Статья 3. Правовые основы создания архитектурного объекта

 Предыдущая страница

Основные требования данного Федерального закона сводятся к следующему. Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленных настоящим Федеральным законом, которые направлены на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. Самое элементарное требование в области обеспечения пожарной безопасности — это установление на архитектурном объекте, что, в свою очередь, должно быть предусмотрено в архитектурном проекте и, соответственно, в архитектурно-планировочном задании, пожарной сигнализации, под которой понимается совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста.

В то же время Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ предусматриваются требования к системам обнаружения пожара, а именно системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Однако помимо указанных требований при проектировании архитектурного объекта, как уже отмечалось выше, необходимо учитывать также возможность обнаружения места возгорания для принятия первоначальных мер по его устранению, поскольку архитектурный объект может представлять собой особую научную и культурную ценность, так как это может быть какой-либо музей изобразительных искусств, ремесел, церковный объект, восстановить после пожара который будет достаточно сложно.

Статьей 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ установлены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, включающие в себя следующее:

— должны быть в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», и пожарный риск не должен превышать допустимых значений, установленных данным Федеральным законом;

— в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности.

При этом пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных данным Федеральным законом. Пожарный риск — мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей. В то же время данный Федеральный закон предусматривает такие понятия, как индивидуальный пожарный риск и допустимый пожарный риск. Под индивидуальным пожарным риском понимается пожарный риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара, а под допустимым — пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий.

Кроме того, Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ предусмотрены противопожарные требования к документации по планировке территории, которой должно соответствовать архитектурно-планировочное задание. Согласно данному Федеральному закону планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные указанным Федеральным законом.

Особые требования предусмотрены к проходам, проездам и подъездам к зданиям, сооружениям и строениям. В частности, к зданиям и сооружениям по всей длине объекта должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:

— с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 метров;

— с двух сторон — при ширине здания или сооружения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

Также данным Федеральным законом установлены и противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями. Эти расстояния зависят, прежде всего, от степени огнестойкости здания, класса конструктивной пожарной опасности.

И, наконец, в Федеральном законе от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ содержатся требования пожарной безопасности при проектировании, реконструкции и изменении функционального назначения зданий и сооружений. Согласно положениям указанного Федерального закона конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий, сооружений и строений должны обеспечивать в случае пожара:

— эвакуацию людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;

— возможность проведения мероприятий по спасению людей;

— возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий и сооружений;

— возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;

— нераспространение пожара на соседние здания и сооружения.

Таким образом, автор архитектурного проекта, а также заказчик (застройщик) по составлении архитектурного проекта в соответствии с требованиями архитектурно-планировочного задания должны в его внутренней планировке предусмотреть эвакуационные пути, аварийные выходы, внутренние лестницы, размещаемые на лестничных клетках, внутренние открытые лестницы, наружные открытые лестницы. Также обязательно предусмотреть возможность беспрепятственного движения людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы, организацию оповещения и управления движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения), строительные конструкции с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости зданий, сооружений, строений и классу их конструктивной пожарной опасности.

Учитывая само определение архитектурно-планировочного задания (см. комментарий к статье 2), оно должно содержать не только данные требования, но и технические, организационные и иные условия проектирования архитектурного объекта, а также требования к его размещению на конкретном земельном участке.

Архитектурно-планировочное задание должно также включать в себя требования к охране памятников истории и культуры, которые установлены, в частности, Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ. В частности, данными Законами установлен запрет на осуществление строительных, земляных работ, иной хозяйственной деятельности, а также требования о производстве строительных, дорожных и иных работ, которые могут причинить вред памятникам истории и культуры, только по согласованию с органами охраны памятников истории и культуры, требования о создании зон охраны объектов культурного наследия.

В архитектурно-планировочном задании содержатся и указания на строительство архитектурных объектов в особых условиях, а именно в температурных условиях, сейсмических условиях, иных экологических, технических и тому подобных условиях. Это могут быть какие-либо особые технические, инженерные, экологические и иные условия строительства или реконструкции архитектурного объекта в особых условиях, например особые требования к безопасности и надежности архитектурного объекта, возможности эвакуации людей в экстремальных ситуациях, обеспечению бесперебойного теплоснабжения архитектурного объекта и т.п.

Кроме указанного, архитектурно-планировочное задание должно содержать требования о соблюдении прав и интересов граждан и юридических лиц, предусмотренных законодательством, которые могут быть нарушены в результате строительства или реконструкции архитектурного объекта. В частности, это установленные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством права граждан и юридических лиц на благоприятную окружающую среду, защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью, соблюдение прав собственников земельных участков, на которых предполагается строительство архитектурных объектов и т.п.

3.4. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает также требования и условия, которые не должны содержаться в архитектурно-планировочном задании. В общих чертах, это требования и условия, связанные со строительством и реконструкцией архитектурного объекта, которые не основаны на законодательстве, а также которые нарушают либо ограничивают права и интересы застройщиков и не связаны требованиями, которые должны соблюдаться при проектировании архитектурного объекта. Иными словами, архитектурно-планировочное задание не должно включать в себя такие требования к архитектурному объекту, которые затрагивают творческий архитектурный замысел (архитектурное решение) автора архитектурного объекта, то есть такие решения, которые могут быть приняты автором архитектурного проекта, заказчиком (застройщиком) на стадии строительства или реконструкции архитектурного объекта. Эти требования не должны быть связаны с соблюдением положений земельного, градостроительного, экологического и иного законодательства, а также влечь за собой необходимость сохранения внешнего облика города или иного населенного пункта, в которых предполагается строительство или реконструкция архитектурного объекта.

Также пункт 3 комментируемой статьи предусматривает, что архитектурно-планировочное задание не должно содержать требований к внутренней отделке, оборудованию архитектурного объекта и требований к конструктивным решениям. Такое положение комментируемой статьи связано с обеспечением прав и законных интересов заказчиков (застройщиков) архитектурного объекта. Здесь речь идет именно о тех характеристиках и особенностях архитектурного объекта, относительно которых заказчик (застройщик), а также автор архитектурного проекта вправе принять решение самостоятельно, в частности относительно того, какими должны быть отдельные внутренние элементы архитектурного объекта, их расположение относительно друг друга, дизайнерские решения и т.п. Таким образом, указанное требование, предъявляемое к архитектурно-планировочному заданию, связано с обеспечением защиты прав и интересов заказчика (застройщика) и автора архитектурного проекта.

4. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает особые требования к строительству отдельных видов архитектурных объектов, которые определяются утвержденной градостроительной документацией. Таким особым требованием является обязательность проведения предпроектных исследований и конкурсов. Сразу обращает на себя внимание то обстоятельство, что пункт 4 комментируемой статьи четко не устанавливает, в отношении каких именно архитектурных объектов предусматривается такое требование, а лишь делает отсылку на градостроительную документацию, к которой в соответствии с ГрК РФ относятся схемы территориального планирования муниципальных образований, генеральные планы городских округов и сельских поселений, градостроительные планы земельных участков и т.д. В частности, схемы территориального планирования, генеральные планы соответствующих муниципальных образований содержат карты (схемы) планируемого размещения объектов строительства. Соответственно, именно в этих документах могут быть определены отдельные архитектурные объекты, для строительства которых установлены вышеуказанные требования.

При этом необходимо определить, какие именно архитектурные объекты могут быть отнесены к таким. ГрК РФ устанавливает, что в градостроительной документации содержатся иные объекты строительства, которые необходимы для осуществления полномочий соответствующего муниципального образования. Например, согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа, муниципального района относится создание условий для организации досуга и обеспечения услугами организаций культуры, к вопросам местного значения поселения отнесено сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта.

Таким образом, в градостроительной документации может быть предусмотрено строительство архитектурных объектов, необходимых для решения в том числе указанных вопросов местного значения.

При этом пунктом 4 комментируемой статьи установлено, что такие архитектурные объекты должны быть предусмотрены в утвержденной градостроительной документации. Согласно статьям 20, 24 ГрК РФ схемы территориального планирования, а также генеральные планы утверждаются представительными органами соответствующих муниципальных образований. Вместе с тем ГрК РФ предусмотрена также стадия подготовки таких документов, причем градостроительным законодательством определен также и порядок ее подготовки, а именно подготовка такой документации осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов.

Особым требованием к строительству указанных архитектурных объектов является проведение предпроектных исследований и конкурсов на архитектурный проект. Такими предпроектными исследованиями могут быть, в частности, изучение технических регламентов, исследование земельного участка, на котором предполагается строить архитектурный объект, определение целевого назначения этого земельного участка, обследование местности, в пределах которой будет осуществляться строительство этого архитектурного объекта, изучение аудитории, контингента, который будет посещать этот архитектурный объект (например, концертное, театральное учреждение и т.п.). Кроме того, пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что порядок и условия проведения таких конкурсов определяются органами архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации.

На сегодняшний день такие порядки приняты в Ростовской, Челябинской области, Республике Татарстан и некоторых других субъектах. Однако следует отметить, что не во всех таких субъектах указанные порядки утверждены именно органом архитектуры и градостроительства. Например, в Челябинской области указанный порядок определен постановлением главы города Челябинска, а в Ростовской области — приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.

Учитывая, что порядок и условия проведения предпроектных исследований и конкурсов на архитектурный проект приняты не во всех субъектах Российской Федерации, в таких субъектах будет действовать общий порядок проведения конкурсов, установленный законодательством. В данном случае при проведении конкурса на создание архитектурного проекта будут применяться нормы гражданского законодательства о заключении договора на торгах. Согласно положениям гражданского законодательства в данном случае договор на строительство архитектурного объекта заключается с лицом, выигравшим торги. Сами торги проводятся в форме конкурсов и аукционов. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Организатором торгов, учитывая нормы ГК РФ, может быть архитектор как автор архитектурного решения (авторского замысла), а также заказчик (застройщик). Лицо, выигравшее торги на архитектурный проект, и организатор торгов в день проведения торгов подписывают протокол о его результатах, который имеет силу договора.

Однако на практике могут возникнуть сложности относительно соответствия архитектурного проекта требованиям архитектурно-планировочного задания, градостроительного, земельного законодательства, градостроительной документации и т.д., поскольку, в частности, архитектурно-планировочное задание выдается по заявке заказчика (застройщика), но, учитывая, что конкурс на архитектурный проект еще не проведен и не определен его победитель, то, следовательно, и установить соответствие архитектурного проекта архитектурно-планировочному заданию не представляется возможным.

На практике имеются случаи обжалования таких конкурсов. В частности, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 9 октября 2008 года по делу N А56-44364/2006 оставлены без изменения решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 февраля 2008 г. и Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2008 г. по делу N А56-44364/2006, которыми было отказано в удовлетворении искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Авангард» к государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. профессора М.А. Бонч-Бруевича» о признании недействительным архитектурного конкурса на архитектурно-планировочные решения. Как указано в данном Постановлении, руководствуясь статьей 449 ГК РФ, пунктом 4 статьи 3 комментируемого Закона и Положением о градостроительных и архитектурных конкурсах, суд пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законодательством оснований для признания оспариваемого конкурса недействительным.

В пункте 4 комментируемой статьи указано, что при проведении конкурса на архитектурный проект к участию в нем привлекаются общественные профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов. При этом такое обозначение организаций (объединений) архитекторов является неверным по отношению к Федеральному закону от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», поскольку общественная организация является формой общественного объединения, под которым, в свою очередь, понимается добровольное, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, имеющих общность интересов для реализации общих целей, предусмотренных в уставом общественного объединения. В данном случае общностью интересов при создании профессионально-творческого объединения является архитектурная деятельность, а целью — ее реализация.

Принимая во внимание цель и направленность деятельности таких организаций (объединений), а также учитывая, что исходя из статьи 2 комментируемого Закона (см. комментарий к статье 2) архитектурная деятельность предполагает создание как архитектурного объекта, так и архитектурного проекта, общественные профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов могут быть привлечены как участники таких конкурсов, а также как члены комиссий по размещению заказов на выполнение работ по созданию архитектурных проектов.

Например, согласно пункту 3.5.1 Положения о конкурсе «Лучший архитектурный проект комплексного развития парка им. 500-летия г. Чебоксары», утвержденного Постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 1 октября 2008 года N 236, в этом конкурсе может принять участие любое российское и/или иностранное юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, имеющее лицензию на проектирование зданий и сооружений (разрешительные документы на проектирование зданий и сооружений, выданные компетентными органами государств — участников конкурса), не находящееся в стадии ликвидации, в отношении которого не проводятся процедуры банкротства, деятельность которого не приостановлена в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

5. Абзац первый пункта 5 комментируемой статьи на сегодняшний день признан утратившим силу. Ранее он закреплял, что разрешение на строительство выдается соответствующим органом архитектуры и градостроительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Очевидно, что признание данного абзаца утратившим силу связано с тем, что соответствующие изменения были внесены в статью 2 комментируемого Закона, определив, что разрешение на строительство выдается органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Иными словами, теперь в комментируемом Законе четко не определено, каким именно органом должно выдаваться разрешение на строительство. В настоящее время такое право предоставлено как органам местного самоуправления, так и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В отличие от настоящей редакции ранее такое право было предоставлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления.

Таким образом, пункт 5 комментируемой статьи сегодня только предоставляет заказчику (застройщику) право на обжалование отказа в выдаче разрешения на строительство в суд. Такое же право предусмотрено и градостроительным законодательством. Также градостроительным законодательством установлены и основания для отказа в выдаче такого разрешения, а именно непредоставление документов, предусмотренных ГрК РФ, либо предоставление неполного перечня документов, требуемых согласно градостроительному законодательству, либо несоответствие этих документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, указанным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Также ГрК РФ предусматривает, что неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с ГрК РФ, если они могли быть запрошены, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Проверяется представление полного комплекта документов (их наличие), прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, а также их соответствие вышеуказанным требованиям. Иными словами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления проверяют документы на их соответствие виду разрешенного использования земельного участка, минимальным отступам от границ земельного участка, учитывают конфигурации и особенности уже построенных объектов строительства. Кроме того, при проверке указанных документов необходимо учитывать также и те условия и требования, которые содержатся в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, если такое имеется. Порядок его выдачи установлен статьей 40 ГрК РФ. В первую очередь, указанная статья предоставляет такое право правообладателю земельного участка в том случае, если размеры его земельного участка меньше минимальных размеров, установленных градостроительным регламентом, конфигурация объекта строительства такова, что необходимо определенным образом выйти за определенные пределы разрешенного строительства. При этом такое право предоставлено и любому заинтересованному в предоставлении такого разрешения лицу.

Например, ОАО обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным решения администрации городского поселения «Поселок Редкино» об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома. Судами первой и апелляционной инстанций в удовлетворении требований ОАО отказано, поскольку установлено, что при обращении за разрешением на строительство не были представлены все необходимые документы, а представленные содержали противоречия. К примеру, архитектурно-планировочное задание от 7 апреля 1989 года N 23 было выдано правопредшественнику ОАО и утверждено отделом по делам строительства и архитектуры исполкома Конаковского городского Совета народных депутатов Калининской области на разработку проекта жилого дома. Срок действия данного документа составлял два года. Задание содержало многочисленные, не заверенные в установленном порядке исправления, в том числе касающиеся этажности и количества квартир жилого дома. Указанные в нем сведения о заказчике проекта, проектной организации, подрядной строительной организации не соответствовали проекту строительства и заключению отдела государственной вневедомственной экспертизы. В связи с этим отказ в выдаче разрешения на строительство признан обоснованным.

Суд кассационной инстанции согласился с мнением нижестоящих судов, подтвердив, что такое архитектурно-планировочное задание не может служить основанием для выдачи разрешения на строительство, так как выдано иному лицу на разработку проекта иного объекта строительства и не является документом, выданным в соответствии с комментируемым Законом <8>.

———————————

<8> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 октября 2008 года по делу N А66-1706/2008.

 

Кроме того, на практике помимо обжалований отказа в выдаче разрешений на строительство встречаются также случаи подачи заявлений о признании недействительным разрешения на строительство. Так, например, общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока о признании недействительным разрешения на строительство, выданного для проведения реконструкции здания другим лицом, и о признании незаконными действий по выдаче указанного разрешения и его продлению. В процессе рассмотрения дела в нескольких инстанциях судом были исследованы техническая документация и заключения лицензированных организаций, из которых следовало, что реконструкция здания осуществлялась на основании проектной документации, разработанной уполномоченной организацией и согласованной в установленном порядке.

При этом суд пришел к выводу о том, что государственная экспертиза проекта не требовалась, так как реконструкция объекта не затрагивает конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания. Также ООО не представило каких-либо доказательств, подтверждающих его доводы о том, что возведенная надстройка затрагивает конструктивные характеристики здания или влияет на его надежность и безопасность.

При таких обстоятельствах суд сделал вывод о том, что доказательств нарушений законодательства при выдаче разрешения на строительство ООО, а также доказательств нарушения прав ООО не представлено, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления <9>.

———————————

<9> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 ноября 2009 года N Ф03-6354/2009.

 

Помимо этих требований ГрК РФ устанавливает также необходимость проверки соответствия представленных документов красным линиям. Под красными линиями понимаются линии, обозначающие существующие, а также планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, трубопроводы, линии связи, автомобильные дороги и иные линейные объекты. Таким образом, соответствующий орган, к которому заказчик (застройщик) обратился с заявлением о выдаче разрешения на строительство, имеет право после проведения проверок наличия документов и их соответствия указанным требованиям принять решение об отказе в выдаче такого разрешения в том случае, если будут установлены для этого основания, например представление неполного комплекта документов или их несоответствие вышеуказанным требованиям. При этом у заказчика (застройщика) есть право обжаловать такой отказ в судебном порядке. Жалоба заказчика (застройщика) согласно процессуальному законодательству будет рассмотрена в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

6. Абзац первый пункта 6 комментируемой статьи в настоящее время признан утратившим силу. Ранее данный пункт закреплял, что архитектурные проекты, которые финансируются за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов Российской Федерации, подлежат вневедомственной государственной экспертизе, которая проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В данном случае под архитектурными проектами, которые финансировались за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов Российской Федерации, необходимо было понимать проекты таких архитектурных объектов, которые имеют федеральное или региональное значение.

В качестве примера таких архитектурных объектов можно привести государственные концертные залы, театры, музеи, которые находятся в собственности Российской Федерации или собственности субъекта Российской Федерации.

Что касается вневедомственной государственной экспертизы, то, как мы видим, ранее в комментируемом Законе было предусмотрено, что такая экспертиза должна проводиться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Однако Правительством Российской Федерации собственно порядка проведения вневедомственной экспертизы принято не было. Вместо этого было разработано Типовое положение о территориальном органе государственной вневедомственной экспертизы Российской Федерации, утвержденное Постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 2 июля 1996 года N 18-43. Однако Министерством юстиции Российской Федерации было отказано в регистрации данного документа. Согласно этому документу главной задачей государственной вневедомственной экспертизы было проведение комплексной экспертизы проектов строительства в целях обеспечения конструктивной надежности, высокого качества архитектурных и градостроительных решений.

На территории отдельных субъектов Российской Федерации также были приняты нормативные документы, касающиеся проведения государственной вневедомственной экспертизы. В частности, в Омской области Указом губернатора Омской области от 12 марта 2004 года N 58 «Об организации деятельности Главного управления государственного архитектурно-строительного надзора и вневедомственной экспертизы Омской области» было принято Положение о Главном управлении государственного архитектурно-строительного надзора и вневедомственной экспертизы Омской области.

В то же время те архитектурные проекты, разработчиками которых являлись граждане и юридические лица, должны были проходить вневедомственную экспертизу по усмотрению самих разработчиков. В свою очередь, экологическая экспертиза проводилась независимо от источников финансирования архитектурных проектов. Думается, что указанный пункт признан утратившим силу в связи с тем, что действующий Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» написан таким образом, что строительство каких-либо объектов, в том числе и архитектурных, невозможно подвергнуть экологической экспертизе. Например, статья 12 названного Федерального закона предусматривает, что объектами экологической экспертизы федерального уровня являются:

— проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;

— проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

— проекты соглашений о разделе продукции;

— проекты технической документации на новую технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду, и т.п.

Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает запрет в отношении органа архитектуры и градостроительства, выдавшего архитектурно-планировочное задание, на проведение экспертизы архитектурного проекта по тем требованиям, которые в архитектурно-планировочном задании не содержатся и относятся к усмотрению заказчика (застройщика) и автора архитектурного проекта. При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что данный запрет установлен в отношении той ситуации, когда архитектурно-планировочное задание уже выдано, причем комментируемым Законом органу архитектуры и градостроительства вообще не предоставлено права проводить какую-либо экспертизу после выдачи архитектурно-планировочного задания. Между тем градостроительным законодательством (статьей 49 ГрК РФ) предусмотрена обязательная государственная экспертиза проектной документации, которую проводят федеральные орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на ее проведение. Что касается органа архитектуры и градостроительства, то, учитывая основания отказа в выдаче архитектурно-планировочного задания, данный орган имеет право только устанавливать соответствие намерений заказчика (застройщика) действующему законодательству, а также требованиям градостроительной документации. Таким образом, орган архитектуры и градостроительства не имеет права на проведение каких-либо экспертиз архитектурного проекта после выдачи архитектурно-планировочного задания.

При этом пункт 6 комментируемой статьи направлен на защиту прав и интересов заказчика (застройщика) и автора архитектурного проекта (см. комментарий к пункту 3). Вопросы относительно застройки, внутренней планировки архитектурного объекта и иные вопросы, связанные со строительством, реконструкцией архитектурного объекта, которые заказчик (застройщик) и автор архитектурного проекта могут решить самостоятельно, орган архитектуры и градостроительства не вправе регулировать.

Абзац 3 комментируемого пункта на сегодняшний день исключен. Ранее он устанавливал необходимость проведения экспертизы архитектурных проектов, которая должна была быть проведена только архитектором, имеющим лицензию на осуществление архитектурной деятельности. При этом комментируемый Закон в данном положении не определял, какой именно должна быть экспертиза. На сегодняшний день, как уже отмечалось выше, проведение экспертизы проектной документации предусмотрено ГрК РФ. Такая экспертиза является государственной. Предметом такой экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Иными словами, можно сказать, что архитектурный проект проверяется на соответствие архитектурно-планировочному заданию (см. комментарий к п. 3).

Обращает также на себя внимание и тот факт, что такую экспертизу имел право проводить только архитектор, имеющий лицензию на осуществление архитектурной деятельности. Причем необходимо отметить также, что глава II комментируемого Закона, регулирующая лицензирование архитектурной деятельности, на сегодняшний день также исключена. Ранее она предусматривала, что правом на получение лицензии обладает гражданин Российской Федерации, который имеет высшее архитектурное образование, стаж работы по специальности не менее двух лет и обладает знанием требований, предъявляемых к проектированию и строительству в Российской Федерации. При этом соответствующая норма допускала, что в исключительных случаях указанная лицензия может быть выдана лицу, не имеющему высшего архитектурного образования, при наличии стажа работы в области архитектурной деятельности не менее десяти лет. В то же время она не раскрывала, что именно подразумевается под исключительными случаями. Сама по себе лицензия как разрешительный документ давала право гражданам (архитекторам) на осуществление архитектурной деятельности как в форме предпринимательства, так и в других формах деятельности, предусмотренных гражданским законодательством и законодательством о труде Российской Федерации. В настоящее время действующий Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не предусматривает лицензирования архитектурной деятельности.

7. Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает обязательность архитектурного проекта, соответствующего требованиям градостроительного законодательства, градостроительных нормативов, правил землепользования и застройки, для всех участников реализации архитектурного проекта.

Архитектурный проект является обязательным лишь в случае, когда он соответствует:

градостроительному законодательству и в нем соблюдены, в частности, требования градостроительной документации, то есть вид разрешенного использования земельного участка, границы земельного участка, особенности иных объектов строительства, построенных на данном земельном участке;

требованиям правил землепользования и застройки, например ограничениям использования земельного участка;

требованиям архитектурно-планировочного задания, то есть экологическим, техническим, организационным условиям проектирования архитектурного объекта, требованиям градостроительной документации, указанным в нем, и требованиям по соблюдению прав граждан (см. комментарий к пункту 3);

градостроительным нормативам, а именно учету в архитектурном проекте особенностей застройки отдельных территориальных зон, требованиям по доступности архитектурного объекта для инвалидов и маломобильных групп населения и т.п.

Помимо того, что архитектурный проект должен соответствовать всем вышеуказанным требованиям, он также должен учитывать и обязательные требования в области проектирования и строительства сводов правил. Так, например, Свод правил СНиП II-7-81 «Строительство в сейсмических районах», утвержденный Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 779, в частности, предусматривает, что при проектировании зданий и сооружений надлежит:

— применять материалы, конструкции и конструктивные схемы, обеспечивающие снижение сейсмических нагрузок, в том числе системы сейсмоизоляции, динамического демпфирования и другие новые системы регулирования сейсмической реакции;

— принимать, как правило, симметричные конструктивные и объемно-планировочные решения с равномерным распределением нагрузок на перекрытия, масс и жесткостей конструкций в плане и по высоте;

— в зданиях и сооружениях располагать стыки элементов вне зоны максимальных усилий, обеспечивать монолитность, однородность и непрерывность конструкций;

— предусматривать условия, облегчающие развитие в элементах конструкций и их соединениях пластических деформаций, обеспечивающие устойчивость сооружения.

При назначении зон пластических деформаций и локальных разрушений следует принимать конструктивные решения, снижающие риск прогрессирующего разрушения сооружения или его частей и обеспечивающие «живучесть» сооружений при сейсмических воздействиях.

Не следует применять конструктивные решения, допускающие обрушение сооружения в случае разрушения или недопустимого деформирования одного несущего элемента.

Обязательность архитектурного проекта установлена в отношении участников реализации архитектурного проекта. К участникам реализации архитектурного проекта можно отнести, прежде всего, заказчика (застройщика). Именно он является основным субъектом реализации архитектурного проекта, поскольку застройщик самостоятельно будет осуществлять строительство архитектурного объекта, в случае же если в реализации участвует заказчик, то по его поручению в соответствии с гражданским законодательством строительство архитектурного объекта по договору подряда будет осуществлять подрядчик. Кроме того, к участникам реализации архитектурного проекта можно отнести органы, выдавшие разрешение на строительство, поскольку именно оно является основанием для реализации архитектурного проекта.

Пунктом 7 комментируемой статьи установлен срок вступления в силу архитектурного проекта, то есть срок, с которого архитектурный проект становится обязательным для вышеуказанных субъектов. Архитектурный проект обязателен для данных субъектов с момента получения разрешения на строительство архитектурного объекта, полученного на основе такого архитектурно-планировочного задания.

Однако в пункте 7 комментируемой статьи не решен вопрос относительно того, с какого момента архитектурный проект будет обязательным в том случае, когда разрешение на строительство не требуется. Исходя из пунктов 1 и 2 комментируемой статьи в таком случае заказчик (застройщик) не обязан иметь архитектурный проект, однако на практике достаточно сложно представить себе строительство объекта, в том числе архитектурного, без проектной документации. При этом пункт 7 комментируемой статьи не устанавливает срок, когда действие архитектурного проекта прекращается, то есть прекращается его обязательность. Учитывая, что архитектурный проект становится обязательным с момента получения разрешения на строительство, для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к статье 51 ГрК РФ. Она устанавливает, что разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный в проекте организации строительства объекта капитального строительства, за исключением тех случаев, когда уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, по заявлению застройщика выдают разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции (см. комментарий к статье 2). Таким образом, срок действия архитектурного проекта может быть указан в нем самом и, соответственно, определен в разрешении на строительство.

Исходя из пункта 7 комментируемой статьи, архитектурный проект составляется в двух экземплярах, один из которых передается на хранение в орган архитектуры и градостроительства и в последующем передается в государственный архив в порядке, установленном законодательством. Согласно части 5 статьи 21 Федерального закона от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» передача экземпляра документов в государственный архив осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом от 29 декабря 1994 года N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов». Применительно к передаче архитектурного проекта в государственный архив правовое регулирование указанного Федерального закона распространяется в части, касающейся передачи неопубликованных документов. Согласно положениям данного Федерального закона такой экземпляр передается в орган технической информации.

Также пункт 7 комментируемой статьи предусматривает осуществление контроля за реализацией архитектурного проекта, который осуществляется в соответствии с законодательством, в частности градостроительным. Статья 53 ГрК РФ регулирует строительный контроль, который проводится в целях проверки соответствия строительных работ требованиям градостроительного плана земельного участка, техническим регламентам, а в случае строительства архитектурного объекта — архитектурному проекту и, следовательно, архитектурно-планировочному заданию. Строительный контроль проводит лицо, осуществляющее строительство. В данном случае, учитывая положения статьи 53 ГрК РФ, такой контроль будет осуществляться самим заказчиком (застройщиком).

Вместе с тем статья 53 ГрК РФ предусматривает, что в этом случае технический заказчик (застройщик) имеет право привлекать лицо, разработавшее проектную документацию, то есть архитектурный проект. Таким образом, технический заказчик (застройщик) вправе привлечь для контроля автора архитектурного проекта. При этом согласно статье 53 ГрК РФ все замечания технического заказчика (застройщика), автора архитектурного проекта, которые выявлены в ходе проведения контроля должны быть оформлены в письменной форме. Причем акт об устранении всех замечаний и выявленных недостатков подписывают лицо, предъявившее замечания, и лицо, осуществляющее строительство.

На практике такие действия возможны, если эти лица не совпадают, например технический заказчик и застройщик, автор архитектурного проекта и застройщик. Однако в том случае, если лицом, осуществляющим строительство архитектурного объекта, является сам застройщик, то, соответственно, и замечания, и недостатки устранять будет он самостоятельно без подписания каких-либо актов.

Предыдущая страница

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code