10.5. Виды прибыли и взаимосвязь между ними. Факторы, влияющие на величину прибыли. Качество прибыли

В экономической теории и практике уделяется значительное внимание исследованию прибыли, поскольку раскрытие содержания этой экономической категории, понимание многообразия форм ее проявления и управление ее «жизненным циклом» необходимы для устойчивого функционирования предприятия. Многочисленные исследования, посвященные раскрытию экономического содержания, функций прибыли, позволили выделить два основных подхода: экономический и бухгалтерский.

В соответствии с первым подходом под экономической прибылью понимается прирост экономической стоимости предприятия. При этом существует множество разночтений в понимании того, как рассчитывать экономическую стоимость. Можно выделить ряд основных точек зрения:

экономическая прибыль

В соответствии со вторым подходом под бухгалтерской прибылью понимается прибыль, рассчитанная в соответствии с правилами бухгалтерского учета как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде, и отражаемая в отчете о прибылях и убытках.

Определение бухгалтерской прибыли основано на двух главных концепциях:

— концепции сохранения капитала (поддержания благосостояния собственников);

— концепции наращения капитала.

В мировой практике доминирует концепция сохранения капитала, согласно которой бухгалтерская прибыль — прирост собственного капитала в течение отчетного периода, что характеризует улучшение благосостояния собственников предприятия. Согласно данной концепции выручка от продаж и другие доходы предприятия могут быть признаны только вследствие увеличения какого-либо актива или уменьшения какого-либо обязательства, соответственно, расходы не могут быть признаны, если они не вызваны уменьшением активов или увеличением обязательств. Таким образом, бухгалтерская прибыль представляет собой увеличение ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия, убыток — их уменьшение.

Согласно концепции наращения капитала бухгалтерская прибыль — разница между доходами и расходами предприятия, которая является результатом их корректного разнесения по соответствующим отчетным периодам. Доходы и расходы будущих периодов будут признаны активами или пассивами вне зависимости от того, представляет собой такой актив или пассив реальный будущий приток или отток ресурсов.

В соответствии с отчетом о прибылях и убытках выделяются следующие виды бухгалтерской прибыли (см. рис. 10.3).

Порядок формирования показателей прибыли

Порядок формирования показателей прибыли

Рис. 10.3

Валовая прибыль = Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) — Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

В себестоимость продукции включаются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда, а также косвенные общепроизводственные расходы.

Валовая прибыль является показателем результативности работы производственных подразделений предприятия.

Прибыль от продаж = Валовая прибыль — Коммерческие расходы — Управленческие расходы.

Прибыль от продаж есть показатель результативности основной деятельности предприятия, т.е. производства и реализации продукции.

Прибыль до налогообложения = Прибыль от продаж + Проценты к получению — Проценты к уплате + Доходы от участия в других организациях + Прочие операционные доходы — Прочие операционные расходы + Внереализационные доходы — Внереализационные расходы.

Прибыль до налогообложения — это показатель результативности всей хозяйственной деятельности предприятия.

Чистая прибыль = Прибыль до налогообложения +- Отложенные налоговые активы — Отложенные налоговые обязательства — Текущий налог на прибыль.

Под отложенным налоговым активом согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» понимается та часть налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем (последующих) за отчетным периоде. Отложенные налоговые обязательства равняются величине отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем (последующих) за отчетным периоде (периодах).

Использование того или иного показателя прибыли для оценки эффективности работы предприятия зависит от категории заинтересованных лиц.

— Собственникам предприятия важен конечный финансовый результат — чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности и упрочения своих рыночных позиций.

— Кредиторам важна общая сумма прибыли до уплаты процентов и налогов — прибыль от продаж (брутто-прибыль), поскольку из нее они получают свою часть за ссуженный капитал.

— Государство же интересует прибыль после уплаты процентов до вычета налогов — прибыль до налогообложения, так как именно она служит источником поступления денег в бюджет.

Отличие бухгалтерской прибыли от экономической заключается в том, что при ее расчете учитывается стоимость использования всех обязательств предприятия, а не только расходов по уплате процентов по заемным средствам, учитываемых при расчете бухгалтерской прибыли. Иными словами, бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных (альтернативных) затрат или затрат упущенных возможностей (см. рис. 10.4).

Экономический и бухгалтерский подходы к определению прибыли

Экономический и бухгалтерский подходы

Рис. 10.4

Именно экономическая прибыль служит критерием эффективности использования ресурсов предприятия. Положительное ее значение означает, что предприятие заработало больше, чем требуется для покрытия стоимости используемых ресурсов, следовательно, была создана дополнительная стоимость для тех, кто предоставил предприятию свой капитал.

Отсутствие экономической прибыли свидетельствует о неспособности предприятия покрыть стоимость использования привлеченных ресурсов, «проедании» предоставленного капитала и может стать причиной перетока капитала в другие сферы.

Существование понятий «бухгалтерская» и «экономическая прибыль» не означает возможности прямого сопоставления их значений. У каждого из этих видов прибыли может быть своя сфера применения, и наиболее корректным является их рассмотрение как взаимодополняющих. Использование показателя экономической прибыли может как подтвердить, так и опровергнуть выводы, сделанные на основе показателя бухгалтерской прибыли, обусловить необходимость проведения дополнительного анализа. С точки зрения оценки эффекта показатель экономической прибыли дает более полное по сравнению с показателем бухгалтерской прибыли представление об использовании предприятием имеющихся активов в силу того, что финансовый результат, полученный конкретным предприятием, сравнивается с результатом, который обеспечит ему реальное, а не только номинальное сохранение вложенных средств. В связи с этим показатель экономической прибыли является более емким и полезным при принятии решения инвестором о своих действиях в отношении предприятия.

 

Пример. На конечный финансовый результат деятельности предприятий и организаций в виде прибыли или убытков влияют многие факторы, и в частности, вид деятельности, который определяет состав доходов и расходов (табл. 10.7). Некоторые из них могут быть достаточно специфичны и не свойственны другим видам деятельности (например, затраты на геолого-разведочные работы). Однако, чем бы ни занималась организация, порядок формирования показателей прибыли будет одинаков.

 

Таблица 10.7

Финансовые результаты деятельности ОАО «Лукойл» за 2009 — 2011 гг., млн долл.

 

Показатели

2009 г. 2010 г. 2011 г.
Выручка
Выручка от реализации (включая акцизы и экспортные пошлины) 81 083 104 956 133 650
Затраты и прочие расходы
Операционные расходы (7 340) (8 298) (9 055)
Стоимость приобретенных нефти, газа и продуктов их переработки (31 761) (43 250) (59 694)
Транспортные расходы (4 830) (5 608) (6 121)
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы (3 306) (3 558) (3 822)
Износ и амортизация (3 937) (4 154) (4 473)
Налоги (кроме налога на прибыль) (6 474) (8 978) (12 918)
Акцизы и экспортные пошлины (13 058) (18 878) (22 217)
Затраты на геолого-разведочные работы (218) (336) (532)
Чистый убыток от выбытия и снижения стоимости активов (381) (363) (1 663)
Прибыль от основной деятельности 9 778 11 533 13 155
Расходы по процентам (667) (712) (694)
Доходы по процентам и дивидендам 134 174 211
Доля в прибыли компаний, учитываемых по методу долевого участия 351 472 690
Убыток по курсовым разницам (520) (122) (301)
Прочие внеоперационные доходы (расходы) (13) 125 58
Прибыль до налога на прибыль 9 063 11 470 13 119
Текущий налог на прибыль (1 922) (2 104) (2 678)
Отложенный налог на прибыль (72) (247) (615)
Итого налог на прибыль (1 994) (2 351) (3 293)
Чистая прибыль 7 069 9 119 9 826
Чистый убыток (прибыль), относящийся к неконтролируемой доле в дочерних компаниях (58) (133) 531
Чистая прибыль, относящаяся к ОАО «Лукойол» 7 011 9 006 10 357
Прибыль на одну обыкновенную акцию, относящаяся к ОАО «Лукойл» (в долл. США)
базовая прибыль 8,28 10,95   13,30
разводненная прибыль 8,28 10,94   13,04

Источник: ОАО «Лукойл», «Анализ руководством Компании финансового состояния и результатов деятельности», 2012.

 

На величину прибыли оказывают влияние различные факторы. По сути, это вся совокупность факторов, оказывающих влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Существуют различные подходы к классификации факторов. Однако для целей анализа финансовых результатов деятельности предприятия целесообразно выделять внешние и внутренние факторы. В их состав входят факторы, которые могут оказывать как прямое, так и косвенное влияние (табл. 10.8). Воздействие прямых факторов можно довольно точно определить, в частности, с помощью методов факторного анализа. Косвенные факторы оказывают, как правило, опосредованное воздействие на финансовые результаты. Влияние этих факторов можно оценить с определенной долей вероятности, в частности, с помощью методов экспертных оценок.

Таблица 10.8

Факторы, влияющие на прибыль предприятия

Внешние факторы Внутренние факторы
Прямые факторы — Объем спроса напродукцию;- уровень инфляции;

— нормы амортизации;

— транспортные условия;

— система налогообложения и др.

— Цели менеджмента исобственников;- объем реализованной продукции;

— себестоимость продукции;

— производительность основного технологического оборудования;

— продолжительность производственного и операционного цикла и др.

Косвенныефакторы — Конъюнктура рынка;- природные условия;- нарушение дисциплины со стороны деловых партнеров и др. — Качество продукции;- политика ценообразования предприятия;- инвестиционная политика и инвестиционный портфель предприятия;

— структурные сдвиги в ассортименте;

— нарушение условий труда;

— сезонность производства;

— стадия жизненного цикла;

отрасли, предприятия, продукта

— качество менеджмента и др.

 

Одним из наиболее значимых внешних факторов, оказывающих прямое воздействие на финансовые результаты предприятия, является инфляция — обесценение денежной единицы и, как следствие, снижение ее покупательной способности. В результате инфляции предприятие может испытывать в каждом очередном производственном цикле недостаток денежных средств для восстановления подорожавших оборотных фондов, что при достаточно высокой инфляции может значительно ухудшить его финансовое состояние. Текущую нехватку денежных средств предприятие вынуждено восполнять за счет чистой прибыли или других доступных источников.

Поскольку прибыль является конечным финансовым результатом деятельности предприятия, отражающим качество его бизнеса, понятие «качество прибыли» должно содержательно раскрывать особенности ее формирования за счет различных источников.

Высокое качество прибыли характеризуется:

— ростом объема выпуска продукции;

— снижением операционных затрат;

— другими источниками, относящимися преимущественно за счет интенсивных факторов.

Низкое качество прибыли характеризуется:

— ростом цен на продукцию без увеличения объема ее выпуска и реализации в натуральных показателях, в частности за счет монопольно высоких цен;

— несоответствием цены и качества продукции, что приводит к получению «незаработанной» прибыли. Зачастую в основе этого лежит недобросовестная конкуренция. В данном случае источники прибыли «зыбки», поскольку строятся посредством формирования «нужного» общественного мнения за счет агрессивной рекламы.

Анализ качества прибыли дает возможность пользователям финансовой отчетности проводить оценку деятельности различных предприятий с учетом факторов формирования прибыли. Объектом анализа являются все стадии формирования финансовых результатов, поскольку качество прибыли во многом определяется ее структурой. Особое внимание следует обращать на изменение удельного веса прибыли от продаж в прибыли до налогообложения. Его снижение следует рассматривать как негативное явление, свидетельствующее об ухудшении качества прибыли. В силу этого целесообразно, чтобы темп роста прибыли от продаж опережал или, по крайней мере, был равен темпу роста прибыли до налогообложения.

При этом как негативное явление рассматривается не только рост штрафов, пеней и неустоек, уплаченных предприятием, но и рост штрафов, пеней и неустоек, полученных им, поскольку они характеризуют недостатки в деятельности его контрагентов.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code