Глава 9. ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ И СИСТЕМА РАСЧЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Деньги нужны даже для того,
чтобы без них обходиться.
Оноре де Бальзак
французский писатель, XIX в.

— Денежный оборот предприятия
— Безналичные расчеты предприятия: через финансово-кредитную систему, взаимозачеты, товарообменные операции

9.1. Денежный оборот предприятия

В современном мире невозможно представить себе предприятие, у которого нет счета в банке. Современная экономика любого предприятия включает развитую систему расчетов и платежей, с помощью которых удовлетворяются взаимные требования и обязательства, возникающие у предприятия в процессе его отношений с другими хозяйствующими субъектами, с физическими лицами, с государством. Данные расчеты и платежи выступают проявлением сущности денег в их постоянном движении — денежном обороте и служат формой реализации финансов предприятия.

Необходимо заметить, что в экономической литературе, прежде всего в учебной, встречаются различные трактовки понятия «платежный оборот», «денежный оборот», «денежное обращение». Более того, эти понятия зачастую смешиваются, хотя они имеют существенные различия:

платежный оборот — процесс непрерывного движения существующих в данной стране средств платежа. Он включает не только движение денег (используются денежные формы расчетов), но и движение иных средств платежа (используются бартерные сделки, зачеты взаимной задолженности, расчеты между предприятиями, предприятием и банками векселями, другими ценными бумагами и другие неденежные формы расчетов). При этом, разумеется, это движение в любых формах отражается (по учету) не иначе как в денежной оценке;

денежный оборот является составной частью платежного оборота и включает налично-денежный и безналичный денежный обороты. Понятие «денежный оборот» относится к системному понятию экономической науки. Он представляет собой взаимосвязанную совокупность денежных потоков, образующих определенную целостность, функционирующих в соответствии с законом количества денег, необходимых для обращения;

денежное обращение, в свою очередь, служит составной частью денежного оборота. Обращаться могут только наличные деньги, поэтому понятие «денежное обращение» можно отнести только к части денежного оборота, а именно к налично-денежному обороту.

 

Примечание. В 1990-е гг. в России, в силу коренной ломки сложившихся к тому моменту производственных отношений, массовый характер имело неисполнение своих обязательств перед партнерами в денежной форме. Вместо денег в качестве средства платежа стали применяться неденежные формы расчета. Наиболее распространенные из них бартер, взаимозачеты и векселя. Бартер — товарообменная операция, в результате которой за полученную продукцию расчет производится встречными поставками продукции. Взаимозачет — форма исполнения обязательств, когда договаривающиеся стороны освобождаются от своих долгов в обмен на отказ от требования долгов со своих должников. Широкое распространение неденежных форм расчетов повлияло на финансовое состояние промышленных предприятий.

Предприятие, широко использующее неденежные формы расчета по своим обязательствам, испытывает на себе влияние целого ряда неблагоприятных факторов. Ими являются постоянный рост себестоимости продукции, а следовательно, и рост цен на нее, появление «вторичного» рынка продукции предприятия, на котором цена продукции ниже, чем у производителя, постоянное увеличение разрыва между ценами двух рынков, а также доли неденежных форм расчетов в общей выручке предприятия.

 

В данном учебнике раскрывается содержание денежного оборота как процесса непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах (рис. 9.1).

Денежный оборот предприятия

Денежный оборот предприятия

Рис. 9.1

Действительно, движение денежных средств предприятия представляет собой непрерывный процесс. Предприятия, аккумулируя денежные средства, обеспечивают их дальнейшее перераспределение в соответствии с условиями финансирования производственной и непроизводственной сфер. Это перераспределение денежных средств во времени представляет собой движение денежных потоков.

Денежный оборот составляет основу функционирования финансов предприятия. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, опосредующий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов.

Денежные расчеты предприятий можно классифицировать следующим образом.

1. По виду операций:

— расчеты по товарным операциям, т.е. операциям, связанным с движением товара (расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками);

— расчеты по нетоварным операциям, т.е. операциям, не обусловленным движением товара и связанным лишь с движением денежных средств (расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями, акционерами, кредитными организациями).

2. По виду объектов:

внутренние расчеты — выплата заработной платы, выплата подотчетных сумм работникам, выплата дивидендов акционерам;

внешние расчеты — оплата поставок продукции, оплата закупок сырья и материалов, уплата налогов, получение, возврат кредита.

3. По виду расчетов: наличные и безналичные (ст. 861 ГК РФ).

Как отмечалось выше, между налично-денежным и безналичным движением денежных средств существует тесная взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной формы в другую, меняя форму наличных денежных знаков на безналичную, и наоборот.

При наличных расчетах происходит передача собственно денежных средств в форме банкнот и монет, а при безналичных — передается право на определенную сумму денежных средств путем оформления соответствующих расчетных документов и проведения записей по счетам, открытым предприятиям в кредитных организациях.

Общая схема денежного обращения представлена на рис. 9.2.

Схема отношений субъектов в сфере денежного обращения

Схема отношений субъектов в сфере денежного обращения

1 — безналичные расчеты; наличные расчеты: 2 — между небанковскими экономическими субъектами; 3, 4 — с банком (внесение денег на свой счет, снятие денег со своего счета); 5, 6 — между небанковскими экономическими субъектами при посредничестве банка (путем внесения наличных денег на счет получателя, снятия наличных денег со счета плательщика)

Рис. 9.2

 

В настоящее время осуществление расчетов наличными денежными средствами для юридических лиц существенно ограничено. ГК РФ устанавливает, что выбор наличной или безналичной формы расчетов напрямую связан с характером производимой операции, а также с правовым статусом участников. Расчеты юридических лиц, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением последними предпринимательской деятельности, проводятся, как правило, в безналичном порядке. Без каких-либо ограничений наличными денежными средствами могут рассчитываться только физические лица и только по операциям, не связанным с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Почему существуют ограничения на использование предприятиями налично-денежных расчетов? К числу основных причин можно отнести обеспечение мер по ограничению теневого и криминального денежного оборота (исключение возможностей использования наличных денег для неконтролируемого денежного оборота), по налоговому контролю (исключение занижения выручки), по взысканию задолженности по налогам и сборам (исключение платежей в обход расчетного счета), по сокращению издержек обращения.

Налично-денежный оборот организуется на предприятии на основе следующих принципов:

— все предприятия должны хранить наличные деньги в банках (за исключением их остатка в кассе в пределах лимитов, установленных банками);

— банки по согласованию с руководителями предприятий устанавливают лимиты остатка наличных денег в кассе предприятия на конец рабочего дня;

— обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования.

Для обеспечения текущей деятельности предприятия могут осуществлять расчеты наличными денежными средствами в пределах небольших денежных сумм. Нормативно-правовыми актами Банка России устанавливаются предельные размеры расчетов наличными деньгами по одному платежу (см. табл. 9.1). В настоящее время лимит по одной сделке установлен в сумме 100 тыс. руб. <1>.

———————————

<1> Разъяснения по вопросам применения Указания Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходования наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или в кассу индивидуального предпринимателя» приведены в Письме Банка России от 4 декабря 2007 г. N 190-Т «О разъяснениях по вопросам применения Указания Банка России от 20 июня 2007 года N 1843-У».

Таблица 9.1

Предел наличных расчетов (до 1998 г. — неденоминированные рубли)

Предел наличных расчетов

Операции, связанные с принятием, хранением, выдачей денежной наличности кассами предприятий, называются кассовыми операциями.

В соответствии с действующим российским законодательством предприятия могут иметь в кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий <1>. Лимиты остатков средств в кассе устанавливаются банками всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, ежегодно и при необходимости могут пересматриваться в течение года по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и др.), а также в соответствии с договором банковского счета.

———————————

<1> Положение Банка России от 5 января 1998 г. N 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

 

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу» (см. рис. 9.3).

 

Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу

Расчет

Рис. 9.3

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

При этом лимит остатка кассы устанавливается:

— для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России ежедневно в конце рабочего дня, — в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;

— для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России на следующий день, — в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;

— для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России не ежедневно, — в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;

— для предприятий, не имеющих денежной выручки, — в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплат социального характера и стипендий).

Наряду с размером лимита согласовываются порядок и сроки сдачи наличных денег в банк. В частности, могут устанавливаться следующие размеры лимитов и сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:

— для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, — ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;

— для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, — на следующий день;

— для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, — 1 раз в несколько дней.

Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные с обслуживающими банками <1>.

———————————

<1> Положение Банка России от 5 января 1998 г. N 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

 

Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

Выдача наличных денежных средств из кассы предприятия сотрудникам может производиться на следующие цели:

— на выплату заработной платы;

— под отчет на хозяйственные и операционные расходы;

— на командировочные расходы;

— на выплату пособий по социальному страхованию и стипендий;

— на выдачу ссуд и др.

 

9.2. Безналичные расчеты предприятия через финансово-кредитную систему, взаимозачеты, товарообменные операции

Безналичные расчеты — это денежные расчеты, осуществляемые путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации.

Безналичные расчеты по сравнению с налично-денежными расчетами сокращают издержки обращения, так как отпадает необходимость в перевозке и хранении наличных денег, и обеспечивают высокую скорость совершения платежей.

В странах с развитыми экономическими отношениями значительная часть денежного оборота (до 90% всего денежного обращения) осуществляется путем безналичного оборота по текущим банковским счетам. Безналичные расчеты, заменяя оборот наличных денег, уменьшают потребности в них, ускоряют оборот средств, сокращают издержки производства, способствуют накоплению и аккумулированию денежных средств, облегчают их перераспределение через финансово-кредитную систему.

Для каждого предприятия его «включение» в систему безналичных расчетов начинается с открытия расчетного счета в банке. Какие типы счетов открывает предприятие в банке для проведения расчетов?

Для осуществления операций по основной деятельности клиенту банка — предприятию открывается расчетный счет.

Расчетные счета открываются юридическим лицам, осуществляющим коммерческую деятельность независимо от формы их собственности.

Владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую самостоятельность, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банком и может совершать любые операции, связанные с производственной и инвестиционной деятельностью, не противоречащие действующему законодательству.

Вновь создаваемые предприятия (прошедшие первоначальную регистрацию и получившие временное свидетельство о регистрации) открывают в банке временные расчетные счета, которые предназначены для аккумулирования взносов учредителей в уставный капитал создаваемого предприятия. Платежи с таких счетов, как правило, не производятся. Исключением является возврат взносов лицам, выходящим из числа учредителей до окончательной регистрации предприятия. После выдачи предприятию постоянного свидетельства о регистрации временный расчетный счет переводится в режим обычного расчетного счета.

Филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения как юридического лица, открываются субрасчетные счета, которые используются, как правило, для аккумулирования выручки с целью последующего перечисления на основной расчетный счет предприятия.

Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора банковского счета, в котором фиксируются взаимные права и обязательства сторон, их ответственность за проведение операций по счету.

При этом банк берет на себя обязанность по комплексному расчетно-кассовому обслуживанию клиента, в частности:

— проведение расчетов клиента;

— выдача ему денежных и расчетных чековых книжек;

— обеспечение сохранности денежных средств, поступивших на счет, и др.

Предприятие, в свою очередь, обязуется:

— оформлять свои платежно-расчетные операции в соответствии с нормативными документами;

— представлять в банк в установленные сроки бухгалтерскую и статистическую отчетность;

— уведомлять банк в установленные сроки об изменении своего правового статуса, замене лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, изменении своего юридического адреса и т.п.

Платежи по счету осуществляются в пределах имеющихся на них сумм. Однако договор банковского счета может предусматривать осуществление платежей со счета, несмотря на отсутствие денежных средств на расчетном счете предприятия, предоставляя ему овердрафт — кредит банка для оплаты расчетных документов при недостаточности или отсутствии денежных средств на расчетном счете юридического лица, предполагающий установление лимита (максимальной суммы кредитования) и срока, в течение которого должны быть погашены возникающие кредитные обязательства.

Условия предоставления овердрафта могут быть следующими:

— его могут получить, как правило, устойчиво работающие предприятия;

— наличие устойчивого оборота по счету в течение 3 — 6 месяцев;

— сумма овердрафта, составляющая 30 — 50% от объема месячного оборота;

— наличие обеспечения (залога, гарантий или поручительства).

Срок предоставления овердрафта — до 30 дней.

Кроме перечисленных видов счетов предприятие вправе открывать и иные счета в банке (табл. 9.2) в любой валюте и в любом количестве, но в соответствии с требованиями ст. 30 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности».

 

Таблица 9.2

Виды банковских счетов, открываемых предприятию

Виды счетов Кому открывается Назначение
Расчетный Коммерческиеорганизации Основной счет предприятия. На негозачисляется выручка и проводятся расчеты по обязательствам. Осуществление как безналичных, так и наличных расчетов с различными субъектами
Субрасчетный Филиалам ипредставительствам коммерческих организаций, не являющимся самостоятельным юридическим лицом Аккумуляция поступающей выручкифилиалов и представительств для последующего перечисления на расчетный счет юридического лица; конкретный перечень операций устанавливается самим предприятием. Выдача наличных денег, как правило, не предусматривается
Временныйрасчетный Учредителямкоммерческих организаций Зачисление первоначальных взносов вуставный фонд. Расчетный счет предприятию открывается после внесения не менее 50% уставного капитала (фонда) на временный счет и представления им всех необходимых документов
Специальный Предприятиям-заказчикам Счет 55 «Специальные счета в банках»предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению
Валютный Резидентам инерезидентам счета типа «Т», «С» и «И» Зачисление валютной выручки,перечисление на транзитные счета для конвертации в рубли, осуществление расчетов
Депозитный Юридическим лицам Хранение в течение определенноговремени части денежных средств предприятия
Ссудный Юридическим лицам Отражение сумм кредита, выданногобанком. Выдача кредита осуществляется путем перечисления сумм с ссудного счета на расчетный счет предприятия-клиента

В российской практике законодательно урегулированы способы исполнения через банк денежных обязательств предприятий — формы расчетов, представляющие собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.

В соответствии с действующим российским законодательством выделяются следующие формы безналичных расчетов <1>:

— расчеты платежными поручениями;

— расчеты по аккредитиву;

— расчеты чеками;

— расчеты инкассовыми поручениями;

— расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

———————————

<1> Положение о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19 июня 2012 г. N 383-П).

 

Форма расчетов между плательщиком и получателем средств определяется ими самими в хозяйственных договорах. Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов, которые представляют собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа распоряжение:

— плательщика — о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет получателя;

— получателя (взыскателя) — на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление их на счет, указанный получателем платежа.

К расчетным документам относятся:

— платежные поручения;

— платежные требования;

— платежные ордера;

— инкассовые поручения;

— аккредитивы;

— чеки.

Рассмотрим специфику осуществления безналичных расчетов по некоторым из форм безналичных расчетов.

Платежное поручение — письменное распоряжение предприятия — владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести указанную в данном распоряжении сумму лицу, обозначенному в качестве получателя денежных средств, на его (получателя) счет, открытый в этом или другом банке. Необходимо отметить, что расчеты с использованием платежных поручений — наиболее распространенная на практике форма безналичных расчетов, тем более что современные банковские технологии позволяют проводить электронные платежи «день в день». Основной отличительный признак этой формы безналичных расчетов заключается в том, что инициатива платежа исходит от плательщика (рис. 9.4).

Образец платежного поручения

Образец платежного поручения

Рис. 9.4

При расчетах платежными поручениями банк, принявший поручение к исполнению, обязуется не только списать требуемую сумму со счета клиента, но и обеспечить ее перевод на счет получателя, т.е. платежное поручение считается надлежаще исполненным банком, когда денежные средства поступят на счет получателя (рис. 9.5).

Схема расчетов при помощи платежных поручений

Схема расчетов при помощи платежных поручений

Рис. 9.5

Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Платежными поручениями могут производиться:

— перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

— перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

— перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

— перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.

Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью совершаются расчеты как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями. В расчетах за товары и услуги платежные поручения используются в следующих случаях:

— за полученные товары и оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;

— для платежей в порядке предварительной оплаты товаров и услуг (при условии ссылки в поручении на договор, соглашение, контракт, в которых предусмотрена предварительная оплата);

— для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;

— при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража;

— по арендной плате за помещения;

— платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.

В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются для:

— платежей в бюджет, во внебюджетные фонды;

— погашения банковских ссуд и процентов по ссудам, перечисления средств органам государственного и социального страхования;

— внесения средств в уставные фонды при учреждении предприятий (организаций);

— приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей;

— уплаты пеней, штрафов, неустоек и т.д.

Платежными поручениями могут производиться расчеты также в порядке плановых платежей, которые целесообразно использовать при стабильных, систематических, долговременных хозяйственных отношениях между поставщиками и покупателями. Это ведет к ускорению расчетов, снижению взаимной дебиторско-кредиторской задолженности, упрощает технику расчетов, дает возможность предприятиям лучше планировать свой платежный оборот.

Плановые платежи могут производиться ежедневно или периодически (один раз в 3 — 5 дней). Сумма каждого планового платежа устанавливается сторонами на предстоящий месяц (квартал) исходя из согласованной периодичности платежей и объема поставки. Стороны обязаны периодически, но не реже 1 раза в месяц, уточнять свои расчеты на основе фактического отпуска товаров или услуг за истекший период и производить перерасчеты. При этом образовавшаяся разница может перечисляться отдельным поручением либо учитываться при очередном платеже.

Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также в случае если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету N 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».

Платежное требование — это расчетный документ, требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных ему расчетных и отгрузочных документов стоимость поставляемой по договору продукции, выполненных работ, услуг (рис. 9.6).

Образец платежного требования

Образец платежного требования

Рис. 9.6

Расчеты с использованием платежных требований также являются достаточно распространенной формой безналичных расчетов. Определяющая особенность данной формы безналичных расчетов состоит в том, что инициатива в осуществлении платежа исходит от получателя платежа, а не от предприятия, обязанного произвести денежный расчет за уже отгруженные (отпущенные) товары (работы, услуги). Для применения данной формы расчетов стороны сделки о приобретении товаров (работ, услуг) должны предусмотреть возможность ее использования в договоре.

Схема расчетов следующая (рис. 9.7). Продавец отгружает товары и передает документы в банк покупателя. Банк покупателя передает документы покупателю, который определяет возможность оплаты, оформляет платежные требования подписью и печатью (акцептует их) и сдает в обслуживающий его банк для перечисления акцептованной суммы на счет поставщика.

Схема расчетов при помощи платежных требований-поручений

Схема расчетов при помощи платежных требований-поручений

Рис. 9.7

Банк покупателя списывает деньги со счета покупателя, переводит их в банк поставщика. Банк поставщика зачисляет средства на его счет и сообщает ему об этом.

Платежное требование как форма расчетов удобно покупателю, поскольку позволяет производить расчет только после отгрузки товара. В случае если полученный товар не соответствует каким-либо характеристикам, указанным в договоре, он имеет право отказаться от акцепта требования.

Для продавца платежное требование имеет два существенных недостатка:

— отсрочка получения платежа;

— покупатель может отказаться от оплаты товара или к моменту расчетов оказаться неплатежеспособным.

Поэтому данную форму расчетов рекомендуется использовать только тогда, когда поставщик товара уверен в хорошем финансовом положении покупателя.

Платежный ордер применяется для частичной оплаты платежного поручения банком. Частичное движение (как поступление, так и списание) средств по расчетному документу отражается с помощью этого документа.

При оформлении платежного ордера на частичную оплату на всех его экземплярах в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка, дата, а также подпись ответственного исполнителя банка. Первый экземпляр платежного ордера на частичную оплату также заверяется подписью контролирующего работника банка.

На лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения в верхнем правом углу делается отметка «Частичная оплата».

Ордер отражает безакцептное поступление или списание денежных средств.

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке (рис. 9.8).

Образец инкассового поручения

Образец инкассового поручения

Рис. 9.8

Инкассовые поручения применяются:

— в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

— для взыскания по исполнительным документам;

— в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Действующее законодательство предусматривает, что списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Вместе с тем имеется ряд платежей, которые могут производиться без согласия плательщика. В соответствии со ст. 854 ГК РФ без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором. В настоящее время это платежи:

— на основании исполнительных листов судов, приказов арбитража, исполнительных надписей, учиненных нотариусом;

— на основании распоряжений финансовых и налоговых органов о взимании недоимок, пеней, штрафов по платежам в бюджет;

— платежи за ряд коммунальных услуг потребителей — юридических лиц (кроме жилищно-коммунальных предприятий и бюджетных организаций), а именно платежи за услуги связи, за отпускаемую электроэнергию и тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения;

— платежи, совершаемые в безакцептном порядке со счета клиента в случаях, предусмотренных договором банковского счета. Например, платежи банку за расчетно-кассовое обслуживание клиента, платежи в погашение банковских кредитов и процентов по нему и другие платежи по требованиям кредиторов.

Принудительное списание средств со счета плательщика производится на основании распоряжений взыскателей платежей либо инкассовых поручений получателей платежей.

Кроме того, в современной практике безналичных расчетов в Российской Федерации определенное место занимает вексельная форма расчетов, которая регламентируется особой законодательно-нормативной базой.

Аккредитив — поручение банка плательщика банку получателя средств производить по распоряжению и за счет средств клиента платежи физическому или юридическому лицу в пределах обозначенной суммы и на условиях, указанных в поручении. Аккредитивная форма расчетов применяется в расчетах только между юридическими лицами — за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги (рис. 9.9).

Образец аккредитива

Образец аккредитива

Рис. 9.9

Это форма расчетов, которая является обещанием банка выплатить поставщику товара (продавцу) за счет покупателя определенную сумму в согласованной валюте, если продавец представит в установленный срок документы, предусмотренные в аккредитиве. Через банк, который здесь действует как посредник между продавцом и покупателем, после ряда операций осуществляется платеж: против представления соответствующих документов продавец получает от банка предусмотренную в аккредитиве сумму.

Аккредитив считается, с одной стороны, сложной и дорогой для предприятия формой безналичных расчетов, с другой стороны, самой безопасной формой расчетов между предприятиями, особенно при установлении новых партнерских отношений или при осуществлении предприятием внешнеэкономической деятельности. Расчет аккредитивами идет, как правило, под контролем банков и практически исключает невыполнение условий по заключенным контрактам как поставщика продукции, так и покупателя. Благодаря аккредитиву продавец не зависит от платежеспособности покупателя и его готовности платить, а сразу же после отгрузки товара может получить за него деньги.

Расчет по одному аккредитиву осуществляется только с одним получателем средств. Срок действия аккредитива и его сумма со стороны банка не регламентируются, а устанавливаются в договоре между поставщиком и покупателем. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет депонированных собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.

При расчетах аккредитивами предприятию очень важно правильно выбрать вид аккредитива. Банками могут открываться следующие виды аккредитивов (рис. 9.10):

— покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);

— отзывные или безотзывные.

Классификация аккредитивов

Классификация аккредитивов

Рис. 9.10

Покрытым считается аккредитив, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. Непокрытый — это аккредитив, по которому платежи поставщику гарантирует банк. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированно аккредитив. Указанное ходатайство банк-эмитент удовлетворяет, как правило, в отношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии установления между ним и исполняющим банком прямых корреспондентских отношений.

Каждый аккредитив должен ясно указывать, является он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что аккредитив отзывный. Особенность отзывного аккредитива в том, что он может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом (по указанию покупателя) без предварительного согласования с поставщиком. Однако исполняющий банк обязан оплатить документы, выставленные поставщиком и принятые его банком до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива. Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

Для получения средств по аккредитиву поставщик после отгрузки товаров представляет в свой банк товарно-транспортные документы и реестр счетов за отгруженную продукцию (рис. 9.11 и 9.12).

Схема открытия аккредитива

Схема открытия аккредитива

Рис. 9.11

Схема использования аккредитива

Схема использования аккредитива

Рис. 9.12

Необходимо заметить, что доля аккредитивной формы в расчетах значительно скромнее по сравнению с платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями. Однако именно аккредитив незаменим в случае, когда покупатель и продавец совершают разовую сделку и имеют ограниченную информацию о финансовом состоянии, платежеспособности и добросовестности контрагента по сделке.

Чек как форма безналичного расчета представляет собой ценную бумагу, содержащую ничем не обусловленное распоряжение предприятия-чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы предприятию-чекодержателю.

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.

Различают денежные и расчетные чеки. Денежные чеки применяются для выдачи наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродукции и т.д.

Расчетные чеки применяются для безналичных расчетов и представляют собой ничем не обусловленный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком поставщику в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты (см. рис. 9.13). Чек действителен в течение 10 дней (не считая дня выписки).

Схема расчетов чеками

Схема расчетов чеками

Рис. 9.13

В настоящее время в расчетах за товары и услуги клиенты банков могут использовать лишь чеки из лимитированных чековых книжек, которые положительно зарекомендовали себя многолетней практикой. Лимит чековой книжки ограничен суммой предварительно депонированных в банке средств на отдельном банковском счете. Депонирование средств может производиться также за счет ссуды банка.

ГК РФ предусмотрена возможность передачи прав по чеку по индоссаменту, а также возможность гарантирования платежа по чеку посредством аваля. Гарантия платежа по чеку (аваль) может даваться любым лицом, за исключением плательщика.

Кроме того, в современной практике безналичных расчетов в Российской Федерации определенное место занимает вексельная форма расчетов, которая регламентируется особой законодательно-нормативной базой.

Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между предприятиями за товары и услуги с отсрочкой платежа на основе специального документа — векселя.

Вексельные заимствования — один из самых крупных сегментов российского долгового рынка. По оценке Ассоциации участников вексельного рынка (АУВЕР), векселя составляют примерно 33% от всех публичных заимствований, занимая второе место после сегмента государственных, субфедеральных и муниципальных займов.

В экономической литературе зачастую отмечается высокая рискованность векселя как ценной бумаги. В качестве аргумента при этом указывается, что финансово устойчивые предприятия для привлечения дополнительных денежных ресурсов выпускают, как правило, облигации.

Здесь необходимо отметить, что большинство российских предприятий, которые сегодня выпускают облигации, начинали с вексельных заимствований, приобретая при этом навыки грамотного взаимодействия с широким кругом кредиторов и, что особо важно, нарабатывая себе публичную кредитную историю, становясь известными в среде инвесторов. Именно выпуск собственных векселей позволил многим предприятиям продемонстрировать свою кредитоспособность. Уже после реализации вексельных программ эти эмитенты получили доступ к более долгосрочному и дешевому виду финансирования — облигационным займам.

Кроме того, значительное число российских предприятий не ставит перед собой задачи расширяться и выходить на федеральный уровень, поэтому вексельные выпуски для них, по сути, являются аналогом облигационных займов.

Отметим некоторые преимущества векселей по сравнению с другими ценными бумагами.

Так, операции с залогом векселей выполняются куда более оперативно, чем с акциями, оформление которых в залог требует проведения более сложных операций по передаче прав и оформления через депозитарий. Акции в основном продаются через биржу по определенным биржей правилам. Векселя же предприятие может продать в любое время на внебиржевом рынке.

По сравнению с векселями облигации — прежде всего инструмент рынка капитала. Они рассчитаны на заимствование от года и выше. Векселя же — основной инструмент денежного рынка, функционально более гибкий, чем облигации, рассчитанный на заимствование на короткий срок (от нескольких дней до нескольких месяцев). По сравнению с облигациями выпуск вексельного займа менее трудоемок и требует меньше времени. Векселя не нужно регистрировать в государственном органе, по ним не платят налоги на эмиссию. Прежде чем сделать новый выпуск облигаций, нужно погасить предыдущий. Если же предприятие испытывает потребность в ресурсах, то в этом случае можно использовать вексельный рынок.

Вексель — краткосрочный финансовый инструмент, поэтому он используется для пополнения собственных средств компании и покрытия кассовых разрывов, тогда как средства от размещения облигаций идут обычно на инвестиционные цели — на развитие бизнеса, приобретение оборудования, проекты, которые окупятся в течение срока заимствования. В случае облигационного займа наиболее эффективными являются выпуски объемом не менее 1 млрд руб., поскольку они обладают большей ликвидностью и успешнее размещаются на рынке, однако заем в таком объеме, как правило, превышает потребности среднего предприятия, тогда как размер вексельных займов может составлять от 50 до 100 млн руб.

В последние годы вексель все больше становится не только инструментом кредита, но и удобным, широко применяемым средством платежа, суррогатом денег.

Отмеченные качества векселей предопределяют широкое использование их и во внутреннем обороте, и в международных расчетах.

Что же касается рисков, связанных с обращением векселей, специалисты обращают внимание участников вексельных сделок на следующие виды рисков:

— риск, возникающий от получения поддельного векселя;

— риск того, что вексель, не заполненный к моменту выдачи, будет заполнен в противоречии с состоявшимися соглашениями;

— риск оплаты векселя, в котором нарушена правильность последовательного ряда индоссаментов;

— риск того, что первый векселедержатель, принимая вексель, действует сознательно в ущерб векселедателю (должнику);

— риск неполучения платежа ввиду отсутствия обеспечения вексельного обязательства и др.

В основе снижения вексельных рисков — соблюдение соответствующих законодательных требований и норм. Обязательство по векселю является бесспорным и безусловным. Это буква закона. Присущая векселю формальная и материальная строгость и скорость процедуры взыскания вексельных долгов (в отличие от хлопот, связанных с реализацией залогового имущества, если рассматривать кредитный договор) делают вексель весьма привлекательным инструментом для инвесторов именно в силу существующих законодательных норм. Дело в том, что вексель сам по себе подтверждает факт наличия долгового обязательства, т.е. не требует никаких других доказательств. Однако особое важное значение при этом имеет правильное его оформление. Вексель является строго формальным документом и должен быть оформлен в полном соответствии с законодательством, т.е. иметь все обязательные реквизиты, предусмотренные международной Женевской конвенцией 1930 г. Отсутствие хотя бы одного из них лишает вексель юридической силы <1>.

———————————

<1> См.: Письмо Банка России от 4 июля 2008 г. N 80-Т «Об усилении контроля за отдельными операциями физических и юридических лиц с векселями».

 

Закон различает два вида векселей: простые и переводные.

Простой вексель (соло-вексель) — это документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получателю средств (или по его приказу). Простой вексель выписывает сам плательщик, и, по существу, он является его долговой распиской (см. рис. 9.14).

Образец простого векселя

Образец простого векселя

Рис. 9.14

Переводной вексель (тратта) — документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или по его приказу (см. рис. 9.15).

Образец переводного векселя

Образец переводного векселя

Рис. 9.15

Предприятие может выполнять следующие операции:

— использовать вексель в качестве расчетного или накопительного инструмента;

— продавать и покупать векселя;

— акцептовать и авалировать векселя;

— получать вексельные кредиты;

— использовать векселя в качестве залога;

— проводить с векселями операции отступного, новаций, мены, уступки прав требований и др. От того, какой вид векселя используется предприятием — простой или переводной, зависят характер проводимой предприятием операции с векселем и количество участников сделки.

Например, предприятие А (продавец товара) поставляет продукцию предприятию Б (покупателю товара). Отношения предприятий могут быть оформлены простым векселем по следующей схеме (рис. 9.16).

Схема движения простого векселя

Схема движения простого векселя

Рис. 9.16

Движение переводного векселя может быть представлено в виде следующей схемы (рис. 9.17).

Схема движения переводного векселя

Схема движения переводного векселя

Рис. 9.17

В отличие от простого в переводном векселе участвуют не два, а как минимум три лица:

— предприятие-векселедатель, выдающее вексель (трассант);

— предприятие-плательщик, к которому обращен приказ произвести платеж по векселю (трассат);

— предприятие-векселедержатель — получатель платежа по векселю (ремитент).

Переводной вексель обязательно должен быть акцептован плательщиком (трассатом), и только после этого он приобретает силу исполнительного документа. Акцепт отмечается в левой части лицевой стороны векселя и выражается словами «акцептован, принят, заплачу» и т.п. с обязательным проставлением подписи акцептанта.

Платеж по акцептованному переводному векселю, а также платеж по простому векселю могут быть дополнительно гарантированы посредством выдачи вексельного поручительства — аваля. Аваль дается третьим лицом (обычно банком) как за первоначального должника, так и за каждого другого обязанного по векселю. Аваль оформляется специальной надписью авалиста, которая делается на лицевой стороне векселя или на добавочном листе к векселю (аллонж).

Существуют четыре способа установления срока платежа по векселю:

— по предъявлении (оплата в день предъявления векселя к платежу). Должен быть предъявлен к оплате в течение 1 года со дня составления;

— через определенное время от предъявления, например через месяц после предъявления;

— через определенное время от составления;

— на определенный день, на определенную дату, на начало месяца (на 1-е число), на середину (на 15-е число), на конец (на 30-е число).

Действующее вексельное законодательство предусматривает обращаемость векселей — возможность передачи векселя из рук в руки в качестве инструмента платежа с помощью передаточной надписи (индоссамента). Передача векселя по индоссаменту означает передачу вместе с векселем другому лицу права на получение им платежа по данному векселю.

Лицо, передающее вексель по индоссаменту, называется индоссантом, лицо, получающее вексель по индоссаменту, — индоссатом. К индоссату переходят все права и обязательства по векселю. Закон предусматривает, что все зачеркнутые индоссаменты считаются ненаписанными и не имеют юридической силы.

По векселю, оформленному передаточными надписями, все участвующие в нем лица несут солидарную ответственность за платежи. Возможность индоссирования векселей расширяет границы их использования, превращая вексель из инструмента обслуживания коммерческого кредита в кредитный инструмент обращения, обслуживающий реализацию товаров и услуг.

Все операции предприятия с векселями можно разделить на операции с собственными векселями и операции с векселями других организаций, приобретенными в результате покупки на фондовом рынке, полученными в качестве оплаты услуг, при операциях мены или же выданными в виде вексельного кредита.

Собственные векселя выпускаются и гасятся самим предприятием. Выпуская их на фондовый рынок, предприятие предполагает пополнить свои оборотные средства путем реализации их на вексельном рынке в рублях и в валюте или же использовать их в качестве платежа за оказываемые услуги своим поставщикам продукции и для других целей.

 

Пример. ОАО «Газпром», выпуская свои векселя, часто расплачивается ими вместо денег с поставщиками и организациями, выполняющими для него различные виды работ.

 

Российские предприятия привлекают внешнее финансирование при помощи выпуска собственных векселей посредством двух схем в зависимости от целей, которые преследует предприятие-эмитент. Если заем организуется для проведения расчетов с контрагентами — поставщиками сырья, товаров или услуг, то такие векселя называют расчетными. Обычно предприятие само занимается подготовкой выпуска этих ценных бумаг. Если же векселя размещаются на открытом рынке среди институциональных инвесторов, их называют финансовыми. Как правило, для организации выпуска финансовых векселей привлекаются профессиональные участники рынка ценных бумаг, специализирующиеся на такого рода услугах.

Векселя других организаций предприятие может покупать, продавать для получения дохода, гасить с наступлением срока гашения, передавать другим лицам с помощью индоссаментов, использовать в качестве накопительного инструмента, использовать при залоговых операциях, операциях мены, отступного и др. (рис. 9.18).

Применение предприятием векселя другого предприятия (банка) как расчетного и накопительного инструмента

я6

Рис. 9.18

Традиционное значение векселя — служить средством коммерческого кредитования при расчетах между предприятиями.

Взаимозачет — периодический расчет по зачету встречных требований предприятий — участников клиринга. Такой взаимозачет применяется, когда несколько предприятий имеют постоянные хозяйственные связи по взаимному отпуску товарно-материальных ценностей. К оплате через банк предъявляется только сумма незачтенного долга. Для осуществления расчетов между предприятиями составляется соглашение, в котором на одно из них возлагается учет расчетных и зачтенных операций. Это предприятие согласовывает со своими контрагентами порядок расчетов и периодичность проведения зачета платежей. Оно обязано не позднее чем на следующий день по истечении расчетного периода на сумму сальдо, представляемого к зачету, представить платежное поручение на перечисление средств получателю или платежное требование, если сумма причитается в его пользу.

Для того чтобы провести зачет взаимных требований (полностью или частично), нужно выполнить три условия, которые установлены в ст. 410 ГК РФ.

1. Встречные требования должны быть однородными. Поясним на примере, что это значит. Предприятие А должно предприятию Б деньги за приобретенные товары. Предприятие Б тоже должно предприятию А деньги, но за оказанные услуги. Такие требования можно считать однородными, так как обе стороны должны друг другу денежные средства (рис. 9.19, вариант 1).

Однородность и неоднородность как факт признания взаимных требований

я7

Рис. 9.19

Но если предприятие А должно выдать предприятию Б заем, а оно, в свою очередь, должно предприятию А деньги за приобретенные товары, то произвести зачет взаимных требований нельзя, поскольку требования по выдаче займа не носят имущественного характера, т.е. у предприятия Б нет дебиторской задолженности по займу, чтобы можно было ее зачесть в счет погашения кредиторской задолженности за приобретенные товары (рис. 9.19, вариант 2).

2. Срок исполнения требований наступил либо не указан или определен моментом востребования. Если у обязательств разные сроки исполнения, то зачет можно произвести при наступлении наиболее позднего из них.

3. Должно быть заявление одной из сторон о зачете. Для зачета достаточно заявления одной стороны. Но обязательства сторон прекращаются взаимозачетом только в том случае, если другая сторона получила заявление о зачете <1>. Поэтому необходимо собрать документы, подтверждающие получение заявления другой стороной. Например, таким документом может быть уведомление о вручении заказного письма с описью вложения.

———————————

<1> Пункт 4 Обзора практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований.

 

Примечание. Заявление о зачете встречного однородного требования, поступившее до наступления срока исполнения обязательства, не прекращает соответствующие обязательства с наступлением этого срока <1>.

———————————

<1> Пункт 18 Обзора практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований.

 

Однако на практике большинство предприятий составляют двусторонний акт (соглашение) о зачете взаимных требований. Он не имеет унифицированной формы, и стороны могут разработать его самостоятельно. В акте обязательно нужно указать сумму требований, основания их возникновения и сроки исполнения.

 

Примечание. Взаимозачет недопустим:

— если по заявлению другой стороны к требованию подлежит применению срок исковой давности и этот срок истек;

— при возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

— при взыскании алиментов;

— при пожизненном содержании;

— в иных случаях, предусмотренных законом или договором (ст. 411 ГК РФ).

 

Приведем образец акта взаимозачета с учетом положений ГК РФ и НК РФ (см. рис. 9.20).

 

Образец акта зачета взаимных требований

АКТ

зачета взаимных требований

г. Москва

10 августа 2012 г.

ООО   «Поставщик»   в   лице  генерального  директора   И. И.  Иванова, действующего  на  основании устава, и ООО «Подрядчик» в  лице С.А. Петрова, действующего на основании устава, составили настоящий акт о нижеследующем:

1.  Сумма  задолженности  ООО  «Поставщик»  перед  ООО  «Подрядчик»  за
поставленные  товары  по состоянию на 10 августа 2012 г. составляет 118 000
(сто  восемнадцать тысяч) руб. 00 коп.,  в  том числе НДС 18% — 18 000 руб.
Основания: договор поставки от 18 июля 2012 г. N 840, накладная от  26 июля
2012  г. N 910,  счет-фактура  от  26  июля 2012 г. N  910. Срок исполнения
обязательств по договору уже наступил.

2.  Сумма  задолженности  ООО  «Подрядчик»  перед  ООО  «Поставщик»  за
выполненные  ремонтные работы по состоянию на 10 августа 2012 г. составляет
118 000 (сто восемнадцать тысяч) руб. 00 коп.  Основания:  договор  подряда
от  28  июня  2012 г. N 25, акт выполненных работ от 6 августа 2012 г.
N 13, счет-фактура от 6 августа 2012 г. N  13. Срок исполнения обязательств
по договору уже наступил.

3.  Стороны,  руководствуясь  ст. 410 Гражданского кодекса РФ, пришли к
соглашению о зачете взаимных требований  на  сумму 100 000 (сто тысяч) руб.
00 коп. (без НДС).

4. Задолженность ООО «Поставщик» перед ООО «Подрядчик» после проведения
зачета составляет сумму НДС — 18 000 (восемнадцать тысяч) руб.
Задолженность  ООО  «Подрядчик»  перед ООО «Поставщик» после проведения
зачета составляет сумму НДС — 18 000 (восемнадцать тысяч) руб.

ООО «Поставщик»:                                     ООО «Подрядчик»:

Генеральный                                              Генеральный

директор __________ И.И. Иванов           директор _________ С.А. Петров

Главный                                                       Главный

бухгалтер ________ А.В. Чашкина            бухгалтер _________ Р.Д. Стройкова

М.П.                                                                М.П.

Рис. 9.20

 

Если стороны оформляют сверку расчетов отдельным актом, то при составлении акта взаимозачета можно сделать на него следующую ссылку (см. рис. 9.21).

Оформление сверки расчетов отдельным актом (извлечение)

 

1.   Согласно  акту  сверки  расчетов  от  10  августа  2012  г.  сумма задолженности  ООО  «Поставщик»  перед  ООО  «Подрядчик» по состоянию на 10 августа 2012 г.  составляет  118 000 (сто восемнадцать тысяч) руб. 00 коп., в том числе НДС  18% — 18 000 руб. Срок исполнения обязательств по договору уже наступил.

2.   Согласно  акту  сверки  расчетов  от  10  августа  2012  г.  сумма задолженности  ООО  «Подрядчик»  перед  ООО  «Поставщик» по состоянию на 10 августа  2012  г.  составляет 118 000 (сто восемнадцать тысяч) руб. 00 коп.

Срок исполнения обязательств по договору уже наступил.

Рис. 9.21

Односторонний зачет можно оформить так (см. рис. 9.22).

Оформление одностороннего зачета

Генеральному директору

ООО «Поставщик» И.И. Иванову,

гл. бухгалтеру А.В. Чашкиной

Исх. N 158 от 10 августа 2012 г.

ЗАЯВЛЕНИЕ

о зачете взаимных требований

ООО «Подрядчик» в лице С.А.  Петрова, действующего на основании устава, заявляет о нижеследующем:

1.  Сумма  задолженности  ООО  «Поставщик»  перед  ООО  «Подрядчик»  за поставленные товары  по  состоянию на 10 августа 2012 г. составляет 118 000 (сто  восемнадцать  тысяч) руб. 00 коп.  в  том числе НДС 18% — 18 000 руб.

Основание: договор поставки от 18 июля 2012 г. N 840,  накладная от 26 июля 2012  г. N 910,  счет-фактура  от  26  июля 2012 г. N  910. Срок исполнения обязательств по договору уже наступил.

2.  Сумма  задолженности  ООО  «Подрядчик»  перед  ООО  «Поставщик»  за выполненные  ремонтные работы по состоянию на 10 августа 2012 г. составляет 118  000 (сто восемнадцать тысяч) руб. 00 коп.  Основание:  договор подряда от  28 июня  2012 г. N 25, акт выполненных работ от 6 августа 2012 г. N 13, счет-фактура  N  13  от  6  августа 2012 г. Срок исполнения обязательств по договору уже наступил.

3.  ООО  «Поставщик»,  руководствуясь  ст. 410 Гражданского кодекса РФ, заявляет  о зачете взаимных требований на сумму  100 000 (сто тысяч)  руб. 00 коп. (без НДС).

4. Задолженность ООО «Поставщик» перед ООО «Подрядчик» после проведения зачета составляет сумму НДС — 18 000 (восемнадцать тысяч) руб.

Задолженность  ООО  «Подрядчик»  перед ООО «Поставщик» после проведения зачета составляет сумму НДС — 18 000 (восемнадцать тысяч) руб.

 

Генеральный директор ООО «Подрядчик»                        С.А. Петров

Главный бухгалтер                                        Р.Д. Стройкова

М.П.

Рис. 9.22

Товарообменные операции — это сделки, предусматривающие обмен исключительно товарами. В качестве товара в товарообменной сделке может выступать любое имущество организации (основные средства, материалы, готовая продукция, товары и т.д.).

Отношения сторон при осуществлении товарообменных сделок регулируются гл. 31 «Мена» ГК РФ. В соответствии со ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

Обмениваемыми товарами могут быть любые вещи, кроме тех, которые изъяты из оборота или ограничены в обороте. Не могут стать объектом договора мены услуги, работы, права на интеллектуальную собственность или долги организации (дебиторская и кредиторская задолженности).

 

Пример. Товарообменная операция

Торговая фирма, занимающаяся куплей-продажей химических товаров, имеет широкий круг поставщиков и покупателей. С некоторыми из них у фирмы существуют взаимные поставки. В этих условиях выгодно проведение бартерных операций. У одного предприятия фирма регулярно закупает полиэтилен, ему же она ежегодно поставляет импортный катализатор. К взаимной выгоде можно заключить бартерную сделку. Предварительно должны быть согласованы цены на оба товара. Предположим, согласованная цена катализатора равна 2,5 млн руб. Исходя из этой суммы и согласованной цены 25 тыс. руб. за тонну полиэтилена определяется количество последнего (100 т), которое должно поставить предприятие. Обоим участникам сделки это выгодно, так как отпадает необходимость мобилизовать денежные средства на сумму 2,5 млн руб.

 

В современной хозяйственной практике договор мены иногда называют бартером или бартерной сделкой, ошибочно считая это синонимом, поскольку в английском языке слово barter означает мену, товарообменную сделку. Однако бартер и мена не одно и то же, бартерные сделки относятся к сфере внешней торговли.

Так, п. 1 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» <1> было предусмотрено, что под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются «сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами…». При этом подчеркнуто, что к бартерным «не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств».

———————————

<1> Несмотря на то что данный Указ на сегодняшний день отменен (не действует), приведенные в нем положения вполне могут быть использованы в качестве примера.

Контрольные вопросы

1. Какие виды банковских счетов могут открывать российские предприятия?
2. Почему безналичные расчеты между юридическими лицами более распространены, чем платежи наличными?
3. Проводит ли предприятие реализацию готовой продукции, товаров, услуг населению за наличный расчет?
4. Из какого документа предприятие как клиент банка может получить информацию о состоянии своего счета и движении средств по нему?
5. Какая форма расчетов является наиболее распространенной в России?
6. Примет ли банк платежное поручение от юридического лица, составленное в произвольной форме?
7. Какие действия должен осуществить покупатель с платежным требованием-поручением, полученным от продавца, при согласии его оплатить?
8. В чем преимущества и недостатки аккредитивной формы расчетов?
9. В чем состоят отличия векселей от других форм расчетов?
10. Почему векселя предприятий считаются рисковым финансовым инструментом?
11. Выгодны ли предприятиям расчеты по бартеру?

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code