ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗЕМЕЛЬ

Основные правила образования земельных участков установлены в ст. 11.2 Кодекса. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельного участка представляет собой создание нового объекта недвижимого имущества в результате: а) преобразования существующих земельных участков путем их раздела, объединения, перераспределения или выдела из них нового земельного участка; б) образования нового земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Специальные правовые нормы, регулирующие образование земельных участков из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены в ст. 11.3 Кодекса.

Образование земельного участка осуществляется в процессе землеустройства путем определения границ образуемого участка в установленном порядке <1>.

———————————

<1> Об общих правилах образования земельных участков см. подробнее: Земельные участки: новые правила образования и изменения границ. Второе издание, доп. и перераб. / М.Ю. Тихомиров. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2014 (http://www.urkniga.ru).

 

Статья 11.3 Кодекса регулирует образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Указанные нормы обладают приоритетом по отношению к общим нормам Кодекса, посвященным образованию земельных участков (см. ст. 11.2 Кодекса).

По общему правилу п. 1 ст. 11.3 Кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, осуществляющих предоставление земельных участков (см. ст. 29 Кодекса). Исключениями из этого общего правила являются случаи:

1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;

2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;

3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с ГрК РФ принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;

4) перераспределения земельных участков в соответствии со ст. 11.7 Кодекса;

5) иные предусмотренные федеральными законами случаи.

Таким образом, по общему правилу п. 1 ст. 11.3 Кодекса юридическим основанием образования земельных участков из государственных или муниципальных земель являются решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Кодекса.

Случаи, когда указанное общее правило не применяется (т.е. образование земельных участков происходит не на основании решений соответствующих государственных или муниципальных органов), предусмотрены в подп. 1 — 5 п. 1 ст. 11.3 Кодекса. Перечень таких случаев не является исчерпывающим, так как федеральными законами могут быть предусмотрены и иные случаи.

Раздел земельных участков производится по правилам ст. 11.4 Кодекса.

Образование земельных участков из участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с ГрК РФ принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории (см. ст. 46.2 ГрК РФ), осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (см. п. 7 ст. 11.2 Кодекса).

В соответствии с п. 4 ст. 11.7 Кодекса в случаях, указанных в п. 3 этой же статьи, перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашений между собственниками земельных участков, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 Кодекса.

В письме Министерства экономического развития РФ от 03.04.2009 N Д23-888 «По вопросам согласования местоположения границ земельных участков» указано, что в случаях образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии необходимости уточнения местоположения границ смежных, учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участков, согласование местоположения границ в порядке, установленном ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» <1>, не проводится и акт согласования местоположения границ земельных участков в межевой план не включается.

———————————

<1> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017 (с последующими изменениями и дополнениями).

 

В данном случае образование земельных участков осуществляется в соответствии с нормами Кодекса, согласно которым до проведения кадастровых работ разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Таким образом, в указанном случае местоположение границы образуемого земельного участка согласовывается органом местного самоуправления на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 ст. 11.3 Кодекса, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, обозначенных в п. 1 указанной статьи, необходимы следующие документы:

1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;

2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

В случае, если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов.

Иными словами, решения об образовании земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть приняты исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления: а) по собственной инициативе; б) по инициативе субъектов прав на исходные земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, на основании заявлений указанных субъектов. В последнем случае применяются императивные требования п. 2 и 3 ст. 11.3 Кодекса о приложениях к таким заявлениям.

Однако следует учитывать, что землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче указанного выше заявления обязаны прилагать к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки не во всех случаях.

Дело в том, что Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1> ст. 11.3 Кодекса дополнена пунктом 2.1, по смыслу которого исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают кадастровые паспорта образуемых земельных участков (кадастровый паспорт образуемого земельного участка) в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).

———————————

<1> СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3880 (с последующими изменениями и дополнениями).

 

Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Пункт 4 ст. 11.3 Кодекса в императивных нормах определяет обязательные требования к содержанию решений исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления об образовании земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В решениях об образовании земельных участков должны быть указаны:

реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (при наличии таких документов);

сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, в том числе сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их целевом назначении и о разрешенном использовании, а также кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки).

Приведенный перечень сведений, которые должны быть указаны в решениях об образовании земельных участков, следует считать исчерпывающим.

В решениях об образовании земельных участков, указанных в п. 1 ст. 11.3 Кодекса, может быть указано полномочие правообладателя земельного участка, из которого при разделе или объединении образуются земельные участки, на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемые земельные участки. При этом выдача исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 Кодекса, правообладателю земельного участка доверенности на совершение указанных действий не требуется.

Таким образом, в случаях, когда в решениях исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления об образовании земельных участков из государственных или муниципальных земель указано названное в п. 5 ст. 11.3 Кодекса полномочие правообладателя исходного земельного участка, такое полномочие основывается на законе. Поэтому соответствующий правообладатель вправе без доверенности обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о государственной регистрации права собственности на образуемые земельные участки.

____________________

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code