Статья 1. Основные понятия

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Комментарий к статье 1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

1. Комментируемая статья раскрывает содержание основных понятий, используемых в сфере оказания государственной социальной помощи гражданам.

В первую очередь необходимо рассмотреть сам термин «государственная социальная помощь». Давая определение этому понятию, законодатель исходит из субъектно-объектных связей, т.е. отвечает на вопросы «Кому оказывается помощь?» (субъект) и «Какая помощь оказывается?» (объект).

Субъекты государственной социальной помощи можно подразделить на две группы: субъекты-получатели помощи и субъекты — предоставители помощи.

Субъектом — предоставителем государственной социальной помощи, как следует из самого названия, является государство в лице специально уполномоченных на выполнение данной функции органов власти. К таким органам относятся:

— Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и его территориальные подразделения;

— Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные подразделения;

— Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные подразделения.

Однако основное внимание в рассматриваемом определении уделено субъектам-получателям государственной социальной помощи. По смыслу комментируемой статьи к ним относятся:

— малоимущие семьи;

— малоимущие одиноко проживающие граждане;

— иные категории граждан, указанные в комментируемом Законе.

Согласно ст. 7 комментируемого Закона малоимущими могут быть признаны семьи или одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Из данного определения следует, что малоимущими являются граждане (семьи), доход которых не позволяет им самостоятельно обеспечивать себе достаточный материальный уровень для нормальной жизнедеятельности. Законодательно такой уровень устанавливается с использованием понятия «прожиточный минимум», который в соответствии со ст. 1 ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» включает в себя:

— стоимостную оценку потребительской корзины, т.е. необходимого для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимального набора продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания;

— обязательные платежи и сборы, в составе которых в соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 29 января 2013 г. N 56 «Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации» учитывается величина налога на доходы физических лиц.

Иными словами, прожиточный минимум можно рассматривать как своего рода «черту бедности», за которой невозможно физическое выживание человека. Именно поэтому наше государство, конституционно закрепившее статус социального, берет на себя обязательство оказывать социальную помощь малоимущим гражданам и семьям с целью обеспечения им минимально необходимого уровня жизни.

При определении права на государственную социальную помощь учитывается не только среднедушевой доход, но и уважительность причин получения дохода ниже прожиточного минимума. Перечень таких причин устанавливается субъектами Российской Федерации. Так, согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 6 июня 2012 г. N 595 «О реализации главы 33-2 «Государственная социальная помощь» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», которым утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге, причины, по которым заявитель (члены его семьи) имеет (имеют) среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге, являются уважительными для получения государственной социальной помощи в следующих случаях:

— осуществление ухода за проживающим(и) с ним ребенком (детьми) до трех лет и (или) тремя и более детьми в возрасте до восьми лет;

— отсутствие работы при условии, что перерыв в работе либо перерыв между ее прекращением и регистрацией в государственной службе занятости населения не превысил одного месяца;

— осуществление ухода за пожилым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе или достигшим возраста 80 лет, инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, а также ухода за членом семьи, временно нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постороннем уходе;

— нахождение на амбулаторном или стационарном лечении на все время болезни;

— допуск к вступительным экзаменам в высшие, средние и начальные профессиональные образовательные учреждения и др.

Помимо малоимущих, субъектами — получателями государственной социальной помощи являются также иные категории граждан, право которых на получение такой помощи не связано с уровнем дохода. К их числу можно отнести следующие категории, перечисленные в ст. 6.1 комментируемого Закона:

— инвалиды войны;

— участники Великой Отечественной войны;

— ветераны боевых действий;

— военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

— лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

— лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

— члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

— инвалиды;

— дети-инвалиды.

Целью оказания государственной социальной помощи вышеуказанным категориям является поддержание достойного жизненного уровня граждан (а также в ряде случаев и челнов их семей), имеющих особые заслуги перед государством либо не имеющих возможности полноценно трудиться вследствие инвалидности.

Объектами государственной социальной помощи выступают конкретные виды помощи, предоставляемые субъектам-получателям в соответствии с комментируемым законом, а именно:

— социальные пособия,

— социальные доплаты к пенсии,

— субсидии,

— социальные услуги,

— жизненно необходимые товары.

Согласно ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона государственную социальную помощь можно подразделить на два вида:

— денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

— натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

2. Следующим понятием, рассматриваемым в комментируемой статье, является социальное пособие, под которым понимается безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В более общем плане пособия можно определить как денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи <2>. Анализ российского законодательства позволяет выделить две группы пособий в зависимости от источника их финансирования:

———————————

<2> Право социального обеспечения России: Учебник / Отв. ред. К.Н. Гусов. М., 2009. С. 363.

 

— пособия, финансируемые преимущественно за счет страховых отчислений граждан (пособие по временной нетрудоспособности лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию; пособия по беременности и родам, при постановке на учет в ранние сроки беременности женщин, подлежащих обязательному социальному страхованию; при рождении ребенка; по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, и др.);

— пособия, финансируемые за счет бюджетных средств (пособие по беременности и родам и при постановке на учет в ранние сроки беременности женщин из числа обучающихся и военнослужащих по контракту; пособия супругам военнослужащих по контракту на период их безработицы в связи с уходом за ребенком; пособия семьям граждан, принимавших участие в борьбе с терроризмом; пособия беженцам и вынужденным переселенцам; пособие по безработице, ежемесячное пособие на ребенка и др.).

В контексте комментируемого Закона интерес представляет вторая группа, в особенности социальные пособия, выплата которых обусловлена доходом ниже прожиточного минимума. В качестве примера приведем ежемесячное пособие на ребенка. Его целевое назначение — оказание государственной помощи в содержании и воспитании детей, которые в силу возраста еще не могут участвовать в общественном производстве. До 1 января 2005 г. данный вид пособия устанавливался на федеральном уровне. В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными актами субъектов РФ <3>.

———————————

<3> Право социального обеспечения России. Указ. соч. С. 389.

 

Так, в Москве данный вид государственной социальной помощи регулируется Законом г. Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 «О ежемесячном пособии на ребенка». Согласно указанному Закону право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы. При этом данная величина не может быть ниже установленной Правительством Москвы величины прожиточного минимума в расчете на душу населения.

Для получения ежемесячного пособия на ребенка гражданину необходимо обратиться с заявлением в управление социальной защиты по месту жительства. В заявлении следует указать следующие сведения:

— о составе семьи,

— о месте ее проживания,

— о размере доходов каждого члена семьи.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем сведения, а также дается согласие на их проверку в установленном порядке.

Заявление рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема заявления и необходимых документов.

Статья 7 Закона г. Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 «О ежемесячном пособии на ребенка» устанавливает сроки назначения пособия:

— при обращении не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка — начиная с месяца рождения ребенка;

— при обращении по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка — за прошедшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление.

Выплата ежемесячного пособия на ребенка по общему правилу производится за текущий месяц. В случае неполучения пособия своевременно его выплата производится:

— если пособие не было востребовано своевременно самим получателем — за прошедшее время, но не более чем за 3 года;

— если пособие не было получено своевременно по вине управления социальной защиты — без ограничения срока.

Согласно ст. 8 Закона г. Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 «О ежемесячном пособии на ребенка» основаниями для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка являются:

1) превышение среднедушевым доходом семьи величины, ежегодно устанавливаемой Правительством Москвы в целях реализации Закона г. Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 «О ежемесячном пособии на ребенка»;

2) помещение ребенка на полное государственное обеспечение;

3) получение в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке опекуном (попечителем) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством);

4) лишение граждан родительских прав или ограничение их в родительских правах;

5) назначение одному из родителей (усыновителю, опекуну, попечителю) аналогичной денежной выплаты на этого же ребенка в другом субъекте РФ;

6) отсутствие у одного или обоих родителей (усыновителей) доходов без уважительной причины. Перечень таких уважительных причин устанавливается Правительством Москвы.

Кроме того, выплата пособия может быть приостановлена в случаях, указанных в пунктах 2 — 5 вышеприведенного перечня оснований для отказа в назначении пособия, а также в следующих случаях:

— неполучение ежемесячного пособия на ребенка в течение шести месяцев подряд;

— признание ребенка судом безвестно отсутствующим;

— объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным в соответствии с федеральным законодательством;

— непредоставление сведений о доходах членов семьи по запросу управления социальной защиты.

В соответствии со ст. 8 Закона г. Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 «О ежемесячном пособии на ребенка» выплата ежемесячного пособия на ребенка прекращается в следующих случаях:

— достижение ребенком возраста 18 лет;

— снятие получателя ежемесячного пособия на ребенка с регистрационного учета в городе Москве;

— установление факта превышения среднедушевым доходом семьи установленной величины;

— установление факта отсутствия у одного или обоих родителей (усыновителей) доходов без уважительной причины;

— смерть ребенка;

— непредоставление сведений о доходах членов семьи за истекший календарный год в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;

— установление управлением социальной защиты в ходе проверки факта предоставления недостоверных сведений, необходимых для назначения ежемесячного пособия на ребенка, либо иных сведений об отсутствии (утрате) права на ежемесячное пособие на ребенка.

3. Еще одним видом денежной поддержки граждан в рамках государственной социальной помощи является субсидия, которая определяется как имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг. В первую очередь субсидии предоставляются на оплату жилья и коммунальных услуг, посредством которых государство помогает гражданам реализовать жизненно необходимое право — право на жилище.

Данный вид государственной социальной помощи регулируется Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Утвержденный данным Постановлением порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяет, что субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Иными словами, право на получение субсидии имеют все граждане и семьи, доход которых не позволяет им в полном объеме оплачивать жилье и коммунальные услуги, т.е. без привязки к прожиточному минимуму.

Для малоимущих семей предусмотрены повышенные меры защиты в виде применения поправочного коэффициента. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют:

а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;

г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта РФ или управомоченным им государственным учреждением. При этом органы государственной власти субъекта РФ вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.

Для получения субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг гражданину необходимо обратиться с заявлением в уполномоченный орган по месту жительства. К заявлению следует приложить необходимый пакет документов (см. подробнее комментарий к ст. 12 Закона).

Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех необходимых документов.

Гражданам и (или) членам их семьи предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

Предоставление субсидий осуществляется одним из следующих способов:

— перечисление средств на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования;

— выплата (доставка) средств через организации связи или выплата из кассы уполномоченного органа в случае отсутствия в населенных пунктах филиалов банков, а также в случае, если по состоянию здоровья, в силу возраста, из-за отсутствия пешеходной или транспортной доступности получатели субсидий не имеют возможности открывать банковские счета или вклады до востребования и пользоваться ими.

При этом часть субсидии, приходящаяся на приобретение твердых видов топлива (при наличии печного отопления), может перечисляться (выплачиваться) за весь срок предоставления субсидии единовременно в первом месяце периода предоставления субсидии.

Приостановление предоставления субсидий возможно по решению уполномоченного органа при условии:

а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев;

б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности;

в) неисполнения получателем субсидии установленных требований (например, несообщение сведений об изменении места жительства, основания проживания, состава семьи, материального положения и т.д.).

Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа в случаях:

а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии;

б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии);

в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения установленных требований (например, несообщение сведений об изменении места жительства, основания проживания, состава семьи, материального положения и т.д.) в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования);

г) непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется:

— по общему правилу из бюджетов субъектов РФ;

— для отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти:

а) сотрудникам, проходящим военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба и сведения о которых не подлежат разглашению;

б) лицам, проходящим либо проходившим военную службу по контракту за пределами Российской Федерации в территориальных органах, воинских частях, подразделениях и организациях соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

4. Помимо денежных выплат, государственная социальная помощь может оказываться и в натуральной форме, а именно: в виде набора социальных услуг, под которыми понимается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с комментируемым Законом. Данный вид помощи предоставляется независимо от уровня дохода граждан. Ее суть заключается в том, что государство предоставляет определенным категориям граждан возможность бесплатно получить ряд услуг, необходимых им для обеспечения жизнедеятельности. Однако при этом важно понимать, что набор социальных услуг не является абсолютно бесплатным. Если гражданин изъявил желание получать этот набор, то его стоимость вычитается из ежемесячных денежных выплат, которые установлены с 2005 г. тем же самым категориям, кому потенциально предоставлено право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг <4>.

———————————

<4> Право социального обеспечения России. Указ. соч. С. 472.

 

Термин «набор социальных услуг» был введен в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (о монетизации льгот). Данный вид государственной социальной помощи регулируется главой 2 комментируемого Закона и включает в себя следующие социальные услуги:

— обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

— предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний;

— бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Согласно ст. 6.1 комментируемого Закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

— инвалиды войны;

— участники Великой Отечественной войны;

— ветераны боевых действий;

— военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

— лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

— лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

— члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

— инвалиды;

— дети-инвалиды.

Все вышеперечисленные категории граждан подразделяются на две группы:

1) «федеральные льготники», т.е. категории граждан, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;

2) «региональные льготники», т.е. категории граждан, включенные в соответствующий региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

5. Наряду с социальными пособиями и субсидиями комментируемая статья устанавливает еще один вид государственной социальной помощи, выраженный в денежной форме, — социальная доплата к пенсии. Данный вид государственной социальной помощи введен Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ и установлен гражданам с 1 января 2010 года. Его суть заключается в материальной поддержке пенсионеров, пенсия которых ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Федерации для данной социально-демографической группы. Иными словами, целевым назначением социальной доплаты к пенсии является обеспечение приемлемого уровня жизни одной из самых социально незащищенных категорий населения — пенсионеров.

Приведенное в комментируемой статье определение понятия «социальная доплата к пенсии» позволяет выделить следующие основные признаки данного вида государственной социальной помощи:

— предоставляется только пенсионерам;

— выражается в денежной форме;

— при ее назначении учитываются денежные выплаты и отдельные меры социальной поддержки, предоставляемые в натуральной форме, предусмотренные законодательством Российской Федерации и ее субъектов;

— представляет собой разницу между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъектах РФ по месту его жительства или месту пребывания, и суммой материального обеспечения пенсионера;

— выплачивается за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (федерального, регионального).

Согласно рассматриваемому определению социальная доплата к пенсии может быть двух видов:

— федеральная социальная доплата к пенсии, которая устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации; при этом она устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ;

— региональная социальная доплата к пенсии, которая устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации; при этом она устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте РФ.

Из сказанного можно сделать вывод, что федеральная социальная доплата призвана обеспечить минимально необходимый уровень жизни для всех российских пенсионеров. Установление же региональной социальной доплаты нацелено на повышение материальной обеспеченности пенсионеров в тех регионах, в которых прожиточный минимум превышает установленный в целом по Российской Федерации. К числу таких регионов относятся город Москва, Московская область, Республика Коми, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Мурманская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатский край, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ и др. <5>. В этих субъектах РФ пенсионеры получают региональные социальные доплаты к пенсии, в остальных регионах — федеральные социальные доплаты.

———————————

<5> Сайт Пенсионного фонда РФ, URL: http://www.pfrf.ru/socdoplata_doprojmin/23065.html.

 

6. Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 258-ФЗ комментируемая статья дополнена двумя новыми понятиями — «социальный контракт» и «программа социальной адаптации».

Под социальным контрактом понимается соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Данное соглашение является неотъемлемой частью технологии оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, которая нацелена на стимулирование активных действий малоимущих граждан по преодолению трудной жизненной ситуации. В нем устанавливаются основные условия взаимодействия гражданина и органа социальной защиты населения:

— предмет социального контракта;

— права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи;

— виды и размер государственной социальной помощи;

— порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;

— срок действия социального контракта;

— порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

Программа социальной адаптации определяется в комментируемой статье как разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, и включают в себя виды, объем и порядок реализации этих мероприятий. Она является приложением к социальному контракту и предусматривает обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия:

— поиск работы;

— прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

— осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

— ведение личного подсобного хозяйства;

— осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Введение данных понятий явилось результатом проводимого на протяжении двух лет в ряде регионов эксперимента по внедрению новой социальной технологии — государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Решение о проведении такого эксперимента было принято Президентом РФ и оформлено в виде поручения органам государственной власти. Во исполнение данного поручения был издан Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31 мая 2010 г. N 399 «О проведении в ряде субъектов Российской Федерации эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта». Этим Приказом утвержден Перечень субъектов РФ, участвующих в эксперименте, в который вошло 17 регионов, включая город Москву.

С целью методической поддержки органов государственной власти субъектов РФ Минздравсоцразвития РФ были разработаны Рекомендации по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта (информационное письмо Минздравсоцразвития РФ от 1 июня 2010 г. N 13-1/10/2-4573).

В соответствии с п. 1.1 данных Рекомендаций целью внедрения технологии оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта является повышение качества жизни указанной группы населения путем активизации адаптивных возможностей малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина).

Пункт 1.3 Рекомендаций перечисляет ожидаемые результаты применения технологии оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта:

— реализация трудового потенциала получателей государственной социальной помощи;

— повышение уровня и качества жизни малоимущих граждан за счет постоянных самостоятельных источников дохода в денежной или натуральной форме;

— социальная реабилитация членов малоимущих семей (малоимущих одиноко проживающих граждан);

— повышение социальной ответственности получателей помощи, снижение иждивенческого мотива их поведения.

Таким образом, применение новой социальной технологии позволит, с одной стороны, улучшить материальное положение малоимущих граждан и семей, реализовать их потенциал, а с другой — снизить бюджетные расходы на оказание пассивной социальной помощи, предоставляемой в денежной и натуральной форме. Можно сказать, что данная технология позволяет перенести приоритеты с пассивной социальной помощи на активную, связанную с активизацией собственного потенциала нуждающихся.

Пункт 1.4 Рекомендаций закрепляет основные принципы реализации новой технологии оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам на условиях заключения социального контракта:

— добровольность участия,

— обязательность исполнения условий социального контракта,

— индивидуальный подход при определении условий социального контракта,

— целевой характер оказания социальной помощи.

По итогам эксперимента Минтруда РФ сделало следующие выводы <6>:

———————————

<6> URL: http://www.rosmintrud.ru/social/social/16.

 

1) в некоторых регионах наиболее распространенным видом оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта является предоставление единовременных целевых денежных выплат на развитие личного подсобного хозяйства, а также на занятие индивидуальной трудовой деятельностью;

2) приоритет при оказании государственной социальной помощи на основе социального контракта отдается семьям с детьми, особенно многодетным и неполным семьям. Таким семьям, наряду с денежными выплатами и натуральной помощью, предоставляются социальные услуги, психологическая и юридическая помощь, содействие в устройстве детей в детские дошкольные учреждения;

3) размер социальной помощи на условиях социального контракта определяется с учетом финансовых возможностей региона и в большинстве случаев составляет около 30 — 35 тысяч рублей. Социальный контракт заключается, как правило, на срок до 6 месяцев и при необходимости может быть продлен;

4) в ряде случаев среднедушевой доход граждан, заключивших социальный контракт, по окончании контракта возрастает в 1,5 — 2,0 раза.

Все это позволило высоко оценить эффективность технологии оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта. Положительные результаты эксперимента привели к законодательному закреплению нового вида государственной социальной помощи.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code