ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗЕМЕЛЬ

Общие правила приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, установлены в ст. 28 Кодекса. В ЗК 1991 г. порядок предоставления земельных участков определялся статьями гл. V и рядом других статей. Как будет показано далее, нормы ст. 28 Кодекса решают соответствующие вопросы иначе, чем в прежнем земельном законодательстве.

В п. 1 ст. 28 определены права, на которых земельные участки могут предоставляться гражданам и юридическим лицам. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 Кодекса.

В собственность или аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам с учетом положений ст. 15 и 22 Кодекса.

Следует обратить внимание на то, что в постоянное (бессрочное) пользование такие земельные участки могут быть предоставлены только юридическим лицам, причем не любым, а лишь тем, которые указаны в п. 1 ст. 20 Кодекса (т.е. государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий), а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Вводного закона все прочие юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами ст. 36 Кодекса. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность до 01.01.2015 по ценам, предусмотренным соответственно п. 1 и 2 ст. 2 Вводного закона.

Содержание понятия «переоформление права на земельный участок» раскрыто в примечании к ст. 3 Вводного закона. Административная ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность установлена ст. 7.34 КоАП РФ. За административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

После введения в действие Кодекса земельные участки в постоянное пользование гражданам не предоставляются, но если такое право возникло у гражданина до даты официального опубликования Кодекса, то данное право сохраняется. При этом граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться указанными земельными участками (см. ст. 20 Кодекса).

На праве безвозмездного срочного пользования земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут предоставляться как гражданам, так и юридическим лицам с соблюдением правил ст. 24 Кодекса.

Особенность ст. 28 Кодекса состоит и в том, что эта статья не относит право пожизненного наследуемого владения к числу прав, на которых гражданам могут предоставляться земельные участки. Согласно п. 1 ст. 21 Кодекса, предоставление земельных участков гражданам на указанном праве после введения в действие Кодекса не допускается. Однако если право пожизненного наследуемого владения было приобретено гражданином до введения в действие Кодекса, то оно сохраняется. При этом распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на такой участок по наследству. Граждане, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, вправе приобрести их в собственность.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Вводного закона оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям, сроком не ограничивается.

Правила п. 1 ст. 28 применяются с учетом ограничений, предусмотренных в главах III, IV, в ст. 27 и ряде других статей Кодекса, а также во Вводном законе.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства и целей, не связанных со строительством, определяется ст. 30 — 32, 34 Кодекса. Целесообразно обратить внимание на то, что при введении в действие нового ГрК РФ Кодекс был дополнен статьями, определяющими особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 30.1), и особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 30.2).

Следует также иметь в виду, что помимо норм гл. 17 ГК РФ, ст. 28 и других статей гл. V Кодекса возникновение прав на землю регулируют и другие нормативные правовые акты.

Пункт 2 ст. 28 Кодекса, основываясь на принципе платности землепользования (см. подп. 7 п. 1 ст. 1 Кодекса), устанавливает общее правило о платном предоставлении в частную собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях стимулирования жилищного и иного строительства пункт 4 ст. 28 Кодекса установил норму, которая содержит исчерпывающий перечень случаев, когда допускается отказ в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В других, помимо указанных трех случаев, отказ в предоставлении таких земельных участков для строительства не допускается. Фактически в п. 4 ст. 28 Кодекса установлен прямой запрет для отказа в предоставлении названных в нем земельных участков. Виновные в нарушении данного запрета должностные лица, в зависимости от обстоятельств дела, могут быть привлечены к дисциплинарной или уголовной ответственности.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. В связи с этим напомним, что изъятые из оборота земельные участки перечислены в п. 4 ст. 27 Кодекса. Запреты на приватизацию отдельных видов земельных участков устанавливаются Кодексом (см., например, п. 12 ст. 85, п. 6 ст. 95) и другими федеральными законами. Основные правила о резервировании земель содержатся в ст. 70.1 Кодекса.

Специальная норма п. 5 ст. 28 Кодекса ограничивает действие общего правила, предусматривающего возможность бесплатного предоставления в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (см. второе предложение п. 2 ст. 28). Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии со ст. 28 земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается Кодексом. Бесплатное предоставление таких земельных участков в собственность иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства не допускается ни при каких обстоятельствах.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса (см. ст. 29 Кодекса).

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам. Применительно к участкам, входящим в состав государственной собственности, соответствующей компетенцией обладают: в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительство РФ; в отношении земель, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, — глава администрации (или) правительства субъекта Федерации. Материалы для принятия решений готовят соответствующие органы, осуществляющие управление земельными ресурсами.

Предоставление земельных участков, относящихся к муниципальной собственности, осуществляют главы местных администраций. Предоставление земельных участков для объектов капитального строительства осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с утвержденными генеральными планами поселений, на территории которых предусматривается строительство. Предварительная градостроительная проработка осуществляется местными органами архитектуры и градостроительства на основе утвержденной градостроительной проектно-планировочной документации.

Составление необходимой землеотводной документации с подготовкой проекта решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или реконструкции объекта по варианту размещения, согласованному местными органами архитектуры и градостроительства, осуществляется местными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

____________________

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code