Комментарий к преамбуле Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

Комментарий к преамбуле

1. В соответствии с преамбулой комментируемый Закон регламентирует правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи. Анализируя Закон, можно выделить два основных вида государственной социальной помощи, которая оказывается в рамках комментируемого Закона:

— государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг;

— государственная социальная помощь малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам.

В первом из указанных выше случаев право на получение государственной социальной помощи имеют категории лиц, указанные в ст. 6.1, 6.7 комментируемого Закона (инвалиды войны, участники войны, дети-инвалиды и т.п.). Во втором случае получателями государственной помощи являются категории лиц, перечисленные в ст. 7 комментируемого Закона (малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и т.п.). Эти граждане получают государственную социальную помощь за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Однако комментируемый Закон является не единственным правовым актом в области государственной социальной помощи. Поэтому абзацем 2 преамбулы предусмотрено, что предметом регулирования Закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных другими нормативными правовыми актами. Приведем примеры таких законов:

— Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

— ФЗ «О ветеранах»;

— ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

— Закон «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»;

— ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

— ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»;

— ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».

Рассмотрим кратко перечисленные Законы.

Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. Гражданам Российской Федерации гарантируются возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. В силу ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» действие Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяется также на граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк».

ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда упомянутым Законом устанавливаются следующие категории ветеранов:

— ветераны Великой Отечественной войны;

— ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств;

— ветераны военной службы;

— ветераны государственной службы;

— ветераны труда.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Под инвалидом в упомянутом выше Законе подразумевается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. При этом ограничение жизнедеятельности — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом в настоящее время установлены Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом». Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Под социальной поддержкой инвалидов следует понимать систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, устанавливаемую законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Законом «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» признаются особые заслуги перед государством и народом Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, а также признается необходимость осуществления государством мер, гарантирующих их экономическое и социальное благополучие, устанавливается их статус и предоставляются соответствующие права и льготы.

Федеральным законом «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» признаются особые заслуги перед государством граждан Российской Федерации, удостоенных звания Героя Социалистического Труда, и граждан Российской Федерации, награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней, устанавливаются их права и льготы, которые призваны обеспечить экономическое и социальное благополучие указанных граждан.

Согласно ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949 — 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные указанным Законом.

Приведем примеры нормативных правовых актов, в которых некоторые нормы также касаются мер социальной поддержки.

Например, в силу ст. 6 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 «О ветеринарии» специалистам государственной ветеринарной службы Российской Федерации могут устанавливаться меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» социальная поддержка работникам организаций почтовой связи предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации. Почтальоны организаций федеральной почтовой связи исключительно в служебных целях обеспечиваются проездными документами на все виды городского пассажирского транспорта, а в сельской местности также на автомобильный транспорт общего пользования пригородного и междугородного сообщения, приобретаемыми почтовыми организациями у соответствующих транспортных организаций в порядке, установленном Правительством РФ.

В ст. 32 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» устанавливается, что члены семей спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, погибших при исполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также члены семей других спасателей, погибших в период и вследствие участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, сохраняют в течение одного года право на социальные гарантии, которыми они, как члены его семьи, пользовались в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 28 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует следующие меры социальной поддержки безработных:

— выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

— выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

— возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Следовательно, анализ нормативных актов, содержащих нормы о социальном обеспечении в широком смысле слова, «позволяет выделить три основные их категории (вида):

— системообразующие (отраслевые) законы о социальной защите;

— профильные законы о социальной защите, выделяющие отдельные категории граждан или сферы, на которые распространяются их нормы;

— непрофильные законы, содержащие отдельные субинституты (главы, разделы) либо отдельные нормы, посвященные мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан» <1>.

———————————

<1> Кирилловых А.А. Систематизация норм о социальной защите граждан: проблемы и перспективы развития законодательства // Законодательство и экономика. 2010. N 7.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code