1.3. Цена. Ценообразование

Чрезвычайно важная роль в экономике предприятия принадлежит ценам, в которых, как в зеркале, в конечном итоге отражаются все стороны его экономической деятельности. Философы утверждают, что в капле дождя отражается весь мир, но далеко не каждый сможет это увидеть. Не существует прямого, буквального отражения многообразия и богатства мира, но возможно его сущностное осознание. Цена — та же «капля дождя», отражающая всю палитру производственных отношений предприятия. Осознание сущности цены и закономерностей ее бытия открывает для нас с вами секреты успешности функционирования предприятия. Приведем общепринятые в экономической теории определения цены.

Цена — экономическая категория, выражающая воплощенный в товаре общественно необходимый труд в стоимостном исчислении. В цене товара в денежной форме выражаются все затраты труда, овеществленные в использованных средствах производства, а также труда, вновь создающего продукт.

Цена — это денежное выражение стоимости товара (услуг), т.е. та сумма денег, которую покупатель уплачивает за товар.

В условиях рынка цена выступает связующим звеном между производителем и потребителем, обеспечивая равновесие между спросом и предложением, получение предприятием необходимого уровня доходов.

Экономическая природа цены, ее сущность проявляются в следующих ее функциях:

измерительная — предоставляет возможность не только «измерить» стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец — получить за проданный товар, но и сопоставить (соизмерить, сравнить) цены различных товаров, отмечая более или менее дорогие либо более или менее дешевые из них. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров. Реализуя измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые разные потребительские свойства товаров и услуг исходя из затрат труда;

стимулирующая — характеризует воздействие цены на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цена способствует или препятствует росту выпуска и потребления товаров. Посредством цен можно реально стимулировать научно-технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшать качество продукции, изменять структуру производства и потребления. Стимулирование обеспечивается путем варьирования уровня прибыли в цене, надбавками, скидками с цены;

распределительная — заключается в распределении дохода между производителями и потребителями. Если цена товара выше его себестоимости, то производитель возмещает свои затраты и получает прибыль, а если ниже — производитель работает в убыток. Потребитель, используя продукцию, также имеет разную экономическую выгоду. Распределительная функция цены связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. С помощью этой функции осуществляются распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности, группами населения. Если требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций в целях развития экономики, допускается введение государственного регулирования цен, а при крайней необходимости — и прямое их установление государственными органами;

 

Примечание. Действие распределительной функции цен проиллюстрируем на следующем примере (цифры условные).

Исходные данные:

— на изготовление одного бурового станка расходуется 4 т проката черных металлов;

— цена 1 т проката — 4500 руб.;

— рентабельность производства станков — 20%.

На основании общеизвестного положения, что цена есть себестоимость плюс прибыль, имеем:

— совокупные затраты на изготовление и реализацию 1 т проката составят 3750 руб., а прибыль от реализации — 750 руб.;

— цена 1 станка составляет 26 000 руб., в том числе себестоимость — 23 000 руб., а прибыль от реализации — 3000 руб.

Определим сумму затрат на производство и реализацию 1 станка. На изготовление станка расходуется металла на сумму 18 000 руб. (4500 x 4); отходы производства составляют 0,5 т. Следовательно, при цене отходов 2000 руб. за 1 т материальные затраты на изготовление станка за вычетом реализованных (проданных) отходов составят 17 000 руб. Остальные расходы, связанные с изготовлением и сбытом одного станка, — 6000 руб.

Покупатель заплатил за буровой станок 26 000 руб. При этом общая сумма прибыли (производителя металла и производителя станков) при производстве 4 т проката и изготовлении 1 станка — 6000 руб. (750 x 4 + 3000). Полученная прибыль распределилась поровну между производителем (черная металлургия) и потребителем (машиностроение).

Представим теперь, что в силу сложившейся конъюнктуры на рынке черных металлов цены на прокат возросли, а на станки не изменились.

Предположим, что цена 1 т проката увеличилась до 4800 руб., полная себестоимость осталась на прежнем уровне, а прибыль от реализации возросла до 1050 руб. (750 + 300). Цена 1 станка осталась прежней — 26 000 руб., причем себестоимость его изготовления и сбыта увеличилась до 24 200 руб. (4800 x 4 — 2000 x 0,5 + 6000), а прибыль от реализации снизилась до 1800 руб. Общая сумма прибыли — те же 6000 руб. (1050 x 4 + 1800) — распределилась между производителем и потребителем в соотношении 70:30. Таким образом, произошло перераспределение прибыли в пользу производителя черных металлов, а цена выполнила распределительную функцию.

 

регулирующая — устанавливает рыночное равновесие между спросом и предложением посредством цен. Это выражается в том, что изменение цены может повлечь за собой изменение величины спроса на продукты и ресурсы, а также на объемы их предложения;

учетная — отражает общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции. Эта функция определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостный учет различных хозяйственных процессов, измерение их результатов. Она дает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли. В условиях рынка цена может существенно отклоняться от издержек. Производитель заинтересован в максимальной прибыли от продажи товара, а покупатель — в минимальной цене покупки. Чтобы противостоять конкурентам, производитель товара должен постоянно контролировать свои издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Выстоять в конкурентной борьбе можно только за счет снижения затрат, улучшения качества товара. Именно поэтому учетная функция цены исключительно важна для разработки товарной и ценовой политики предприятия.

Из перечисленных функций цены вытекает возможность ее использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Цена является также средством влияния на инвестиционную политику, мощным фактором, воздействующим на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. Цена может выступать и орудием конкурентной борьбы.

Следует особо подчеркнуть, что цена — это главная составляющая инфляционных процессов. В связи с этим обратим внимание на то, что инфляция благодаря заложенной в ней распределительной функции цены в результате использования экономическими агентами различных инструментов, в том числе и, прежде всего, ссудного процента, выступает как проявление одного из мощнейших перераспределительных процессов в экономике, оказывая существенное влияние как на экономику предприятия, так и на реальные доходы населения. Поэтому процесс формирования цены, другими словами, ценообразование, имеет исключительно важное значение не только в экономике. Инфляция и, прежде всего, ее высокий уровень, способствуют «перетеканию» вновь созданной стоимости от одних субъектов экономики к другим, зачастую не имеющим непосредственного отношения к созидательному труду, способствует несправедливому формированию богатства на одном полюсе и обнищанию на другом.

Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги. Цены должны устанавливаться исходя из затрат на производство товара или услуги. Порой это осуществляется до начала процесса производства на плановой основе, иногда с участием государства. В результате на данном этапе рынок (закон спроса и предложения) не играет существенной роли в ценообразовании. Процесс ценообразования с учетом рыночных факторов происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются такие категории, как спрос на продукцию и услуги, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Цены на товары и услуги проходят непосредственную проверку рынка, где и формируются окончательно. Поскольку по сути своей инфляция — это всякое устойчивое удорожание, постольку затраты на производство товаров или услуг, являясь важнейшим элементом цены, выступают ключевым элементом экономических интересов как товаропроизводителей, так и государства в лице его регулирующих органов. В силу этого экономика предприятия, являясь открытой системой, активно взаимодействует с внешней экономической средой. Более подробно тему затрат рассмотрим в гл. 10 учебника.

Чтобы понять механизм ценообразования, необходимо рассмотреть структуру цены.

Структура цены представляет собой взаимосвязанный набор ее элементов (рис. 1.3).

Структура цены

                              Элементы цены
Себестоимость производства и реализации   продукта Прибыль производителя Косвенные налоги (акцизы,      НДС) Посредническая надбавка (издержки, прибыль, НДС посредника) Торговая надбавка (издержки, прибыль, НДС торговли)
Оптовая цена производителя
Оптовая (отпускная) цена
Оптовая цена закупки
Розничная цена

Рис. 1.3

Приведенные на рис. 1.3 виды цен — оптовая и розничная — принято называть стандартными. Однако в зависимости от специфики отрасли, сферы экономики, способа доставки товара потребителю и других факторов стандартные цены модифицируются. Следовательно, они образуют систему цен.

Система цен — это упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между участниками экономического процесса.

Все цены можно классифицировать следующим образом.

В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают:

свободные (рыночные) цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. К свободным относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства;

регулируемые цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

оптовые цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом);

розничные цены — цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению.

По способу установления различают цены:

твердые (постоянные);

подвижные;

скользящие.

Эти виды цен устанавливаются в договоре между предприятиями. К примеру, твердая цена устанавливается в момент подписания договора и не меняется в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Подвижная цена фиксируется на момент заключения договора, но может быть пересмотрена в дальнейшем, о чем в договоре делается соответствующая оговорка. Скользящие цены устанавливаются обычно на товары с длительными сроками изготовления.

С учетом фактора времени различают цены:

постоянные, срок действия которых заранее не определен;

сезонные, срок действия которых определен сезонным периодом времени;

ступенчатые — ряд последовательно изменяющихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.

По условиям поставки и продажи выделяют:

цену-нетто, которая определяется на месте купли-продажи;

цену-брутто (фактурную цену), которая определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида франко и условий страховки).

Дифференциация цен в зависимости от того, кто — продавец или покупатель — берет на себя транспортные расходы, осуществляется по виду франко. Франко определяет, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы. Например, франко-склад продавца означает, что все расходы по доставке несет покупатель, а франко-склад потребителя — что все расходы оплачивает продавец.

Транспортный фактор учитывается и во внешнеторговых операциях.

Различают, к примеру, внутренние (трансфертные) цены и мировые цены.

Внутренние (трансфертные) цены применяются внутри предприятия при реализации продукции между его подразделениями, а также между разными предприятиями, но входящими в одно объединение, холдинг, ассоциацию. Трансфертные цены являются разновидностью оптовой цены. Современное предприятие может быть представлено как совокупность бизнес-единиц, между которыми существуют контрактные отношения. Это свидетельствует о том, что внутри любого предприятия имеет место продажа товаров (оказание услуг) одних подразделений другим на взаимовыгодной основе. Внутренняя расчетная цена, по которой происходит продажа товара (услуги), и называется трансфертной ценой. Система трансфертного ценообразования должна мотивировать менеджеров подразделений к принятию эффективных решений и предоставлять информацию для их обоснованности. Это возможно тогда и только тогда, когда менеджеры, стремясь увеличить прибыль своего подразделения, увеличивают также прибыль всей компании.

Решения о величине трансфертных цен должны отражаться на прибыльности подразделений и представлять собой обоснованный критерий измерения деятельности подразделения, ибо при передаче товаров или оказании услуг доходы одного подразделения превращаются в расходы другого.

Мировыми называются цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, эти цены достаточно полно характеризуют состояние международной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены определяются: по сырьевым товарам — уровнем цен стран-экспортеров или импортеров; по другим товарам — ценами бирж, аукционов; по готовым изделиям — как правило, ценами ведущих в мире производителей, специализирующихся на изготовлении продукции данного вида.

Несмотря на множество видов цен, действующих на рынке, они взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как изменится уровень других цен. Это объясняется тем, что все субъекты рынка в той или иной степени взаимосвязаны. Поскольку имеет место тесная взаимозависимость всех элементов рыночного механизма, постольку существует единый процесс формирования затрат на производство товаров и услуг.

Ценообразование на предприятии представляет собой процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов. Это сбор и анализ информации о рынке; разработка и реализация ценовой политики предприятия, включая выбор методов ценообразования, установление конкретного уровня цены и формирование системы скидок и надбавок к цене; корректировка ценового поведения предприятия в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры.

В рыночной экономике цена зависит от многих факторов, причем они действуют с разной силой, в различных направлениях и в разные периоды времени. Учесть действие всех факторов практически невозможно, поэтому определить точно, какова будет рыночная цена на конкретный товар, весьма затруднительно. Можно определить лишь базовую цену на товар.

В ряде случаев государство принимает активное участие в процессе ценообразования и оставляет за собой право регулирования цен на социально значимые товары для замедления темпов роста инфляции (о чем мы уже говорили выше), осуществляя тем самым защиту малоимущих слоев населения.

В высокомонополизированных отраслях специальные комиссии устанавливают тарифы за использование электроэнергии, на некоторые коммунальные услуги. Регулирование цен со стороны государства происходит в большинстве стран, однако степень этого регулирования разная. В США, например, государством регулируется 5 — 10% цен. Во Франции имеет место прямое регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электричество, транспортные услуги, а также осуществляется наблюдение за ценами в условиях конкуренции. Специфика экономики Франции определила соотношение между регулируемыми и свободными ценами — примерно 20:80.

Таким образом, формирование цен (ценообразование) осуществляется с учетом возмещения издержек производства и обращения при обеспечении прибыли, которая (а это ее основная роль в экономике) дает предприятию возможность развиваться, осуществлять воспроизводство и производить фискальные платежи, в том числе отчисления в бюджет. Перекосы в ценообразовании, в том числе и экономически неоправданная погоня за высокой и сверхвысокой нормой прибыли, являются мощнейшим фактором развития инфляции. Высокий уровень инфляции, свойственный нынешнему этапу развития российской экономики, оставляет тяжелые «язвенные» отпечатки на «теле» экономических субъектов, особенно в условиях развития глобального системного кризиса, с которым столкнулись мировая и российская экономики.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code