Статья 1. Цель и задачи настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 1 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ»

Статья определяет предмет регулирования, цели, задачи комментируемого Закона, а также закрепляет сферу, в которой реализуются права, обязанности и ответственность субъектов правовых отношений, возникающих в ходе осуществления архитектурной деятельности.

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, прежде всего, предмет правового регулирования комментируемого Закона. Предметом любой отрасли права является совокупность правовых отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Предметом регулирования комментируемого Закона являются отношения, которые связаны с созданием архитектурных объектов. Исходя из пункта 1 комментируемой статьи, основным субъектом таких отношений является архитектор, который осуществляет профессиональную деятельность. Под профессиональной деятельностью понимается основной род занятий, трудовая деятельность <1>. В данном случае это трудовая деятельность архитектора, результатом которой является архитектурный объект, то есть архитектурная деятельность.

———————————

<1> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2002. С. 626.

 

Статья 2 комментируемого Закона архитектурную деятельность определяет как профессиональную деятельность архитекторов, целью которой является создание архитектурного объекта. В свою очередь, архитектором является лицо (гражданин), которое осуществляет деятельность по созданию архитектурных объектов на профессиональной основе, то есть она для него является основным родом занятий.

Архитектурный объект в статье 2 комментируемого Закона определен как здание, строение, сооружение, которое выполнено в соответствии с архитектурным проектом, то есть частью проектной документации, содержащей архитектурные, художественные, инженерные, технические и иные требования к архитектурному объекту.

Таким образом, предметом правового регулирования комментируемого Закона являются отношения, которые возникают в профессиональной деятельности архитекторов, результатом которой является создание здания, строения, сооружения в соответствии с архитектурной частью проектной документации.

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет цели, для которых создается архитектурный объект, а именно создание благоприятной, экологически чистой, безопасной среды жизнедеятельности человека и общества. Данные цели связаны с гарантиями, установленными Конституцией Российской Федерации. Обеспечение безопасной, экологически чистой и благоприятной окружающей среды регулируется положениями Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а также Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который устанавливает основные принципы охраны окружающей среды, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В свою очередь, цель обеспечения социально и духовно полноценной жизнедеятельности человека является гарантией, предусмотренной статьей 7 Конституции Российской Федерации, а именно определяющей, что Российская Федерация — это социальное государство, где создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека.

Как уже отмечено, одной из целей архитектурной деятельности является создание благоприятной среды жизнедеятельности человека. В частности, Постановление Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 5 ноября 1997 года N 18-65 «Об утверждении Примерного положения об органе архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации» определяет, что основной целью данного органа является проведение на территории соответствующего субъекта государственной политики и осуществление правового регулирования в области архитектуры и градостроительства, направленного на создание безопасной, экологически чистой, социально и духовно полноценной, благоприятной среды жизнедеятельности. Под благоприятной средой жизнедеятельности человека и общества понимается обстановка с хорошими условиями, которые способствуют осуществлению жизнедеятельности человека и общества. В свою очередь, жизнедеятельность человека может быть связана не только с работой или осуществлением иной деятельности, приносящей доход, но и проведением досуга и посещением каких-либо культурных, развлекательных учреждений или участием в культурных и развлекательных мероприятиях. Объекты архитектуры в первую очередь предназначены именно для предоставления гражданам возможности посещать культурные учреждения и участвовать в культурно-массовых мероприятиях (например, посещать концерты, цирковые, театральные представления и т.п.). Однако, с другой стороны, для тех людей, которые являются работниками театрального или концертного учреждения, соответствующие учреждения (объекты архитектуры) обеспечивают благоприятную среду жизнедеятельности в связи с тем, что являются для них рабочим местом.

Цель обеспечения экологически чистой среды жизнедеятельности человека достигается тем, что комментируемый Закон устанавливает требования о том, что архитектурный объект должен соответствовать экологическим требованиям. Таким образом, путем соблюдения требований экологического законодательства при строительстве архитектурного объекта будет обеспечена, соответственно, и благоприятная среда жизнедеятельности человека.

Следующая цель архитектурной деятельности — это создание безопасной среды жизнедеятельности человека и общества. Архитектурный объект должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям пожарной безопасности. Гражданам, посещающим театральные, музейные, цирковые и иные подобные заведения, должна быть обеспечена полная безопасность.

К сожалению, на практике данная цель не всегда достигается.

Примером может служить трагический случай, который произошел в г. Перми в ночном клубе «Хромая лошадь». Основной причиной пожара стало короткое замыкание в электропроводке, по этой причине отключение света в помещении оказалось запоздалым. Еще одной причиной является оборвавшаяся проводка осветительных софитов над танцполом. В «Хромой лошади» сотрудниками МЧС была проведена проверка на соблюдение требований пожарной безопасности, после чего руководству «Хромой лошади» был отведен год для их устранений, но этого не было сделано.

Между тем на практике встречаются случаи должного реагирования на несоблюдение требований пожарной безопасности. Например, в г. Омске был закрыт цирк из-за множества несоответствий помещения требованиям пожарной безопасности, в частности, в нем не была установлена пожарная сигнализация, не был протянут силовой кабель для обеспечения полного энергоснабжения и не были проведены технические расчеты путей эвакуации, чтобы в установленное нормативом время эвакуировать всех зрителей.

Обозначение цели обеспечения социально и духовно полноценной среды жизнедеятельности человека и общества связано с тем, что объекты архитектурной деятельности должны быть по своему функциональному назначению направлены на социально- и духовно-нравственное развитие человека и общества. Они непосредственно являются объектами социальной инфраструктуры общества, позволяя человеку удовлетворять самые непосредственные нужды: комфортное место обитания, свободное передвижение, посещение больниц и др. Архитектура должна предоставлять возможность для осуществления полноценной общественной жизни, в том числе людям с ограниченными возможностями. Роль архитектуры в обеспечении социально полноценной среды жизнедеятельности человека является первостепенной. Также важна ее роль и в формировании духовной составляющей жизни общества. Объекты архитектуры сами по себе могут являться культурными единицами (памятники архитектуры, объекты культурного наследия), кроме того, театры, музеи, галереи и другие здания соответствующего функционального назначения обеспечивают гражданам доступ к культурным ценностям.

2. Задачами любого закона, а также отрасли права являются основные направления действия, а также регулирования этого закона. Пункт 2 комментируемой статьи определяет его задачи, которые заключаются в развитии архитектурного искусства, охране произведений архитектуры.

Под архитектурным искусством, учитывая положения ГрК РФ, понимается деятельность по подготовке проектной документации к объектам капитального строительства и их частям, включающая в себя архитектурные, технические, конструктивные, инженерные решения. Произведения архитектуры согласно статье 1259 ГК РФ являются объектами авторских прав. Таким образом, задачей комментируемого Закона является, в частности, осуществление правового регулирования развития деятельности по созданию, подготовке проектов, на основании которых будут созданы объекты архитектуры.

2.1. Еще одной задачей комментируемого Закона является содействие охране произведений архитектуры, памятников истории и культуры.

Как отмечают многие теоретики в области архитектурной деятельности, во многих городах РФ сложились негативные тенденции в сфере сохранения архитектурно-градостроительного облика муниципальных образований. Это обусловлено комплексом причин, в числе детерминирующих можно назвать следующие:

— недостаточная правовая регламентация вопросов охраны объектов культурного значения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти;

— недостаток бюджетных средств на реконструкцию, сохранение и иные меры по охране объектов культурного наследия;

— коррупция;

— отсутствие экономических стимулов в виде налоговых льгот для потенциальных частных инвесторов, способных вложить собственные финансовые средства в реконструкцию памятников;

— низкий уровень активности участия общественных организаций, СМИ и граждан в решении проблем сохранения и охраны объектов культурного значения;

— недостаточное внимание правоохранительных органов к обозначенной проблеме <2>.

———————————

<2> Владимиров Д.Г. Законодательное обеспечение сохранения исторического и культурного наследия при осуществлении строительной деятельности в крупных городах // Аналитический вестник Совета Федерации. N 14(359). Актуальные проблемы экономики современной России (часть I). С. 8.

 

Сразу обращает на себя внимание тот факт, что задача комментируемого Закона сформулирована только как содействие охране, но не охрана в целом. Правовое регулирование охраны произведений архитектуры осуществляет Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В свою очередь, Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ предусматривает, что отношения в области сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия регулируются законодательством об архитектурной деятельности. При этом объектами культурного наследия согласно Федеральному закону от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ являются в том числе произведения архитектуры.

Под государственной охраной объектов культурного наследия в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ понимается система правовых, организационных, финансовых, информационных и иных средств, направленных на выявление, учет, а также предотвращение разрушения и причинения вреда произведениям архитектуры. Поэтому, учитывая, что в систему охранительных мер по обеспечению охраны объектов культурного наследия входят правовые меры, можно сказать, что содействие комментируемого Закона охране произведений архитектуры, являющихся объектами культурного наследия, проявляется в установлении отдельных норм, обеспечивающих охрану таких произведений, объектов.

Например, комментируемым Законом предусмотрены правовые основы создания архитектурного объекта, а также имущественная ответственность за причинение вреда памятнику истории и культуры. Причем в пункте 2 комментируемой статьи предусмотрено, что содействие осуществляется не только в отношении произведений архитектуры, но и в отношении памятников истории и культуры, к которым относятся здания, сооружения, отдельные постройки с исторически сложившимися территориями.

При этом Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ предусмотрено создание зон охраны объектов культурного наследия. Пункт 3 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ устанавливает зависимость закрепления за объектами культурного значения статуса охранных зон от принятия решения об утверждении проекта зоны охраны объекта культурного наследия, который, в свою очередь, может быть разработан по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков или по решению суда.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года N 315, разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Данная норма не носит императивного характера и оставляет вопросы установления охранной зоны объектов культурного значения на усмотрение органов власти. Также пункт 5 указанного Постановления устанавливает, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может включаться в соответствующие федеральные и региональные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Между тем единственным законным основанием правовой охраны объектов культурного значения, влекущим ограничение хозяйственной деятельности в месте, где расположен подобный объект, является установление за объектом культурного значения статуса охранной зоны.

Однако, как считают некоторые авторы, несмотря на то, что сохранение, использование и правовая охрана объектов культурного наследия является прямой обязанностью органов власти РФ и органов местной власти (согласно положениям Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ), непосредственная реализация на практике указанных полномочий по охране объектов культурного наследия (путем установления режима зоны охраны) ставится в зависимость от инициативы органов власти и иных заинтересованных лиц.

Таким образом, в законодательстве отсутствует требование об обязательности создания зон охраны объектов культурного наследия.

На наш взгляд, с такой позицией согласиться нельзя, поскольку, во-первых, если проанализировать норму пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, мы увидим, что она является императивной, поскольку предусматривает, что зоны охраны объектов культурного наследия устанавливаются, а не могут быть установлены. Кроме того, согласно данному Закону к полномочиям органов государственной власти относится согласование проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также установление границ таких зон. Поэтому осуществление государственных полномочий не может зависеть от усмотрения тех органов, которые ими наделены.

К сожалению, необходимо отметить, что на практике те же органы государственной и муниципальной власти допускают нарушение требований, установленных в охранных зонах.

Примером может служить Генплан развития города Москвы до 2025 года, принятый на данный момент в первом чтении Мосгордумой. Согласно данному Генплану в историческом центре города активно будут производиться реорганизационные процессы, затрагивающие охранные зоны объектов культурного наследия.

В судебной практике имеются случаи обжалования строительства объектов на территории зон охраны объектов культурного наследия.

Так, Дальневосточным окружным арбитражным судом отказано в удовлетворении кассационной жалобы Управления культуры Приморского края о признании недействительным постановления главы администрации города Владивостока о предварительном согласовании ООО «Океан-СВ» места размещения многофункционального комплекса в городе Владивостоке.

Судом установлено, что на территории Приморского края действует Постановление губернатора Приморского края от 2 февраля 1998 года N 34, которым утверждены временные зоны охраны памятников исторического центра города Владивостока, предусмотрены четыре режима использования временных зон охраны памятников исторического центра города Владивостока: охранные зоны памятников, зоны регулирования застройки, охранные зоны ландшафта и охранные зоны зеленых насаждений. Данным Постановлением вся территория исторического центра города Владивостока, к которому относится земельный участок, ставший предметом спора, отнесена к охранной зоне памятников.

При этом запрещается строительство новых объектов, нарушающих историческую объемно-планировочную структуру и масштаб исторической застройки, не соответствующих по архитектуре характеру исторической среды, а также хозяйственная деятельность, ухудшающая физическое состояние исторической среды и нарушающая ее визуальное восприятие.

Управление культуры указывало на то, что основания для согласования проекта многофункционального здания на спорном земельном участке в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ отсутствуют. Между тем суд указал, что строительство многофункционального комплекса не нарушит визуальное восприятие исторической застройки, объемно-пространственной композиции и структуры, масштаба, стилевого единства и характера окружающей среды. Таким образом, в удовлетворении заявленных требований и жалоб Управлению культуры было отказано <3>.

———————————

<3> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 сентября 2008 года N Ф03-А51/08-2/3931.

 

Необходимо констатировать факт, что на практике имеет место не только охрана памятников истории и культуры, но и их снос как не подлежащих реставрации.

Например, в городе Сочи была снесена дача основателя сочинского парка «Ривьера» Василия Хлудова, являющаяся памятником архитектуры краевого значения XIX века. Как было разъяснено в СМИ, соответствующее разрешение было выдано управлением по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей Краснодарского края. Дача будет полностью отстроена заново <4>.

———————————

<4> В Сочи снесли памятник архитектуры XIX века // Недвижимость. 2009. http://realty.lenta.ru/news/2009/11/25/sochi/.

 

2.2. Возвращаясь к комментируемому Закону, необходимо отметить, что целью комментируемого Закона является также и содействие охране природных ландшафтов. Под природным ландшафтом Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» понимает такую природную территорию, которая подверглась изменениям в результате хозяйственной или иной деятельности и которая имеет определенные сочетания рельефа, почвы, растительности, климатических условий.

Содействие комментируемого Закона охране природных ландшафтов заключается в том, что он, в частности, устанавливает обязанность архитектора или юридического лица, осуществляющего архитектурную деятельность, соблюдать экологические нормы, а также ответственность лица, причинившего вред окружающей среде или природному ландшафту при осуществлении архитектурной деятельности.

К сожалению, следует отметить, что формирование и рост городов неизбежно приводят к техногенному преобразованию природы, включая полную трансформацию естественных ландшафтов. Город негативно воздействует на природу, заменяя ее зданиями и сооружениями. Именно с той целью, чтобы архитектурные объекты (произведения архитектуры) сохраняли естественные ландшафты, в комментируемом Законе введена норма о том, что задачей архитектурной деятельности является сохранение природных ландшафтов.

В качестве примера такого «удачного» строительства можно привести парк имени М. Горького в Москве и Олимпийский комплекс «Лужники», расположенный неподалеку от природного заказника «Воробьевы горы».

3. Пункт 3 комментируемой статьи не предусматривает ни целей, ни задач комментируемого Закона, но при этом устанавливает его содержание, а именно права, обязанности и ответственность субъектов архитектурной деятельности. К субъектам архитектурной деятельности относятся граждане и юридические лица (заказчики (застройщики)), которые намерены построить либо реконструировать архитектурный объект, а также архитекторы, то есть граждане, которые осуществляют архитектурную деятельность.

В данном пункте прослеживается так называемое пересечение субъектного состава, а именно установлено, что субъектами архитектурной деятельности являются граждане и юридические лица, а также заказчики (застройщики). Общее понятие заказчика (застройщика) определено положениями (статьей 702) ГК РФ, это сторона по договору подряда, которая дает задание сделать определенную работу и сдать ее результат. Однако в комментируемом Законе заказчик (застройщик) определен применительно к предмету его правового регулирования, а именно: под заказчиками (застройщиками) пункт 3 комментируемой статьи подразумевает также граждан и юридических лиц, которые намерены осуществить строительство или реконструкцию архитектурного объекта. Поэтому в данном пункте не следовало бы относить заказчиков (застройщиков) к самостоятельным субъектам архитектурной деятельности, так как это более узкое понятие, чем граждане и юридические лица.

Органами государственной власти, являющимися субъектами архитектурной деятельности, исходя из положений комментируемого Закона, являются органы, ведающие вопросами архитектуры и градостроительства, а также федеральный орган исполнительной власти по координации деятельности в области архитектуры и градостроительства и соответствующие органы субъектов Российской Федерации. В частности, орган государственной власти, который можно отнести к субъекту архитектурной деятельности, — Министерство регионального развития Российской Федерации, которое является уполномоченным органом в сфере проведения государственной политики в области архитектуры в соответствии с Положением о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года N 40.

Что касается органов местного самоуправления, то согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к органам местного самоуправления относятся представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления. Основным критерием отнесения тех или иных органов к органам местного самоуправления является наличие полномочий по решению вопросов местного значения. Относительно архитектурной деятельности органы местного самоуправления, в частности поселения, городского округа, наделены полномочиями по созданию и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

В комментируемом Законе к таким органам отнесены органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, выдающие разрешение на строительство.

К субъектам архитектурной деятельности пунктом 3 комментируемой статьи отнесены собственники (владельцы) архитектурных объектов. Нужно отметить, что эти субъекты архитектурной деятельности возникают только на стадии завершения строительства архитектурных объектов, так как под собственниками архитектурных объектов понимаются лица, которые обладают правами владения, пользования и распоряжения архитектурными объектами. В свою очередь, владельцы архитектурных объектов — это лица, которые обладают только полномочием по владению (фактическому обладанию) архитектурными объектами. Поэтому для возникновения отношений владения, пользования и распоряжения архитектурными объектами необходимо, чтобы они были построены, то есть чтобы был предмет для осуществления указанных полномочий. Соответственно, в том случае, если имеет место реконструкция архитектурного объекта, такие субъекты появляются уже на стадии возникновения отношений, являющихся предметом регулирования комментируемого Закона.

Однако в пункте 3 комментируемой статьи учтены не все субъекты архитектурной деятельности. В частности, пунктом 2 статьи 3 комментируемого Закона предусмотрено, что строительство архитектурного объекта должно осуществляться при наличии разрешения собственника земельного участка. Поэтому собственник земельного участка также является субъектом архитектурной деятельности.

4. Пункт 4 комментируемой статьи в настоящее время признан утратившим силу. Ранее данным пунктом предоставлялось право субъектам Российской Федерации по вопросам архитектурной деятельности принимать законы и иные нормативные акты. Иными словами, архитектурная деятельность регулировалась как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Учитывая это, с одной стороны, можно предположить, что теперь правовое регулирование может осуществляться только на федеральном уровне, то есть субъекты Российской Федерации не могут принимать каких-либо законов и иных нормативных актов в сфере архитектурной деятельности. Однако в ст. 72 Конституции РФ указано, что охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, охрана памятников истории и культуры, общие вопросы культуры отнесены к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. При этом, учитывая, что архитектурная деятельность связана с обеспечением благоприятной, экологически чистой среды жизнедеятельности человека и общества, можно сказать, что органы власти субъектов Российской Федерации также имеют право принимать нормативные акты в сфере архитектурной деятельности.

Кроме того, комментируемый Закон предусматривает, что архитектурно-планировочное задание, которому должен соответствовать объект архитектуры, в свою очередь, должно содержать требования и условия строительства, которые предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации (см. комментарий к ст. 2). Статьей 3 комментируемого Закона предусмотрено, что определение перечня объектов, в том числе и архитектурных, для строительства которых не требуется разрешение, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Также необходимо обратить внимание на то, что статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из ГрК РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В связи с этим, несмотря на то, что пункт 4 комментируемой статьи признан утратившим силу, субъекты Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные акты, которые регулируют архитектурную деятельность.

Региональная практика показывает, что в связи с признанием пункта 4 комментируемой статьи утратившим силу на территориях отдельных субъектов Российской Федерации были признаны утратившими силу законы, регулирующие архитектурную деятельность.

Например, Законом Республики Хакасия от 25 ноября 2004 года N 95 признаны утратившими силу законы Республики Хакасия в области архитектурной деятельности. Законом Республики Башкортостан от 23 декабря 2004 года N 142-з признаны утратившими силу отдельные нормативные правовые акты Республики Башкортостан об архитектурной деятельности.

Все же органы государственной власти, как уже отмечено выше, принимают нормативные акты, в том числе и законодательные, в области архитектурной деятельности.

Например, в Волгоградской области действует Закон от 13 июня 2007 года N 1486-ОД «О государственных премиях Волгоградской области в сфере литературы, искусства, архитектуры и культурно-просветительной деятельности».

Если проанализировать статью 1 комментируемого Закона без учета утративших силу положений, то можно прийти к выводу, что правовое регулирование архитектурной деятельности осуществляется только в соответствии с комментируемым Законом. Однако в литературе и научных статьях высказывается иная позиция, так, В.Н. Лисица пишет, что комментируемый Закон как специальный законодательный акт в настоящий момент непосредственно регламентирует лишь узкую группу отношений. К ним, прежде всего, относятся вопросы выдачи архитектурно-планировочного задания (ст. 3), права и обязанности архитектора и юридического лица при осуществлении архитектурной деятельности (ст. ст. 12 и 13), изменение архитектурного проекта и архитектурного объекта (ст. ст. 20 и 21). Помимо данного законодательного акта отношения, возникающие в процессе архитектурной деятельности, регулируются другими федеральными законами <5>, причем в различных отраслях права. В частности, к сфере действия гражданского права в области архитектурной деятельности следует отнести вопросы создания и охраны произведений архитектуры, заключения и исполнения договоров, а также защиты гражданских прав.

———————————

<5> Лисица В.Н. Правовое регулирование архитектурной деятельности // Жилищное право. 2009. N 8.

 

К градостроительной сфере относится регулирование составления проектной документации в сфере архитектурной деятельности. Например, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (пункт 13) раздел 3 «Архитектурные решения» должен содержать:

1) в текстовой части:

— описание и обоснование внешнего и внутреннего вида объекта капитального строительства, его пространственной, планировочной и функциональной организации;

— обоснование принятых объемно-пространственных и архитектурно-художественных решений, в том числе в части соблюдения предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства;

— описание и обоснование использованных композиционных приемов при оформлении фасадов и интерьеров объекта капитального строительства;

— описание решений по отделке помещений основного, вспомогательного, обслуживающего и технического назначения;

— описание архитектурных решений, обеспечивающих естественное освещение помещений с постоянным пребыванием людей;

— описание архитектурно-строительных мероприятий, обеспечивающих защиту помещений от шума, вибрации и другого воздействия;

— описание решений по светоограждению объекта, обеспечивающих безопасность полета воздушных судов (при необходимости);

— описание решений по декоративно-художественной и цветовой отделке интерьеров для объектов непроизводственного назначения;

2) в графической части:

— отображение фасадов;

— цветовое решение фасадов (при необходимости);

— поэтажные планы зданий и сооружений с приведением экспликации помещений для объектов непроизводственного назначения;

— иные графические и экспозиционные материалы.

Ранее, до исключения и признания утратившими силу отдельных глав комментируемого Закона, он регулировал также и вопросы лицензирования, и вопросы защиты авторского права, но в настоящее время, в частности, авторское право на произведения архитектуры составляет предмет регулирования ГК РФ (часть 4).

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code