Статья 4.1. Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

Комментарий к статье 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

1. В силу комментируемой статьи органам государственной власти субъектов РФ передается часть полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Как известно, систему органов государственной власти субъектов РФ составляют:

— законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

— высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

— иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

В силу ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, а также федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Например:

— Федеративный договор от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации»;

— Федеративный договор от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации»;

— Федеративный договор от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации».

Состав набора социальных услуг указан в ст. 6.2 комментируемого Закона. То есть субъекты РФ обладают полномочиями по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Согласно ст. 6.4 комментируемого Закона упомянутый выше Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, создан в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг.

2. К полномочиям, переданным органам государственной власти субъектов РФ, относятся организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов. Размещение таких заказов осуществляется в соответствии с ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В силу ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков следует понимать осуществляемые в порядке, предусмотренном указанным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров для нужд соответствующих заказчиков. Таким образом, поставка лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов осуществляется путем заключения государственных или муниципальных контрактов. При этом участниками размещения заказов могут быть любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

В силу ст. 10 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа может осуществляться:

— путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

— без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).

При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт. Следует учитывать, что в том случае, если предметом торгов, запроса котировок является поставка лекарственных средств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством РФ, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 236-р утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона. В указанный Перечень, кроме всего прочего, включены:

— фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты;

— препараты химико-фармацевтические с общей химической структурой и полупродукты для производства медикаментов, препараты фармакотерапевтического действия и химиотерапевтического действия;

— антибиотики без кормовых, витамины, коферменты, ферменты, аминокислоты, органопрепараты (эндокринные препараты), препараты фармацевтические из природного сырья;

— сырье и продукты лекарственные растительные и животные, препараты биологические, материалы и средства медицинские;

— материалы и средства медицинские прочие.

Несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров в силу ст. 7.29 КоАП РФ влечет наказание в виде наложения штрафа.

Рассмотрим подробнее порядок проведения аукциона на право заключить контракт. Аукцион на право заключить контракт — это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым. Аукцион на заключение государственного контракта на закупку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов проводится в открытой форме. При проведении аукциона какие-либо переговоры заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или аукционной комиссии с участником размещения заказа не допускаются. В случае нарушения указанного положения аукцион может быть признан недействительным по иску заинтересованного лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Извещение о проведении открытого аукциона содержит следующие сведения:

— форма торгов;

— наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации;

— предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг;

— место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

— преимущества, предоставляемые осуществляющим производство товаров, выполнение работ, оказание услуг учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов, если такие преимущества установлены заказчиком, уполномоченным органом;

— срок, место и порядок предоставления документации об аукционе, официальный сайт, на котором размещена документация об аукционе, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком, уполномоченным органом за предоставление документации об аукционе, если такая плата установлена;

— начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);

— место, дата и время проведения аукциона.

Для участия в аукционе участник размещения заказа подает заявку. Такая заявка подается в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе. Заявка на участие в аукционе должна содержать:

— сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку;

— сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг;

— документы, копии документов или сведения, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе.

Заявка может быть подана в письменной форме или в форме электронного документа. При получении заявки на участие в аукционе, поданной в форме электронного документа, заказчик, уполномоченный орган обязаны подтвердить в письменной форме или в форме электронного документа ее получение в течение одного рабочего дня со дня получения такой заявки. Участник размещения заказа вправе подать только одну заявку в отношении каждого предмета аукциона (лота). Прием заявок на участие в аукционе прекращается в день рассмотрения заявок на участие в аукционе непосредственно до начала рассмотрения заявок на участие в аукционе, указанного в извещении о проведении открытого аукциона. Каждая заявка на участие в аукционе, поступившая в срок, указанный в документации об аукционе, регистрируется заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией.

Затем аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа специальным требованиям. Указанные требования определены в ст. 11 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Срок рассмотрения заявок на участие в аукционе — не более десяти дней со дня окончания подачи заявок на участие в аукционе. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе. В аукционе могут участвовать только участники размещения заказа, признанные участниками аукциона. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона». «Шаг аукциона» устанавливается в размере пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона. В том случае, если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта, аукционист обязан снизить «шаг аукциона» на 0,5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не ниже 0,5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.

Остановимся отдельно на процедуре проведения открытого аукциона в электронной форме. С 1 января 2011 года заказчики субъектов РФ и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. Это такие аукционы, проведение которых обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, определенном ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Итак, под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме. Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

В письме от 21 июля 2010 г. N Д22-1174 Минэкономразвития РФ указало, что по результатам конкурсного отбора, проведенного Минэкономразвития России совместно с ФАС России, определены следующие операторы электронных площадок:

— ОАО «Единая электронная торговая площадка» — www.roseltorg.ru;

— ЗАО «ММВБ — Информационные технологии» — www.ets-micex.ru;

— ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» — www.zakazrf.ru;

— ЗАО — «Сбербанк — Автоматизированная Система Торгов» — www.sberbank-ast.ru;

— ООО «Индексное агентство РТС» — www.rts-tender.ru.

Информация об электронных площадках также публикуется на официальном сайте Минэкономразвития России www.economy.gov.ru и на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru.

3. Субъектам РФ переданы полномочия на заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов.

В силу ст. 9 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Такой контракт заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения. В случае перемены заказчика по контракту права и обязанности заказчика по такому контракту переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях.

В случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

Статья 7.30 КоАП РФ предусматривает ответственность в случае нарушения порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков. В случае предоставления, опубликования или размещения недостоверной информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, а также направления недостоверных сведений, внесения их в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, реестр недобросовестных поставщиков виновные лица привлекаются к ответственности по ст. 7.31 КоАП РФ. За нарушение сроков возврата денежных средств, порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника размещения заказа, порядка ведения реестра участников размещения заказа, правил документооборота при проведении открытого аукциона в электронной форме, разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки сведений об участнике размещения заказа до подведения результатов открытого аукциона в электронной форме виновные лица привлекаются к ответственности по ст. 7.31.1 КоАП РФ. В случае нарушения условий контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд наступает административная ответственность по ст. 7.32 КоАП РФ.

Обращаем особое внимание на то, что с 1 января 2014 года ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» утрачивает силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4. К полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, также отнесена организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110 был утвержден Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18 сентября 2006 г. N 665 утвержден Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

5. Частью 2 комментируемой статьи установлено, что средства на осуществление переданных в соответствии с ч. 1 полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. В силу ст. 133 БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Порядок распределения субвенций определяется федеральными законами о федеральных бюджетах на очередной финансовый год и плановый период.

Например, ст. 12 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрено, что оплата услуг почтовой связи и банковских услуг, оказываемых банками, определяемыми субъектами Российской Федерации (местными администрациями) в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по выплате денежных средств гражданам в рамках обеспечения мер социальной поддержки и (или) компенсация затрат на обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (местных администраций) и государственных (муниципальных) учреждений, находящихся в их ведении, в связи с осуществлением переданных им полномочий Российской Федерации могут осуществляться за счет соответствующих субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов РФ, в порядке, установленном Правительством РФ. Указанный Закон устанавливает распределение субвенций бюджетам субъектов РФ на 2013 год:

— на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России»;

— на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан;

— на осуществление полномочий по выплате государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений;

— на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» и Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

— распределение субвенций бюджетам субъектов РФ и города Байконура на плановый период 2014 и 2015 годов на осуществление полномочий по выплате единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

— другие субвенции.

6. Частью 3 комментируемой статьи установлено, что общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных субъектам РФ полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством РФ. Заметим, что указанное положение было изменено Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса». Ранее говорилось об общем объеме средств, предусмотренном в Федеральном фонде компенсаций.

Под бюджетом нужно понимать форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. К бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся:

— установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

— определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

— установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществления контроля за их исполнением, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

— составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

— установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ и иной бюджетной отчетности;

— определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований;

— определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;

— определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;

— определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

— определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

— установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

— определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;

— определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

— осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

— установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

— иные бюджетные полномочия.

В силу ст. 13 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается. Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2010 г. N 1198 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов» утверждена Методика распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 274-ФЗ «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2013 год» установлено, что норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам на лекарственный препарат, выданным врачом (фельдшером), лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, составляет 638 рублей.

7. В силу ч. 4 комментируемой статьи субвенции зачисляются на счета бюджетов субъектов РФ. Указанные счета открыты в органах федерального казначейства.

8. Согласно ст. 38 БК РФ в основе использования бюджетных денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Этот принцип означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. При этом любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. Под использованием бюджетных средств не по целевому назначению следует понимать такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их выделении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями. В силу ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные ст. 285.1 УК РФ.

Приведем пример из судебной практики. МТУ Росфиннадзора в Магаданской области проведена проверка целевого и эффективного использования субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджету Магаданской области на реализацию переданных полномочий по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с комментируемым Законом в Департаменте здравоохранения администрации Магаданской области. В результате проверки было выявлено нецелевое использование субвенций (использование части денежных средств за услуги по информационно-техническому сопровождению единой территориальной автоматизированной информационной системы льготного лекарственного обеспечения Магаданской области, а также консультативные услуги), что явилось основанием для привлечения Департамента к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ. Однако в ходе судебных разбирательств суд пришел к выводу о том, что установка и обслуживание Департаментом спорного программного продукта за счет средств субвенций федерального бюджета, применительно к рассматриваемому случаю, не противоречили целевому назначению данных субвенций (см. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2011 г. N 06АП-862/2011 по делу N А37-2171/2010).

9. В том случае, если использование денежных средств, переданных субъектам РФ в целях комментируемой статьи, будет осуществляться не по целевому назначению, то согласно ч. 6 комментируемой статьи Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 утверждено Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзоре). Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляет следующие полномочия:

— контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

— контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

— контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

— контроль за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре;

— осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства РФ.

Росфиннадзор возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов Российской Федерации. Руководитель имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению Министром финансов Российской Федерации, если иное не установлено законом.

Как указывалось нами ранее, в случае выявления нецелевого использования бюджетных средств виновные лица привлекаются к административной или уголовной ответственности.

В силу ст. 15.14 КоАП РФ использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу ст. 285.1 УК РФ расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. В том случае, если такое деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или (и) в особо крупном размере, то оно наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Крупным размером в указанном случае признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

10. В ч. 7 комментируемой статьи установлены полномочия Министерства здравоохранения Российской Федерации в области нормативно-правового регулирования организации обеспечения лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов следующее.

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608, Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:

— здравоохранения;

— обязательного медицинского страхования;

— обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа;

— медицинской помощи;

— медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы);

— фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения;

— обращения медицинских изделий;

— санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда;

— медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела.

Также осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая:

— оказание медицинской помощи;

— внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;

— проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз;

— организацию среднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского и фармацевтического образования;

— предоставление услуг в области курортного дела.

Минздрав России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В соответствии с комментируемой статьей Минздрав России принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий и издает обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов РФ переданных полномочий.

В целях комментируемой статьи утверждены формы и порядок предоставления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (см. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2007 г. N 816).

К полномочиям Минздрава России законодатель также относит установление целевых прогнозных показателей осуществления переданных в соответствии с комментируемой статьей полномочий. В настоящее время применяется Приказ Минздравсоцразвития РФ от 18 декабря 2007 г. N 771 «О целевых прогнозных показателях осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов».

Кроме того, Минздрав России готовит и вносит для принятия решения в Правительство РФ предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов РФ. Это происходит, если при реализации полномочий, осуществляемых за счет предоставления субвенций из федерального бюджета, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ допускается нарушение Конституции РФ, федерального закона, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом.

11. Органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, а также осуществляющим контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор). Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323. Росздравнадзор возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра здравоохранения Российской Федерации. Руководитель Службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром здравоохранения Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Росздравнадзор осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 20 июля 2007 г. N 487.

12. Частью 9 комментируемой статьи определены некоторые полномочия высшего должностного лица субъекта РФ, а именно:

— самостоятельная организация деятельности по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, указанными в ч. 7 комментируемой статьи;

— обеспечение своевременного представления в Росздравнадзор ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей, а также иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами Минздрава России (упомянутый выше отчет готовится по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2007 г. N 816).

Напомним, что высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) обладает следующими полномочиями:

— представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

— обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;

— формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

— представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;

— вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ конституцией (уставом) субъекта РФ;

— вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса;

— обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

— иными полномочиями.

13. Частью 10 комментируемой статьи установлено, что контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется Росфиннадзором, Росздравнадзором и Счетной палатой Российской Федерации. О деятельности Росфиннадзора и Росздравнадзора мы говорили выше. Деятельность Счетной палаты Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code