Статья 15. Гарантии деятельности архитектора

Комментарий к статье 15 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ»

1. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает обязанность органов государственной власти способствовать созданию организационных, ресурсных и иных условий для архитектурного творчества и развития.

К органам государственной власти, способствующим созданию таких условий, относятся органы власти, ведающие вопросами архитектуры и градостроительства, в том числе органы архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 1 раздела II Примерного положения об органе архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 5 ноября 1997 года N 18-65, предусмотрено, что указанный орган власти проводит на территории субъекта Федерации государственную политику и осуществляет правовое регулирование в области архитектуры и градостроительства, направленные на создание безопасной, экологически чистой, социально и духовно полноценной, благоприятной среды жизнедеятельности.

Под организационными условиями в данном случае следует понимать предоставление архитекторам условий для осуществления архитектурной деятельности, а именно обеспечение тех правовых гарантий, которые установлены законодательством, прежде всего, здесь идет речь о конституционных гарантиях. Статья 34 Конституции Российской Федерации закрепляет, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Архитектор также имеет право заниматься творческой деятельностью в форме предпринимательства, то есть зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и, соответственно, не только развивать свое творчество, разрабатывая новые проекты, решения и замыслы, но и получать от этого прибыль. Необходимым условием для этого является соблюдение всех тех законодательных норм, которые регулируют порядок регистрации граждан (архитекторов) в качестве индивидуальных предпринимателей, а также саму предпринимательскую деятельность. В частности, статьей 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган. В данном случае гарантией будет соблюдение данного срока.

Также к организационным условиям можно отнести и пресечение каких-либо нарушений прав архитекторов, а также пресечение создания препятствия для ее осуществления. Статья 37 Конституции Российской Федерации, в свою очередь, предусматривает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности. И, наконец, статья 44 Конституции Российской Федерации гласит, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, в том числе и архитектурного. В задачи органа государственной власти в области архитектуры и градостроительства, соответственно, входит обеспечение соблюдения таких конституционных гарантий.

К ресурсным условиям можно отнести предоставление финансовых возможностей для осуществления архитектурной деятельности, предоставление возможности для производства, купли-продажи и иных способов добычи необходимых для осуществления архитектурной деятельности, в том числе строительства архитектурных объектов, материалов. В отношении обеспечения финансовых возможностей для развития архитектурного творчества БК РФ предусматривает возможность предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидий. В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Таким образом, государство имеет юридически закрепленную возможность предоставить в том числе гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, занимающимся творческой деятельностью, а также способствующим и оказывающим содействие в развитии архитектурной науки и образования, субсидий в целях возмещения затрат на такую деятельность.

К иным условиям обеспечения творчества архитектора можно отнести государственную поддержку развития архитектурного творчества, принятие и реализацию государственных программ в области архитектурной деятельности, поддержки и развития профессионального потенциала в области архитектурной деятельности и т.п.

Что касается способствования созданию таких условий, то в данном случае имеется в виду принятие органом архитектуры и строительства всех зависящих от него мер, направленных на создание таких условий. Это может быть и обращение в уполномоченные органы государственной власти с законодательными предложениями по созданию дополнительных правовых гарантий для осуществления архитектурной деятельности, содействие осуществлению контроля за регистрирующими органами, а именно за соблюдением порядка регистрации индивидуальных предпринимателей, осуществляющих архитектурную деятельность. Также к содействию созданию таких условий можно отнести и недопущение, контроль за созданием каких-либо препятствий для осуществления архитектурного творчества.

Однако все вышеуказанные задачи относятся не только к органам власти, ведающим вопросами архитектуры. Эти же задачи возлагаются и на органы, выдающие разрешение на строительство архитектурного объекта, а именно указанные органы не должны допускать нарушения срока выдачи разрешения на строительство, а также необоснованного отказа в его выдаче.

Помимо этих органов способствовать развитию архитектурного творчества обязан и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, на который возлагается полномочие по рассмотрению административного правонарушения в области архитектурной деятельности. Указанный орган обязан своевременно, компетентно и в соответствии с законодательством рассмотреть дело об административном правонарушении в области архитектуры и вынести по нему справедливое решение.

Под развитием архитектурной науки и образования следует понимать, в частности, создание образовательных учреждений, осуществляющих подготовку граждан в сфере профессиональной архитектурной деятельности, поддержку и развитие кадрового потенциала в сфере архитектурной деятельности, расширение, а также создание новых научных учреждений в сфере архитектуры, предоставление гарантий в области профессионального образования, установленных, в частности, Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

2. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет обязывающую норму относительно уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти в области архитектуры, а также профессионально-творческих организаций участвовать в защите прав архитектора.

В настоящее время таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Министерство регионального развития Российской Федерации, которое на основании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2004 года N 501 «Вопросы Министерства регионального развития Российской Федерации» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере архитектуры.

Под общественными профессионально-творческими организациями (объединениями) архитекторов с учетом положений Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ понимаются добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе архитекторов в целях совместного осуществления архитектурной деятельности, развития архитектурного творчества, науки и образования.

В соответствии с пунктом 2 комментируемой статьи уполномоченный федеральный орган в сфере архитектуры участвует в защите прав архитектора и обеспечивает свободу творчества архитектора в пределах своей компетенции. Как уже было отмечено, Министерство регионального развития Российской Федерации является уполномоченным органом в сфере осуществления государственной политики в области архитектуры, поэтому в этой области оно имеет право участвовать в защите прав архитектора и обеспечении свободы творчества архитектора.

Что касается профессионально-творческих организаций, то пункт 2 комментируемой статьи предусматривает, что такие организации участвуют в защите прав и обеспечивают свободу творчества архитектора в соответствии с их уставами. В качестве примера участия некоммерческой организации в развитии архитектурной науки и образования можно привести Российскую академию архитектуры и строительных наук, которая в соответствии с Уставом Российской академии архитектуры и строительных наук, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2009 года N 393, проводит фундаментальные и научно-практические исследования в градостроительной деятельности, укрепление связей между наукой и практикой в сфере архитектуры, градостроительного регулирования и строительства, взаимодействие архитектуры и градостроительства с другими областями художественной культуры, а также в смежных с ними областях науки, принимает участие в координации исследований по этим направлениям.

Участие в защите прав архитектора с учетом положений ГПК РФ может представлять собой участие в защите таких прав в судебном порядке в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора. К таким лицам согласно статье 43 ГПК РФ относятся лица, которые вступают в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон, также они могут выступать в суде в качестве представителей интересов архитектора. Кроме того, на стадии выдачи архитектурно-планировочного задания или разрешения на строительство они также могут участвовать в защите интересов архитектора (архитектурных решений, замыслов).

Обеспечение свободы творчества означает принятие всех зависящих соответственно от федерального органа исполнительной власти с учетом его компетенции, профессионально-творческих организаций согласно их уставам мер, направленных на создание условий либо устранение препятствий для свободы архитектурного творчества.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code