Статья 13. Основные обязанности архитектора и юридического лица

Комментарий к статье 13 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ»

Комментируемая статья, в отличие от статьи 12, не ставит исполнение указанных в ней обязанностей архитектора и юридического лица в зависимость от содержания договора с заказчиком (застройщиком). Эти обязанности архитектора и юридического лица вытекают из действующего законодательства.

1. Архитектор и юридическое лицо при осуществлении архитектурной деятельности обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в области архитектурной деятельности. К законодательству Российской Федерации в области архитектурной деятельности помимо комментируемого Закона относится также градостроительное законодательство, а также законодательство, требования которого необходимо соблюдать при строительстве, в частности, архитектурного объекта: земельное, экологическое, санитарно-эпидемиологическое, законодательство в сфере обеспечения пожарной безопасности.

На территории субъектов Российской Федерации также действует законодательство, содержащее требования к строительной, архитектурной и иным видам деятельности, которые необходимо соблюдать при строительстве архитектурного объекта (например, законодательство в сфере регулирования градостроительной деятельности на территории субъекта Российской Федерации, законодательство в сфере охраны окружающей среды, регулирования земельных отношений и т.д.).

Архитектор и юридическое лицо обязаны соблюдать обязательные требования в области проектирования и строительства. К ним можно отнести региональные нормативы градостроительного проектирования, утверждаемые субъектом Российской Федерации, стандарты в сфере обеспечения пожарной безопасности (минимальная ширина проездов для пожарной техники, расстояние от внутреннего края подъезда до стены здания).

Вышеуказанные субъекты обязаны также соблюдать градостроительные нормативы, строительные, экологические нормы и правила. Все эти нормы и правила установлены соответственно градостроительным и экологическим законодательством. К градостроительным нормам можно отнести требования, содержащиеся в документах территориального планирования, градостроительных планах, градостроительных регламентах, здесь имеется в виду правовой режим использования земель, границы земельных участков, границы зон планируемого размещения объектов и т.д. В области охраны окружающей среды соответствующим законодательством установлены нормативы, в частности допустимого воздействия на окружающую среду, допустимых выбросов и сбросов веществ, допустимых физических воздействий на окружающую среду и т.п., которые необходимо соблюдать при проектировании и строительстве архитектурного объекта.

Помимо градостроительных норм архитектор и юридическое лицо обязаны также соблюдать порядок осуществления градостроительной деятельности на территории субъекта Российской Федерации, а также правила застройки города или населенного пункта.

Например, Законом Амурской области от 5 декабря 2006 года N 259-ОЗ «О регулировании градостроительной деятельности в Амурской области» закреплено, что контроль за реализацией требований и решений, установленных в проектной документации на строительство объектов, могут осуществлять наряду с уполномоченными органами, архитектором, заказчиком (застройщиком) физические и юридические лица, интересы которых затрагиваются в результате реализации проектной документации.

Например, в Градостроительном кодексе Краснодарского края от 21 июля 2008 г. N 1540-КЗ предусмотрено, что одним из принципов законодательства Краснодарского края о градостроительной деятельности является принцип установления и применения мер административной и иной предусмотренной законом ответственности в случае нарушения законодательства Российской Федерации и законодательства Краснодарского края о градостроительной деятельности.

Что касается правил застройки отдельных муниципальных образований, которые также необходимо соблюдать при строительстве архитектурных объектов, то, например, Правилами землепользования и застройки Черлакского городского поселения, утвержденными Советом Черлакского городского поселения от 20 марта 2009 года N 6, предусмотрено, что технико-экономическое обоснование строительства содержит архитектурные и иные решения и обоснования, которые комплексно учитывают градостроительные, социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство в установленном порядке.

Архитектор и юридическое лицо обязаны также соблюдать требования архитектурно-планировочного задания. Однако, учитывая вышеперечисленные положения комментируемой статьи, а также требования к архитектурно-планировочному заданию (см. комментарий к статье 3), достаточно сложно представить, как на практике может быть не соблюдена эта обязанность, поскольку архитектор и юридическое лицо могут участвовать в разработке архитектурного проекта либо осуществлять руководство такой разработкой, а согласно статье 3 комментируемого Закона архитектурный проект должен быть выполнен в соответствии с архитектурно-планировочным заданием. Причем требования, которые предъявляются к архитектурно-планировочному заданию, указаны в земельном, градостроительном, экологическом законодательстве, законодательстве в области обеспечения пожарной безопасности и т.п., поэтому, соблюдая все эти требования, архитектор и юридическое лицо тем самым соблюдают требования архитектурно-планировочного задания.

Кроме всех вышеуказанных норм, стандартов и требований, архитектор и юридическое лицо обязаны соблюдать также требования, изложенные заказчиком (застройщиком) в задании на проектирование архитектурного объекта, если при этом такие требования не противоречат требованиям комментируемой статьи. Таким образом, комментируемой статьей заказчику (застройщику) предоставлено право дополнительно к архитектурно-планировочному заданию давать свое задание на проектирование строительства архитектурного объекта и указывать в нем свои требования. Что касается формы такого задания, то в целях обеспечения соблюдения излагаемых в нем требований оно должно выдаваться в письменной форме. Оно может содержать дополнительные требования к внешней и внутренней планировке архитектурного объекта, внутренней отделке, расположению отдельных внутренних элементов, количеству окон и т.п.

Однако достаточно интересным является положение о соответствии задания заказчика (застройщика) требованиям комментируемой статьи, ведь, по сути, комментируемая статья содержит обязанности архитектора и юридического лица. С другой стороны, возможно, что законодатель имел в виду соответствие задания заказчика (застройщика) требованиям законодательства, градостроительным стандартам, нормативам, нормам и правилам, а также требованиям архитектурно-планировочного задания.

2. Пункт 2 комментируемой статьи запрещает архитектору разглашать без согласия заказчика (застройщика) информацию о его намерениях относительно реализации архитектурного проекта. Сразу обращает на себя внимание тот факт, что запрет распространяется только на архитектора. Рассмотрим, означает ли это, что юридическое лицо, о котором также говорится в комментируемой статье, имеет право на разглашение такой информации. Учитывая положения статьи 2 комментируемого Закона, к задачам юридического лица относится только организация профессиональной деятельности архитектора (см. комментарий к статье 2), следовательно, юридическое лицо может и не обладать такой информацией, поскольку все отношения именно по строительству архитектурного объекта (реализации архитектурного проекта) у архитектора возникают непосредственно с заказчиком (застройщиком), поэтому, как правило, именно он обладает информацией о намерениях заказчика (застройщика). С другой стороны, если юридическому лицу также станет известно о намерениях заказчика (застройщика) относительно реализации архитектурного проекта, то оно в силу того, что является организатором профессиональной деятельности архитектора, обязано принять меры по неразглашению архитектором такой информации.

При этом пункт 2 комментируемой статьи устанавливает оговорку о том, что разглашение информации о намерениях заказчика (застройщика) возможно с его согласия. Однако комментируемая статья не устанавливает форму такого согласия. Очевидно, что для предотвращения возникновения каких-либо споров относительно факта согласования разглашения информации согласие заказчика (застройщика) должно быть получено в письменной форме либо о таком согласии должна быть сделана отметка в условиях договора между архитектором и заказчиком (застройщиком).

Гарантия относительно неразглашения намерений заказчика (застройщика) установлена пунктом 2 комментируемой статьи для защиты его прав на строительство архитектурного объекта, а именно его намерений относительно внутренней планировки архитектурного объекта, расположения отдельных его структурных элементов, внутреннего оборудования, расположения отдельных внешних частей архитектурного объекта и т.д. Поэтому в случае разглашения архитектором намерений заказчика (застройщика) без его согласия заказчик (застройщик) имеет право на защиту своих прав, в том числе в судебном порядке, а в том случае, если неразглашение такой информации предусмотрено дополнительно в договоре в качестве одного из условий, то заказчик (застройщик) имеет право при защите своих интересов в суде ссылаться не только на положение комментируемого Закона, но и на нарушение условий договора.

3. Пункт 3 комментируемой статьи также содержит запрет в отношении архитектора. Архитектор не имеет права быть представителем заказчика (застройщика) при заключении договора на строительство архитектурного объекта, авторском надзоре, приемке архитектурного объекта, если у него есть личная заинтересованность в прибыли подрядной организации.

В данном случае принципиальным является вопрос о том, какой именно должна быть заинтересованность. Подрядная организация, которая будет осуществлять строительство архитектурного объекта, получает плату от заказчика (застройщика) по договору строительного подряда за осуществление строительных работ. Прибыль подрядной организации при строительстве архитектурного объекта по договору с заказчиком (застройщиком) представляет собой разницу между затратами на строительство архитектурного объекта и полученной платой за такое строительство. Поэтому вся прибыль поступает в доходы подрядной организации. Однако архитектор без согласия и уведомления заказчика (застройщика) может по договоренности с подрядной организацией получить часть прибыли, в чем и будет выражаться личная заинтересованность архитектора.

Однако на практике при возникновении споров относительно представительства заказчика (застройщика) при заключении договора на строительство архитектурного объекта, осуществлении авторского надзора, приемке архитектурного объекта в эксплуатацию будет достаточно сложно доказать личную заинтересованность архитектора в получении прибыли подрядной организации, особенно если такая договоренность была заключена в устной форме и получение архитектором прибыли подрядной организации не было оформлено какими-либо письменными документами (соглашениями, расписками и т.п.). Поэтому, на наш взгляд, применение данной нормы практически не представляется возможным. Кроме того, нельзя не обратить внимания на то, что пунктом 3 комментируемой статьи установлен запрет только в отношении архитектора. При этом юридическое лицо, являясь организатором профессиональной деятельности архитектора, также может иметь договоренность с подрядной организацией о получении части ее прибыли.

Также пунктом 3 комментируемой статьи архитектору запрещается участвовать в конкурсе на строительство архитектурного объекта в качестве члена жюри. Статьей 12 комментируемого Закона предусмотрено, что архитектор и юридическое лицо имеют право оказывать содействие в организации и проведении торгов (конкурсов, аукционов) на строительство архитектурного объекта (см. комментарий к статье 12). Однако содействие в организации и проведении не предполагает членства в конкурсной комиссии, поэтому, исходя из данного положения, пунктом 3 комментируемой статьи установлен этот запрет.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code