10.6. Планирование, распределение и использование прибыли

Планирование прибыли на предприятии осуществляется раздельно по видам:

— от реализации товарной продукции;
— от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
— от реализации основных средств и другого имущества;
— от внереализационных операций.

При этом могут использоваться различные методы (рис. 10.5).

Методы планирования прибыли

Методы планирования прибыли

Рис. 10.5

Рассмотрим основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции. Главные из них — метод прямого счета и аналитический.

Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях и наиболее точен. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах (В) и полной ее себестоимостью (С) за вычетом НДС и акцизов.

Метод прямого счета

Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.

Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

1. Определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период.

2. Исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности.

3. Учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.

При этом методе прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно (как правило, методом прямого счета).

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного хозяйства, услуг непромышленного характера и т.д.) планируется методом прямого счета. При незначительной доле этой продукции прибыль от реализации определяется исходя из запланированного ее объема в плановом году и рентабельности прошлого года.

Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и др.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет. Что касается таких статей, как доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, то они планируются в зависимости от прогнозов в развитии предпринимательской деятельности данного предприятия.

Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия составляют сметы расходов, финансируемых за счет чистой прибыли, оставшейся после расчета с собственниками.

Распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Чистая прибыль представляет собой многоцелевой источник финансирования потребностей предприятия (см. рис. 10.6). При распределении чистой прибыли необходимо обеспечить оптимальное соотношение между капитализируемой и потребляемой ее частями.

Направления распределения прибыли

Направления распределения прибыли

Рис. 10.6

При этом на соотношение между капитализируемой и потребляемой прибылью влияет ряд факторов.

К внешним факторам относятся:

— правовые ограничения;

— система налоговых льгот при реинвестировании прибыли;

— рыночная норма прибыли на инвестированный капитал, рост которой приводит к повышению доли капитализированной прибыли, и наоборот;

— стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов.

К внутренним факторам относятся:

— уровень рентабельности предприятия, поскольку при его низком уровне и, соответственно, небольшой сумме распределяемой прибыли большая ее часть идет на формирование обязательных фондов и резервов, выплату дивидендов и т.д.;

— инвестиционная политика предприятия;

— финансовая устойчивость предприятия;

— наличие альтернативных источников формирования инвестиционных ресурсов;

— платежеспособность предприятия, при низком уровне которой необходимо сокращать потребляемую часть прибыли.

Капитализация чистой прибыли позволяет расширить деятельность предприятия за счет собственных источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы предприятия, связанные с привлечением дополнительных заемных источников, выпуском новых акций; сохраняется при прочих равных условиях действующая система управления, поскольку состав собственников и доли их участия в капитале не изменяются и др.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code