Статья 25. Имущественная ответственность

Комментарий к статье 25 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ»

Комментируемая статья устанавливает правовые последствия, которые предусмотрены в том числе гражданским законодательством, в случае нарушения прав граждан в результате осуществления архитектурной деятельности.

1. Пункт 1 комментируемой статьи предоставляет право лицу, права которого нарушены в результате осуществления архитектурной деятельности, требовать возмещения убытков. К таким лицам могут быть отнесены как непосредственно субъекты архитектурной деятельности, так и иные лица, которые архитектурную деятельность не осуществляют, но при этом их права и интересы нарушаются противоправными действиями субъектов архитектурной деятельности.

В результате архитектурной деятельности могут быть нарушены, в частности, права автора архитектурного проекта. К правам автора архитектурного проекта, учитывая положения ГК РФ, можно отнести: исключительное право на архитектурный проект, право авторства, право авторского контроля, право требовать предоставления права на участие в реализации своего архитектурного проекта.

Право автора архитектурного проекта может быть нарушено путем создания каких-либо препятствий для использования архитектурного проекта в целях его реализации. Например, орган, выдающий разрешение на строительство, может отказать в выдаче такого разрешения без указания причин отказа либо с указанием причин отказа, которые не предусмотрены положениями ГрК РФ. Соответственно, без такого разрешения автор архитектурного проекта не сможет реализовать архитектурный проект.

Также право автора может быть нарушено и путем недопущения его к участию в реализации архитектурного проекта либо в архитектурный проект могут быть внесены изменения без согласия его автора.

Кроме того, при реализации архитектурного проекта могут быть, прежде всего, нарушены права тех лиц, которые не участвуют в строительстве архитектурного объекта и в осуществлении архитектурной деятельности. В частности, это могут быть права собственников и землепользователей земельных участков, на которых строится архитектурный объект. Пунктом 2 статьи 3 комментируемого Закона предусмотрено, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения (см. комментарий к статье 3). Соответственно, в том случае, если такое разрешение не будет получено, права собственника земельного участка будут нарушены. Исходя из возможных способов получения согласия собственника земельного участка (см. комментарий к статье 3), нарушение его прав может быть допущено путем незаключения с ним договора купли-продажи, аренды на данный земельный участок, безвозмездного срочного пользования этим земельным участком, а что касается тех случаев, когда собственником является орган государственной власти или орган местного самоуправления, то права этих собственников могут быть нарушены путем несоблюдения процедуры предоставления земельных участков, которая установлена ЗК РФ, то есть процедуры предварительного согласования строительства архитектурного объекта с выдачей акта выбора земельного участка и решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо процедуры торгов без предварительного согласования места размещения архитектурного объекта.

При этом на практике возможно нарушение прав не только собственников земельных участков, но и землепользователей и землевладельцев, то есть тех лиц, которые владеют и пользуются земельным участком на таких правах, как право аренды, безвозмездного срочного пользования, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения. Поэтому в случае строительства архитектурного объекта на земельном участке, который обременен правами указанных лиц, для осуществления ими принадлежащих им прав будут созданы препятствия.

Кроме того, они могут быть нарушены и в том случае, когда имеет место строительство государственного и муниципального архитектурного объекта. В данном случае ГК РФ и ЗК РФ предусматривают процедуру изъятия земельного участка у собственника, а также права, которые должны быть соблюдены при таком изъятии. В частности, собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника, а также собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением.

Таким образом, права собственника земельного участка в данном случае могут быть нарушены, если он не будет своевременно уведомлен о предстоящем изъятии земельного участка либо если не будет получено его согласие на строительство архитектурного объекта до истечения года с момента уведомления, а также если будут созданы какие-либо препятствия для пользования, владения и распоряжения им земельным участком с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка.

Как указано в пункте 1 комментируемой статьи, лица, права которых нарушены, имеют право требовать возмещения убытков. Общий порядок возмещения убытков установлен статьей 15 ГК РФ. Согласно указанной статье лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Если сравнивать норму ГК РФ и положение пункта 1 комментируемой статьи, то статьей 15 ГК РФ предусмотрена альтернатива в отношении права требования лица, право которого было нарушено. А именно пункт 1 комментируемой статьи предусматривает право требовать полного возмещения убытков, то есть возмещения убытков в полном объеме согласно размеру причиненного ему вреда. Между тем статья 15 ГК РФ допускает право требовать как возмещения убытков в полном объеме, так и в меньшем размере, если это предусмотрено законом или договором. Иными словами, если, например, собственник земельного участка заключит с заказчиком (застройщиком) договор аренды, в котором будет указано, что в случае причинения арендодателю (собственнику земельного участка) ущерба он возмещается в размере, равном пятидесяти процентам от причиненного ущерба, то, значит, ущерб будет возмещаться именно в таком размере.

Однако здесь возникает и другой вопрос — как соотнести эти две нормы ГК РФ и комментируемого Закона. В пункте 2 статьи 3 ГК РФ указано, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Поэтому с точки зрения гражданского законодательства в указанном случае имеет место альтернатива. При этом если обратиться к формулировке нормы пункта 1 комментируемой статьи, то она предусматривает, что лицо имеет право требовать полного возмещения убытков в соответствии с гражданским законодательством, а гражданское законодательство, как указано выше, предусматривает альтернативу. Поэтому решение вопроса о размере возмещения причиненного вреда отдано законодателем на усмотрение лица, право которого нарушено, то есть именно он должен решить, в каком размере требовать возмещения вреда: либо в полном — 100 процентов, либо в том размере, который установлен в договоре.

Однако не только права собственников, землепользователей и землевладельцев могут быть нарушены в результате осуществления архитектурной деятельности. Прежде всего, могут быть нарушены права граждан, например в случае, когда строительство архитектурного объекта будет осуществляться с нарушением законодательства, а также с нарушением требований, содержащихся в архитектурно-планировочном задании. Основное право, которое может быть нарушено, — это установленное Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Нормы, направленные на защиту права граждан на благоприятную окружающую среду, закреплены и в ГК РФ, а именно статья 751 ГК РФ предусматривает, что подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ. За нарушение таких требований подрядчик несет ответственность.

Подрядчик не вправе использовать в ходе осуществления работ материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, или выполнять его указания, если это может привести к нарушению обязательных для сторон требований к охране окружающей среды и безопасности строительных работ. Иными словами, имеется в виду, что в том числе при строительстве архитектурного объекта необходимо использовать только те материалы, оборудование, а также технологию, которые не привели бы к загрязнению окружающей среды и нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, и при этом сам архитектурный проект должен разрабатываться с учетом таких технологий.

Также в результате осуществления архитектурной деятельности могут быть нарушены и такие права граждан, как право принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях в защиту окружающей среды. В частности, при осуществлении архитектурной деятельности с нарушением требований в области охраны окружающей среды, например, если это будет способствовать превышению норматива допустимого уровня шума, превышению допустимых пределов выбросов и сбросов, иному загрязнению окружающей среды, граждане могут провести собрание, на котором будет поднят вопрос о защите окружающей среды от последствий архитектурной деятельности, а также может быть рассмотрен вопрос и о прекращении строительства архитектурного объекта. Соответственно, это право может быть нарушено, например, путем создания со стороны заказчика (застройщика) каких-либо препятствий для проведения таких собраний.

Помимо прав граждан в результате осуществления архитектурной деятельности могут быть нарушены и права общественных и иных некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды. В частности, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ указанным субъектам предоставлено такое право, как право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности.

Однако на практике возможны случаи, когда, например, для получения разрешения на строительство в документах, представляемых к заявлению о выдаче такого разрешения, будут указаны неверные сведения о мерах, принимаемых в отношении обеспечения охраны окружающей среды, а также сведения о соблюдении требований в области окружающей среды. Соответственно, общественные и иные некоммерческие организации, обратившись в компетентные органы, получат информацию о состоянии окружающей среды в связи со строительством архитектурного объекта, которая не будет соответствовать действительности, и их право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды будет нарушено.

Кроме того, указанным Федеральным законом предусмотрено и такое право этих организаций, как право участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан. К таким решениям вполне допустимо отнести и архитектурный проект, выполняемый в соответствии с архитектурно-планировочным заданием, которое, в свою очередь содержит санитарные, экологические и иные требования в области охраны окружающей среды, установленные законодательством. Таким образом, общественные и некоммерческие организации имеют право принимать участие в разработке архитектурного проекта. Однако и это право может быть нарушено, причем не только заказчиком (застройщиком), но и самим автором архитектурного проекта путем недопущения представителей данных организаций к участию в разработке архитектурного проекта либо путем предоставления им для ознакомления недостоверных (неправильных) положений архитектурного проекта.

Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ предусмотрено также и такое право общественных и иных некоммерческих организаций, как организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан. Такое же право, как было отмечено выше, предусмотрено и в отношении граждан. Соответственно, оно закреплено в целях защиты граждан и юридических лиц от неблагоприятной окружающей среды.

Как предусмотрено Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, участвовать в принятии хозяйственных решений, проводить собрания по вопросам проектирования, строительства объектов, обеспечения защиты окружающей среды от вредных воздействий в результате строительства таких объектов граждане и общественные, а также иные некоммерческие организации могут в установленном порядке. При этом необходимо отметить, что такой порядок какими-либо федеральными нормативными правовыми актами не установлен.

Между тем в отдельных субъектах Российской Федерации приняты порядки по проведению слушаний по вопросам проектирования и строительства объектов, а также по вопросам защиты окружающей среды.

Например, Постановлением главы администрации муниципального образования городского округа «Усинск» от 24 декабря 2008 года N 1626 «Об утверждении Порядка проведения общественных слушаний об оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду в муниципальном образовании городского округа «Усинск» утвержден соответственно порядок проведения общественных слушаний преимущественно по вопросам воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду в указанном муниципальном образовании. Согласно данному порядку в администрацию муниципального образования городского округа «Усинск» инициатором направляется заявление (в письменном виде) о проведении общественных слушаний с приложением документации, содержащей общее описание намечаемой деятельности, краткое описание объекта обсуждения и предполагаемую дату проведения слушаний. Регламент проведения общественных слушаний определяется отделом промышленности, транспорта и связи администрации при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Доступ на общественные слушания обеспечивается всем желающим. Ведется регистрация участников общественных слушаний.

Что касается всех остальных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в которых не приняты специальные порядки, то здесь по аналогии можно применить порядок проведения общественных слушаний, который установлен ГрК РФ. В соответствии с ГрК РФ публичные слушания проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, в данном случае касающиеся предложения по строительству архитектурного объекта с минимальным негативным воздействием на окружающую среду. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети Интернет.

Что касается непосредственно порядка проведения таких слушаний, то он согласно ГрК РФ определяется уставом муниципального образования, поэтому в данном случае порядок проведения слушаний по вопросам обеспечения охраны окружающей среды в результате строительства архитектурного объекта будет определяться уставом муниципального образования в соответствующих субъектах Российской Федерации.

Помимо этого указанным Федеральным законом предусмотрено очень важное право общественных и иных некоммерческих организаций, а именно право подавать в органы государственной власти Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и в суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов.

Исходя из требований ГрК РФ и комментируемого Закона, в сфере архитектурной деятельности принимаются следующие решения в области проектирования и строительства архитектурного объекта:

— архитектурный проект;

— архитектурно-планировочное задание;

— разрешение на строительство;

— разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Общественные и иные некоммерческие организации имеют право обратиться по поводу отмены любого из четырех указанных решений.

Учитывая, что порядок подачи таких обращений не установлен, возможно применение порядка подачи обращений, установленного Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ (см. комментарий к статье 12), несмотря на то, что он распространяется на граждан. На практике возможно обращение представителей таких общественных и иных некоммерческих организаций, которыми являются граждане Российской Федерации. В связи с тем, что в таком обращении будет содержаться просьба об отмене соответствующих решений, обращение будет осуществляться в форме заявления. Однако поводом для подачи такой жалобы может быть и нарушение прав общественной или иной некоммерческой организации в результате строительства архитектурного объекта, поэтому допустимо также будет с их стороны подать жалобу, где будет содержаться просьба о восстановлении нарушенных прав, а также просьба об отмене соответствующего решения.

При этом вышеуказанным Федеральным законом предусмотрены гарантии обеспечения прав обратившихся, в частности общественных и иных некоммерческих организаций, при их обращении в соответствующие органы, а именно запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Теперь необходимо определить, в какие конкретно органы могут обратиться представители общественных и иных некоммерческих организаций. Решение данного вопроса зависит от того, какое решение требуется отменить в обращении указанных лиц.

В том случае, если речь идет об архитектурном проекте, учитывая, что архитектурный проект разрабатывается только автором, указанные субъекты могут реализовать свое право, обратившись к нему как в письменной, так и в устной форме со своими предложениями относительно охраны окружающей среды, так как автор архитектурного проекта не является должностным лицом и поэтому на него не распространяется процедура, установленная Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ. Если речь идет об архитектурно-планировочном задании, которое выдается органами, ведающими вопросами архитектуры (см. комментарий к статье 3), то, соответственно, с жалобами можно обратиться именно к этим органам. В случаях, связанных с разрешениями на строительство архитектурного объекта и ввод его в эксплуатацию, необходимо обращаться в соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, которые выдали такие разрешения, с жалобами или заявлением об отмене таких разрешений.

Исходя из ГрК РФ и комментируемого Закона, общественные и иные некоммерческие организации могут обжаловать все четыре документа или обратиться с заявлениями в отношении их в том случае, если требуется разрешение на строительство архитектурного объекта; соответственно, в том случае, когда оно не требуется, указанные лица могут обжаловать только архитектурный проект, архитектурно-планировочное задание и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Таким образом, право может быть нарушено тем, что строительство архитектурного объекта будет осуществляться с нарушением тех норм в области охраны окружающей среды, которые установлены федеральным законодательством и архитектурно-планировочным заданием.

Например, в результате строительства архитектурного объекта могут быть не соблюдены нормы допустимого воздействия на окружающую среду (нормы допустимых сбросов и выбросов веществ, нормы допустимого изъятия природных компонентов, нормы допустимой антропогенной нагрузки, нормы допустимых физических воздействий, нормативы качества окружающей среды). Все это, в свою очередь, может привести к загрязнению окружающей среды, ее истощению, а следовательно, и к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.

Статья 15 ГК РФ предусматривает два вида убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При нарушении прав лиц в результате осуществления архитектурной деятельности могут иметь место как реальный ущерб, так и упущенная выгода. В частности, в тех случаях, когда у собственника земельного участка не спрашивается согласие на строительство архитектурного объекта, с ним не заключается договор аренды или безвозмездного срочного пользования либо строительство архитектурного объекта осуществляется на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и при этом земельный участок не предоставлен заказчику (застройщику) в соответствии с порядком, установленным ЗК РФ, а также в случае, когда не получено согласие автора архитектурного проекта на внесение в него изменений, имеет место реальный ущерб. А в том случае, если убытки причиняются в результате ведения архитектурной деятельности на земельном участке, который собственник планировал использовать для осуществления предпринимательской деятельности (построить завод, офис, предприятие или сдать в аренду), то здесь налицо упущенная выгода, то есть неполучение той прибыли и той арендной платы, которые имели бы место при осуществлении указанных видов деятельности.

Вместе с тем, как предусматривает гражданское законодательство, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Иными словами, если в результате строительства архитектурного объекта кто-либо из субъектов архитектурной деятельности помимо собственно реализации архитектурного проекта (строительства архитектурного объекта) будет осуществлять деятельность, направленную на получение доходов, в нарушение прав лиц, то он обязан также и дополнительно возместить убытки в том размере, который определит лицо, право которого нарушено, но не меньшем, чем полученные доходы.

Например, на практике заказчик (застройщик) может, осуществляя строительство архитектурного объекта на земельном участке, в отношении которого не получено согласие собственника или собственником не предоставлен земельный участок для строительства на каком-либо праве, дополнительно сдавать в аренду часть земельного участка, которая им не используется, и получать от сдачи его в аренду арендную плату. В этом случае заказчик (застройщик), допустивший нарушение права, обязан возместить причиненный ущерб дополнительно в объеме, соответствующем размеру полученной суммы арендной платы.

Необходимо отметить, что по вопросу, касающемуся возмещения убытков, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 20 февраля 2002 года N 22-О «По жалобе открытого акционерного общества «Большевик» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривает, что регулируя основания, условия и порядок возмещения убытков, в том числе путем обеспечения возмещения расходов, понесенных на восстановление нарушенного права, оспариваемые статьи реализуют, кроме того, закрепленный в Конституции Российской Федерации принцип охраны права частной собственности законом.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что в случае нарушения авторских прав убытки возмещаются в порядке, установленном законодательством. К авторским правам, исходя из положений ГК РФ, относится право автора использовать свое произведение, в данном случае архитектурный проект, право авторского контроля и надзора, право требовать от заказчика (застройщика) допуска к участию в реализации архитектурного проекта. Самое основное, что необходимо отметить, — то, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности (архитектурный проект), созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Таким образом, права автора архитектурного проекта могут быть нарушены путем создания препятствий для осуществления его исключительных прав, путем недопущения его к участию в реализации архитектурного проекта, а также невыполнения его требований и замечаний, выражаемых в ходе осуществления авторского надзора и контроля. При этом законодатель предоставляет автору возможность защиты нарушенных прав, а именно статья 11 ГК РФ предусматривает, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Соответственно, порядок осуществления автором архитектурного проекта такой защиты установлен ГПК РФ. Прежде всего, автор архитектурного проекта имеет право осуществлять такую защиту в порядке искового производства. Учитывая подведомственность судов, установленную ГПК РФ, автор архитектурного проекта может обратиться за защитой своих прав в районный суд. Обращаясь в районный суд, автору архитектурного проекта в исковом заявлении необходимо особо обратить внимание на то, в чем заключается нарушение, обстоятельства, на которых автор архитектурного проекта основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также, поскольку речь идет о возмещении убытков, на цену иска.

Очень важным в данном случае является вопрос о том, какие именно убытки могут быть причинены автору архитектурного проекта. Прежде всего, это могут быть убытки, которые связаны с правом автора архитектурного проекта на его использование. Использование архитектурного проекта автором выражается в его реализации путем заключения договора с заказчиком (застройщиком) и участия в строительстве архитектурного объекта. Соответственно, если будут созданы препятствия для осуществления автором этих прав, то он не сможет получить материальную выгоду, а именно вознаграждение по договору о реализации его архитектурного проекта, так как в архитектурном проекте выражается замысел его автора, архитектурная идея, которая имеет денежный эквивалент, то есть вознаграждение, которое может получить автор, если его архитектурный замысел будет воплощен в результате строительства архитектурного объекта. Соответственно, если он не сможет реализовать свои права автора, то и не сможет получить указанное вознаграждение, в результате чего ему будет нанесен ущерб.

В том случае, если он не будет допущен к осуществлению авторского контроля и надзора, он будет лишен возможности отметить и обратить внимание заказчика (застройщика) и подрядчиков на возможные отступления от архитектурного проекта, которые затем могут отразиться на конечном результате строительства архитектурного объекта и привести к снижению его стоимости, что затем отразится и на вознаграждении автора архитектурного проекта.

Наконец, автору архитектурного проекта в результате нарушения его прав может быть причинен моральный вред (физические или нравственные страдания). ГК РФ по этому поводу предусматривает, что при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает обязанность лица осуществить за свой счет снос, а также приведение архитектурного объекта в первоначальное состояние, если строительство архитектурного объекта или его изменение осуществлялись без разрешения на строительство.

Сразу необходимо отметить, что пункт 3 комментируемой статьи содержит императивную обязывающую норму, которая требует от лица совершить действия, указанные в пункте 3 комментируемой статьи, и распространяется только на лицо, которое является виновным в строительстве или изменении архитектурного объекта. Это означает, что вина лица должна быть установлена в судебном порядке, соответственно, для того, чтобы обязать лицо осуществить снос архитектурного объекта или приведение его в первоначальное состояние, необходимо инициировать обращение в суд. Такое инициирование может осуществляться в форме подачи заявления об установлении юридического факта — признания архитектурного объекта самовольной постройкой либо в форме искового заявления, в котором содержатся сведения о нарушении земельного законодательства (строительстве архитектурного объекта на земельном участке, не отведенном для таких целей) и градостроительного законодательства (строительство архитектурного объекта без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил) (см. комментарий к пункту 1 статьи 24).

Таким образом, лицо обязано осуществить за свой счет снос самовольной постройки только в том случае, если оно признано виновным в строительстве архитектурного объекта без разрешения на строительство. Однако нельзя не отметить, что данная норма имеет расхождение с положениями гражданского законодательства, так как согласно статье 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. В данном же случае пункт 3 комментируемой статьи возлагает на лицо, виновное в строительстве без соответствующего разрешения, двойную обязанность, то есть обязанность осуществить снос и обязанность осуществить его за свой счет.

Кроме того, пункт 3 комментируемой статьи содержит уточнение, которое заключается в том, что виновное лицо обязано осуществить снос (полную разборку). Однако теоретически и практически такие понятия нельзя приравнять друг другу, так как под сносом следует понимать полное разрушение, ломку, для которых требуется применение силы. При этом под разборкой следует понимать только лишь разделение на части какого-либо объекта, в том числе и строительного, поэтому приравнивание этих понятий является теоретически и практически неверным.

Пункт 3 комментируемой статьи, как кажется на первый взгляд, устанавливает альтернативу для виновного лица, которая заключается в том, что это лицо может либо осуществить за свой счет снос самовольной постройки, либо привести земельный участок в первоначальное состояние.

Однако на практике такая альтернатива будет иметь место в том случае, когда строительство архитектурного объекта еще не завершено, а, точнее, только начато, так как в этом случае есть возможность не сносить архитектурный объект в целом, так как он еще не построен, а только привести земельный участок, на котором было начато строительство архитектурного объекта, в начальное состояние. В таком случае необходимо особо обратить внимание на то обстоятельство, что если строительство архитектурного объекта будет начато не в соответствии с целевым назначением земельного участка, например, если этот земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, землям особо охраняемых природных территорий или землям лесного фонда, то для восстановления нарушенных земель необходим проект рекультивации земельного участка, а в случае, когда строительство осуществлялось, скажем, на землях населенных пунктов либо на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения, то здесь необходимо только привести земельный участок в первоначальное состояние, то есть путем устранения фундамента архитектурного объекта и, если таковые уже построены, отдельных его элементов.

Также пункт 3 комментируемой статьи предусматривает, что в случае, когда имело место не строительство архитектурного объекта, а его изменение без соответствующего разрешения, виновное лицо должно его привести в первоначально состояние. Учитывая в совокупности положения статей 3 и 21 комментируемого Закона, делаем вывод, что речь идет не только о разрешении на строительство, но и об архитектурно-планировочном задании, что, в свою очередь, означает необходимость уведомления органов, ведающих вопросами архитектуры и строительства, об изменении архитектурного объекта, поскольку они должны в этом случае учесть все эти изменения, так как они осуществляют контроль за соблюдением порядка изменения архитектурного объекта.

В данном случае достаточно важным является вопрос о механизме приведения архитектурного объекта в первоначальное состояние, если его изменение имело место без получения соответствующего разрешения на такие изменения, а также без внесения соответствующих коррективов в архитектурно-планировочное задание.

На практике изменение архитектурного объекта может представлять собой достройку каких-либо дополнительных элементов либо их недостройку, а также существенное изменение внутренних или внешних параметров архитектурного объекта, поэтому приведение архитектурного объекта в первоначальное состояние может осуществляться только путем сноса «лишних» построенных элементов, достройки недостающих элементов, а также приведения внешней и (или) внутренней конфигурации архитектурного объекта в первоначальное состояние.

Так, например, Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 октября 2005 года по делу N Ф04-7632/2005(16265-А45-5) оставлено в силе решение Арбитражного суда Новосибирской области, которым были удовлетворены требования истца, а именно ООО «Сибирский еженедельник «Реклама», которое обратилось в Арбитражный суд с иском о восстановлении нарушенного права — обязании устранить допущенные нарушения и привести встроенно-пристроенные помещения в первоначальное состояние. Арбитражным судом было установлено, что в результате строительной экспертизы, проведенной Новосибирским государственным архитектурно-строительным университетом, выявлено противоречие строительным нормам. Пристройка (с подвалом), возведенная ответчиком без соответствующих разрешений и без согласования с собственником недвижимого объекта, нарушает права истца как собственника в том, что ликвидирован вход в здание со стороны улицы Станиславского, 29, ухудшились санитарно-технические условия эксплуатации помещения, возведение постройки увеличило нагрузки на каменные стены, что может привести к аварийному состоянию объекта. Таким образом, заявленные требования истца Арбитражным судом были признаны соответствующими законодательству, в том числе комментируемому Закону.

Что касается требования пункта 3 комментируемой статьи относительно того, чтобы снос архитектурного объекта либо приведение его и земельного участка в первоначальное состояние осуществлялись за счет лица, виновного в соответствующих нарушениях, то оно заключается в том, что виновное лицо должно, в частности, за свой счет заключить договоры с подрядчиками, которые будут осуществлять снос либо изменение архитектурного объекта, а также с исполнителями, которые будут разрабатывать проект рекультивации нарушенных земель, и оплатить указанные договоры.

4. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает ответственность лиц, виновных в причинении вреда личности, нанесении трудновосполнимого урона окружающей среде, памятнику истории и культуры, городскому или природному ландшафту. Так же как и пункт 3 комментируемой статьи, пункт 4 распространяется только на лиц, которые признаны виновными в совершении указанных деяний уполномоченными органами.

Под причинением вреда личности можно понимать как вред, причиненный жизни и здоровью, так и моральный вред (см. комментарий к пункту 3). В ходе осуществления архитектурной деятельности может быть причинен вред жизни и здоровью человека в результате проведения строительных работ, нарушения правил ведения строительных работ (например, на человека может упасть какой-либо строительный материал), в результате причинения вреда окружающей природной среде (например, в результате превышения пределов допустимых сбросов и выбросов в окружающую среду, нормативов допустимых физических воздействий и т.п.), в результате нарушения правил пожарной безопасности (например, в результате несоблюдения противопожарных расстояний между зданиями, между автозаправочными станциями, складами нефтепродуктов и открытыми стоянками автотранспорта).

В результате осуществления архитектурной деятельности личности может быть причинен и моральный вред, то есть физические и нравственные страдания.

4.1. Что касается оснований ответственности, то она установлена, прежде всего, УК РФ, который предусматривает несколько составов преступлений при осуществлении строительных работ, в том числе и в ходе архитектурной деятельности, которые предполагают причинение вреда жизни и здоровью. Одним из таких составов преступлений является нарушение правил охраны труда (статья 143 УК РФ), которое представляет собой нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека. Ответственность по данной статье УК РФ будет нести лицо, на которое были возложены обязанности по соблюдению правил охраны труда. Такого рода обязанности возлагаются на лицо либо в силу его служебного положения, либо по специальному распоряжению <16>.

———————————

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.М. Лебедев) включен в информационный банк согласно публикации — Юрайт, 2013 (13-е издание, переработанное и дополненное).

 

<16> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева. М.: Юрайт, 2006. С. 391.

 

Кроме того, строительные нормы и правила также устанавливают требования и при обеспечении собственно соблюдения правил охраны труда. В частности, эти правила следующие.

Еще одна статья в УК РФ, которая также устанавливает ответственность за причинение вреда жизни и здоровью человека, — это нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (статья 216 УК РФ). Ответственность по данной статье наступает в том случае, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба или повлекло по неосторожности смерть человека либо смерть двух или более лиц. Данная статья применима и в тех случаях, когда нарушение правил безопасности при ведении строительных работ выразилось в несоблюдении общих норм охраны труда или правил пожарной безопасности. Под крупным ущербом в данной статье понимается ущерб, сумма которого превышает пятьсот тысяч рублей. Кроме того, данная статья распространяется также и на те случаи, когда вредные последствия наступили не только в процессе проведения работ, но и в процессе эксплуатации строительных объектов, в данном случае архитектурных объектов. Ответственность по статье 216 УК РФ может нести как должностное лицо, так и любое лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению правил безопасности при производстве строительных работ.

По поводу нарушения правил охраны труда и нарушения правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ Пленум Верховного Суда Российской Федерации высказался следующим образом. В Постановлении от 23 апреля 1991 года N 1 «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ» предусмотрено, что при рассмотрении каждого дела о нарушении правил и норм охраны труда должно быть произведено тщательное и всестороннее исследование причинной связи между этими нарушениями и наступившими вредными последствиями либо наличием реальной опасности наступления таких последствий. В приговоре суд обязан сослаться на конкретные пункты действующих правил безопасности работ и охраны труда, нарушение которых повлекло либо могло повлечь указанные в законе последствия.

Также необходимо выяснять роль потерпевшего в происшествии. Если при этом будет установлено, что несчастный случай на производстве произошел вследствие небрежности потерпевшего, возможно вынесение оправдательного приговора, а в случае признания его виновным при назначении наказания должен быть учтен факт небрежности, допущенной самим потерпевшим.

При квалификации действий, повлекших вредные последствия при производстве горных, строительных и иных работ с использованием специальных самоходных машин (экскаватор, грейдер, скрепер и т.п.), нужно иметь в виду следующее. Если лицо, управляющее трактором или иной самоходной машиной, нарушило правила производства определенных работ, техники безопасности или иные правила охраны труда, даже если они были допущены во время движения машины, содеянное надлежит квалифицировать по статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за нарушение этих правил, а в соответствующих случаях — за преступления против жизни и здоровья граждан, уничтожение или повреждение имущества.

Следует отметить, что на практике подобные нарушения встречаются довольно часто именно в строительстве. Например, в Саратове на отдельных строительных объектах выявлено много нарушений правил техники безопасности и правил охраны труда. Были выявлены следующие серьезные нарушения: допуск к работе работников, не прошедших инструктаж по охране труда и стажировку на рабочем месте; отсутствие комитетов (комиссий) по охране труда; отсутствие средств индивидуальной защиты у работающих, в том числе сигнальных жилетов или повязок у стропальщиков, спецодежды у сварщиков; отсутствие ограждений лифтовых шахт, лестничных клеток, котлованов, отсутствие замков на крюках грузоподъемных строп; отсутствие улавливающих сеток по периметру строящихся зданий; захламленность территорий объектов, неудовлетворительные санитарно-бытовые условия <17>.

———————————

<17> Охрана труда на строительных объектах г. Саратова // http://www.saratov.gov.ru/news/events/detail.php?ID=28974.

 

Еще одна статья УК РФ, по которой также может наступить уголовная ответственность за причинение вреда жизни и здоровью личности, — статья 219 УК РФ, предусматривающая нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть человека, смерть двух или более лиц. Требования пожарной безопасности закреплены в Федеральном законе от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, а также в Федеральном законе от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ. Данная статья включает в себя три элемента:

— нарушение правил пожарной безопасности в форме бездействия или ненадлежащего их выполнения;

— пожар как следствие допущенного нарушения;

— наступление вышеуказанных последствий возникшего пожара, которые могут возникнуть как непосредственно под воздействием поражающих факторов горения, так и вследствие тушения огня, спасания людей и имущества <18>.

———————————

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.М. Лебедев) включен в информационный банк согласно публикации — Юрайт, 2013 (13-е издание, переработанное и дополненное).

 

<18> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева. М.: Юрайт, 2006. С. 541.

 

Как видно, во всех случаях уголовная ответственность наступает, если последствия возникли по неосторожности. Неосторожность — это одна из форм вины, помимо умысла. В УК РФ так же, как и в иных нормативных актах, предусматривающих составы правонарушений, делится на два вида: легкомыслие и небрежность. В УК РФ под легкомыслием понимается та ситуация, когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. В свою очередь, преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

В случаях, связанных с нарушением правил охраны труда, пожарной безопасности и правил безопасности при ведении строительных работ, вредные (опасные) последствия могут возникнуть в результате легкомыслия, так как преимущественно субъектом этих преступлений является специальный субъект, лицо, на которое возложены обязанности по соблюдению этих правил, поэтому он знает все вышеуказанные правила и осознанно их нарушает, рассчитывая, что последствия, предусмотренные уголовным законодательством, не наступят.

Что касается морального вреда, то он возмещается в соответствии с положениями гражданского законодательства (см. комментарий к пункту 3).

4.2. Следующее основание ответственности — это нанесение трудновосполнимого урона окружающей среде. Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ не содержит такого понятия, как «урон окружающей среде». При этом в нем используется понятие «вред окружающей среде», под которым понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. В свою очередь, под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, а под загрязнением окружающей среды — поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, под уроном окружающей среде можно понимать такое изменение ее состояния в результате негативного воздействия, которое повлекло за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

При этом ответственность на основании пункта 4 комментируемой статьи наступает в том случае, если такой урон является трудновосполнимым. В частности, учитывая требования Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ в области размещения, проектирования, строительства, эксплуатации зданий, строений и сооружений, которые заключаются в том, что при осуществлении всех перечисленных мероприятий должны в то же время предусматриваться и мероприятия по восстановлению нарушенного состояния окружающей природной среды, ответственность наступает в том случае, если такие мероприятия оказались неэффективными либо безрезультатными.

Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ предусматривает отдельную главу, касающуюся именно возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Согласно нормам данной главы юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. При этом, учитывая, что ответственность на основании пункта 4 комментируемой статьи наступает в случае, когда причиненный окружающей среде урон является трудновосполнимым, то и затраты на ее восстановление будут исчисляться в повышенном размере и, соответственно, возмещение вреда будет осуществляться в таком же размере.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии — в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда общей юрисдикции или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Однако на практике возмещение вреда окружающей среде лицом, виновным в его нанесении в результате осуществления архитектурной деятельности, представляется затруднительным, учитывая, что такая ответственность наступает в случае, если урон является трудновосполнимым.

Кроме того, остается нерешенным вопрос относительно того, кем будут разрабатываться проекты восстановительных работ. Вместе с тем, исходя из положений Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, проект восстановительных работ может быть разработан в результате научных исследований, поскольку они проводятся в том числе в целях разработки концепций, научных прогнозов и планов сохранения и восстановления окружающей среды, оценки последствий негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Научные исследования в области охраны окружающей среды проводятся научными организациями в соответствии с Федеральным законом о науке и государственной научно-технической политике, поэтому более правильным было бы возложить на лицо, виновное в причинении вреда окружающей среде, обязанности по возмещению затрат, направленных на восстановление окружающей среды.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Кроме того, в результате причинения вреда окружающей среде может быть причинен вред жизни и здоровью личности. По поводу возмещения вреда жизни и здоровью Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ предусматривает, что вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.

За причинение вреда окружающей среде виновное в этом лицо в зависимости от последствий несет также и уголовную ответственность. В частности, статья 246 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ. Данное преступление заключается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации любых строительных, научных и иных объектов, в том числе и архитектурных, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. К иным тяжким последствиям можно отнести смерть хотя бы одного человека, распространение эпидемий, эпизоотий и эпифитотий; причинение крупного материального ущерба, связанного с прекращением деятельности предприятий, учреждений и организаций; вынужденное массовое переселение людей, существенное ухудшение качества окружающей среды, улучшение которого требует значительных затрат на ее восстановление и устранение последствий чрезвычайных экологических ситуаций, то есть опять же имеется в виду трудновосполнимый урон окружающей среде; гибель лесов и растительности на значительных площадях и т.п. Ответственность по данной статье так же, как и в случае с нарушением правил охраны труда и безопасности при ведении строительных работ, будет нести специальный субъект, то есть лицо, на которое возлагаются обязанности по соблюдению этих правил.

Также в результате осуществления архитектурной деятельности возможно совершение такого преступления, как загрязнение вод (статья 250 УК РФ), под которым понимается загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Загрязнение и засорение представляют собой сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, предметов, взвешенных частиц, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Истощение вод, в свою очередь, означает устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод. Под иным изменением природных свойств вод понимается любое другое изменение их физических, химических или биологических свойств.

Обязательным признаком данного состава преступления является наличие существенного вреда. Вопрос о признании вреда существенным решается в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств дела. При этом, в частности, следует учитывать количество погибшей рыбы (включая молодь) или других водных животных, растительности, лесных деревьев, сельскохозяйственной продукции (посевов, насаждений, скота и птицы), экологическую значимость водоема (питьевой источник, место отдыха, нерестовое место, обиталище водоплавающих, особо охраняемый природный объект или территория и т.п.), стоимость утраченного или поврежденного в денежном выражении или по соответствующим таксам, площадь распространения загрязняющих веществ <19>. Квалифицирующим признаком данного преступления является причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных, а также причинение по неосторожности смерти человека. Под массовой гибелью животных, в частности рыбы, следует понимать отравление ее в больших количествах, как правило, на значительных площадях. Массовой следует признавать гибель нескольких десятков голов крупного рогатого скота, водоплавающей птицы, пушных зверей, гибель популяции водных живых организмов и т.п. <20>.

———————————

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.М. Лебедев) включен в информационный банк согласно публикации — Юрайт, 2013 (13-е издание, переработанное и дополненное).

 

<19> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева. М.: Юрайт, 2006. С. 636.

<20> Там же. С. 634.

 

Субъектом данного преступления применительно к архитектурной деятельности может быть любой ее субъект, то есть как автор архитектурного проекта, так и заказчик (застройщик), подрядчик.

4.3. Еще одним преступлением в области охраны окружающей среды, о котором нам также хотелось бы упомянуть, является загрязнение атмосферы, а именно нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное истощение природных свойств воздуха.

Выброс — это выход в атмосферу загрязняющих веществ от какого-либо источника загрязнения. Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение правил эксплуатации установок, сооружений и объектов связано: с превышением нормативов выбросов; превышением нормативов физических воздействий; с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения уполномоченных на то государственных органов. Под нарушением правил эксплуатации объектов понимается также неиспользование установленных сооружений, оборудования, аппаратуры, предназначенных для очистки и контроля выбросов в атмосферу.

В свою очередь, загрязнение атмосферного воздуха — поступление в него или образование в нем загрязняющих вредных веществ в концентрациях, превышающих установленные гигиенические и экологические нормативы качества воздуха.

Квалифицирующим признаком является причинение по неосторожности вреда здоровью, а также смерти.

Реальная опасность причинения вреда здоровью населения и природной среде возникает при экстремально высоком загрязнении атмосферного воздуха, возникающем при содержании одного или нескольких веществ, превышающем предельно допустимую концентрацию <21>.

———————————

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.М. Лебедев) включен в информационный банк согласно публикации — Юрайт, 2013 (13-е издание, переработанное и дополненное).

 

<21> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева. М.: Юрайт, 2006. С. 651.

 

Субъектом данного преступления является лицо, ответственное за эксплуатацию установок, очистных и иных сооружений и объектов, или лицо, допустившее нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ.

Кроме того, в области охраны окружающей среды при осуществлении архитектурной деятельности уголовная ответственность может наступить за загрязнение морской среды. Исходя из диспозиции статьи 252 УК РФ, в результате осуществления архитектурной деятельности данное преступление может быть совершено путем загрязнения из находящихся на суше источников. В качестве таких источников могут выступать береговые источники, транспортные средства. Береговые источники — это промышленные, сельскохозяйственные, коммунальные, портовые и иные предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и любые другие источники, находящиеся на суше <22>.

———————————

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.М. Лебедев) включен в информационный банк согласно публикации — Юрайт, 2013 (13-е издание, переработанное и дополненное).

 

<22> Там же. С. 640.

 

Одним из квалифицирующих признаков данного преступления является причинение существенного вреда здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 года N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» предусматривает, чем характеризуется существенный экологический вред.

Наиболее общественно опасным квалифицирующим признаком данного состава преступления является причинение по неосторожности смерти человеку.

4.4. Как видно, во всех составах преступлений, которые могут иметь место при нарушении каких-либо правил при осуществлении архитектурной деятельности, обязательным признаком для наступления уголовной ответственности является причинение тяжкого вреда здоровью человека. Вопрос об определении степени тяжести вреда здоровью человека решается в соответствии с Правилами определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 года N 522.

В соответствии с указанным Постановлением квалифицирующими признаками тяжести вреда, причиненного здоровью человека, в отношении тяжкого вреда являются:

— вред, опасный для жизни человека;

— потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;

— прерывание беременности;

— психическое расстройство;

— заболевание наркоманией либо токсикоманией;

— неизгладимое обезображивание лица;

— значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;

— полная утрата профессиональной трудоспособности.

Для определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков. При наличии нескольких квалифицирующих признаков тяжесть вреда, причиненного здоровью человека, определяется по тому признаку, который соответствует большей степени тяжести вреда.

На основании данного Постановления действуют Медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2008 года N 194н. В соответствии с этим Приказом в отношении тяжкого вреда медицинским критерием является вред здоровью, опасный для жизни человека, который по своему характеру непосредственно создает угрозу для жизни, а также вред здоровью, вызвавший развитие угрожающего жизни состояния. К последствиям такого вреда относятся, в частности, рана головы, перелом теменной кости, внутричерепная травма, рана шеи, перелом хрящей гортани, ушиб шейного отдела спинного мозга с нарушением его функции, рана грудной клетки и т.п. Таким образом, состав преступления, предусмотренный статьями УК РФ, при осуществлении архитектурной деятельности будет иметь место в случае, если будет соблюден хотя бы один из приведенных критериев, а также квалифицирующих признаков тяжкого вреда здоровью.

4.5. Помимо уголовной ответственности за причинение вреда жизни и здоровью личности, а также вреда окружающей среде может наступить также и административная ответственность за совершение административных правонарушений.

Для примера можно рассмотреть несколько составов административных правонарушений. В частности, в случае несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований законодательства и архитектурно-планировочного задания возможно совершение административных правонарушений, посягающих на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, например нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В области строительства возможно совершение таких административных правонарушений, как нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), квалифицирующим признаком которого является влияние на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Особо хотелось бы обратить внимание на такие составы административных правонарушений, которые вероятнее всего могут иметь место при осуществлении архитектурной деятельности, к ним можно отнести:

— строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство;

— нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;

— продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;

— выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в случае если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (см. комментарий к статье 24);

— эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдачи разрешения на строительство.

Как видно из приведенных составов административных правонарушений, они могут быть совершены как непосредственными субъектами архитектурной деятельности (заказчиками (застройщиками), подрядчиками), так и должностными лицами и органами, выдающими разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Следует уделить внимание административным правонарушениям, которые могут быть совершены в области охраны окружающей среды. Это, например, несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Как предусмотрено в пункте 3 комментируемой статьи, на лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, может быть возложена обязанность по приведению земельного участка в первоначальное состояние. За невыполнение данного требования КоАП РФ предусмотрено административное наказание за такое административное правонарушение, как невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

4.6. Пунктом 4 комментируемой статьи предусмотрена также обязанность виновного лица нести ответственность за причинение вреда памятнику истории или культуры. Правовое регулирование охраны памятников истории и культуры осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ (см. комментарий к пункту 2 статьи 2). Согласно данному Федеральному закону к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. При этом памятники истории и культуры подразделяются на три вида: памятники, ансамбли и достопримечательные места.

Памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты для богослужений).

Ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения.

Достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

В случае причинения вреда указанным видам памятников истории и культуры Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ предусматривает, что лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, — стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.

Вместе с тем УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры. Квалифицирующим признаком данного преступления является уничтожение или повреждение особо ценных объектов или памятников общероссийского значения.

Под уничтожением имеется в виду приведение соответствующего памятника истории и культуры в полную негодность, в состояние, при котором памятник истории и культуры навсегда утрачивает свою ценность и не может использоваться по назначению.

Повреждение означает существенное изменение памятника истории и культуры путем удаления каких-либо его частей, фрагментов, заметное не только специалистам, но и другим лицам <23>.

———————————

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.М. Лебедев) включен в информационный банк согласно публикации — Юрайт, 2013 (13-е издание, переработанное и дополненное).

 

<23> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева. М.: Юрайт, 2006. С. 614.

 

Что касается квалифицирующего признака, то к особо ценным памятникам истории и культуры можно отнести:

— включенные в Государственный свод особо ценных объектов, а также не подлежащие вывозу из Российской Федерации либо если особая ценность конкретного памятника истории и культуры будет удостоверена экспертизой;

— памятники истории и культуры общероссийского значения, входящие в Перечень объектов исторического или культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Что касается административной ответственности за причинение вреда памятникам истории и культуры, то статья 7.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия (Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения), их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны, при этом указанная статья устанавливает более строгую ответственность за причинение вреда особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), внесенным в Список всемирного культурного и природного наследия, на их территориях, на территориях историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) федерального значения, а равно в зонах их охраны.

4.7. Также пунктом 4 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за причинение вреда городскому или природному ландшафту. Понятие природного ландшафта закреплено в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (см. комментарий к пункту 2 статьи 1). В свою очередь, под городским ландшафтом можно понимать территорию городского округа, которая характеризуется определенным типом местности.

Что касается ответственности за причинение вреда природному ландшафту, то она наступает по тем же нормам, что и ответственность за причинение вреда окружающей среде.

В отношении причинения вреда городскому ландшафту можно применить статью 168 УК РФ, которая устанавливает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение имущества по неосторожности, так как в результате осуществления архитектурной деятельности путем неосторожного обращения, например, с источниками повышенной опасности, может быть причинен вред городскому имуществу, а вместе с ним и городскому ландшафту.

Административная ответственность за указанные действия в зависимости от последствий может наступить в случае совершения административных правонарушений в области строительства, если они, в частности, повлекли за собой причинение вреда городскому ландшафту.

5. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает имущественную ответственность граждан и юридических лиц, осуществляющих архитектурную деятельность, за нарушение договорных обязательств. Соответственно, к таким гражданам и юридическим лицам относятся субъекты архитектурной деятельности, а именно автор архитектурного проекта, заказчик (застройщик), подрядчик, а также юридические лица, которые организуют профессиональную деятельность архитекторов.

Общие положения, регулирующие имущественную ответственность, установлены гражданским законодательством. В частности, статья 24 ГК РФ устанавливает, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.

В свою очередь, указанное имущество установлено в статье 446 ГПК РФ. К таким видам имущества относятся:

— жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

— земельные участки, на которых расположены объекты, предусмотренные в абзаце втором настоящей части, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

— предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;

— имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;

— продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, и т.д.

Юридические лица так же, как и граждане, отвечают по обязательствам всем своим имуществом.

Что касается конкретных видов договоров, которые субъекты архитектурной деятельности могут заключать между собой и по которым они несут имущественную ответственность, то к таким договорам относится, прежде всего, договор на создание архитектурного проекта.

Создание такого проекта осуществляется на основании договора на выполнение проектных работ. В отношении ответственности по данному договору статья 761 ГК РФ устанавливает, что подрядчик, которым в данном случае выступает автор архитектурного проекта, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации и данных изыскательских работ. При обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать техническую документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не установлено иное.

Основным договором, в результате которого создается архитектурный объект, все же является договор строительного подряда. В отношении данного договора статья 754 ГК РФ устанавливает, что подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code