Статья 3. Цели оказания государственной социальной помощи

Комментарий к статье 3 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

1. Комментируемая статья определяет цели оказания государственной социальной помощи.

Первая цель оказания государственной социальной помощи — это поддержание уровня жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума.

Семьей называются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство. Малообеспеченной признается семья, среднедушевой доход которой не достигает прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. Среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) — это совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи. Под прожиточным минимумом понимается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. В ст. 4 ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» определены величина прожиточного минимума, периодичность ее исчисления и порядок установления. Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. При этом величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, а в субъектах РФ — в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Потребительская корзина — это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется не реже одного раза в пять лет. В целом по Российской Федерации потребительская корзина установлена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2013 г. N 54 утверждены Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29 января 2013 г. N 56 утверждены Правила исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации. Этот же нормативный правовой акт определяет стоимость потребительской корзины, которая исчисляется как сумма стоимости продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения рассчитывается как сумма стоимости потребительской корзины для трудоспособного населения и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума для пенсионеров и детей равна стоимости соответствующей потребительской корзины, исчисленной в расчете на 1 месяц. Величина прожиточного минимума на душу населения в расчете на 1 месяц исчисляется путем умножения величин прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения на соответствующую долю численности населения трудоспособного возраста, старше трудоспособного возраста и детей в возрасте до 15 лет в общей численности населения согласно данным Всероссийской переписи населения и суммирования полученных данных. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения за отчетный квартал рассчитывается как сумма величин прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения за 3 месяца отчетного квартала, деленная на 3. Согласно Постановлению Правительства РФ от 18 марта 2013 г. N 227 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2012 г.» величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за IV квартал 2012 года на душу населения составила 6705 рублей, для трудоспособного населения — 7263 рубля, пенсионеров — 5281 рубль, детей — 6432 рубля.

Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной ст. 12.1 комментируемого Закона, устанавливается на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Например, Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» установлена величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии на 2013 год в размере 6131 рубля, на 2014 год в размере 6462 рублей и на 2015 год в размере 6779 рублей.

Величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте РФ в целях установления социальной доплаты к пенсии на соответствующий финансовый год устанавливается ежегодно законом субъекта РФ и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 1 ноября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена. Например, Законом Московской области от 15 октября 2012 г. N 150/2012-ОЗ «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Московской области на 2013 год в целях установления социальной доплаты к пенсии» величина прожиточного минимума пенсионера на 2013 год установлена в размере 6312 рублей.

Для признания одиноко проживающего гражданина или семьи малоимущими осуществляется учет доходов и расчет среднедушевого дохода в соответствии с ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем. Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи. Упомянутый выше расчет производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи. При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.

Среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Пример 1. Если общая сумма доходов семьи из двух человек за три месяца составляет 20 000 руб., то среднедушевой доход такой семьи будет равен:

20 000 / 3 месяца / 2 человека = 3333,33 рубля.

Доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.

Пример 2. Если общая сумма доходов гражданина за три месяца составляет 10 000 руб., то доход при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи будет рассчитан следующим образом:

10 000 / 3 месяца = 3333,33 рубля.

2. В силу абзаца 3 комментируемой статьи государственная социальная помощь оказывается в целях адресного использования бюджетных средств. Адресность — это принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам (адресатам), нуждающимся в этих услугах (см. ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения, утв. Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 г. N 532-ст). Поскольку государственная социальная помощь оказывается определенным группам населения, которые действительно в ней нуждаются, то перед оказанием помощи происходит проверка материального положения лиц, обратившихся с заявлением об оказании им помощи. Граждане, признанные в установленном законодательством порядке нуждающимися, получают государственную социальную помощь, как правило, по месту своего проживания.

3. Согласно абз. 4 комментируемой статьи государственная социальная помощь оказывается в целях усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан.

Здесь следует обратиться к ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В Российской Федерации существует система социальных служб. Эта система состоит из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов РФ и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Надо заметить, что социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание основывается на принципах:

— адресности;

— доступности;

— добровольности;

— гуманности;

— приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

— конфиденциальности;

— профилактической направленности.

В силу ст. 7 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания. При этом постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором Российской Федерации. Гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, может быть предоставлена материальная помощь в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Например, Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 октября 2006 г. N 1281 утвержден Порядок предоставления материальной помощи жителям Санкт-Петербурга, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании, социальное обслуживание может осуществляться на дому. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи. Кроме того, социальное обслуживание может осуществляться в стационарных учреждениях путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Некоторым категориям граждан предоставляется временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания:

— детям-сиротам;

— детям, оставшимся без попечения родителей;

— безнадзорным несовершеннолетним;

— детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

— гражданам без определенного места жительства и определенных занятий;

— гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

— другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Перечислим некоторые виды учреждений социального обслуживания:

— комплексные центры социального обслуживания населения;

— территориальные центры социальной помощи семье и детям;

— центры социального обслуживания;

— социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

— центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

— социальные приюты для детей и подростков;

— центры психолого-педагогической помощи населению;

— центры экстренной психологической помощи по телефону;

— центры (отделения) социальной помощи на дому;

— дома ночного пребывания;

— специальные дома для одиноких престарелых;

— стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

— геронтологические центры;

— иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

4. Четвертой целью оказания государственной социальной помощи в силу комментируемой статьи является создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг.

На наш взгляд, под всеобщей доступностью государственной социальной помощи следует понимать право всех граждан Российской Федерации на получение такой помощи, если в соответствии с законодательством РФ они будут признаны нуждающимися. Нужно помнить, что граждане иностранных государств и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют те же права на получение государственной социальной помощи, которыми обладают граждане Российской Федерации.

Качество социальной услуги — это совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию. Качество социальных услуг должно соответствовать государственным стандартам. Государственным стандартом социального обслуживания является установленный национальным стандартом государственный эталон, образец различных сторон деятельности социальных служб по социальному обслуживанию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В настоящее время действуют следующие национальные стандарты:

— ГОСТ Р 52496-2005. Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 г. N 533-ст);

— ГОСТ Р 52495-2005. Социальное обслуживание населения. Термины и определения (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 г. N 532-ст);

— ГОСТ Р 52143-2003. Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. N 327);

— ГОСТ Р 52142-2003. Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. N 326-ст) и др.

5. Государственная социальная помощь оказывается в целях снижения уровня социального неравенства и повышения доходов населения.

Социальное неравенство — это «специфическая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения социальных и культурных потребностей, своего развития» <7>. Таким образом, государственная социальная помощь предназначена для улучшения качества жизни незащищенных слоев населения, предоставления им равных с другими возможностей для удовлетворения своих потребностей.

———————————

<7> URL: http://vocabulary.ru/dictionary/887/word/neravenstvo-socialnoe.

 

Стремясь к повышению доходов населения, государство вместе с тем должно бороться с безработицей, «серыми» зарплатами, обеспечивать рабочими местами инвалидов и т.п.

Заканчивая анализ ст. 3 комментируемого Закона, отметим, что согласно Декларации социального прогресса и развития, принятой Резолюцией 2542 (XXIV) Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1969 года, социальный прогресс и развитие должны быть направлены на постоянное повышение материального и духовного уровня жизни всех членов общества при уважении и осуществлении прав человека и основных свобод путем достижения следующих главных целей:

— обеспечение права на труд на всех уровнях, права создавать профессиональные союзы и ассоциации рабочих и заключать коллективные договоры; содействие полной производительной занятости, создание справедливых и благоприятных условий работы для всех, включая улучшение санитарных условий и охраны труда, обеспечение без какой-либо дискриминации справедливого вознаграждения за труд, установление минимального уровня заработной платы, достаточно высокого для обеспечения удовлетворительного уровня жизни; защита потребителя;

— ликвидация голода и недоедания и гарантия права на надлежащее питание;

— ликвидация нищеты; обеспечение неуклонного повышения уровня жизни, а также справедливого и равномерного распределения доходов;

— достижение самого высокого уровня здравоохранения и обеспечение охраны здоровья всего населения по возможности бесплатно;

— искоренение неграмотности, обеспечение права на всеобщий доступ к культуре и на бесплатное обязательное обучение на начальном уровне и на бесплатное обучение на всех уровнях; повышение общего уровня образования на протяжении всей жизни;

— обеспечение всех, особенно лиц, имеющих низкий доход и большие семьи, удовлетворительными жилищами и коммунальным обслуживанием.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code