Статья 22. Компетенция органов архитектуры и градостроительства в области архитектуры

Комментарий к статье 22 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ»

Комментируемая статья устанавливает полномочия, функции и задачи органов архитектуры и градостроительства.

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архитектуры и градостроительства образуют единую систему исполнительной власти в области архитектуры.

Федеральным органом исполнительной власти в сфере архитектуры является Министерство регионального развития Российской Федерации (см. комментарий к пункту 2 статьи 15), а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют свою деятельность согласно Примерному положению об органе архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвержденному Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 5 ноября 1997 года N 18-65, а также положениям о соответствующих органах в области архитектуры в субъектах Российской Федерации.

Под единой системой исполнительной власти следует понимать осуществление Министерством регионального развития Российской Федерации и соответствующими органами исполнительной власти в области архитектуры субъектов Российской Федерации совместной деятельности, согласованных действий, направленных на защиту прав и интересов субъектов, осуществляющих архитектурную деятельность, создание необходимых условий для ее осуществления, реализацию установленных законодательством гарантий архитектурной деятельности и предоставление дополнительных гарантий, обеспечение организационных, ресурсных и иных условий для осуществления архитектурной деятельности, обеспечение соблюдения законодательных правил, норм об осуществлении архитектурной деятельности в соответствии с их компетенцией. Все эти действия, а также иные полномочия указанные органы власти осуществляют на основании градостроительного законодательства, комментируемого Закона и положений об этих органах.

Из числа полномочий, предусмотренных ГрК РФ, в области архитектурной деятельности федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять следующие:

— государственный строительный надзор в случаях, предусмотренных ГрК РФ;

— контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архитектуры и градостроительства также могут осуществлять строительный надзор в соответствии с ГрК РФ.

В некоторых субъектах Российской Федерации созданы Министерства регионального развития отдельных субъектов Российской Федерации.

Например, в Республике Алтай Постановлением Правительства Республики Алтай от 18 мая 2006 года N 99 утверждено Положение о Министерстве регионального развития Республики Алтай. В соответствии с указанным положением Министерство регионального развития Республики Алтай является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим функции по выработке государственной политики Республики Алтай, нормативно-правовому регулированию в сфере архитектуры. К задачам указанного Министерства относится выдача заключений по проектам правовых актов по вопросам правового и экономического механизма в области архитектуры. К полномочиям данного органа относятся осуществление регионального государственного строительного надзора на территории Республики Алтай, разработка и организация реализации основных направлений республиканской политики в области архитектуры и градостроительства, дача разъяснений по вопросам применения норм, правил и стандартов, методических документов в области архитектуры.

2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере архитектуры при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере архитектуры и градостроительства реализует государственную политику в сфере архитектуры, координирует деятельность в области архитектуры, а также обеспечивает разработку нормативных актов в области архитектуры.

Относительно Министерства регионального развития Российской Федерации, прежде всего, следует отметить, что к его задачам, исходя из Постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2004 года N 501, относится государственная политика в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства в части вопросов, не отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Также орган архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно пункту 1 раздела II Примерного положения об органе архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 5 ноября 1997 года N 18-65, проводит на территории соответствующего субъекта Российской Федерации государственную политику и осуществляет правовое регулирование в области архитектуры и градостроительства. Кроме того, к функциям указанного органа относится организация в пределах своей компетенции реализации основных направлений государственной политики, научных исследований в области архитектуры и градостроительства, осуществление единой политики в сфере инженерно-строительных изысканий, формирование, использование и распоряжение топографо-геодезическими и геологическими фондами, координирование работы по топографо-геодезическому обеспечению территорий.

Что касается полномочий Министерства регионального развития Российской Федерации в сфере координации работы органов архитектуры и градостроительства, то согласно Положению о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года N 40, оно определяет порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. Иными словами, такие порядки будут распространяться и на органы архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в части, касающейся ведения информационных систем в сфере ресурсной деятельности. В свою очередь, Примерное положение об органе архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвержденное Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 5 ноября 1997 года N 18-65, предусматривает, что такой орган:

— участвует в разработке, рассмотрении и реализации государственных федеральных и территориальных целевых программ социально-экономического развития, содержащих вопросы архитектуры;

— участвует в разработке проектов соглашений между Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разграничении полномочий в сфере архитектуры и градостроительства и осуществляет контроль за их реализацией;

— организует и осуществляет в установленном порядке ведение государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности на территории субъекта Российской Федерации;

— вносит предложения в органы государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам установления и изменения границ объектов градостроительной деятельности с особым режимом регулирования на подведомственной территории;

— обеспечивает разработку, утверждает и представляет на утверждение в установленном порядке градостроительную и проектную документацию на архитектурные объекты и научные исследовательские работы;

— осуществляет контроль за разработкой и реализацией градостроительной документации по планированию развития территории субъекта Российской Федерации;

— осуществляет рассмотрение и согласование проектов охранных зон памятников природы, истории, культуры и ландшафтной архитектуры, городского дизайна, проектов реставрации памятников архитектуры, истории и культуры, имеющих федеральное (общероссийское) и региональное значение, и контролирует их реализацию;

— осуществляет координацию работ в сфере инженерно-строительных изысканий;

— осуществляет координацию деятельности органов архитектуры и градостроительства местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации, а также руководство и контроль в части выполнения ими функций государственного регулирования в области архитектуры и градостроительства и т.п.

В сфере разработки нормативных актов в области архитектуры полномочия Министерства регионального развития Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере архитектуры) согласно Положению о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года N 40, следующие:

1) Министерство вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, в области архитектуры, а также по вопросам, относящимся к сфере ведения подведомственного ему Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;

2) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

— порядок согласования документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании документов территориального планирования;

— акт, определяющий состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования Российской Федерации;

— требования к составлению задания на подготовку документации по планировке территории и к исходным данным, необходимым для подготовки такой документации;

— форму разрешения на строительство олимпийских объектов федерального значения;

— форму разрешения на ввод в эксплуатацию олимпийских объектов федерального значения;

3) Министерство вправе исполнять в рамках проведения контроля за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им в соответствии с ГрК РФ полномочий, а также в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности в части территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории такие полномочия, как:

— направление обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных им полномочий, или о внесении изменений в такие акты;

— направление органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных им полномочий.

Орган архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании Положения об органе архитектуры в своей работе взаимодействует с законодательными и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления субъекта Российской Федерации. Также в соответствии с Примерным положением об органе архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 5 ноября 1997 года N 18-65, орган архитектуры и градостроительства осуществляет контроль за исполнением федеральных законов, в том числе комментируемого Закона, других законов и нормативных правовых актов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, по вопросам, отнесенным к их компетенции, регулирует архитектурную и градостроительную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, координирует работу участников правоотношений в области архитектурной и градостроительной деятельности, взаимодействует с органами архитектуры и градостроительства местного самоуправления и руководит их работой в части выполнения ими государственных полномочий.

Непосредственно к полномочиям органа архитектуры и градостроительства субъекта Российской Федерации в сфере разработки нормативных актов в области архитектуры исходя из указанного Положения можно отнести следующие:

— внесение в органы государственной власти субъекта Российской Федерации проектов законов и иных нормативных правовых актов по вопросам архитектуры и градостроительства;

— организация разработки и утверждения в установленном порядке градостроительного устава субъекта Российской Федерации и примерных правил землепользования и застройки городов и других поселений;

— разработка порядка проведения предпроектных исследований и конкурсов на архитектурные проекты и градостроительную документацию, а также организация проведения этих конкурсов по объектам, финансируемым за счет бюджета субъекта Российской Федерации и внебюджетных фондов.

Как предусматривает пункт 2 комментируемой статьи, федеральный орган исполнительной власти осуществляет государственную политику, координирует деятельность и принимает нормативные акты в сфере архитектуры при участии органа исполнительной власти в области архитектуры. Как уже отмечалось выше, орган архитектуры и градостроительства субъекта Российской Федерации проводит государственную политику на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в области архитектуры, а также в своей работе взаимодействует с законодательными и исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления. Поэтому участие органа архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключается в том, что этот орган проводит единую с Министерством регионального развития Российской Федерации политику в области архитектуры, то есть осуществляет согласованные с Министерством регионального развития Российской Федерации действия, направленные на реализацию основных направлений государственной политики в этой сфере, на осуществление функций указанного органа в сфере архитектуры, принятие единых мер, направленных на поддержку и развитие архитектурной деятельности, и т.п.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации участвует в координации работы органов власти в сфере архитектуры путем определения задач, целей, основных направлений деятельности, подконтрольных органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Что касается участия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архитектуры в разработке нормативных правовых актов, то такая деятельность заключается не только в том, что орган архитектуры и градостроительства субъекта Российской Федерации вносит в органы государственной власти субъекта Российской Федерации проекты законов и иных нормативных правовых актов в сфере архитектурной деятельности, но также и в том, что он осуществляет нормотворческую деятельность в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Статьей 26.4 данного Федерального закона предусмотрено, что, в частности, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют отзывы на проекты федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации субъектов Российской Федерации. Таким образом, с учетом статьи 72 Конституции Российской Федерации, устанавливающей вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, руководитель высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации может поручить органу архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации подготовить отзыв на проект федерального закона в области культуры либо охраны культурных объектов.

Однако за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут быть закреплены и иные полномочия в сфере подготовки и принятия нормативных актов в области архитектуры.

Например, уже упомянутое в пункте 1 комментируемой статьи Министерство регионального развития Республики Алтай на основании своего положения вносит главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай и в Правительство Республики Алтай проекты конституционных законов Республики Алтай, законов Республики Алтай, актов главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и Правительства Республики Алтай, другие документы, по которым требуется решение главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай или Правительства Республики Алтай, по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, в том числе архитектуры.

3. Пункт 3 комментируемой статьи допускает возможность передавать органам местного самоуправления отдельные полномочия в сфере архитектурной деятельности в порядке, установленном законом.

Порядок передачи полномочий органам местного самоуправления установлен Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ. Данный Федеральный закон предусматривает, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Также указанный Федеральный закон допускает возможность наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании законов субъектов Российской Федерации. Учитывая, что согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы культуры, охраны памятников истории и культуры, которыми могут быть архитектурные объекты, относятся к совместному ведению, то полномочия в этой сфере также могут быть на основании законов субъектов Российской Федерации переданы органам местного самоуправления.

Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено два варианта наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями:

— на определенный срок;

— бессрочно.

На определенный срок органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями в том случае, если и государственные полномочия осуществляются в течение определенного срока. Поскольку полномочия в области архитектуры, культуры и охраны памятников истории и культуры не ограничены каким-либо сроком, то и органам местного самоуправления они также могут быть переданы на неопределенный срок.

Финансирование осуществления переданных полномочий органов местного самоуправления осуществляется за счет субвенций из соответствующего бюджета. При этом органы местного самоуправления имеют право использовать также и собственные средства для финансирования осуществления переданных полномочий.

Закон о передаче органам местного самоуправления полномочий органов государственной власти должен содержать:

— наименование муниципального образования;

— перечень прав и обязанностей;

— методику расчета субвенций;

— порядок осуществления переданных полномочий;

— порядок отчетности;

— порядок осуществления контроля.

Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает, что контроль осуществляют уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, то есть Министерство регионального развития Российской Федерации и соответствующий орган субъекта Российской Федерации.

К конкретным полномочиям, которые могут быть переданы, можно отнести:

— участие в осуществлении государственной политики в сфере архитектуры;

— участие в координации деятельности соответствующих органов, уполномоченных в области регулирования архитектурных отношений;

— участие в разработке нормативных правовых актов в сфере архитектурной деятельности.

4. Согласно пункту 4 комментируемой статьи органы архитектуры и градостроительства возглавляют главные архитекторы. Принципиальным является вопрос о статусе главных архитекторов с учетом того, что под органами, ведающими вопросами архитектуры и градостроительства, понимаются органы государственной власти и органы местного самоуправления.

На федеральном уровне таким органом является Министерство регионального развития Российской Федерации. Согласно Положению о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года N 40, его возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Данное положение закреплено в Положении на основании Конституции Российской Федерации.

Между тем пункт 4 комментируемой статьи предусматривает, что кандидатура главного архитектора избирается на конкурсной основе и утверждается соответствующим органом власти, поэтому в данном случае норма пункта 3 комментируемой статьи в части, касающейся статуса Министра регионального развития Российской Федерации, не соответствует Конституции Российской Федерации. Нужно учесть, что главой органа власти, ведающего вопросами архитектуры и градостроительства, должен быть главный архитектор. Принимая во внимание буквальное толкование такой нормы, Министром регионального развития Российской Федерации может быть только главный архитектор, то есть лицо, которое профессионально занимается архитектурной деятельностью. Однако, исходя из того, что к сфере ведения, компетенции Министерства регионального развития Российской Федерации относятся не только вопросы архитектуры, но и в том числе вопросы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, районов Крайнего Севера, административно-территориального устройства и т.п., очевидно, что должностное лицо, возглавляющее такое Министерство, не может обладать знаниями только в сфере архитектурной деятельности, поэтому относительно Министра регионального развития Российской Федерации данная норма пункта 4 комментируемой статьи не может быть соблюдена.

Что касается органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области архитектуры, то статус глав этих органов зависит от статуса самого органа исполнительной власти.

Например, в Омской области органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере архитектуры и градостроительной деятельности, является Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, утвержденному Указом губернатора Омской области от 30 марта 2004 года N 72, данный орган исполнительной власти Омской области возглавляет Министр строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором Омской области в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством.

В Еврейской автономной области действует Управление архитектуры и строительства Правительства Еврейской автономной области, которое возглавляет начальник Управления, назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором Еврейской автономной области.

Таким образом, на практике органы государственной власти, уполномоченные в сфере архитектурной и градостроительной деятельности, возглавляют должностные лица, замещающие такую должность не на конкурсной основе, а в порядке назначения.

Однако в структуре соответствующих органов исполнительной власти могут быть созданы отдельные управления, департаменты, которые могут возглавляться государственными служащими, замещающими такие должности на конкурсной основе в порядке, установленном законодательством. Статья 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает, что конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. При этом в соответствии с Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 112, конкурс в государственном органе объявляется по решению руководителя государственного органа либо представителя указанного руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Для участия в конкурсе лицо, претендующее на должность государственной гражданской службы, представляет в государственный орган:

1) личное заявление;

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается Правительством Российской Федерации, с приложением фотографии;

3) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

4) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:

— копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

— копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина — о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

5) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению.

В отношении лица, претендующего на должность лица, возглавляющего орган архитектуры и градостроительства, кадровая служба данного органа в связи с тем, что на такую должность могут претендовать только архитекторы, обращает внимание на такие сведения, как, во-первых, сведения об образовании, об оконченном учебном заведении, направлении подготовки, послевузовском профессиональном образовании, ученой степени, если таковая имеется, во-вторых, сведения о стаже работы и квалификации. В том случае, если гражданин (гражданский служащий) не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к данной должности, он не допускается к участию в конкурсе.

В том случае, если орган архитектуры и градостроительства является структурным подразделением органа местного самоуправления, например местной администрации, то порядок замещения должности будет несколько иной, поскольку речь идет о муниципальной службе. Порядок приема на муниципальную службу установлен Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Согласно данному Федеральному закону на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы при отсутствии ограничений, связанных с муниципальной службой. При поступлении на муниципальную службу так же, как и в случае с гражданской службой, обязательно учитывается образование лица, претендующего на вакантную должность муниципальной службы. Поэтому из числа ограничений, установленных Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ, при решении вопроса о руководителе муниципального органа архитектуры значение будет иметь представление подложных документов, так как это могут быть документы, связанные с квалификацией и образованием.

Как следует из Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ, сведения, представленные в соответствии с данным Федеральным законом гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. В отдельных муниципальных образованиях федеральными законами могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу.

Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных указанным Федеральным законом. Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы. Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.

Однако Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ предусматривает, что при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.

Таким образом, мы видим, что на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации положение о том, что кандидатура главы органа исполнительной власти отбирается на конкурсной основе, не соблюдается, так как в первом случае глава такого органа назначается на должность Президентом Российской Федерации, а на уровне субъектов Российской Федерации, как правило, высшим должностным лицом соответствующего субъекта Российской Федерации. Однако в случае, если такой орган архитектуры и градостроительства является структурным подразделением органа исполнительной власти или местного самоуправления, на уровне субъекта должность может быть замещена только по конкурсу, а на уровне муниципальном — как по конкурсу, так и в результате назначения.

5. Пунктом 5 комментируемой статьи предусмотрено исключение из общего правила относительно должности главного архитектора (см. комментарий к пункту 4). Исключение установлено для городов и иных поселений с населением менее пятидесяти тысяч жителей (кроме городов-курортов и исторических городов). В таких муниципальных образованиях должность главного архитектора может занимать лицо, которое имеет высшее или среднее архитектурное образование. Иными словами, к должностям главного архитектора в указанных муниципальных образованиях предъявляются менее жесткие требования при приеме их на службу в должность главного архитектора. Если сравнивать требования, которые предъявляются к соискателям или конкурсантам на должность главных архитекторов в иных муниципальных образованиях, то здесь помимо требований к образованию могут быть предъявлены требования, связанные с определенным опытом в сфере архитектуры, стажем деятельности, также, учитывая, что лицо, претендующее на эту должность, будет возглавлять орган архитектуры и строительства, могут быть предъявлены требования к навыкам в сфере руководства.

Предъявление таких невысоких требований связано с тем, что в городских и сельских поселениях с численностью менее пятидесяти тысяч жителей проблематично обеспечить получение достойного и квалифицированного образования в сфере архитектуры, а также возможность применения полученных знаний, опыта на практике. В частности, под сельским поселением согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ понимается один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов). Поэтому представляется, что в деревнях, хуторах или станицах не может быть уделено должное внимание получению образования в сфере архитектуры. Таким образом, житель городского или сельского поселения, получивший среднее архитектурное образование, может занимать в указанных населенных пунктах должность главного архитектора. Кроме того, исходя из Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ, возможны два варианта замещения такой должности в городском или сельском поселении: по конкурсу и по назначению. Учитывая требования, предъявляемые к указанной должности в этих муниципальных образованиях, она будет замещаться по назначению.

Нельзя не обратить внимание на то, что пунктом 5 комментируемой статьи закреплена диспозитивная норма, поскольку она предусматривает, что должность главного архитектора может занимать лицо, имеющее среднее или высшее архитектурное образование, то есть представитель нанимателя по своему усмотрению может предъявлять общие требования в соответствии с законодательством либо применить норму пункта 5 комментируемой статьи.

При этом пункт 5 комментируемой статьи предусматривает исключение для городов-курортов и исторических городов. В России к городам-курортам относятся, в частности, Сочи, Геленджик, Анапа, Белокуриха. К историческим городам относятся Суздаль, Архангельск, Тула и т.д. В этих городах, учитывая, что они являются исключением для порядка занятия в их органах местного самоуправления должности главного архитектора, будет распространяться общий порядок, установленный пунктом 4 комментируемой статьи. Эти требования связаны с тем, что курортные города, как и исторические, имеют особый статус, который влечет за собой частое посещение этих городов жителями со всей России, поэтому в таких городах, как правило, находится очень много достопримечательностей, экскурсионных мест, мест отдыха, которые чаще все посещают гости таких городов, поэтому все архитектурные объекты в этих городах должны быть выполнены качественно и квалифицированно, а для этого необходимо, прежде всего, чтобы во главе соответствующего органа местного самоуправления или его структурного подразделения стоял квалифицированный и опытный специалист.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code