Статья 12. Права архитектора и юридического лица

Комментарий к статье 12 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ»

Комментируемая статья устанавливает права субъектов архитектурной деятельности (архитектора и юридического лица) при ее осуществлении. При этом предусмотрено, что этими правами субъекты архитектурной деятельности обладают на основании договора с заказчиком (застройщиком). Возникает вопрос относительно правовой природы такого договора. Учитывая положения гражданского законодательства, это может быть договор на выполнение проектных, изыскательских и иных работ.

1. Архитектор и юридическое лицо имеют право запрашивать и получать архитектурно-планировочное задание от органов, выдающих такие задания. Между тем пункт 3 статьи 3 комментируемого Закона (см. комментарий к статье 3) устанавливает, что архитектурно-планировочное задание выдается по заявке заказчика (застройщика). В то же время право на получение архитектурно-планировочного задания предоставлено и архитектору, и юридическому лицу. Однако заказчику (застройщику) архитектурно-планировочное задание выдается на основании заявки с приложением необходимых документов. При этом комментируемой статьей не установлен порядок подачи и рассмотрения такого запроса, но, учитывая аналогию в законе, можно применить порядок, установленный для выдачи архитектурно-планировочного задания по заявке заказчика (застройщика). Однако также допустимо применить порядок, который предусмотрен Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Согласно данному Федеральному закону под обращениями понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Таким образом, указанным Федеральным законом определены следующие формы обращений граждан: предложение, заявление, жалоба.

Предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Учитывая, что предметом обращения будут являться просьба о выдаче архитектурно-планировочного задания, иных сведений и исходных документов, необходимых для предпроектных исследований, проектирования и строительства архитектурного объекта, обращение в соответствующие органы будет осуществляться в форме заявления.

Данным Федеральным законом установлены требования, предъявляемые к обращению. А именно в обращении (заявлении) указывается либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется письменное обращение, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также фамилия, имя, отчество, почтовый адрес заявителя, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, должна быть изложена суть заявления, поставлены личная подпись и дата.

Что касается срока рассмотрения такого заявления, он составляет 30 дней с момента регистрации заявления.

Также архитектор и юридическое лицо имеют право на запрос и получение иных сведений и документов, необходимых для проектирования и строительства архитектурного объекта. К таким сведениям можно отнести сведения, содержащиеся в градостроительной документации, в частности сведения о красных линиях земельного участка, границах земельного участка, информацию о градостроительном регламенте и т.п., а соответственно к документам можно отнести копии необходимых градостроительных документов с необходимой информацией для проектирования и строительства архитектурных объектов.

2. Архитектор и юридическое лицо имеют право защищать свои архитектурные решения, которые согласованы с заказчиком (застройщиком), при их рассмотрении и согласовании в соответствующих органах.

Однако на практике возникает вопрос о механизме согласования таких архитектурных решений, ведь под ними понимаются архитектурные замыслы, которые воплощены в документации для строительства (см. комментарий к статье 2). Поэтому правильнее было бы в комментируемой статье указать на право защиты архитектурного проекта, поскольку экспертизе и рассмотрению подлежат именно воплощенные архитектурные замыслы, то есть документально оформленные в архитектурном проекте.

Кроме того, комментируемая статья устанавливает, что архитектурные решения должны быть согласованы с заказчиком (застройщиком), несмотря на то, что архитектурное решение — это авторский замысел. Актуальным является вопрос относительно формы согласования архитектурных решений с заказчиком (застройщиком). Учитывая, что архитектурное решение фиксируется в документации для строительства (см. комментарий к статье 2), то согласование может быть выражено в форме проставления подписей обеих сторон на такой документации под грифом «Согласовано».

Принципиальным является вопрос о том, в каких органах и в какой форме будут осуществляться экспертиза и рассмотрение архитектурных решений, учитывая, что основным документом, необходимым для проектирования и создания архитектурного объекта, является архитектурно-планировочное задание, которое содержит требования, в том числе к архитектурным решениям, выдаваемое органами архитектуры и градостроительства.

С другой стороны, исходя из того, что архитектурный замысел содержится в документации для строительства, органами, рассматривающими архитектурные решения и проводящими их экспертизу, могут быть органы, осуществляющие подготовку и утверждение документов территориального планирования, документов градостроительного зонирования.

При этом остается неопределенным вопрос о том, в какой форме проводится экспертиза архитектурных решений, поскольку градостроительное законодательство предусматривает только государственную экспертизу проектной документации, то есть в данном случае имеется в виду архитектурный проект, выполненный в соответствии с уже выданным архитектурно-планировочным заданием для тех случаев, когда требуется разрешение на строительство (см. комментарий к пункту 1 статьи 3). С другой стороны, учитывая, что архитектурные решения воплощаются в документации для строительства, то есть проектной документации и архитектурном проекте, очевидно, что речь здесь может идти именно о государственной экспертизе строительной документации.

Также имеет значение и форма защиты архитектурного решения при его рассмотрении в соответствующих органах. В данном случае имеется в виду защита интересов архитектора, юридического лица, а также заказчика (застройщика). Способы защиты архитектурных решений могут быть любыми, не запрещенными законом, то есть от согласительных процедур до судебных. В частности, в судебном порядке возможна защита интересов вышеуказанных субъектов в порядке обжалования действий и решений соответствующих органов и должностных лиц по делам, возникающим из публичных правоотношений.

3. Архитектору и юридическому лицу комментируемой статьей предоставлено право участвовать в разработке документации для строительства. Предоставление такого права является вполне обоснованным, поскольку именно архитектору принадлежит авторский замысел, то есть архитектурное решение относительно строительства архитектурного объекта. Поэтому архитектор, а также юридические лица, которые организуют профессиональную деятельность архитекторов (см. комментарий к статье 2), имеют право участвовать в том, чтобы эти архитектурные решения были документально воплощены.

Причем комментируемой статьей установлено, что архитектор и юридическое лицо имеют право участвовать в разработке всех разделов документации для строительства. Исходя из положений статьи 48 ГрК РФ, архитектурно-строительный проект содержит в себе, в частности:

— план организации земельного участка;

— архитектурные решения;

— конструктивные решения;

— сведения об инженерном оборудовании;

— проект организации строительства и т.п.

Также строительный проект обязательно содержит паспорт с экспликацией помещений, в котором указываются план и фасад здания, его описание и цветовые решения, разрезы здания, его основные технико-экономические показатели, чертежи, сметы. Поскольку все эти составляющие архитектурно-проектной документации охватывают авторский замысел (архитектурное решение), то, соответственно, архитектор и юридическое лицо, которое обеспечивает его профессиональную деятельность, имеют право участвовать в разработке каждой составляющей проекта, поскольку все эти разделы, части связаны с реализацией авторского архитектурного замысла.

При этом в комментируемой статье указан способ такого участия, а именно путем согласования изменений архитектурного решения в уже принятом архитектурном проекте. В то же время согласование всех изменений, вносимых в утвержденный архитектурный проект, которые касаются архитектурного решения, должно осуществляться в письменной форме, например в форме заверительной подписи под грифом «Согласовано». При этом, учитывая, что архитектор и юридическое лицо являются авторами архитектурного решения (замысла) и они должны иметь возможность поучаствовать и проконтролировать процесс документального воплощения и утверждения своего архитектурного решения, законодателем предусмотрена альтернатива прав архитектора и юридического лица, а именно они имеют право по поручению заказчика (застройщика) осуществлять руководство разработкой строительной документации. Представляется, что такое решение законодателя является не совсем правильным, поскольку указанные лица являются авторами архитектурного замысла и должны иметь возможность безоговорочно, в частности без каких-либо поручений, участвовать в разработке строительной документации, в которой будет отражен их архитектурный замысел.

В свою очередь, следует обратить внимание на решение законодателя предоставить архитектору и юридическому лицу право по поручению заказчика (застройщика) осуществлять руководство разработкой всех разделов строительной документации. Под руководством следует понимать осуществление руководящих, организаторских действий, распределение заданий, поручений, а также принятие важных решений, связанных с разработкой такой документации. Заметим, что если провести анализ положений градостроительного законодательства, то можно увидеть, что архитектурно-строительное проектирование включает в себя также и мероприятия по охране окружающей среды, по обеспечению пожарной безопасности, смету на строительство. Соответственно, для того чтобы принимать какие-либо важные решения по указанным вопросам, руководитель разработки должен обладать определенными знаниями. Не всегда архитектор и юридическое лицо обладают специальными знаниями в финансовой сфере, в области охраны окружающей среды и т.п., поэтому в том случае, если архитектор и юридическое лицо, которое организует его деятельность, являются только авторами архитектурного решения (замысла), то было бы правильнее предоставить им безоговорочное право принимать участие в разработке документации для строительства, которое может осуществляться, например, в форме контроля за ходом такой разработки, принятия решений по тем вопросам, которые входят в компетенцию архитектора и юридического лица. Если же указанные лица являются непосредственно разработчиками самого архитектурного проекта, то предоставление им права непосредственно осуществлять руководство вполне обоснованно.

4. Следует также обратить внимание на то, что законодателем архитектору и юридическому лицу предоставлено право привлекать на договорной основе помощников, консультантов для разработки строительной документации. Очевидно, что цель привлечения консультантов, помощников заключается в необходимости получения профессиональной помощи в разработке строительной документации, а именно отдельных ее разделов.

Например, для разработки плана организации строительства на земельном участке необходимы специалисты в области земельных вопросов для того, чтобы они могли оказать помощь в определении границ земельных участков, границ зон для планируемого размещения объектов, минимальных отступов для размещения зданий и сооружений; для разработки перечня мероприятий по охране окружающей среды необходимо привлечь экологов, как и для определения степени воздействия на окружающую среду, нормативов допустимых выбросов отходов в окружающую среду, определения способа восстановления природных ресурсов и т.п.; для определения перечня мероприятий по обеспечению пожарной безопасности необходимы знания специалистов в области пожарной охраны, то есть таких, которые знают требования пожарной безопасности, нормативные документы по пожарной безопасности (технические регламенты, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности).

В комментируемой статье предусмотрено, что таких специалистов, помощников, консультантов архитектор и юридическое лицо привлекают на договорной основе. Согласно положениям гражданского законодательства с ними может быть заключен договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ либо договор возмездного оказания услуг.

Однако в комментируемой статье установлено, что архитектор и юридическое лицо несут ответственность за объем и качество выполняемых работ. Представляется, что такая обязанность должна иметь место в том случае, когда архитектор и юридическое лицо осуществляют руководящие действия, то есть по поручению заказчика осуществляют руководство разработкой всех разделов проектной документации. Вполне разумно, если они будут нести ответственность за объем и качество работ, поскольку они принимают руководящие решения. Однако в том случае, если они действуют не по поручению заказчика (застройщика), а только лишь участвуют в разработке строительной документации, возлагать полностью на них ответственность за объем и качество работ было бы неправильным.

5. Архитектор и юридическое лицо имеют право по поручению заказчика (застройщика) представлять их интересы при заключении договора строительного подряда. В данном случае архитектору и юридическому лицу предоставлено право быть представителями от имени заказчика (застройщика). Такое представительство согласно гражданскому законодательству оформляется доверенностью. При этом в соответствии со статьей 182 ГК РФ представительство может быть основано на законе, доверенности, акте государственного органа или органа местного самоуправления. Несмотря на то что в законе есть указание на то, что архитектор и юридическое лицо могут быть представителями, в комментируемой статье предусмотрено именно право, а не обязанность указанных субъектов, поэтому дополнительно их полномочия необходимо подтвердить доверенностью.

Согласно статье 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое в данном случае заказчиком (застройщиком) архитектору или юридическому лицу для представительства и защиты его интересов при заключении договора строительного подряда. В случае если договор требует нотариального удостоверения, то и сама доверенность также подлежит удостоверению нотариусом. Учитывая положения гражданского законодательства о строительном подряде, такой договор не требует нотариального удостоверения, поэтому доверенность выдается от имени заказчика (застройщика) без удостоверительной надписи нотариуса.

В комментируемой статье предусмотрено право архитектора и юридического лица представлять интересы по поручению заказчика (застройщика). Исходя из того, что представление и защита интересов другого лица возможны на основании доверенности, то возникает вопрос, необходимо ли дополнительно каким-либо образом оформлять поручение заказчика (застройщика). Представляется, что у архитектора и юридического лица при возникновении каких-либо разногласий при заключении договора строительного подряда должна быть безоговорочная возможность доказать, что они действуют от имени и по поручению заказчика (застройщика). Таким доказательством может быть доверенность, выданная от имени заказчика (застройщика), оформленная надлежащим образом. Доверенность в данном случае может выступать в виде письменного поручения заказчика (застройщика), которое не требует дополнительного специального оформления.

При этом комментируемая статья устанавливает ограничение относительно представительства архитектора и юридического лица, а именно то, что они могут представлять и защищать интересы только при заключении договора строительного подряда. Однако гражданское законодательство не устанавливает таких ограничений и поэтому заказчик (застройщик) в доверенности могут предоставить архитектору и юридическому лицу достаточно широкие полномочия, в том числе и на представительство и защиту интересов при исполнении, изменении, расторжении договора, а также на защиту интересов в суде. В данном случае будут применяться положения гражданско-процессуального законодательства.

В соответствии с ГПК РФ полномочия на представительство и защиту интересов в суде также оформляются доверенностью. Если имеет место доверенность от имени физического лица, то она подлежит нотариальному удостоверению, от имени юридического лица доверенность выдается за подписью руководителя и скрепляется печатью.

Архитектору и юридическому лицу предоставлено право оказывать содействие в организации или проведении торгов на заключение договора строительства архитектурного объекта. Исходя из положений гражданского законодательства, организация торгов включает себя определение формы проведения торгов, извещение о проведении торгов, возмещение реального ущерба участникам торгов в случае отказа организатора от их проведения. Проведение торгов включает в себя непосредственно регистрацию участников торгов, явившихся на их проведение, заслушивание и фиксирование предлагаемых цен на выполнение работ, определение победителя торгов, заключение с ним договора. Содействие архитектора и юридического лица в организации и проведении торгов может осуществляться в виде участия, оказания помощи, например в определении формы проведения торгов, минимальной цены на работы, в извещении участников и т.д.

6. Комментируемой статьей архитектору и юридическому лицу предоставлены также права, связанные с реализацией договора строительного подряда, то есть с его исполнением (строительством архитектурного объекта).

Данные субъекты имеют право осуществлять авторский надзор за строительством архитектурного объекта. Право на авторский надзор в данном случае должно представлять собой право на проверку соблюдения реализации архитектурного решения (авторского замысла), на контроль за строительством архитектурного объекта в соответствии с архитектурным проектом, в котором зафиксирован авторский замысел.

Порядок авторского надзора установлен Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 10 июня 1999 года N 44. Данное Постановление предусматривает, что авторский надзор осуществляется на основании договора (распорядительного документа) и проводится в течение всего периода строительства, а также ввода в эксплуатацию объекта. В том случае, если авторский надзор осуществляется юридическим лицом, он проводится специалистами — разработчиками рабочей документации, назначаемыми руководством организации.

Однако мы видим, что положения комментируемого Закона расходятся с нормами указанного Постановления. В точном соответствии они могут быть применены в том случае, если архитектор и юридическое лицо являются разработчиками архитектурного проекта и юридическое лицо, являющееся организатором профессиональной деятельности архитектора, назначило этого архитектора быть ответственным за осуществление авторского надзора. В том случае, если архитектор и юридическое лицо являются только авторами архитектурного решения, то есть им принадлежит авторский замысел, то они осуществляют авторский надзор в силу прямого указания на то в комментируемом Законе.

Также комментируемой статьей предусмотрена альтернатива вышеуказанному праву, а именно архитектор и юридическое лицо имеют право по поручению заказчика (застройщика) быть его ответственными представителями при строительстве архитектурного объекта. Как уже отмечалось, в соответствии с гражданским законодательством такое поручение оформляется в форме доверенности, но комментируемая статья устанавливает ограничение, которое заключается в том, что такое ответственное представительство может иметь место только при строительстве архитектурного объекта. Однако заказчик (застройщик) имеет право предоставить в соответствии с доверенностью любой круг полномочий архитектору и юридическому лицу.

При этом комментируемая статья определят способ осуществления такого представительства в виде контроля за качеством и объемом работ, качеством строительных материалов. Связанные с таким контролем права заказчика (застройщика) предусмотрены статьей 748 ГК РФ, которые он согласно комментируемой статье передает архитектору и юридическому лицу. Согласно данной статье заказчик (застройщик) имеет право осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, но заказчик (застройщик), осуществляя надзор, не имеет права вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. В том случае, если заказчик (застройщик) в ходе осуществления контроля и надзора выявит какие-то нарушения, отступления от условий договора, строительной документации, которые могут повлечь за собой ухудшение качества работ, он обязан сообщить об этом подрядчику. В случае, если он не сообщит о выявленных недостатках, то он не имеет права в дальнейшем на них ссылаться.

Также архитектору и юридическому лицу предоставлено право осуществлять финансовый контроль в случае, если он по поручению заказчика (застройщика) является его представителем при строительстве архитектурного объекта. Под финансовым контролем понимается проверка целевого расходования финансовых средств, направленных на строительство архитектурного объекта.

Однако для того, чтобы осуществлять данного рода контроль, архитектор и юридическое лицо должны обладать определенными знаниями, чтобы уметь разбираться в финансовых документах (сметах, бухгалтерских балансах, бухгалтерских программах, финансовых кодах расходования и т.д.). Между тем, как уже упоминалось, законодатель предоставил им право привлекать на договорной основе консультантов и помощников, поэтому архитектор и юридическое лицо имеют право обратиться за помощью к профессиональным бухгалтерам и финансистам. Также стоить учесть, что, в частности, у юридического лица, организующего профессиональную деятельность архитектора, может быть в штате профессиональный бухгалтер, которого можно привлечь в целях оказания содействия в осуществлении финансового контроля.

7. Также комментируемая статья устанавливает, что архитектор и юридическое лицо имеют право непосредственно участвовать в приемке в эксплуатацию архитектурного объекта либо по поручению заказчика (застройщика) быть его ответственными представителями при такой приемке.

Согласно статье 753 ГК РФ подрядчик, закончивший строительство, уведомляет заказчика о готовности объекта к сдаче, после чего заказчик обязан немедленно приступить к приемке. Допускается также приемка отдельных этапов строительных работ. Приемка результата строительных работ по общему правилу осуществляется за счет заказчика, если договором на строительство архитектурного объекта не предусмотрено иное. Приемка оформляется актом, который подписывается обеими сторонами. Также приемке может предшествовать испытание построенного объекта. Соответственно, архитектор и юридическое лицо могут участвовать во всех этих действиях, например, указанные субъекты могут принять отдельные этапы строительных работ, участвовать в осмотре архитектурного объекта, подписывать в отдельной графе акт приемки строительных работ и т.п. Также такие лица, как уже отмечалось выше, могут на основании доверенности быть представителями заказчика (застройщика) при приемке архитектурного объекта в эксплуатацию.

В соответствии с положениями ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию, в том числе и архитектурного, необходимо получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта — проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

ГрК РФ устанавливает перечень документов, которые необходимо представить к заявлению, так же как и при подаче заявления на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В отношении архитектурного объекта это следующие документы:

— правоустанавливающие документы на земельный участок;

— градостроительный план земельного участка;

— разрешение на строительство архитектурного объекта;

— акт приемки архитектурного объекта (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

— документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного архитектурного объекта требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

— документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного архитектурного объекта проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции архитектурного объекта на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);

— документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного архитектурного объекта техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

— схема, отображающая расположение построенного, реконструированного архитектурного объекта, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции архитектурного объекта на основании договора);

— заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного архитектурного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.

Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод архитектурного объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления всех документов, прилагаемых к заявлению, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 года N 698 утверждена также форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. С учетом данной формы в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию, в данном случае архитектурного, указываются наименование застройщика, наименование органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, сведения о разрешении на ввод объекта в эксплуатацию, полный адрес строительства архитектурного объекта, сведения об объекте (общая площадь, площадь встроенных, пристроенных помещений, количество мест, количество посещений, вместимость (если это, например, учреждения для проведения культурно-массовых мероприятий), стоимость строительства), должность лица, выдавшего данное разрешение.

Основаниями для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию являются:

— отсутствие документов, которые необходимо представить в соответствии с требованиями ГрК РФ;

— несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта — требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;

— несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

— несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.

Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного архитектурного объекта, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного архитектурного объекта.

8. Архитектор и юридическое лицо имеют право при строительстве архитектурного объекта проводить консультации по вопросам инвестирования, строительства, эксплуатации архитектурных объектов, а также осуществлять иные функции заказчика (застройщика).

Возникает закономерный вопрос, с кем и в какой форме архитектор и юридическое лицо могут проводить такие консультации. Прежде всего, нужно отметить, что указанные субъекты могут проводить консультации в том случае, если они обладают специальными профессиональными и практическими знаниями в указанных областях. Вполне возможно, что архитектор и юридическое лицо, поскольку они являются авторами архитектурного решения, могут быть разработчиками архитектурного проекта, обладают такими знаниями в области строительства и эксплуатации архитектурных объектов.

Относительно вопросов инвестирования, под которым следует понимать вложение денежных средств, банковских вкладов, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, интеллектуальных ценностей в строительство архитектурных объектов, архитектор и юридическое лицо могут не обладать необходимыми знаниями, поэтому представляется сомнительным, что они смогут давать консультации по этим вопросам. С другой стороны, как отмечалось выше, они имеют право привлечь для оказания помощи консультантов и специалистов, но в этом случае консультации по вопросам инвестирования будет проводить не сам архитектор или юридическое лицо, а привлеченный на основании договора консультант.

Остается неопределенным вопрос, в отношении кого будут проводиться такие консультации. Очевидно, что, прежде всего, они должны проводиться в отношении подрядчиков, которые непосредственно осуществляют строительство, также они могут быть проведены и в отношении собственников земельных участков, на которых будут строиться архитектурные объекты, а также лиц, чьи права и интересы могут быть затронуты в результате строительства архитектурных объектов.

Что касается формы консультаций, то наиболее простой формой является устная, когда консультант (архитектор или юридическое лицо) дает разъяснения по вопросам строительства архитектурных объектов, но в случае если, например, лицам, заинтересованным в строительстве архитектурного объекта, необходима письменная консультация, она может быть дана архитектором или юридическим лицом.

Также архитектор и юридическое лицо имеют право осуществлять иные функции заказчика (застройщика). К иным функциям можно отнести обеспечение подрядчика необходимыми материалами, обеспечение транспортировки грузов, подводку сетей электроснабжения, водоснабжения, обеспечение иных условий для своевременного начала и завершения строительства архитектурного объекта.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code