Так, например, в силу ч. 1 комментируемой статьи субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу оказания государственной социальной помощи в части определения размера, условий и порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, в то время как определение круга лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, отнесено федеральным законодателем к полномочиям федеральных органов государственной власти. В случае несоответствия положений закона субъекта РФ указанным выше требованиям такие положения закона могут быть признаны в судебном порядке недействующими (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 17 февраля 2010 г. N 56-Г09-40).

Часть 1 комментируемой статьи также наделяет органы государственной власти субъектов РФ правом разрабатывать и реализовывать государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта РФ, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Так, например, в Челябинской области разработана Областная целевая программа “Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области” на 2011 – 2015 годы (см. Постановление Правительства Челябинской области от 15 декабря 2010 г. N 301-П).

В Московской области разработана Долгосрочная целевая программа “Социальная защита населения Московской области на 2013 – 2015 годы” (см. Постановление Правительства МО от 28 августа 2012 г. N 1052/32). Задачами этой программы являются:

– своевременное и полное предоставление мер социальной поддержки гражданам, имеющим место жительства в Московской области;

– повышение качества социального обслуживания, предоставляемых социальных и реабилитационных услуг;

– повышение качества работы по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

– развитие материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания Московской области, подведомственных Министерству социальной защиты населения Московской области;

– улучшение взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями.

Постановлением Правительства Московской области от 28 декабря 2011 г. N 1650/54 утверждена Долгосрочная целевая программа “Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства на 2012 – 2016 годы”.

2. Часть 2 комментируемой статьи относит оказание государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов РФ к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате:

– принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ (от имени субъекта РФ) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ;

– принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ (от имени субъекта РФ) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения;

– заключения от имени субъекта РФ договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта РФ;

– принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов;

– принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 13 октября 2011 г. N 1801-р утвержден Перечень приоритетных расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, софинансируемых за счет средств федерального бюджета, на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.

3. Часть 3 комментируемой статьи была введена Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и применяется с 1 июля 2012 года в связи с тем, что с этого времени завершается переход на межведомственное информационное взаимодействие.

Межведомственное информационное взаимодействие – это взаимодействие, которое осуществляется в целях предоставления государственных и муниципальных услуг по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, многофункциональными центрами.

С 1 июля 2012 года начали применяться отдельные положения многих законодательных актов РФ, которыми регламентированы процедуры межведомственного обмена в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных и муниципальных услуг и находящихся в распоряжении соответствующих государственных органов субъектов РФ, территориальных государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления. Поэтому с 1 июля 2012 года органы государственной власти субъектов РФ не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении других ведомств. Порядок предоставления государственных и муниципальных услуг регулируется ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.

Таким образом, в целях комментируемого Закона органы государственной власти субъектов РФ, предоставляющие государственные услуги, также направляют межведомственный запрос о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги. Под межведомственным запросом понимается документ на бумажном носителе или в форме электронного документа о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, направленный органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо многофункциональным центром в государственный орган, орган местного самоуправления, подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию, участвующую в предоставлении государственных или муниципальных услуг, на основании запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги и соответствующий требованиям, установленным ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.

К содержанию

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 112

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code