6.3. Заемный капитал предприятия: состав и источники формирования

Заемный капитал предприятия — часть совокупного капитала предприятия, сформированного за счет финансовых обязательств, включает денежные средства или другие имущественные ценности, привлекаемые на возвратной основе для финансирования развития деятельности предприятия.

В соответствии с гл. 42 ГК РФ эти финансовые обязательства могут быть оформлены в виде договоров кредита и займа, товарного и коммерческого кредитов. Выделяются и отдельные виды финансовых обязательств: вексельные обязательства и обязательства, возникающие при выпуске и продаже предприятием облигаций.

Классифицировать заемный капитал можно по следующим признакам.

В частности, по целям привлечения:

1. На инвестиции во внеоборотные активы:

— приобретение и ввод новых производственных мощностей;

— реконструкция, модернизация и ремонт действующих производственных мощностей;

— обновление и реконструкция обеспечивающих подразделений (энергетическое хозяйство, транспорт, социальная сфера);

— создание инфраструктуры для дистрибуции выпускаемых товаров, работ, услуг.

2. На пополнение оборотных активов:

— более полная загрузка имеющихся мощностей;

— создание необходимого объема резервов запасов сырья и материалов, готовой продукции.

3. На преодоление кассовых разрывов и иные цели.

По сроку привлечения финансовые обязательства подразделяются на долгосрочные и краткосрочные.

1. Долгосрочные финансовые обязательства — заемный капитал со сроком использования более 1 года. Основные формы: долгосрочные кредиты и долгосрочные заемные средства, срок погашения которых еще не наступил (задолженность по облигациям, финансовой помощи и т.д.). В составе долгосрочных источников заемных средств предприятия следует выделить и такие специфические источники финансирования, как финансовая аренда (ст. 665 ГК РФ), финансирование под уступку денежного требования (ст. 824 ГК РФ), финансирование по договору коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ).

2. Краткосрочные финансовые обязательства — заемный капитал со сроком использования менее 1 года. Основные формы: краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные средства, предусмотренные к погашению и не погашенные в срок; кредиторская задолженность и др.

 

Пример. За 2000 — 2008 гг. суммарная задолженность российских предприятий и организаций увеличилась в 6,3 раза. За это время произошли серьезные изменения в структуре задолженности: если на конец 2000 г. доля кредиторской задолженности составляла 78,5%, то на конец 2008 г. — уже 47,4%, основными кредиторами стали банки (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Структура задолженности российских организаций (на конец года)

Виды задолженности

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2011 г.

млн руб. в % к итогу млн руб. в % к итогу млн руб. в % к итогу млн руб. в % к итогу
       1     2   3      4   5      6   7      8   9
Суммарная задолженность по обязательствам 4 479 935 100 12 178 969 100 37 200 350 100 44 018 275 100
в том числе просроченная 1 675 153 100 1 032 064 100 1 171 644 100 1 381 947 100
Из суммарной задолженности по обязательствам:
Кредиторская задолженность 3 514 951  78,5  6 389 304  52,5 17 683 401  47,5 20 954 272  47,6
в том числе просроченная 1 571 469 93,8 956 356 92,7 1 005 998 85,9 1 208 299 87,4
Задолженность по кредитам банков и займам   964 984  21,5  5 789 665  47,5 19 516 949  52,5 23 064 003  52,4
в том числе просроченная 103 684 6,2 75 708 7,3 165 646 14,1 173 648 12,6
Дебиторская задолженность 2 450 755 100  6 331 251 100 18 003 884 100 21 796 875 100
в том числе просроченная 916 257 37,4 855 998 13,5 1 048 158 5,8 1 167 488 5,4

 

Источник: Россия в цифрах. М., 2009. С. 404 — 405.

 

Существующие формы заемного финансирования весьма разнообразны, характеризуются различными целями привлечения и множеством отличительных особенностей. Однако можно выделить ставшие уже традиционными и получившие широкое распространение формы привлечения капитала: кредит, облигационный и вексельный займы (рис. 6.3).

Формы заемного финансирования

Формы заемного финансирования

Рис. 6.3

Кредит (от лат. creditum — нечто, переданное другому с уверенностью в возврате) — самая распространенная форма привлечения предприятием заемных средств. В своей финансово-хозяйственной практике предприятия используют как кредиты, полученные от банков, — банковские кредиты, так и полученные от других предприятий — коммерческие и товарные кредиты. Кредиты, предлагаемые банками, очень разнообразны и ориентированы на удовлетворение различных потребностей предприятия: от устранения кассовых разрывов до реализации крупных инвестиционных проектов и программ. На рис. 6.3 из всего многообразия банковских кредитов нами выделены лишь три широко использующиеся на практике формы: инвестиционный кредит, кредитные линии и овердрафт.

Общим для всех банковских кредитов является то, что они предполагают предоставление банком заемщику денежных средств на определенных условиях (с соблюдением определенных принципов — рис. 6.4).

Принципы банковского кредитования

Принципы банковского кредитования

Рис. 6.4

Рассмотрим более подробно формы банковских кредитов.

Получение инвестиционного кредита требует от заемщика значительной подготовительной работы по формированию бизнес-плана проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), проектно-сметной документации, а также заключенных договоров на финансирование обязательств, по которым будет предоставлен инвестиционный кредит. Кредитные менеджеры банка обращают пристальное внимание на величину и обоснованность чистого операционного денежного потока, который будет сгенерирован объектом инвестиционных затрат.

Инвестиционные банковские кредиты обычно выдаются на срок, не превышающий срока окупаемости самого проекта, как правило, не менее одного года, имеют целевой характер, который необходимо документально подтвердить платежами по заключенным договорам в рамках утвержденной проектно-сметной документации.

Одними из основных моментов при подготовке заявки на инвестиционный кредит являются расчет и согласование времени подготовки бизнес-плана и ТЭО, а также договорная работа и планирование оттока денежных средств. Зачастую получается, что обязательства по заключенным договорам наступают раньше, чем готова документация для банка. В этом случае многие российские банки идут по пути предоставления краткосрочных (до 1 года) кредитов на пополнение оборотного капитала, которые впоследствии могут быть рефинансированы более «длинными» инвестиционными кредитами этого же банка. Условие целевого характера использования денежных средств при этом сохраняется.

Другой особенностью привлечения инвестиционных кредитов является то, что в рамках программ развития промышленных производств часть процентов по инвестиционным кредитам промышленных предприятий может быть возмещена плательщику бюджетом субъекта Федерации, на территории которого находится данный плательщик. Для этого последнему необходимо представить подтверждающие документы в течение следующего за отчетным года. Если кредит получен на деятельность в области сельского хозяйства, то можно рассчитывать на возмещение в размере 1/2 ставки рефинансирования Банка России. Здесь основная проблема заключается в том, что лимит возмещения на одно предприятие ограничен определенной суммой, и предприятия, реализующие масштабные инвестиционные программы за счет заемных средств, не могут в полной мере возместить затраты, упираясь в «потолок» возмещения бюджета субъекта Федерации. Кроме того, при ограниченной доходной части бюджета данная программа будет распространяться на более крупные и финансово устойчивые предприятия, поскольку государство заинтересовано в том, чтобы удержать их в перечне крупных налогоплательщиков.

К недостаткам инвестиционного кредитования следует отнести необходимость передачи в залог внеоборотных активов заемщика до момента введения в эксплуатацию инвестиционного объекта, что само по себе может на довольно продолжительный срок «заморозить» активы предприятия, которое в противном случае могло бы использовать их, к примеру, на пополнение оборотного капитала за счет привлечения краткосрочного финансирования.

Одной из распространенных форм финансовых отношений между предприятием и банком являются кредитные линии, которые принято считать наиболее гибким видом долгосрочного кредитования. Кредитной линией является предоставление заемных средств траншами по графику или по мере необходимости, пока размер задолженности не достигнет величины установленного лимита.

Различают:

невозобновляемую кредитную линию, которая открывается банком для оплаты поставок в рамках одного крупного контракта, реализуемого в течение определенного времени. Денежные средства по договору невозобновляемой кредитной линии могут предоставляться частями (траншами) по удобному для компании графику либо в любое время в течение срока истребования компания может запрашивать необходимые суммы денежных средств в рамках лимита выдачи. Невозобновляемые кредитные линии наиболее выгодны производственным предприятиям с большим периодом оборачиваемости оборотных средств (свыше 6 месяцев), когда расчеты с контрагентами происходят по мере поставки продукции, необходимой для поддержания производственного цикла, а также торгово-закупочным компаниям, заключающим долгосрочные контракты, в которых предусмотрена оплата поставленной продукции частями (равными или неравными) или же ее отгрузка партиями;

возобновляемую кредитную линию — многократное предоставление заемных средств траншами по мере возникновения необходимости, в рамках установленного лимита. Данная форма кредита используется преимущественно в международной практике и представляет собой цепочку продлеваемых в пределах установленного срока кредитных операций. Возобновляемые кредитные линии обеспечивают клиентам более широкие возможности по сравнению с невозобновляемыми. Характерной особенностью предоставления возобновляемой кредитной линии является установление клиенту лимита задолженности, в рамках которого он может по мере необходимости погашать и снова брать необходимые денежные средства, уменьшая тем самым конечную стоимость кредита. В итоге возобновляемые кредитные линии позволяют профинансировать несколько операционных циклов фирмы.

Банк, предоставляющий своим клиентам возобновляемые кредитные линии, обязан в любой момент времени перечислять им на расчетный счет денежные средства в пределах установленного в договоре лимита задолженности. Для этого банк вынужден оперативно аккумулировать деньги для кредитования. Следовательно, процентная ставка при кредитовании по возобновляемой линии несколько увеличивается.

Возобновляемые кредитные линии делятся на два вида:

— с лимитом выдачи и лимитом задолженности;

— только с лимитом задолженности.

В первом случае в кредитном договоре предусматривается, что единовременная задолженность заемщика не должна превышать лимита задолженности, а максимальная сумма заимствований за весь срок не может быть больше лимита выдачи.

 

Примечание. Например, если срок кредитного договора — 6 месяцев, лимит выдачи — 300 тыс. долл., а лимит задолженности — 50 тыс. долл., компания может в течение 6 месяцев истребовать до 300 тыс. долл., но единовременная задолженность не должна превышать 50 тыс. долл.

 

Во втором случае договор кредитной линии предусматривает только лимит задолженности. А вот лимит выдачи банк не устанавливает.

 

Примечание. Например, предприятие получает кредит сроком на 6 месяцев на финансирование текущей деятельности с лимитом задолженности 50 тыс. долл. Это означает, что в течение 6 месяцев максимальных размеров заимствований банк не ограничивает. Однако единовременная задолженность предприятия перед банком не должна превышать 50 тыс. долл.

 

Для равномерного вывода средств из оборота фирма может использовать возобновляемую кредитную линию с лимитом выдачи и графиком изменения лимита задолженности. Это относится как к возобновляемой кредитной линии с лимитом выдачи и с лимитом задолженности, так и к возобновляемой кредитной линии только с лимитом задолженности.

 

Примечание. Например, предприятие заключает с банком договор возобновляемой кредитной линии сроком на 6 месяцев. Лимит выдачи составляет 100 тыс. долл. Лимит задолженности первые 3 месяца не должен превышать 50 тыс. долл., в течение 4-го месяца — 30 тыс. долл., в течение 5-го и 6-го месяцев — 10 тыс. долл. В конце действия кредитного договора задолженность следует погасить полностью.

 

Выгоды поэтапного получения кредита очевидны. Например, если получить кредит в полном объеме, то проценты банк будет начислять на всю его сумму целиком. Естественно, для предприятия это невыгодно. Или — предприятие оформляет документы на получение единовременной ссуды, а через два месяца вновь оказывается перед необходимостью получения кредита. Наилучший выход в такой ситуации — заключение с банком договора открытия кредитной линии.

Общая сумма предоставляемых денежных средств (лимит выдачи) и максимальная единовременная задолженность заемщика (лимит задолженности) определяются каждым банком самостоятельно. Большинство ориентируется на объемные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия: размер ежемесячного кредитового оборота по расчетному счету, объем ежемесячной выручки, стоимость имущества и т.п. Предоставление траншей по договору кредитной линии осуществляется в течение 5 дней с момента подачи клиентом заявления на зачисление денег на его расчетный счет. Фактически же денежные средства могут зачисляться на расчетный счет заемщика в день обращения за кредитом.

Овердрафт — кредит, предоставляемый банком для оплаты расчетных документов при недостаточности или отсутствии денежных средств на расчетном счете предприятия. Овердрафт предоставляется предприятиям — резидентам и нерезидентам РФ.

В настоящее время банки предлагают различные модели овердрафта, две из которых приведены в табл. 6.3.

Таблица 6.3

Модели овердрафта

Условия кредитования

Модель 1

Модель 2

Проведение оборотов по счетам в банке до принятия решения о кредитовании Требуется наличие оборотов в течение 3 месяцев Не требуется Не требуется
Наличие обеспечения Не требуется Залог товарно-материальных ценностей Поручительство лица, на которое в банке открыт лимит кредитования
Размер лимита овердрафта Устанавливается на уровне до 25% среднемесячного объема поступлений выручки на счета в банке, но не более 20% валюты баланса Устанавливается на уровне до 67% среднемесячного объема поступлений выручки на счета в банке плюс до 20% среднемесячного объема поступлений выручки на счета в других банках, но не более оценочной стоимости залога Устанавливается на уровне до 67% среднемесячного объема поступлений выручки на счета в банке плюс до 20% среднемесячного объема поступлений выручки на счета в других банках, но не более размера свободного лимита поручителя

Срок овердрафта. Договор на предоставление овердрафта заключается, как правило, на срок от 3 месяцев до 1 года, а в рамках этого срока непрерывная задолженность по ссудному счету не может превышать 30 дней.

Для клиентов, которые могут обосновать необходимость более длительного срока кредитования, представив в банк необходимые документы (например, договоры на поставку и т.п. с отсрочкой платежа более 30 дней), срок кредитования может быть увеличен до 45 дней.

Стоимость овердрафта. Процентные ставки по овердрафту устанавливаются в зависимости от срока непрерывной ссудной задолженности.

Зависимость здесь прямо пропорциональная. Чем больше срок непрерывной задолженности предприятия перед банком, тем выше процентная ставка по овердрафту. В качестве примера приведем величины процентных ставок по овердрафту для конкретного заемщика при установленной Банком России ставке рефинансирования в 10% (табл. 6.4). Мы можем отметить значительное превышение процентных ставок по овердрафту относительно ставки рефинансирования, установленной Банком России. Возрастание стоимости финансирования (процентная ставка по овердрафту) связано, прежде всего, со снижением ликвидности займа (чем выше срок заимствования, тем ниже ликвидность займа) и возрастанием кредитного риска.

Таблица 6.4

Зависимость процентной ставки от срока овердрафта

 

Параметры овердрафта

Ставки по овердрафту,     %
Срок непрерывной задолженности предприятия перед банком — до 7 календарных дней включительно

12

Срок непрерывной задолженности предприятия перед банком — от 8 до 14 календарных дней включительно

14

Срок непрерывной задолженности предприятия перед банком — от 15 до 21 календарного дня включительно

16

Срок непрерывной задолженности предприятия перед банком — от 22 до 30 календарных дней включительно

18

В зависимости от оценки банком рисков конкретного заемщика, стабильности проводимых клиентом в банке расчетных операций процентная ставка может быть снижена. Проценты начисляются на фактическую задолженность.

Сумма овердрафта. Размер лимита овердрафта устанавливается исходя из среднемесячного объема поступлений выручки на счета клиента за последние 3 — 6 полных календарных месяцев в соответствии со следующими условиями (табл. 6.5).

Таблица 6.5

Зависимость лимита овердрафта от объема поступлений денежных средств на счета клиента

Лимит овердрафта
Объем среднемесячных чистых поступлений (руб.) Лимит овердрафта (процент от величины среднемесячных чистых поступлений), но не более 3 000 000 руб.
от до
200 000 500 000 включительно Не более 26%
Свыше 500 000 1 000 000 включительно Не более 28%
Свыше 1 000 000 Не более 30%

Условия погашения овердрафта. В конце каждого банковского дня автоматически списывается кредитовый остаток денежных средств на счете заемщика в пределах задолженности по овердрафту.

Обеспечение овердрафта. В общем случае банк предоставляет кредит в форме овердрафта без обеспечения. Вопрос о принятии обеспечения исполнения заемщиком своих обязательств по овердрафту банки рассматривают в следующих случаях:

— при необходимости увеличить сумму овердрафта относительно расчетной;

— при необходимости увеличить срок предоставления овердрафта;

— при несоответствии заемщика основным условиям рассмотрения вопроса о предоставлении овердрафта.

Основные условия, при выполнении которых банк рассматривает вопрос о предоставлении овердрафта, следующие:

— объем среднемесячных чистых поступлений (поступлений в виде выручки от финансово-хозяйственной деятельности) на расчетный счет заемщика за последние 6 полных календарных месяцев — не менее 200 000 руб.;

— число чистых поступлений (количество платежей) на расчетный счет заемщика в месяц (за последние 6 полных календарных месяцев) — не менее 10;

— с момента начала осуществления финансово-хозяйственной деятельности заемщика прошло не менее 1 года;

— более 6 месяцев работы заемщика в банке — предпочтительно. В случае если заемщик обслуживается в банке менее 6 месяцев, рассмотрение заявки на овердрафт возможно только при представлении клиентом справок из обслуживающих банков о движении средств по расчетным счетам;

— удовлетворительное финансовое состояние заемщика.

К платежам заемщика, на которые не предоставляется овердрафт, относятся:

— погашение любых видов задолженности заемщика перед банком;

— перечисление в депозит;

— погашение ссудной задолженности перед другими кредитными организациями, а также уплата процентов и комиссий по ней;

— пополнение заемщиком своего расчетного счета в другой кредитной организации;

— снятие наличных средств или их безналичное перечисление для возврата временной финансовой помощи;

— осуществление платежей, которые не могут быть осуществлены за счет заемных средств в соответствии с действующим законодательством РФ;

— перечисление средств по предъявленным к счету заемщика исполнительным документам, любым расчетным (платежным) документам на оплату исполнительных листов, инкассовым поручениям, платежным требованиям, оплачиваемым без акцепта плательщика;

— перечисление средств за третье лицо.

Коммерческий кредит — это кредит, предоставляемый предприятиями друг другу. Он связан с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками.

В Российской Федерации согласно п. 2 ст. 823 ГК РФ договорами может предусматриваться предоставление коммерческого кредита в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг, если иное не установлено законом. Базой для возникновения коммерческого кредита является различная продолжительность производства и реализации товаров у разных товаропроизводителей. Возникает ситуация, когда одни предприятия уже имеют готовую продукцию для реализации, а другие — их потенциальные покупатели — еще не продали свои товары и в связи с этим не могут оплатить чужой товар. В данном случае движение промышленного капитала идет параллельно ссудному. Коммерческий кредит содействует реализации товаров и прибыли, заложенной в них. По этой причине уровень ссудного процента при данной форме кредита ниже, чем при банковском.

 

Примечание. Коммерческий кредит — это одна из самых первых форм кредитных отношений в экономике, которая породила вексельное обращение, активно способствовала развитию безналичного денежного оборота и находит свое практическое выражение в финансово-хозяйственных отношениях между юридическими лицами в формах реализации услуг и продукции с отсрочкой платежей. Основной целью данной формы кредитования являются ускорение процесса реализации товаров и услуг, а также извлечение прибыли, заложенной в них.

Важным инструментом коммерческого кредита является вексель (от нем. Wechsel — размен, перемена), который выражает финансовые результаты обязательств заемщика относительно кредитора. Наиболее распространилась такая форма, как простой вексель, который содержит прямые обязательства заемщика на выплату оговоренной (или установленной) суммы кредитору. Заемщику предоставляется письменный приказ о выплате установленной суммы третьему лицу либо предъявителю векселя. В условиях рыночной экономики функции векселя часто принимает на себя стандартный договор между поставщиком и потребителем, регламентирующий порядок оплаты реализуемой продукции на условиях коммерческого кредита. Коммерческий кредит принципиально отличается от банковского:

— в роли кредитора выступают не специализированные кредитно-финансовые организации, а любые юридические лица, связанные с производством либо реализацией товаров или услуг;

— средняя стоимость коммерческого кредита всегда ниже средней ставки банковского процента на данный период времени;

— при юридическом оформлении сделки между кредитором и заемщиком плата за этот кредит включается в цену товара, а не определяется специально, например, через фиксированный процент от базовой суммы.

В зарубежной практике коммерческий кредит получил исключительно широкое распространение. Например, в Италии до 85% от суммы сделок в оптовой торговле осуществляются на условиях коммерческого кредита, причем средний срок по нему составляет около 60 дней, что существенно превышает срок фактической реализации товаров непосредственным потребителям.

 

Покупая в кредит, предприятие получает возможность использовать оборотные средства продавца, по сути, подключаясь к его финансовым ресурсам. Если цикл продажи приобретенных товаров или использования приобретенных материалов меньше срока коммерческого кредита, то предприятие может даже обойтись без своих оборотных средств. Оно берет товар в кредит, продает его, рассчитывается с поставщиком и оставляет себе свою долю.

Если цикл продажи приобретенных товаров или использования приобретенных материалов превышает срок коммерческого кредита, то предприятию не обойтись без собственного оборотного капитала.

Покупая в кредит, желательно так рассчитать финансовые условия работы, чтобы эффект от такой деятельности состоял не только в работе без собственных оборотных средств, но и в их постепенном накоплении за счет достаточной для этого прибыли от оборота не своих средств. При накоплении собственных оборотных средств предприятие будет более свободно впоследствии, и риски попадания в зависимость к поставщику будут снижены.

В России коммерческий кредит используют достаточно часто крупные оптовые предприятия, выстраивающие свою сеть сбыта. На этапе захвата рынка такие предприятия могут предоставлять клиентам очень привлекательные кредитные условия, тем самым переманивая их от других оптовых продавцов. Срок предоставления коммерческого кредита обычно составляет от 1 недели до 3 месяцев.

Существуют следующие подходы к предоставлению коммерческого кредита:

1. Обычный порядок осуществления. Покупатель заказывает товар, товар отгружается, а платеж за него производится в установленные сроки после получения счета.

2. Вексельный способ.

Первый вариант — коммерческий кредит оформляется простым векселем (соло-векселем), который выписывается и подписывается должником и содержит его безусловное обязательство уплатить кредитору определенную сумму в обусловленный срок и в определенном месте.

Второй вариант — используется переводной вексель (тратта) — письменный приказ кредитора заемщику об уплате последним определенной суммы третьему лицу (ремитенту). После поставки товаров продавец (кредитор) выставляет переводной вексель на покупателя (заемщика), который, получив коммерческие документы, акцептует его, т.е. дает согласие на оплату в указанный на нем срок.

Векселедержатель может оставить вексель в своей собственности и при наступлении срока платежа предъявить его должнику к погашению, он может также оплатить векселем новый товар, покупаемый им самим, или перепродать вексель, как ценную бумагу, следующему кредитору. Векселя, таким образом, образуют вексельную массу, а свободно меняя своих владельцев — и вексельное обращение.

Оформление коммерческого кредита векселем имеет ряд преимуществ перед, например, кредитным договором. Во-первых, вексель мобилен, т.е. может свободно передаваться из рук в руки в виде платы за услуги, в бюджет, в виде зачетов и т.п. Тем более если в экономике наблюдается кризис неплатежей. Вексель может временно частично заменить деньги благодаря своей расчетной функции. По кредитному договору предприятие, выдавшее заем, обычно не может требовать его возврата раньше обусловленного срока. Вексель же является ценной бумагой, и его в случае необходимости можно продать на фондовом рынке или заложить в банк. Во-вторых, вексель — абстрактное долговое обязательство, не связанное с конкретными условиями сделки, поэтому с его помощью удобно производить взаимозачет задолженностей между предприятиями.

Вексель избавляет покупателя от необходимости предоплаты наличными деньгами. Этот кредитно-расчетный инструмент гасит взаимные долги по цепочке дебиторов и кредиторов, позволяет сократить потребность предприятий в оборотных средствах и обеспечивает целевое использование кредитов, в том числе на их пополнение, что, в свою очередь, влияет на возврат долгов (укрепляет платежную дисциплину).

1. Скидка при условии оплаты в определенный срок. Для покупателя в контракте или иным способом устанавливаются два срока оплаты: первый (льготный) — для выплаты со скидкой, второй (окончательный) — крайний срок погашения долга. Суть способа — в стимулировании покупателя заплатить в течение первого срока. Если платеж будет произведен покупателем в первый срок, то из цены будет вычтена скидка. Иначе вся сумма должна быть выплачена в установленный второй срок.

2. Открытый счет. Заключается договор, в соответствии с которым покупатель может делать периодические закупки без обращения за кредитом в каждом отдельном случае в рамках установленной для него суммы кредита.

Порядок осуществления сделки таков: когда покупатель заказывает товар, он немедленно отгружается, а платеж за него производится в установленные сроки после получения счета.

3. Сезонный кредит. Данный подход обычно применяется в отдельных секторах экономики, например в производстве игрушек, сувениров и других изделий массового потребления, рассчитанных для какой-то даты. Розничным торговцам разрешается покупать товары задолго до намеченной даты с целью организации необходимых запасов перед пиком сезонных продаж и отсрочить платеж за товар до конца распродажи.

Такой подход позволяет производителю выпускать продукцию и сразу ее отгружать, не обременяя покупателя необходимостью срочного платежа. Для производителя это означает отсутствие дополнительных расходов на складирование, хранение и др., так как необходимый объем продукции отгружается сразу после производства, которое начиналось задолго до пика сезонных продаж.

Например, производители игрушек разрешают торговцам закупать игрушки за несколько месяцев до новогодних праздников, а платить за товар — в январе — феврале.

4. Консигнация. При консигнации предприятие может получать товары без оплаты. Если товары будут проданы, то возникнет обязательство по оплате, а если товары не будут проданы, то розничный торговец может вернуть товар производителю без выплаты неустойки.

Консигнация обычно применяется при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно предположить. Торговцы не хотят рисковать и поэтому предлагают поставщикам только такие условия работы. Например, при продаже новых учебников для институтов книгоиздатели посылают свои книги на точки торговли с условием их возврата, если они не будут куплены.

На практике организациям часто приходится сталкиваться с проблемой пополнения оборотных средств путем временного заимствования сырья, материалов и иных материально-производственных запасов. Для этих целей одно предприятие (кредитор) может передать другому предприятию (заемщику) материальные ценности в натуральном виде в рамках договора товарного кредита.

Порядок заключения договора товарного кредита регулируется ст. 822 ГК РФ, на который распространяются общие правила кредитного договора и, в частности, его заключение в письменной форме любыми субъектами. Помимо этого договор товарного кредита сочетает в себе признаки двух гражданско-правовых обязательств: купли-продажи и кредита.

На практике договор товарного кредита предоставляет значительные преимущества: покупатель получает товар в собственность с момента передачи ему товара и имеет право его продавать, передавать на реализацию другим предприятиям, т.е. совершать с товаром любые действия, предусмотренные законом. Кроме того, покупатель не должен сразу уплачивать полную стоимость товара, полученного в кредит.

Товарный кредит следует отличать от других видов кредитования, которые в современных условиях получили достаточно широкое распространение. Рассмотрим отличия товарного кредита от коммерческого кредита (табл. 6.6).

Таблица 6.6

Отличительные особенности договора товарного кредита от договора коммерческого кредита

Договор товарного кредита Договор коммерческого кредита
1. Самостоятельная форма договора.2. Цена товара, сроки его оплаты и размер платежей не являются существенными условиями договора. Указание цены носит рекомендательный характер 1. Является условием какого-либо договора (купли-продажи, оказания услуг и др.), а не самостоятельной формой договора.2. Цена товара, сроки его оплаты, размер платежей — существенные условия договора

Главным отличием этих видов кредитования, как уже отмечалось выше, является то, что товарный кредит представляет собой самостоятельную сделку заемного типа, а коммерческий кредит — специальное условие о порядке проведения расчетов. Кроме того, отличие договора товарного кредита от договора коммерческого кредита заключается в существенности условий, определяющих цену товара и сроки его возврата. Для договора коммерческого кредита существенными условиями являются указанные цена товара и сроки его оплаты. Если данные условия отсутствуют, такой договор будет считаться незаключенным. Для договора товарного кредита эти условия несущественны. Существенным условием договора товарного кредита будет являться указание наименования и количества передаваемого в кредит товара. Торговое предприятие имеет возможность согласовывать в договоре необходимые условия о качестве, ассортименте, комплектности приобретаемых товаров и требовать от кредитора строгого соблюдения этих правил. Договор товарного кредита будет считаться заключенным только тогда, когда будет определен предмет договора, т.е. наименование и количество товаров, передаваемых в кредит. Согласно ст. 822 ГК РФ условия о количестве, ассортименте и качестве предоставляемых вещей должны исполняться в соответствии с правилами о договоре купли-продажи, если иное не предусмотрено договором.

Кроме договора коммерческого кредитования договор товарного кредита следует отличать от кредитного договора и договора займа. Отличительные признаки по этим договорам приведены в табл. 6.7 и 6.8.

Таблица 6.7

Отличительные особенности договора товарного кредита (как разновидности договора займа) от договора займа

Договор товарного кредита Договор займа
1. Момент заключения договора:- с момента его подписания.Факт передачи товаров не влияет на момент заключения договора 1. Момент заключения договора:- с момента передачи денежных средств или других вещей, являющихся предметом этого договора. Даже при условии достижения согласия по всем существенным условиям договора он не будет считаться заключенным до момента фактической передачи денежных средств или вещей заемщику
2. Двусторонний договор:- после его заключения обе стороны имеют как права, так и обязанности 2. Односторонний договор:- у заимодавца после его заключения имеется только право требования возвратить заем, а у заемщика —  только обязанность по его возврату
3. Возмездный договор:- договор может быть безвозмездным только в том случае, если на это прямо указано в договоре 3. Безвозмездный договор:- если по договору займа передаются вещи (товары).Договор может быть возмездным только в том случае, если в договоре специально оговорено условие о его возмездности

Таблица 6.8

Отличительные особенности договора товарного кредита от кредитного договора

Договор товарного кредита Кредитный договор
1. Предмет договора: вещи, определенные родовыми признаками (товары). Денежные средства не могут быть предметом договора 1. Предмет договора: денежные средства (кредит)
2. Кредитор: юридическое или физическое лицо 2. Кредитор: банк или иная кредитная организация, имеющая лицензию
3. Условие о сроке возврата кредита не является существенным 3. Условие о сроке возврата кредита является существенным

Особое место среди известных форм организации финансирования текущей деятельности занимает кредиторская задолженность. Она возникает как задолженность за товары, работы, услуги, задолженность по заработной плате и задолженность по уплате налогов.

Кредиторские счета и счета начислений часто называют спонтанными, поскольку их объем зависит от масштаба деятельности предприятия. По мере расширения деятельности пассивы предприятия увеличиваются, и за счет этого финансируются его активы.

Привлекательность данного способа привлечения финансовых ресурсов заключается в том, что предприятие обладает определенной свободой действий в плане определения объема начислений и кредиторской задолженности.

Начисления — это еще не выплаченная краткосрочная кредиторская задолженность, начисленная, но не выплаченная заработная плата, задолженность по налогам, процентам и дивидендам. С расширением масштаба деятельности, например с увеличением объема продаж, затраты труда обычно растут, а вместе с ними увеличивается сумма начисленных налогов. Начисления представляют собой бесплатное финансирование, что лишь усиливает привлекательность этого способа финансирования. Таким образом, начисления — это источник беспроцентного финансирования.

 

Пример. Кредиторская задолженность как источник заемного финансирования используется предприятиями и организациями всех отраслей российской экономики. При этом достаточно часто хозяйствующие субъекты в силу разных обстоятельств нарушают сроки возврата задолженности, что приводит к образованию просроченной задолженности (табл. 6.9).

Таблица 6.9

Кредиторская задолженность организаций по видам экономической деятельности в 2011 г. (на конец года)

Кредиторская задолженность, млн руб. в том числе просроченная
млн руб. в процентах от кредиторской задолженности
Всего в экономике 20 954 272 1 208 299 5,8
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 334 758 24 677 7,4
Рыболовство, рыбоводство 24 638 1 442 5,9
Добыча полезных ископаемых 1 730 735 140 716 8,1
из нее:
— добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 1 566 405 129 484 8,3
— добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 164 330 11 232 6,8
Обрабатывающие производства 5 405 829 336 529 6,2
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1 489 368 205 461 13,8
Строительство 2 482 489 86 776 3,5
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 4 605 646 299 898 6,5
Гостиницы и рестораны 57 725 781 1,4
Транспорт и связь 1 534 090 51 101 3,3
Финансовая деятельность 330 011 16 0
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 2 815 503 55 190 2
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 4 450 387 8,7
Образование 16 313 155 1
Здравоохранение и предоставление социальных  услуг 28 038 428 1,5
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 94 679 4 742 5

Источник: Россия в цифрах. 2012. М., 2012. С. 448 — 451.

 

Структура просроченной задолженности не статична, а постоянно меняется под воздействием множества факторов (например, падение спроса со стороны покупателей приводит к недополучению выручки, снижению платежных возможностей организации, нарушению графика платежей), однако очевидно, что к концу 2008 г. произошло определенное увеличение задолженности перед поставщиками и подрядчиками, а также банками, что напрямую связано с последствиями разразившегося в сентябре мирового финансового кризиса (см. рис. 6.5).

 

Структура просроченной задолженности по обязательствам организаций в 2008 г. (на конец месяца)

Структура просроченной задолженности по обязательствам организаций

Рис. 6.5

В качестве еще одного примера приведем выписку из баланса организации ООО «АКВА-МИН» с характеристикой ее задолженности в пользу разных контрагентов (табл. 6.10).

Таблица 6.10

Состояние кредиторской задолженности ООО «АКВА-МИН», руб.

Код строки бухгалтерского     баланса На начало  отчетного   года На конец отчетного   года
Кредиторская задолженность 620  7 632 831 62 059 482
в том числе:
поставщики и подрядчики 621 5 361 972 52 250 077
задолженность перед персоналом организации 622 50 658 61 028
задолженность перед государственными внебюджетными фондами 623 49 183 100 565
задолженность по налогам и сборам 624 51 032 214 377
прочие кредиторы 625 2 119 986 9 433 435

Наряду с банковскими, коммерческими и товарными кредитами предприятия активно используют такие формы привлечения капитала, как облигационный и вексельный займы. Рассмотрим их более подробно.

Понятие облигации содержится в Гражданском кодексе РФ. В соответствии со ст. 816 ГК РФ один из способов заключения договора займа — это выпуск и продажа облигаций.

Примечание.

Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ

Часть вторая

(Извлечение)

Статья 816. Облигация

<…>

Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

<…>

 

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг) относит облигации к классу эмиссионных ценных бумаг. Облигации перед выпуском должны пройти процедуру эмиссии — установленную законодательством последовательность действий эмитента по размещению облигаций. Поскольку эмиссия облигаций, как правило, связана с массовым привлечением крупных денежных средств, выпуск облигаций происходит с разрешения и под контролем государства в лице Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России).

Привлечение денежных ресурсов с финансовых рынков обеспечивает облигационный заем.

К преимуществам облигаций как инструмента привлечения капитала относятся:

1. Самостоятельное управление структурой долга. Эмиссия облигаций не ведет к утрате контроля над управлением. Предприятие может самостоятельно установить порядок определения цены размещения облигаций и процентных ставок купонов, а также сроки, стоимость и порядок осуществления оферты (досрочного выкупа облигаций с возможностью их последующего обращения) и (или) погашения облигаций и т.д.

2. Отсутствие залогового обеспечения заимствования. Выпуск облигаций, в отличие от кредита, не требует залога в обязательном порядке: предприятие может выпускать облигации без обеспечения в размере, не превышающем размера своего уставного капитала. При незначительной величине уставного капитала предприятие может осуществить выпуск облигаций под обеспечение в виде поручительства третьего лица (лиц), а также банковскую, государственную или муниципальную гарантию (при этом жестких требований к поручителям законодательством не установлено).

3 Длительные сроки заимствования. Облигационный заем позволяет привлекать средства на срок 3 — 5 лет, что невозможно при кредитовании.

4. Низкая себестоимость заимствования:

— облигации могут быть выпущены при относительно невысоких процентных ставках (по сравнению со ставками процента за банковский кредит или дивидендами по акциям), так как они обеспечиваются имуществом предприятия и имеют приоритет в удовлетворении претензий по ним в случае его банкротства;

— минимальный размер государственных пошлин, взимаемых при государственной регистрации выпуска;

— обслуживание облигационного займа относится на себестоимость продукции предприятия (в отличие от вексельных программ);

— длительный срок заимствования минимизирует накладные расходы предприятия по организации эмиссии.

5. Независимость от отдельно взятого кредитора. Владельцы облигаций не вправе оказывать давление на предприятие и требовать изменения ставки за пользование привлеченными средствами, досрочного исполнения обязательств, увеличения размера обеспечения, а также изменения других параметров, отраженных в эмиссионных документах (даже в случае ухудшения его финансового положения), в отличие от кредита, где банк-кредитор может воздействовать на предприятие с целью переведения расчетного обслуживания в банк, обеспечения кредита ликвидным залогом по заниженной цене, запрещения получения кредита в другом банке и т.д.

6. Привлечение значительного объема заемных средств от широкого круга инвесторов. Публичное размещение облигаций на рынке ценных бумаг позволяет привлекать широкий круг инвесторов, что, в свою очередь, способствует обеспечению ликвидности ценных бумаг предприятия. Облигационный заем может быть реализован (продан) с большей вероятностью, чем акции, в силу меньшего уровня их рискованности для инвесторов.

7. Отсутствие строгой целевой направленности расходования привлеченных средств. Финансовые ресурсы, привлеченные посредством выпуска облигационного займа, предприятие может направить на любые собственные нужды, при этом подробного отчета об их использовании не требуется.

8. Укрепление публичного имиджа предприятия на финансовом рынке. Размещение облигаций является публичным событием, которое получает публичный резонанс, в частности, отражается в средствах массовой информации, что способствует повышению инвестиционной привлекательности предприятия в глазах инвесторов.

9. Повышение инвестиционной привлекательности других ценных бумаг предприятия. Размещение облигаций способствует повышению курсовой стоимости других ценных бумаг предприятия, в особенности акций, и является серьезной гарантией успеха размещения последующих выпусков ценных бумаг.

10. Снижение стоимости и увеличение срока последующих публичных заимствований. Стоимость заимствования при размещении облигационных займов, вексельных программ, а также кредитных нот напрямую зависит не только от параметров конкретного инструмента заимствования, но и от репутации предприятия, его кредитной истории на фондовом рынке. При надлежащем обслуживании и погашении облигаций стоимость последующих заимствований может значительно снизиться, а срок — увеличиться.

11. Снижение стоимости кредитования. Предприятие, выпустившее и добросовестно обслуживающее облигации, приобретает более высокий рейтинг в глазах банков и может рассчитывать на снижение стоимости привлечения кредитов.

Однако такие преимущества облигационных займов перед кредитами, как возможность привлечения большего объема средств на более длительный срок, часто сводятся к нулю при их первичном размещении. Из-за неудачного размещения займа компаниям порой приходится доплачивать инвесторам за риск, и первоначально планируемая плата за пользование заемными средствами может оказаться гораздо выше, чем ставка по банковским кредитам. Кроме того, поскольку для таких заимствований, как правило, используется полугодовая или годовая оферта (обязательство эмитента выпустить облигации через определенный срок), реальный срок возврата заемных средств значительно короче, чем период заимствования.

Выходу на рынок облигаций сопутствуют самые разнообразные проблемы. Например, многие средние компании, особенно региональные, порой испытывают сложности из-за того, что потенциальные инвесторы не могут получить систематизированные данные о реальном финансовом положении предприятия. Кроме того, есть отрасли, которые просто «не воспринимаются» рынком, например розничная торговля.

Выпуск облигаций могут себе позволить не все предприятия, а кредиты под залог товаров на складе или в обороте взять нелегко. Поэтому вексель — оптимальный и предпочтительный инструмент для средних и малых предприятий.

 

Пример. Приведем выписку из инвестиционного меморандума облигационного займа ипотечного банка ЗАО «ДельтаКредит» <1> (рис. 6.6).

———————————

<1> http:/www.deltacredit.ru/upload/DeltaCredit_imemo_final.pdf.

 

Выписка из инвестиционного меморандума облигационного займа ипотечного банка ЗАО «ДельтаКредит»

DeltaCredit

Ипотечный банк N 1

 

1. Краткое описание основных условий выпуска облигаций

────────────────────────────────────────

Краткое описание основных условий выпуска облигаций

Рис. 6.6

 

Выпуск векселей позволяет предприятию решать ряд важных задач как стратегического, так и тактического характера. По сравнению с кредитом выпуск векселей имеет существенные преимущества. К ранее отмеченным добавим следующие:

1) привлечение денежных средств происходит быстрее, минуя обычную процедуру сбора и подготовки документов для рассмотрения банком вопроса кредитования;

2) отсутствует необходимость предоставления кредитору обязательного в обычных случаях обеспечения, т.е. предприятие не закладывает ликвидное имущество или собственные акции;

3) широкий диапазон сроков заимствования, привлечение долгосрочных средств для финансирования капитального строительства и инвестиционных потребностей производства, в том числе за счет больших возможностей по рефинансированию долга;

4) предприятие несет расходы по обслуживанию долга в конце срока заимствования при погашении векселей и не платит проценты ежемесячно, как это обычно предусматривается условиями банковских кредитов или купонных облигаций;

5) упрощение процедуры управления долгом путем выкупа векселей до наступления срока платежа;

6) расширение круга кредиторов за счет мелких инвесторов, снижение зависимости от кредиторов, что позволяет избежать давления, возможного при наличии одного или нескольких крупных кредиторов;

7) более низкие процентные ставки: сегодня доходность наиболее ликвидных векселей в рублях составляет от 8% годовых для векселей со сроком погашения до трех месяцев и от 10% годовых — по более долгосрочным векселям при ставке по банковским кредитам от 15 до 20% годовых.

Выпуск векселей позволяет предприятию:

— увеличить возможности пополнения оборотных средств, покрытия временных кассовых разрывов для финансирования капитального строительства и инвестиционных проектов;

— сгладить сезонные и прочие перепады платежного баланса и потоков наличных средств (cash-flow) предприятия;

— заменить дорогие кредиты и займы;

— привлечь средства не только банков и других профессиональных участников финансового рынка, но и предприятий, имеющих временно свободные денежные средства;

— стимулировать расчеты с дебиторами путем использования векселей предприятия, что позволяет снизить долю просроченной дебиторской задолженности в ее общей массе;

— при выпуске конкурирующей на внутреннем рынке продукции наличие у потенциальных потребителей векселей вашего предприятия при прочих равных условиях стимулирует их приобрести продукцию у вас, а не у конкурентов, так как в этом случае они могут рассчитаться векселями (такую тактику использовала, например, компания «Лукойл»);

— улучшить имидж и общие представления участников рынка о предприятии. В результате размещения векселей у участников рынка формируется мнение, что предприятие, способное привлекать денежные средства, выпуская свои векселя и занимая деньги публично, имеет хорошую кредитоспособность, использует современные, цивилизованные финансовые и управленческие технологии;

— сделать торговую марку более узнаваемой среди широкого круга участников рынка, т.е. увеличить ее стоимость.

 

Контрольные вопросы

 

1. Каково влияние финансового рынка на формирование финансовых ресурсов отечественных предприятий?

2. Какова степень привлекательности бюджетных средств как источника формирования финансовых ресурсов предприятий?

3. Какой вид финансовых ресурсов является для предприятия основным?

4. Может ли облигационный выпуск являться источником формирования собственного капитала предприятия?

5. На какие цели целесообразно привлекать долгосрочный заемный капитал, а на какие — краткосрочный?

6. Каковы, в порядке возрастания стоимости, основные формы финансовых обязательств предприятия?

7. Какой капитал является основой формирования и начала деятельности любого предприятия?

8. Существуют ли бесплатные источники финансирования деятельности предприятия?

9. Какие функции выполняет уставный капитал предприятия?

10. Какие функции выполняет резервный капитал предприятия?

11. Каким образом предприятие может увеличить свой уставный капитал?

12. Каковы цели формирования резервного фонда предприятия?

13. Может ли добавочный капитал являться источником увеличения уставного капитала?

14. В чем отличие между товарным и коммерческим кредитом?

15. Какими преимуществами обладает вексельный заем по сравнению с облигационным займом?

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code