Глава 2. УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИКРОФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

  Статья 4. Ведение государственного реестра микрофинансовых организаций

Комментарий к статье 4

1. Комментируемая статья Закона N 151-ФЗ определяет порядок ведения реестра микрофинансовых организаций.

2. Закон N 151-ФЗ не содержит легитимного определения понятия «государственный реестр микрофинансовых организаций» (далее — реестр).

В этой связи отметим, что под реестром следует понимать открытый и общедоступный федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о микрофинансовых организациях, внесенных в указанный реестр уполномоченным государственным органом.

При этом, как следует из пункта 1 статьи 4 и статьи 5 Закона N 151-ФЗ, реестр как информационный ресурс характеризуется следующими отличительными чертами:

является открытым и общедоступным, в чем проявляются его схожесть с другими государственными реестрами, например ЕГРЮЛ, и соответствие правового режима требованиям пункта 1 статьи 10 Закона «Об информации, информатизации и защите информации» <31>;

———————————

<31> РГ. 2006. N 165; СЗ РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 3448; ПГ. 2006. N 126 — 127.

 

содержит сведения о микрофинансовых организациях, внесенных в него уполномоченным государственным органом.

3. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 151-ФЗ ведение реестра осуществляет уполномоченный орган.

Из пункта 2 Порядка ведения государственного реестра микрофинансовых организаций, утвержденного Приказом Минфина России от 3 марта 2011 г. N 26н <32> (далее — Порядок ведения реестра), а также Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 717, следует, что ведение реестра осуществляется ФСФР России.

———————————

<32> БНА. 2011. N 26.

 

При этом под ведением реестра следует понимать осуществление ФСФР России следующих действий:

внесение сведений о юридическом лице в реестр;

отказ во внесении сведений о юридическом лице в реестр;

исключение сведений о юридическом лице из реестра.

4. Согласно пункту 2 статьи 4 Закона N 151-ФЗ уполномоченный орган самостоятельно устанавливает порядок ведения реестра.

В развитие данной нормы Закона N 151-ФЗ Минфином России был принят Порядок ведения реестра, о котором речь шла выше.

В пункте 14 Порядка ведения реестра установлено, что реестр содержит следующие сведения:

порядковый номер записи;

регистрационный номер записи;

дата внесения сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций;

серия и номер выданного бланка свидетельства;

основной государственный регистрационный номер;

полное наименование;

сокращенное наименование;

адрес (место нахождения);

лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица;

дата исключения сведений о микрофинансовой организации из государственного реестра микрофинансовых организаций.

5. В пункте 3 статьи 4 Закона N 151-ФЗ установлено, что уполномоченный орган ведет реестр в двух формах:

бумажной;

электронной (на электронных носителях).

При расхождении сведений, зафиксированных на бумажных и электронных носителях, приоритет будут иметь сведения, имеющиеся на бумажных носителях.

Такая же норма установлена в пункте 3 Порядка ведения реестра.

6. Пункт 4 статьи 4 Закона N 151-ФЗ обязывает уполномоченный орган обеспечить ведение реестра в электронном виде в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие реестра с иными федеральными информационными системами и сетями.

Такая же норма установлена в пункте 4 Порядка ведения реестра.

7. Пункт 5 статьи 4 Закона N 151-ФЗ и пункт 5 Порядка ведения реестра закладывают один из основополагающих принципов ведения реестра — принцип открытости и общедоступности.

Любое заинтересованное лицо вне зависимости от целей получения информации должно иметь возможность получить сведения о микрофинансовой организации, содержащиеся в реестре, по необременительной процедуре.

Как правило, федеральные органы исполнительной власти, ведущие те или иные реестры, размещают сведения, содержащиеся в них, на своих сайтах в сети Интернет.

ФСФР России также размещает сведения из реестра на своем сайте в Интернете — http://www.ffms.ru.

8. Как следует из пункта 6 статьи 4 Закона N 151-ФЗ, за внесение сведений о юридическом лице в реестр взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.

В информационном письме Минфина России от 25 февраля 2011 года указывается, что пошлина уплачивается в валюте РФ, а денежные средства перечисляются в доход федерального бюджета по главе 092 «Министерство финансов Российской Федерации».

При этом установлены следующие реквизиты для уплаты государственной пошлины:

получатель — Управление Федерального казначейства по г. Москве (Минфин России);

ИНН получателя — 7710168360;

КПП получателя — 771001001;

ОКАТО получателя — 45286585000;

банк получателя — Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г. Москва;

БИК банка получателя — 044583001;

счет получателя — 40101810800000010041;

поле платежного поручения «104» — 09210807200011000110;

поле «назначение платежа» — государственная пошлина за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.

Размер государственной пошлины за государственную регистрацию определен пунктом 4.1 статьи 333.33 НК РФ и составляет 1000 руб.

Отметим, что указанные выше реквизиты для уплаты государственной пошлины актуальны на 25 февраля 2011 г. и требуют дополнительной проверки перед использованием.

 

Статья 4.1. Требования к органам управления микрофинансовой организации

Комментарий к статье 4.1

1. В комментируемой статье Закона N 151-ФЗ установлены требования к органам управления микрофинансовой организации.

2. Из смысла части 1 статьи 4.1 Закона N 151-ФЗ следует, что в микрофинансовой организации могут быть созданы следующие органы управления:

совет директоров (наблюдательный совет);

коллегиальный исполнительный орган;

единоличный исполнительный орган.

Замещать должности в микрофинансовой организации, а также участвовать в органах ее управления запрещено отдельным категориям граждан, а именно:

1) лицам, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа финансовых организаций при следующих обстоятельствах:

в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий, и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений;

если со дня такого аннулирования прошло менее трех лет.

Отметим, что под финансовой организацией для целей Закона N 151-ФЗ понимаются следующие организации:

профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, управляющие, депозитарии, специализированные регистраторы);

клиринговая организация;

управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

акционерный инвестиционный фонд;

кредитная организация;

страховая организация;

негосударственный пенсионный фонд;

организатор торговли;

2) лицам, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации.

Отметим, что согласно части 1 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий.

Дисквалификация применяется не ко всем лицам, а только к тем, которые осуществляют следующие функции:

организационно-распорядительные функции (например, руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий);

административно-хозяйственные функции (например, управление и распоряжение имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организации и ее подразделений, принятие решений о начислении заработной платы, премий, определение порядка хранения и движения материальных ценностей).

Кроме того, согласно действующему законодательству данному виду административного наказания могут быть подвергнуты члены совета директоров, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также занимающиеся частной практикой, и арбитражные управляющие (лица, назначенные арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ).

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет (пункт 2 статьи 3.11 КоАП РФ). Также следует помнить, что за административные правонарушения, влекущие данное административное наказание, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — не позднее одного года со дня его обнаружения (пункт 3 статьи 4.5 КоАП РФ).

Кроме того, данный вид административного наказания назначается судьей;

3) лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.

Законодатель уточнил требование об отсутствии судимости, указывая лишь на отдельные виды преступлений, а именно на преступления в сфере экономической деятельности и преступления против государственной власти.

Заметим, что преступления в сфере экономической деятельности устанавливаются главой 22 УК РФ, среди которых, в частности, выделяют: воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (статья 169 УК РФ); регистрация незаконных сделок с землей (статья 170 УК РФ); фальсификация Единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета (статья 170.1 УК РФ); незаконное предпринимательство (статья 171 УК РФ); производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (статья 171.1 УК РФ) и др. В свою очередь, преступления против государственной власти закреплены в разделе X УК РФ, который содержит главы: «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» (глава 29); «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (глава 30); «Преступления против правосудия» (глава 31); «Преступления против порядка управления» (глава 32).

Наличие судимости за иные преступления у лица не является препятствием для занятия должности, указанной в части 1 комментируемой статьи, а также не мешает быть членом совета директоров (наблюдательного совета), членом коллегиального исполнительного органа клиринговой организации.

Кроме того, следует учитывать правила о судимости, изложенные уголовным законом.

Так, согласно части 1 статьи 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с УК РФ учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

В свою очередь, согласно части 3 статьи 86 УК РФ судимость погашается:

в отношении лиц, условно осужденных, — по истечении испытательного срока;

в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, — по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;

в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, — по истечении трех лет после отбытия наказания;

в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении шести лет после отбытия наказания;

в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Обратим внимание, что согласно части 6 статьи 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

3. В части 2 статьи 4.1 Закона N 151-ФЗ установлено, что действующий член совета директоров (наблюдательного совета) при наступлении обстоятельств, рассмотренных выше, считается выбывшим со дня вступления в силу соответствующего решения уполномоченного органа либо суда.

 

Статья 4.2. Требования к учредителям (участникам) микрофинансовой организации

Комментарий к статье 4.2

1. В комментируемой статье Закона N 151-ФЗ установлены требования к учредителям (участникам) микрофинансовой организации.

2. Как следует из названия статьи 4.2 Закона N 151-ФЗ, она должна устанавливать общие требования к учредителям (участникам) микрофинансовой организации.

Однако при буквальном анализе комментируемой статьи мы увидим, что под учредителем микрофинансовой организации в ней понимается только лицо, имеющее соответствующее право. Тем не менее применение такого подхода является недопустимым. В связи с этим полагаем, что законодатель имел в виду лишь определенную часть учредителей (участников) микрофинансовой организации, а именно тех, которые имеют определенные права, обозначенные в части 1 комментируемой статьи.

Следовательно, название комментируемой статьи не совсем соответствует ее содержанию, поскольку исходя из норм действующего законодательства (к примеру, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах») учредителями (участниками) общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.

На основании вышеизложенного приходим к выводу, что комментируемая статья устанавливает требования не ко всем учредителям (участникам) клиринговой организации, а только к тем, которые имеют право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) клиринговой организации, распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал микрофинансовой организации.

Более того, представляется возможным утверждать, что комментируемая статья устанавливает не только требования, но и порядок направления уведомления при определенных условиях учредителем (участником) в клиринговую организацию и федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков о соответствующих обстоятельствах.

Таков круг вопросов, которым посвящена статья 4.2 Закона N 151-ФЗ.

3. В части 1 статьи 4.2 Закона N 151-ФЗ закреплены определенные требования к лицам, которые имеют право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) клиринговой организации, распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал микрофинансовой организации.

Поскольку лица, указанные в части 1 комментируемой статьи, должны отвечать не только требованиям, указанным в ней, но и общим требованиям, предъявляемым действующим законодательством к учредителям (участникам) обществ, вначале целесообразно рассмотреть именно последние.

Так, основные общие требования к хозяйственным обществам, в т.ч. к их учредителям (участникам), закреплены в ГК РФ. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 66 ГК РФ учредителями (участниками) юридического лица могут быть граждане и другие юридические лица (резиденты и нерезиденты). В случаях, установленных законом, учредителями (участниками) могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления, которые также являются юридическими лицами, и напротив, в случаях, если иное не установлено законом, учредителями (участниками) хозяйственного общества также могут выступать учреждения. Таковы общие положения, касающиеся учредителей (участников) хозяйственных обществ.

Следует помнить, что законодатель часто устанавливает отдельные (специальные) требования к учредителям (участникам) хозяйственных обществ, в зависимости от основного рода деятельности организации либо в зависимости от того, к какой группе учредителей (участников) относятся определенные лица.

Так, в комментируемой статье установлены критерии, которым должен отвечать учредитель (участник) для того, чтобы относиться к той группе лиц, для которых установлены специальные требования, а именно следующие критерии:

1) имеет право прямо самостоятельно распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал клиринговой организации;

2) имеет право косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал клиринговой организации;

3) имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал клиринговой организации совместно с иными лицами, связанными с ним:

договорами доверительного управления имуществом, и (или);

простого товарищества, и (или);

поручения, и (или);

акционерным соглашением, и (или);

иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) микрофинансовой организации.

Если лицо отвечает одному из вышеприведенных критериев, тогда на него распространяются специальные требования, установленные комментируемой статьей.

Так, согласно части 1 рассматриваемой статьи указанными лицами не могут быть физические лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти (см. комментарий к статье 4.1).

4. Часть вторая статьи 4.2 Закона N 151-ФЗ обязывает вышеуказанных лиц направлять в микрофинансовую организацию уведомление о приобретении ими права прямо или косвенно распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал микрофинансовой организации.

Такое уведомление должно быть направлено и в ФСФР России (впоследствии в Банк России).

Порядок и сроки направления указанного выше уведомления должны быть определены нормативными правовыми актами ФСФР России (Банка России).

5. В части третьей статьи 4.2 Закона N 151-ФЗ закреплено право ФСФР России (Банка России) в рамках осуществления своих надзорных функций запрашивать и получать информацию о лицах, которые прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц), самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) микрофинансовой организации, имеют право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал микрофинансовой организации.

6. Часть четвертая статьи 4.2 Закона N 151-ФЗ устанавливает правило, ограничивающее распоряжение участником микрофинансовой организации принадлежащим ему количеством голосов.

Так, если вышеуказанное уведомление не получено клиринговой организацией (хотя существуют основания для его направления) или из него следует, что соответствующее лицо не соответствует установленным требованиям, такое лицо может распоряжаться только количеством голосов, не превышающим 10% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал клиринговой организации.

При этом остальные акции (доли), принадлежащие ему, при определении кворума для проведения общего собрания участников клиринговой организации не учитываются.

 

Статья 5. Приобретение статуса микрофинансовой организации

Комментарий к статье 5

1. В комментируемой статье Закона N 151-ФЗ определен порядок приобретения статуса микрофинансовой организации.

2. В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 151-ФЗ юридическое лицо приобретает статус микрофинансовой организации, то есть право осуществлять микрофинансовую деятельность, со дня внесения ФСФР России сведений о нем в реестр.

Таким образом, для получения права на осуществление микрофинансовой деятельности юридическому лицу нет необходимости получать специальное разрешение (лицензию).

Отметим, что аналогичный порядок получения разрешения на осуществление деятельности был известен действующему законодательству и ранее. Так, согласно части 2 статьи 15 Закона «О кредитных историях» юридическое лицо вправе осуществлять деятельность в качестве бюро кредитных историй только после внесения записи о нем в государственный реестр бюро кредитных историй.

В части 1 статьи 5 Закона N 151-ФЗ законодатель еще раз перечислил те организационно-правовые формы юридического лица, в которых должно быть создано юридическое лицо, претендующее на статус микрофинансовой организации.

Таковыми являются:

фонд;

автономная некоммерческая организация;

учреждение (за исключением бюджетного учреждения);

некоммерческое партнерство;

хозяйственное общество или товарищество.

Юридическое лицо утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения уполномоченным органом указанных сведений из реестра.

Однако это не означает прекращения самого юридического лица.

3. Согласно части 2 статьи 5 Закона N 151-ФЗ одним из основных правовых последствий приобретения юридическим лицом статуса микрофинансовой организации является приобретение всех прав и обязанностей, которые предусмотрены статьей 9 Закона N 151-ФЗ.

Такие права и обязанности юридическое лицо приобретает со дня получения статуса микрофинансовой организации.

Соответственно, микрофинансовая организация теряет все права и обязанности, предусмотренные статьей 9 Закона N 151-ФЗ, после исключения сведений о юридическом лице из реестра.

При этом следует отметить, что при исключении сведений о юридическом лице из реестра по основаниям, установленным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 7 Закона N 151-ФЗ, все ранее заключенные таким юридическим лицом договоры микрозайма сохраняют силу.

4. Как следует из части 3 статьи 5 Закона N 151-ФЗ, статус микрофинансовой организации может получить то юридическое лицо, которое создано в соответствии с законодательством РФ, в том числе зарегистрировано в качестве юридического лица.

Под государственной регистрацией юридических лиц понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в Единым государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о юридических лицах.

К таким сведениям в соответствии со статьей 5 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <33> относятся:

———————————

<33> РГ. 2001. N 153 — 154; СЗ РФ. 13.08.2001. N 33 (часть I). Ст. 3431; ПГ. 2001. N 152 — 153.

 

1) наименование (полное, сокращенное, фирменное);

2) организационно-правовая форма;

3) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

4) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

5) сведения об учредителях (участниках) юридического лица;

6) сведения о правопреемстве — для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

7) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица;

8) способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей и т.д.) и некоторые другие сведения.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводится в соответствии с ГК РФ и вышеуказанным законодательным актом.

Органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, является ФНС России.

Согласно Закону «О некоммерческих организациях» государственная регистрация некоммерческих организаций имеет свои особенности. Государственную регистрацию осуществляет ФНС России. Однако решение о государственной регистрации некоммерческих организаций принимается Минюстом России, в том числе в лице его территориальных органов.

Государственной регистрации подлежат и любые изменения, происходящие с юридическим лицом.

5. В части 4 статьи 5 Закона N 151-ФЗ установлен перечень документов и сведений, которые необходимо представить ФСФР России юридическому лицу (заявителю), претендующему на получение статуса микрофинансовой организации.

В пункте 7 Порядка ведения реестра установлено, что для включения сведений о юридическом лице в реестр данное юридическое лицо представляет в ФСФР России на бумажном носителе заявление о внесении сведений о юридическом лице в реестр.

Такое заявление должно быть подписано руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом с указанием должности уполномоченного лица, а также фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства и контактных телефонов заявителя.

К заявлению прикладываются по описи следующие документы и сведения:

копия учредительных документов юридического лица;

копия решения о создании юридического лица и об утверждении его учредительных документов;

копия решения об избрании (о назначении) органов управления юридического лица с указанием их состава на день представления документов в уполномоченный орган;

сведения об учредителях юридического лица по форме, соответствующей приложению 1 к Порядку ведения реестра, в том числе:

полное наименование учредителя (участника) — юридического лица либо фамилия, имя, отчество (если последнее имеется) учредителя (участника) — физического лица;

ИНН учредителя (участника);

фамилия, имя, отчество (если последнее имеется) руководителя учредителя (участника) — юридического лица либо паспортные данные учредителя (участника) — физического лица;

реквизиты учредителя (участника);

размер участия учредителя (участника) в уставном капитале;

сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иного равного по юридической силе документа, подтверждающих правовой статус учредителя — иностранного юридического лица (для юридических лиц с иностранными учредителями).

Также по инициативе заявителя в ФСФР России представляются оригинал квитанции об уплате государственной пошлины за внесение сведений в реестр и копия свидетельства о его государственной регистрации в качестве юридического лица.

ФСФР России рассматривает представленный комплект документов и сведения и вносит в реестр сведения о юридическом лице в течение четырнадцати рабочих дней со дня их представления.

Если заявитель по собственной инициативе не представил копию свидетельства о его государственной регистрации в качестве юридического лица, то ФСФР России при рассмотрении заявления запрашивает в ФНС России сведения о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица.

6. Часть 5 статьи 5 Закона N 151-ФЗ устанавливает требование к содержанию учредительных документов некоммерческой организации, претендующей на приобретение статуса микрофинансовой организации.

В учредительные документы таких организаций должно быть включено положение о том, что микрофинансовая деятельность является одним из видов деятельности, осуществляемых некоммерческой организацией.

Также в них должны быть включены сведения о направлениях использования доходов, полученных от осуществления микрофинансовой деятельности. При этом пункт 5 статьи 5 Закона N 151-ФЗ определяет и сами направления их использования.

Такие доходы должны направляться некоммерческой организацией на осуществление микрофинансовой деятельности и ее обеспечение, в том числе на погашение полученных микрофинансовой организацией кредитов и (или) займов и процентов по ним, на иные социальные цели либо благотворительные, культурные, образовательные или научные цели.

7. Часть 6 статьи 5 Закона N 151-ФЗ предписывает иностранным юридическим лицам, претендующим на приобретение статуса микрофинансовой организации, представлять в уполномоченный орган документы на своем государственном (официальном) языке с переводом на русский язык и удостоверенные в установленном порядке.

8. Согласно части 7 статьи 5 Закона N 151-ФЗ уполномоченный орган при отсутствии оснований для отказа во внесении в реестр сведений о юридическом лице вносит сведения о юридическом лице в реестр.

В пункте 13 Порядка ведения реестра установлено, что при внесении сведений о юридическом лице в реестр юридическому лицу присваивается 15-разрядный номер записи в реестре, имеющий следующую структуру:

 

┌──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┐

│ 1│ 2│ 3│ 4│ 5│ 6│ 7│ 8│ 9│10│11│12│13│14│15│,

└──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┘

 

где:

1 — 2 разряды — признак отнесения юридического лица к организационно-правовой форме согласно Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (по ОКОПФ);

3 — 4 разряды — две последние цифры года;

5 — 7 разряды — кодовое обозначение федерального округа Российской Федерации, установленное в соответствии с Общероссийским классификатором экономических регионов (по ОКЭР);

8 — 9 разряды — кодовое обозначение субъекта Российской Федерации, установленное в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОКАТО;

10 — 15 разряды — порядковый номер записи, внесенной в реестр.

После внесения сведений о юридическом лице в реестр ФСФР России выдает заявителю свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.

9. В части 8 статьи 5 Закона N 151-ФЗ установлено, что форма свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в реестр устанавливается уполномоченным органом.

Такая форма установлена Порядком ведения реестра (приложение 2).

10. Поскольку микрофинансовая организация, является организацией, обладающей специальной компетенцией, часть 9 статьи 5 Закона N 151-ФЗ устанавливает и исключительное право юридического лица, получившего статус микрофинансовой организации, использовать в своем наименовании словосочетание «микрофинансовая организация».

Соответственно, юридические лица, не имеющие соответствующего статуса, не могут использовать в своем наименовании словосочетание «микрофинансовая организация».

Следует отметить, что аналогичные требования применяются к наименованию других специализированных организаций, например банков (статья 7 Закона «О банках и банковской деятельности»), бюро кредитных историй (часть 4 статьи 15 Закона «О кредитных историях») и др.

11. Часть 10 статьи 5 Закона N 151-ФЗ обязывает микрофинансовые организации информировать уполномоченный орган об изменениях, внесенных в их учредительные документы, в 30-дневный срок со дня государственной регистрации этих изменений.

Такое же требование об обязательном информировании уполномоченного органа об изменениях, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также в иные сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, установлено статьями 4 и 18 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с требованиями статьи 5 указанного законодательного акта юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о нем обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения — территориальный орган ФНС.

Таким образом, в силу требований Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и пункта 10 статьи 5 Закона N 151-ФЗ микрофинансовая организация при внесении изменений в учредительные документы обязана в трехдневный срок сообщить об этом в соответствующий территориальный орган ФНС России, а в течение тридцати дней — в уполномоченный орган.

В случае изменения сведений о микрофинансовой организации как о юридическом лице, не связанных с изменениями учредительных документов, сообщение в уполномоченный орган не направляется.

Информирование о подобных изменениях осуществляется только в отношении территориального органа ФНС России.

Пример. Автономное учреждение Республики Калмыкия «Центр развития предпринимательства» (далее — истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Петруеву Юрию Стальевичу (далее — ответчик, предприниматель) о взыскании 1371757 руб., из них: 800000 руб. основного долга по договору займа, 12519,67 руб. процентов за пользование займом, 549333,34 руб. договорной пени, 9904,65 руб. неустойки за несвоевременную уплату процентов за пользование займом, а также о взыскании расходов на оплату госпошлины в размере 26717,58 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.11.2012 с ответчика в пользу истца взыскано 800000 руб. задолженности, 12519,67 руб. процентов за пользование займом, 9904,65 руб. неустойки (пени) за несвоевременную уплату процентов за пользование займом, 73244,44 руб. договорной пени и 26717,58 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору займа. Наличие и размер задолженности подтверждены материалами дела. Размер договорной пени уменьшен судом по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе предприниматель просит решение суда от 26.11.2012 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. По мнению заявителя, договор займа является недействительной (ничтожной) сделкой, поскольку заем предоставлен истцом в нарушение требований Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» в отсутствие необходимого статуса микрофинансовой организации.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба предпринимателя не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела и установлено судом, учреждение (заимодавец) и предприниматель (заемщик) заключили договор займа от 08.06.2011 N 11/85, по условиям которого истец обязался передать ответчику денежные средства в общей сумме 800000 руб., а ответчик обязался возвратить истцу сумму займа и уплатить проценты за пользование займом в размере 10% годовых до 07.06.2012 (том 1, л.д. 11 — 15).

Истец исполнил предусмотренные договором обязательства, перечислив истцу денежные средства в сумме 800000 руб. на основании платежных поручений от 08.06.2011 N 327 и от 16.06.2011 (том 1, л.д. 26, 28).

Ответчик обязательства по возврату займа и уплате процентов за пользование займом в установленные договором сроки не исполнил, претензию (требование) истца от 04.07.2012 N 362 оставил без внимания.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что факты предоставления учреждением предпринимателю займа в заявленном объеме и ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств в части своевременного возврата заемных средств подтверждены материалами дела, доказательств уплаты основного долга, процентов за пользование займом, неустойки за просрочку возврата займа ответчиком в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено. Вместе с тем, учитывая явную несоразмерность начисленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства ответчиком, к требованию о взыскании с ответчика договорной неустойки за просрочку возврата займа суд по заявлению ответчика посчитал необходимым применить положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшить размер договорной пени до 73244,44 руб.

Выводы арбитражного суда первой инстанции в части взыскания с ответчика суммы основного долга и процентов за пользование займом являются обоснованными и соответствующими нормам действующего законодательства.

Ответчик, обратившись в суд с апелляционной жалобой, возражений относительно взысканной суммы долга, размера процентов и неустойки не заявил, доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, не представил.

В таком случае подлежит применению часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Довод подателя жалобы о недействительности (ничтожности) сделки не принимается.

Судом проверен договор займа на предмет его соответствия требованиям Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 N 10262/11.

В уставе учреждения закреплено, что основной целью его деятельности являются поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства (том 1, л.д. 39 — 45).

Уставом предусмотрено, что при осуществлении своей деятельности учреждение вправе оказывать субъектам малого и среднего предпринимательства на возвратной основе финансовую помощь, предоставлять краткосрочные займы за счет средств учреждения.

Из материалов дела видно, что размер процентов по оспариваемому договору займа составляет 12519,67 руб., что не превышает ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату заключения договора займа — 08.06.2011 (7,75 процентов годовых).

Изложенное позволяет сделать вывод, что учреждение заключило договор займа с предпринимателем в целях предоставления ему финансовой поддержки, а не извлечения прибыли, что не противоречит уставным целям и задачам учреждения, а также требованиям Федерального закона «О некоммерческих организациях» и Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В качестве основания для отмены решения суда заявитель жалобы указывает, что заем предоставлен истцом в нарушение требований Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» в отсутствие необходимого статуса микрофинансовой организации.

Данный довод подлежит отклонению.

В пункте 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству его условий.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно статье 173 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями его деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

Таким образом, по указанным в жалобе основаниям сделка не может быть признана ничтожной, она является оспоримой. При этом заемщик исходя из буквального толкования статьи 173 Гражданского кодекса Российской Федерации не относится к числу лиц, которые могут быть надлежащими истцами по данной категории споров.

По смыслу статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации договор займа является реальной сделкой, и по спорам, возникающим из неисполнения обязательств, истец должен доказать лишь факт передачи денег. Заемщик же может оспорить требование заимодавца в случае представления доказательств безденежности совершенной сделки (статья 812 ГК РФ).

В данном случае установлено, что денежные средства ответчиком от истца получены.

Отсутствие регистрации истца (заимодавца) в качестве микрофинансовой организации не может являться основанием для признания сделки займа противоречащей закону. В Федеральном законе «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» таких последствий не предусмотрено. Основными целями принятия данного Закона являются регулирование деятельности микрофинансовых организаций и осуществление государственного контроля над ними.

С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции правильным. При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, доказательствам по делу дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика.

Руководствуясь статьями 266 — 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд постановил решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.11.2012 по делу N А22-1627/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Калмыкия.

 

Статья 6. Отказ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций

Комментарий к статье 6

1. В комментируемой статье Закона N 151-ФЗ установлен перечень оснований для отказа во внесении сведений о юридическом лице в реестр.

2. Как следует из части 1 статьи 6 Закона N 151-ФЗ, оснований для отказа во внесении сведений о юридическом лице в реестр всего четыре.

В частности, ФСФР России имеет право отказать во внесении сведений о юридическом лице в реестр по следующим основаниям:

представленные документы не соответствуют требованиям Закона N 151-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых документов;

представлен неполный комплект документов либо представлены документы, содержащие недостоверную информацию;

в течение года, предшествующего дате подачи заявления о внесении сведений о юридическом лице в реестр, сведения об этом юридическом лице были исключены из реестра по причине неоднократного в течение календарного года нарушения Закона N 151-ФЗ и (или) утвержденных микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов;

органы управления и учредители (участники) юридического лица не соответствуют требованиям Закона N 151-ФЗ, установленным в статьях 4.1 и 4.2 (см. комментарий к соответствующим статьям).

Отметим, что перечень оснований для отказа во внесении сведений о юридическом лице в реестр является закрытым.

3. Часть 2 статьи 6 Закона N 151-ФЗ определяет, что решение об отказе во внесении сведений о юридическом лице в реестр должно быть мотивированным.

Решение об отказе во внесении сведений в реестр оформляется в письменной форме. Оно должно содержать мотивированное обоснование отказа с указанием всех причин, явившихся основанием для него.

Решение об отказе во внесении сведений в реестр направляется заявителю не позднее четырнадцати рабочих дней со дня получения ФСФР России полного комплекта документов, представление которых необходимо для внесения сведений о юридическом лице в реестр.

4. Часть 3 статьи 6 Закона N 151-ФЗ закрепляет право заявителя обжаловать решение уполномоченного органа об отказе во внесении сведений о юридическом лице в реестр, а также непринятие уполномоченным органом в установленный срок решения о включении сведений о юридическом лице в реестр.

Вообще право на обжалование действий или бездействия государственных органов относится к конституционным правам (статья 46 Конституции РФ).

Применительно к части 3 статьи 6 Закона N 151-ФЗ под действием уполномоченного органа понимается принятие его руководителем решения об отказе во внесении сведений о юридическом лице в реестр. Это решение, как уже говорилось выше, оформляется в письменной форме с обязательным указанием оснований отказа. Под бездействием понимается невыполнение в установленные Законом N 151-ФЗ сроки необходимых действий.

В силу части 3 статьи 198 АПК РФ заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 указанной статьи).

В заявлении должны быть также указаны:

наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 1 статьи 199 АПК РФ).

К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК РФ (часть 2 указанной статьи).

Дела об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Данный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса. Основание — абзац 1 части 1 статьи 200 АПК РФ.

Арбитражный суд, установив, что действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными. Это следует из части 2 статьи 201 АПК РФ.

 

Статья 7. Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций

Комментарий к статье 7

1. В комментируемой статье Закона N 151-ФЗ установлены основания и порядок исключения сведений о юридическом лице из реестра.

2. В части 1 статьи 7 Закона N 151 установлены в общей сложности четыре основания, по которым уполномоченный орган имеет право исключить сведения о юридическом лице из реестра.

Во-первых, микрофинансовая организация может быть исключена из реестра по собственной инициативе.

Для этого необходимо направить в уполномоченный орган заявление об исключении сведений о такой организации из реестра, приложив к нему свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр.

Согласно части 4 статьи 7 Закона N 151-ФЗ в этом случае юридическое лицо теряет статус микрофинансовой организации со дня представления в уполномоченный орган соответствующего заявления.

Однако при этом следует отметить, что юридическое лицо имеет право продолжать осуществлять свою уставную деятельность, поскольку исключение из реестра не влечет исключения из ЕГРЮЛ.

Кроме того, Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не содержит в числе оснований для ликвидации юридического лица утрату статуса микрофинансовой организации.

Таким образом, по общему правилу наличие или отсутствие статуса микрофинансовой организации влияет на наличие или отсутствие права осуществлять микрофинансовую деятельность, но никак не влияет на факт существования юридического лица, за исключением случаев, когда юридическое лицо создается в целях осуществления микрофинансовой деятельности как основной.

Во-вторых, микрофинансовая организация может быть исключена из реестра принудительно путем вынесения решения ФСФР России в случае неоднократного в течение календарного года нарушения Закона N 151-ФЗ, иных нормативных правовых актов и (или) утвержденных микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов.

Согласно части 4 статьи 7 Закона N 151-ФЗ в этом случае юридическое лицо теряет статус микрофинансовой организации со дня принятия ФСФР России соответствующего решения.

В-третьих, микрофинансовая организация может быть исключена из реестра из-за несоответствия органов управления требованиям Закона N 151-ФЗ, установленным в статье 4.1.

В-четвертых, микрофинансовая организация может быть исключена из реестра ввиду ее ликвидации как юридического лица.

Согласно части 4 статьи 7 Закона N 151-ФЗ в этом случае юридическое лицо теряет статус микрофинансовой организации со дня ликвидации микрофинансовой организации как юридического лица.

Пункт 12 Порядка ведения реестра устанавливает, что ФСФР России вносит запись об исключении сведений о микрофинансовой организации из реестра не позднее 14 рабочих дней с даты:

поступления в ФСФР России заявления об исключении сведений о микрофинансовой организации из реестра;

принятия решения об исключении сведений о микрофинансовой организации из реестра;

поступления в ФСФР России сведений о ликвидации микрофинансовой организации.

3. Как следует из смысла части 2 статьи 7 Закона N 151-ФЗ, перечень оснований, по которым уполномоченный орган может принять решение об исключении сведений о юридическом лице из реестра, является закрытым.

Таким образом, никакие иные основания не могут стать причиной лишения юридического лица статуса микрофинансовой организации.

4. Часть 3 статьи 7 Закона N 151-ФЗ наделяет юридическое лицо, сведения о котором исключены из реестра, правом на обжалование таких действий ФСФР России в судебном порядке.

Такое право относится к конституционным правам (статья 46 Конституции РФ). Применительно к части 3 статьи 7 Закона N 151-ФЗ под действием ФСФР России понимается принятие его руководителем решения об исключении сведений о юридическом лице из реестра.

Часть 3 статьи 7 комментируемого Закона еще раз закрепляет право заинтересованных лиц на обжалование в судебном порядке исключения сведений.

Главой 24 АПК РФ устанавливается порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Применительно к части 3 статьи 7 комментируемого Закона под действием уполномоченного органа понимается принятие его руководителем решения об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций.

Причиной возбуждения производства по таким делам является заявление лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

По общему правилу исковое заявление предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения ответчика.

Статья 200 АПК РФ устанавливает срок судебного разбирательства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, который не должен превысить три месяца со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, если иной срок не установлен федеральным законом. В этот срок включаются также сроки на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иное не установлено законом. Однако указанный трехмесячный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

5. В части 5 статьи 7 Закона N 151-ФЗ установлена весьма примечательная норма, согласно которой при потере юридическим лицом статуса микрофинансовой организации (добровольно или принудительно) все ранее заключенные им договоры микрозайма сохраняют свою силу.

Указанная норма Закона N 151-ФЗ существенным образом отличает микрофинансовые организации от других финансовых организаций, в частности от банков и страховых организаций.

Так, согласно пункту 1 части 9 статьи 20 Закона «О банках и банковской деятельности» при отзыве лицензий у банка срок исполнения обязательств банка, возникших до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций, считается наступившим с момента отзыва лицензии.

В свою очередь, в пункте 7 статьи 32.8 Закона «Об организации страхового дела в РФ» <34> установлено, что обязательства страховых организаций при отзыве лицензии подлежат передаче другому страховщику.

———————————

<34> РГ. 1993. N 6.

______________________

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 2. УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИКРОФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Глава 3. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Глава 4. РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code