1.5. Экономическая модель предприятия

Предприятие как субъект рыночной экономики является весьма сложной многоуровневой системой, имеющей свою динамичную структуру и алгоритмы (процедуры) функционирования. Чтобы нагляднее представить особенности функционирования этого экономического организма, рассмотрим его экономическую модель.

Экономическая модель — это упрощенное представление экономической действительности, позволяющее выделить наиболее важные взаимосвязи изучаемых экономических процессов и явлений.

Предприятие является открытой системой, которая, в свою очередь, состоит из отдельных частей (элементов, подсистем). Эти подсистемы формируются исходя из принципов разделения труда и соответствуют основным функциональным сферам предприятия (рис. 1.4).

Основные функциональные сферы предприятия

Основные функциональные сферы предприятия

Рис. 1.4

Не вдаваясь в детальное описание характера взаимосвязей между указанными функциональными сферами, кратко охарактеризуем лишь их функции.

Кадровое обеспечение — это система подбора, подготовки, расстановки, мотивации и использования трудовых ресурсов. Нельзя представить себе производство товаров и услуг, их реализацию на рынке без участия трудовых ресурсов. При этом потребность предприятия в трудовых ресурсах, как правило, изменяется с течением времени не только количественно и (или) структурно, но и качественно. Причем эти перемены могут быть обусловлены не только внешними (например, имеющаяся на рынке труда рабочая сила имеет различное качество, которое не всегда соответствует требованиям работодателя), но и внутрифирменными изменениями (например, повышение квалификации или текучесть кадров).

Маркетинг — это система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета рыночных условий и активного влияния на них. Другими словами, маркетинг представляет собой определение потребностей покупателей, осмысление этих потребностей с точки зрения производственных возможностей предприятия, планирование и управление разработкой изделий и услуг, определение цен и продвижение товаров к покупателям путем стимулирования их распределения между выбранными рынками сбыта.

Материально-техническое снабжение — это приобретение, хранение и подготовка к использованию в процессе производства необходимых материально-технических ресурсов. Оно является исходным пунктом организации процесса производства. Современные предприятия испытывают потребность в разнообразных материалах широкой номенклатуры и ассортимента. Своевременное и бесперебойное обеспечение предприятия сырьем и материалами, комплектующими и сопутствующими изделиями, топливом, инструментами и технологической оснасткой, оборудованием, станками, аппаратами и агрегатами, разнообразными средствами производства при использовании эффективной схемы их закупки, рациональной организации внутрифирменной логистики приводит к удешевлению производства, сокращению производственного цикла, способствует росту объемов производства.

Производство — это организация технологической, производственной деятельности предприятия по изготовлению качественной продукции и оказанию качественных услуг потребителям. В рамках производственного процесса происходит обработка тех материалов, которые были получены с помощью материально-технического снабжения. Производство продукции обычно многостадийно, производственные потоки во многих случаях имеют сложную структуру, процессы производства сложны, расчленены на фазы, тесно связанные между собой, что требует их четкой координации, точного нормирования, квалифицированной рабочей силы и строгого соблюдения регламентов и технологии производства.

Сбыт — это организация и управление товарными потоками, направляемыми от предприятия к потребителям. На господствовавших раньше рынках продавца реализация продукции не была проблемой: спрос превышал возможности производства, поэтому препятствия по реализации товаров на рынке были невелики. Постепенно большинство рынков превратилось в рынки покупателя: поскольку происходило активное насыщение рынков, спрос на продукцию со стороны покупателей стал снижаться и предприятия столкнулись с проблемами сбыта своей продукции.

Финансы — это система формирования, распределения и использования денежных ресурсов предприятия. Материально-техническое снабжение, производство продукции и ее последующий сбыт непосредственно связаны с финансовым обеспечением, т.е. мерами, которые предпринимает менеджмент предприятия по привлечению финансовых ресурсов для организации производственного процесса, развития бизнеса, возврату денежных средств за проданную продукцию, страхованию производственных и финансовых рисков.

На рис. 1.4 представлена упрощенная экономическая модель предприятия. Она, конечно, не в полной мере отражает все аспекты действительности, а показывает лишь принципиальные внутренние взаимосвязи, определяющие деятельность предприятия в условиях рыночной среды. Тем не менее основные функции, которые демонстрирует модель, характерны для любого предприятия независимо от вида его деятельности, формы собственности, организационно-правовой формы, размера.

Следует отметить, что любое предприятие в процессе своей деятельности взаимодействует с внешней средой: привлекаемые предприятием экономические ресурсы перерабатываются им в продукцию (товары, услуги) и вновь возвращаются во внешнюю среду для продажи. На этот процесс оказывают непосредственное влияние контрагенты предприятия (см. рис. 1.5).

Основные контрагенты предприятия

Основные контрагенты предприятия

Рис. 1.5

Таким образом, предприятие является сложной открытой системой, состоящей из взаимосвязанных подсистем и тесно взаимодействующей с внешней средой.

 

Контрольные вопросы

1. Какова взаимосвязь экономики предприятия и других экономических наук?

2. Почему предприятие называют основным звеном экономики?

3. В чем состоят основные цели деятельности предприятия?

4. Каковы основные функции производственной подсистемы предприятия?

5. Каковы основные функции социальной подсистемы предприятия?

6. Каковы основные функции экономической подсистемы предприятия?

7. Каковы базовые элементы экономики предприятия?

8. Что такое экономические ресурсы?

9. Почему чрезвычайно важная роль в экономике предприятия принадлежит ценам?

10. Что такое система цен? Какие виды цен вы знаете?

11. Включаются ли налоги в цену продукции предприятия?

12. Ценообразование — это функция государства или предприятия?

13. Почему государство может вмешиваться в процесс ценообразования на предприятии?

14. Почему предприятия иногда испытывают сложности со сбытом своей продукции?

15. Какая функциональная сфера является основой организации процесса производства?

16. В чем отличие пропорциональных и прогрессивных налоговых ставок?

17. Относятся ли трансфертные цены к регулируемым?

18. Чем отличается оптовая цена производителя от оптовой цены закупки?

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code