Статья 2. Основные понятия

Комментарий к статье 2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ»

Комментируемая статья раскрывает основные термины, которые используются в комментируемом Законе.

1. Первое понятие, используемое в комментируемом Законе, — это архитектурная деятельность, под которой понимается профессиональная деятельность граждан (архитекторов), целью которой является создание архитектурных объектов (см. комментарий к статье 1). Целью архитектурной деятельности, исходя из определения, является создание архитектурных объектов.

Положения ГрК РФ создание зданий, строений, сооружений определяют как строительство. Однако из комментируемого Закона следует, что им регулируется не только строительство, но и реконструкция архитектурных объектов, которая представляет собой изменение параметров объектов строительства, их частей (высоты, этажности, площади и т.п.). Основываясь на этом, цель архитектурной деятельности следует определить как создание и реконструкцию архитектурных объектов.

При этом определение понятия архитектурной деятельности включает в себя также ее содержание, а именно: творческий процесс создания архитектурного объекта, разработку проектной документации, авторский надзор и организацию деятельности архитекторов. Творческий процесс создания архитектурного объекта предполагает такой процесс создания, в котором будут проявляться художественные, эстетические, технические, дизайнерские и иные навыки архитектора, причем такой процесс должен быть направлен на создание новых по замыслу архитектурных объектов, которых, возможно, ранее не было.

Разработка проектной документации включает в себя не только собственно подготовку материалов, содержащих технические, архитектурные, инженерные характеристики объектов, но и подготовительные работы, то есть изучение той местности, территории, на которой будет расположен архитектурный объект, обследование земельного участка, подготовку схем, чертежей и планов проектной документации.

Порядок осуществления авторского надзора установлен Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 10 июня 1999 года N 44 «Об одобрении и вводе в действие свода правил «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений». Учитывая положения данного Постановления, а также комментируемого Закона, под авторским надзором следует понимать надзор за соответствием строительства архитектурного объекта техническим характеристикам, который предполагает возможность доступа на строительные объекты, ознакомление с технической документацией, контроль за выполнением указаний, за выполнением технологии, приемку отдельных конструкций строительства и т.п.

Деятельность юридических лиц по организации профессиональной деятельности архитекторов должна подразумевать профессиональную подготовку архитекторов, организацию этой подготовки. Применительно к предмету регулирования комментируемого Закона это должна быть деятельность, которая связана с обеспечением строительства архитектурного объекта, следовательно, и с организацией профессиональной деятельности архитекторов по его созданию. Среди юридических лиц, которые бы обеспечивали создание архитектурного объекта, можно назвать органы, выдающие разрешение на строительство, а также органы, ведающие вопросами архитектуры и градостроительства, которые выдают, в частности, архитектурно-планировочное задание. Иными словами, поскольку данные органы обеспечивают выдачу документации, необходимой для строительства архитектурного объекта, а также координируют и регулируют архитектурную деятельность, деятельность данных органов является организацией профессиональной деятельности архитекторов.

Необходимо отметить, что ранее законодательство содержало такое понятие, как творческая архитектурная деятельность. Положение о ней вводилось в действие Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 929 «Об утверждении Положения о творческой архитектурной деятельности и ее лицензировании в Российской Федерации». Согласно данному Постановлению творческая архитектурная деятельность — это деятельность профессионального архитектора по созданию объектов архитектуры и градостроительства с комплексным решением социально-экономических, функциональных, инженерных, технических, санитарных, экологических, архитектурно-художественных и других проблем при проектировании городов, других поселений, зданий, сооружений и их комплексов.

Объектами творческой архитектурной деятельности (архитектурными объектами) являются:

— планировка и застройка городов, других поселений и территорий;

— здания, сооружения и их комплексы;

— рекреационные зоны, сады, парки, курорты и места отдыха населения;

— произведения монументально-декоративного искусства, элементы городского дизайна и благоустройства территории, имеющие градостроительное значение.

Творческая архитектурная деятельность носит комплексный характер и включает в себя выполнение следующих основных профессиональных работ и услуг:

— создание архитектурных проектов;

— руководство комплексной разработкой градостроительной документации и проектной документации для строительства, реконструкции и реставрации архитектурных объектов;

— координация деятельности заказчиков, проектировщиков и подрядчиков по разработке и реализации проектов;

— выполнение функций главных архитекторов краев, областей, крупнейших и крупных городов, а также руководителей органов архитектуры и градостроительства республик в составе Российской Федерации;

— проведение консультаций и экспертиз по вопросам архитектуры и градостроительства;

— руководство кафедрами архитектурного и градостроительного проектирования высших и средних специальных учебных заведений.

В настоящее время указанный документ признан утратившим силу. В то же время считаем, что под творческой архитектурной деятельностью следует понимать деятельность по созданию архитектурного объекта, в которой проявляются художественные и творческие особенности профессионального архитектора.

2. Под архитектурным решением комментируемая статья понимает авторский замысел архитектурного объекта. Вообще под замыслом понимается задуманный конечный результат и план действий по его достижению. В отношении архитектурного объекта это план того, каким будет архитектурный объект после завершения его строительства или реконструкции, каков будет его внешний и внутренний вид. Внешний вид архитектурного объекта включает в себя эстетическое архитектурное решение автора по поводу того, каким будет архитектурный объект снаружи, имеются в виду его форма, цветовое решение, устройство и оборудование входа, устройство ступеней, лестниц, крылец, установка козырьков и навесов и т.п. В свою очередь, внутренний вид подразумевает планировку архитектурного объекта с внутренней стороны, его дизайнерские решения, цветовое решение стен архитектурного объекта, обрамление окон, оформление отдельных структурных элементов архитектурного объекта, их композицию и интерьер.

Пространственная, планировочная и функциональная организация архитектурного объекта заключается в планировании архитектором протяженности, площади архитектурного объекта. Также это может быть замысел относительно фона архитектурного объекта, то есть того пространства, вида, которые будет украшать этот объект. Кроме того, планировочная организация может объединять как планирование внешнего и внутреннего вида архитектурного объекта, так и его пространственное и функциональное решение.

Функциональная организация архитектурного объекта заключается в его основном предназначении (например, театральная, художественная, концертная, спортивная и иные виды деятельности). Причем все вышеуказанные архитектурные замыслы фиксируются в архитектурной части документации для строительства, называемой архитектурным проектом. После фиксации этих замыслов в архитектурном проекте они должны быть реализованы в том архитектурном объекте, который в соответствии с архитектурным проектом должен быть построен или реконструирован.

3. Та часть документации для строительства, которая содержит социальные, экономические, инженерные, санитарно-гигиенические, экологические и иные требования к архитектурному объекту, называется архитектурным проектом. В свою очередь, указанные требования закреплены в отдельных нормативных актах, которые дополнительно учитываются в архитектурном проекте. Например, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ установлены требования в области охраны окружающей среды при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию зданий, строений и сооружений. Также этим Законом установлены и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, например нормативы сбросов и выбросов веществ, нормативы антропогенной нагрузки.

Функциональные требования к архитектурному объекту заключаются в том, что данный объект должен соответствовать его предназначению, соответственно, решение относительно его внутреннего облика, интерьера, дизайна должно соответствовать тому, для чего он в дальнейшем будет использован.

Например, в том случае, если это будет театральное или концертное заведение, в нем должны быть оборудованы специальные залы, помещения для проведения театральных и концертных мероприятий; если это объект музееведения, то в нем должны присутствовать специально отведенные места для музейных, выставочных экспонатов.

Социальные требования, в частности, закреплены в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Например, статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ предусматривает, что органы власти, органы местного самоуправления и организации создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (зданиям, строениям, сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также не допускается строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и их комплексов без обеспечения доступа к ним инвалидов.

Санитарно-эпидемиологические требования установлены Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которому эти требования представляют собой обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

Также статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что при проектировании зданий, строений, объектов инженерной инфраструктуры должны соблюдаться санитарные правила, а также создаваться благоприятные условия для жизни и здоровья населения. Помимо данного Федерального закона санитарные требования предусмотрены также Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Данным Постановлением предусматривается создание санитарно-защитных зон при строительстве объектов в зависимости от класса и степени их влияния на окружающую среду.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что требования пожарной безопасности — это специальные условия социального и (или) технического характера, которые устанавливаются в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченными органами. В частности, Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусматривает требования к документации при планировке территории, к зданиям, строениям, сооружениям, например обеспечение подъездов пожарных автомобилей, обеспечение противопожарных расстояний между объектами. Специально оговорено, что все эти требования необходимо учитывать именно в том объеме, который необходим для разработки документации для строительства архитектурных объектов. Это означает, что из всех требований, которые установлены законодательством, необходимо учитывать только те, которые связаны с разработкой и необходимы для разработки документации для строительства.

Подготовка архитектурного проекта осуществляется в рамках архитектурно-строительного проектирования. Проектная документация согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ включает в себя материалы в текстовой форме, карты, схемы, которые содержат технологические, функциональные, инженерные и иные решения в отношении архитектурного объекта.

4. Под самим архитектурным объектом в комментируемой статье понимается здание, сооружение либо их комплекс, а также объекты ландшафтного и садово-паркового искусства, которые созданы в соответствии с архитектурным проектом.

Под зданием понимается постройка либо дом, то есть объект завершенного строительства. Как правило, внутри здания могут находиться люди, то есть оно может быть осмотрено изнутри. Сооружение — это также постройка, но она может быть, в отличие от здания, осмотрена только снаружи, то есть она не предназначена для нахождения в ней людей.

Под комплексом зданий и сооружений понимается несколько последовательных, взаимосвязанных зданий и сооружений. Иными словами, это совокупность зданий и (или) сооружений, которые объединены и имеют между собой какое-либо сочетание. Причем к архитектурным объектам относится также и интерьер зданий и строений, который представляет собой внутренний облик, внутреннее пространство, устройство и убранство здания. Однако все же самостоятельным объектом интерьер здания или строения может быть только в случае реконструкции здания или строения, когда меняется именно внутренний облик здания или сооружения.

К объектам ландшафтного и садово-паркового искусства Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ относит сады, парки, скверы, бульвары, водные объекты.

Все эти объекты должны быть построены на основании архитектурного проекта, в котором должны быть указаны требования экологической, пожарной, технической и иных видов безопасности относительно этих объектов.

5. Архитектурно-планировочное задание представляет собой комплекс требований, предъявляемых к назначению, параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке.

Требования к назначению архитектурного объекта представляют собой функциональные требования и функциональные характеристики этого архитектурного объекта. Например, это может быть требование о том, что данный архитектурный объект должен быть предназначен для проведения концертных, оперных и иных подобных зрелищных музыкальных мероприятий. Требования к параметрам представляют собой требования к площади, протяженности этого архитектурного объекта, внутреннего устройства. Опять же, если этот архитектурный объект предназначен для проведения театральных представлений, то при его проектировании необходимо определить месторасположение сцены, кулис, выхода на сцену, удобного для актеров, и т.п.

В свою очередь, экологические, технические и иные подобные условия были рассмотрены нами выше при раскрытии содержания архитектурного проекта. В отношении экологических условий проектирования архитектурного объекта такие условия в том числе указаны в Федеральном законе от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Например, в случае если строительство или реконструкцию объектов, в частности архитектурных объектов, планируется осуществить на землях особо охраняемых природных территорий, то необходимо проведение государственной экологической экспертизы. Кроме того, отдельные условия проектирования содержатся также и в Федеральном законе от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», которые заключаются в том, что на данных территориях запрещается любая деятельность, которая противоречит целям создания таких природных территорий. Иными словами, на таких природных территориях не допускается размещение, в частности, архитектурных объектов, функциональное назначение которых не соответствует целям создания таких природных территорий. При этом данный Закон предусматривает, что, например, в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности. Поэтому в том случае, если планируется размещение архитектурного объекта на территории национального парка с указанными функциональными зонами, такое обстоятельство должно быть учтено при проектировании архитектурного объекта.

Организационными условиями является то, что при проектировании может иметь место разделение и выделение земельных участков. Проект планировки территории должен включать в себя чертеж проектируемого объекта, границы зон социально-культурного и бытового назначения, объекты архитектуры, линии связи.

Архитектурно-планировочное задание включает в себя также требования к размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке. В данном случае речь идет о требованиях, предусмотренных земельным законодательством, в частности ЗК РФ. Например, архитектурный объект должен быть размещен на таком земельном участке, целевое назначение которого соответствует такому размещению. Статьей 7 ЗК РФ установлены семь категорий земельных участков и, к примеру, на землях сельскохозяйственного назначения не допускается размещение архитектурных объектов. При этом целевое назначение земель населенных пунктов соответствует тому, чтобы на них были размещены архитектурные объекты. Кроме того, ЗК РФ устанавливает процедуру предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, в том числе архитектурных объектов. Например, статья 30 ЗК РФ предусматривает проведение торгов в случае, если предоставление земельных участков осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта. Если же предоставление земельного участка осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта, то подлежит применению статья 31 ЗК РФ, которая требует получения двух необходимых документов — акта выбора земельного участка и решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка. Размещать архитектурный объект можно и на частных землях, но при этом необходимо иметь документы, подтверждающие полномочия на этот участок, например свидетельство о праве собственности, договор аренды земельного участка, договор купли-продажи и т.п.

Данные положения комментируемого Закона являются действующими, имеют юридическую силу. Однако их применение ограничивается положениями, появившимися с введением ГрК РФ, которые фактически исключают архитектурно-планировочное задание из перечня проектной документации объектов строительства (ч. 12 ст. 48 ГрК РФ). В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» необходимость получения архитектурно-планировочного задания отпадает с момента установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка. До установления такой формы для получения разрешения на строительство правообладатель земельного участка направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления кадастровый план земельного участка, при этом подготовка проектной документации осуществляется на основании архитектурно-планировочных заданий. Согласно п. 2 ч. 1 указанной статьи после установления Правительством РФ формы градостроительного плана земельного участка требуется составление градостроительного плана. В нем указываются сведения, установленные ч. 3 ст. 44 ГрК РФ, а также информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объектов капитального строительства на земельном участке. Форма градостроительного плана утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 мая 2011 года N 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка». Градостроительные планы земельных участков подготавливаются для участков, которые застроены или предназначены для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов). План подготавливается в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. Сведения, входящие в состав градостроительного плана, указаны в ч. 3 ст. 44 ГрК РФ. Таким образом, можно сделать вывод, что с 24 июля 2011 года (момент вступления в силу Приказа, утверждающего форму градостроительного плана земельного участка) частью исходно-разрешительной проектной документации является данный градостроительный план, а не архитектурно-планировочное задание. Однако в настоящем комментарии мы рассмотрим основные вопросы, связанные с его выдачей, поскольку данные положения комментируемого Закона действуют и, как говорилось выше, имеют юридическую силу.

6. Основанием для реализации архитектурного объекта является разрешение на строительство, которое выдается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях контроля за соблюдением градостроительных нормативов, соблюдения требований градостроительной документации, предотвращения вреда окружающей среде.

Понятие разрешения на строительство закреплено в градостроительном законодательстве. Согласно статье 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации на объект (архитектурный объект) требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов), такой документ дает право на осуществление строительства или реконструкцию объекта (архитектурного объекта).

Разрешение на строительство, как указано в статье 51 ГрК РФ, необходимо в случаях строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

В то же время ГрК РФ устанавливает случаи, когда не допускается выдача разрешений на строительство. В частности, не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Такое требование законодателя представляется вполне обоснованным, так как правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, а также обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков. Учитывая, что строительство любого архитектурного объекта, с одной стороны, неизбежно повлияет на развитие территорий муниципальных образований, а с другой — затронет права и интересы физических и юридических лиц, в том числе и собственников и землепользователей земельных участков, оно должно осуществляться на основании разрешения на строительство.

При этом законодатель устанавливает исключение, которое вряд ли можно распространить на строительство и реконструкцию архитектурного объекта. Исключение заключается в том, что в случае если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента, то и выдача разрешения на строительство не требуется. Градостроительный регламент определяет правовой режим земельных участков. При этом он устанавливается с учетом фактического использования земельных участков, функциональных зон и характеристик их планируемого развития, требований охраны объектов культурного наследия. Поскольку строительство архитектурного объекта связано с использованием земельных участков, функциональных зон, а впоследствии и с охраной объектов культурного наследия, то, соответственно, на земельный участок, на котором предполагается строительство архитектурного объекта, будет распространяться действие градостроительного регламента. Органы, выдающие разрешение на строительство, в течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора.

Разрешение на строительство выдается на основании заявления застройщика. В заявлении указываются наименование заявителя, сведения о проектной документации (наименование проектной организации, реквизиты, источники финансирования, срок проведения работ, лицо, которое будет осуществлять функции заказчика (его данные)), о правах на земельный участок, наименование лица, которое будет осуществлять строительный контроль в соответствии с договором. К указанному заявлению прилагаются, в частности, правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схемы, которые содержат архитектурные решения, проект организации строительства и т.п.

Исходя из содержания разрешения на строительство, стоит отметить, что его целью, в частности, является контроль за соблюдением градостроительных нормативов. Утверждение нормативов градостроительного проектирования регионального и местного уровней отнесено ГрК РФ к полномочиям соответственно органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Часть 4 статьи 24 ГрК РФ предусматривает, что региональные и местные нормативы градостроительного проектирования должны содержать минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной и транспортной инфраструктур, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), благоустройства территории. При этом к нормативам градостроительного проектирования могут быть отнесены такие показатели, как определение интенсивности использования населением тех или иных территорий, определение потребности населения в озеленении тех или иных территорий, определение размеров земельных участков, на которых планируется размещение объектов (архитектурных объектов). Иными словами, как уже отмечалось, проектирование архитектурного объекта должно предусматривать экологические, социальные, технические и иные требования, предусмотренные законодательством.

Также разрешение на строительство выдается в целях осуществления контроля за выполнением требований градостроительной документации. Исходя из градостроительного законодательства, к градостроительной документации относятся правила землепользования и застройки, градостроительный регламент, а также иные документы по планировке территории. Градостроительная документация содержит сведения, обязательные для учета при проектировании строительства и реконструкции объектов, в частности архитектурных объектов. Например, в градостроительном регламенте указываются виды разрешенного использования земельных участков, предельные (максимальные и (или) минимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов, ограничения использования земельных участков. Все эти требования градостроительной документации необходимо соблюдать при проектировании строительства и реконструкции архитектурных объектов.

Форма разрешения на строительство утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 года N 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». Согласно форме разрешения на строительство в нем указывается наименование застройщика, наименование органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, выдающих разрешение на строительство, наименование объекта архитектурного строительства, сведения о собственно разрешении на строительство, краткие проектные характеристики, полный адрес строительства архитектурного объекта, срок, на который выдается разрешение на строительство, а также должность лица, выдавшего такое разрешение.

Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. При этом срок действия разрешения на строительство может быть продлен органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется. Таким образом, срок действия разрешения на строительство будет соответствовать сроку строительства архитектурного объекта, который будет указан в архитектурном проекте. Для его продления заказчику (застройщику) необходимо подать заявление в орган власти, выдавший разрешение на строительство, но при этом строительство архитектурного объекта должно быть начато в период действия разрешения на строительство.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code