Статья 4. Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи

Комментарий к статье 4 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

1. В комментируемой статье законодатель определяет полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи.

Отметим, что в силу ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Напоминаем, что законы субъектов РФ в сфере оказания государственной социальной помощи должны соответствовать федеральным законам. В противном случае они могут быть признаны недействующими.

В качестве примера из судебной практики можно привести решение Челябинского областного суда от 21 октября 2011 по делу N 3-98/2011 о признании недействующим Порядка выплаты единовременного социального пособия малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 8 июня 2005 г. N 276. Суд установил, что указанный Порядок противоречит действующему законодательству в части категории лиц, которым выплачивается единовременное социальное пособие («малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий»), и признал его в этой части недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Итак, как установлено в абз. 2 комментируемой статьи, Российская Федерация принимает федеральные законы и иные нормативные правовые акты по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи. В комментарии к ст. 2 мы уже анализировали важные федеральные законы (см. комментарий к ст. 2). Сейчас остановимся еще на некоторых.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации. Указанный Закон мы также рассматривали в комментарии к ст. 3.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»:

— регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения;

— устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

При этом социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах и включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на следующих принципах:

— соблюдения прав человека и гражданина;

— предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

— обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

— преемственности всех видов социального обслуживания;

— ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

— приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

— ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.

Федеральный закон от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из населенных пунктов, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов РФ по согласованию с Правительством РФ.

По вопросам государственной социальной помощи также принимаются иные нормативные правовые акты. Многие из них рассматривались в комментарии к ст. 2 Закона. Остановимся еще на ряде важных актов.

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1013 «О Порядке выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений». Утвержденный указанным Постановлением Порядок определяет условия выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений, вызванных профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям. В силу указанного документа государственное единовременное пособие выплачивается:

— гражданам, у которых установлено наличие поствакцинального осложнения;

— членам семьи гражданина в случае его смерти, наступившей вследствие поствакцинального осложнения.

При этом денежная компенсация выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами вследствие поствакцинального осложнения. Если гражданин, у которого установлено наличие поствакцинального осложнения, признан инвалидом вследствие этого осложнения, он вправе получить государственное единовременное пособие и ежемесячную денежную компенсацию. Выплата пособия и компенсации производится органами социальной защиты населения субъектов РФ за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

Для получения государственного единовременного пособия при возникновении поствакцинального осложнения гражданин, а в случае его смерти — член его семьи должен представить в орган социальной защиты населения по месту жительства следующие документы:

— заявление о назначении и выплате пособия;

— документы, подтверждающие факт поствакцинального осложнения (заключение об установлении факта поствакцинального осложнения; свидетельство о смерти).

Если гражданин признан инвалидом вследствие поствакцинального осложнения, то для получения ежемесячной денежной компенсации он должен представить в орган социальной защиты населения по месту жительства:

— заявление о назначении и выплате компенсации;

— документы, подтверждающие факт поствакцинального осложнения (заключение об установлении факта поствакцинального осложнения; справка об инвалидности).

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». Положение, утвержденное указанным Постановлением, регулирует деятельность социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, являющегося специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов РФ или органов местного самоуправления. На основе настоящего Примерного положения центр разрабатывает свой устав, который утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23 декабря 2009 г. N 1012н утвердил Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей. В соответствии с указанным Порядком гражданам, имеющим детей, назначаются и выплачиваются следующие виды пособий:

— пособие по беременности и родам;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

— единовременное пособие при рождении ребенка;

— единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

— ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

— единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

— ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» определяет порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Такие субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. Правом на получение субсидий обладают:

— пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

— наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

— члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;

— собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

2. К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи также относится разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг. Под субсидией здесь следует понимать пособие (как правило, денежное), предоставляемое гражданам государством за счет средств государственного бюджета.

Сделаем обзор наиболее важных программ.

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 480 в целях обеспечения условий для экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья была утверждена Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 858 утверждена Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года». Основными целями указанной Программы явились:

— повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности;

— создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий;

— создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;

— повышение престижности проживания в сельской местности.

Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 866 в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Калининградской области утверждена Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2015 года. Целью Программы является создание условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области, обеспечивающего достижение уровня жизни, сопоставимого с уровнем жизни сопредельных стран, а также формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе для сближения Российской Федерации и государств — членов Европейского союза.

Постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 г. N 7 в целях развития и популяризации физической культуры и спорта в Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы».

3. Российская Федерация устанавливает виды государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации. Виды оказания государственной социальной помощи установлены ст. 12 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 12 Закона). К полномочиям Российской Федерации законодатель также относит установление федеральной социальной доплаты к пенсии (см. ст. 12.1 Закона и комментарий к ней).

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code